Игрушка про благородных рыцарей
АрхивМультимедиа, игрыStronghold – удачная комбинация лучших деталей из экономических стратегий и военных RTS
Наполеоновские амбиции и обостренная мания величия — основные инстинкты для любого фаната стратегических игр. Судьбы мира, будущее цивилизаций, кровь, пот и ликование подданных пейзанов, зависть выдуманных врагов и восхищение анимированной Дульсинеи — все подвластно твоей мышке. Достаточно выбрать уровень попроще, выписать на бумажку все ценные читы и захватить этот компьютерный мир средних веков.
Stronghold предлагает на несколько часов стать доблестным британским сыном прославленного отца. Чтобы быть достойным голубых кровей, нужно объединить под своим началом разрозненные англо-саксонские земли, посеять ужас в душах мятежных соседей, воспарить к вершинам исторической славы и, в качестве бонуса, посмотреть невероятно реалистичную заставку.
Сюжет незамысловат, но очарователен. Средневековая Англия поделена подлыми недоносками, погубившими твоего отца, на четыре разрозненных графства. Мальчишеское желание восстановить справедливость и обелить поруганную честь гонит тебя в освободительный поход. Но единственное, чем могут помочь старые друзья отца — так это нелепые советы перед началом очередной миссии. Политическая конъюнктура существовала и тогда. Сражаться, как всегда, приходится одному. И, как всегда, с энной попытки добро все-таки побеждает зло.
Однозначность такого сценария немного удручает. Примерить роль мальчиша-плохиша не удается ни при каком раскладе. Все попытки нашей редакции играть за графство Змеи или сотрудничать с Крысой компьютером были не поняты. Упрямые разработчики игры лишили нас удовольствия инфернального пира на территории туманного Альбиона. Stronghold — игрушка про благородных рыцарей.
Тем не менее, играть интересно. Трехмерная карта сражений с возможностью поворота камеры на 360 градусов, реалистичный пейзаж, шустрые юниты и правдоподобные масштабы крепостей, ферм, мельниц и трактиров. Привычный для таких игр движок и управление. Чувствуешь себя уютно без занудных мануалов и пижонских рецензий.
Общее настроение игры не такое «взрывное» как в Battle Realms —Stronghold, скорее, созидательная игра. Можно вообще отказаться от батальных кампаний и играть только экономическую игру. Это немного скучновато, но можно натренировать свои управленческие мускулы для турнирных боев с компьютером или, что гораздо интереснее, с друзьями.
Экономическая модель Stronghold неплохо сбалансирована. Здесь нельзя сосредоточить весь производственный потенциал, например, только на продовольствии, и остальные виды ресурсов покупать на рынке. В некоторых миссиях включается запрет на торговлю лесом и тогда начинается ожесточенная «борьба за урожай». Вражеская пехота перестает штурмовать стены твоей цитадели, а берет крепость в осаду и уничтожает лесорубки. Без лесорубок нет лучников, а без лучников невозможно противостоять маленьким трусливым человечкам, которые прячутся под самыми стенами крепости с большими лестницами в руках и помогают пехоте забираться на башни и барбаканы.
Да и вообще модель экономики, основанную на торговле, в «Цитадели» использовать не удобно — высокая трудоемкость добычи ресурсов и низкие рыночные цены тормозят военно-промышленный комплекс. Натуральное хозяйство стабильнее.
Stronghold — удачная комбинация лучших деталей из экономических стратегий и военных RTS. Создать боеспособную армию или построить стабильную многоуровневую оборону в «Цитадели» не возможно, имея на складе только силос или золото, как во многих современных стратегиях. Для производства юнитов нужны совместные усилия мастеровых различного профиля. Только когда на складе появляется достаточное количество руды, кожи и дерева, мастера могут сделать латы, мечи и арбалеты. Соответственно, чтобы воспитать в академии, например, конного рыцаря, нужно, помимо свободного гражданского рекрута, приручить лошадей, выковать латы, мечи или что там еще нужно и, уплатив некоторую сумму, дождаться его волшебного появления на свет. Покупать или вербовать войска, как это можно делать, например, в «Казаках», нельзя.
Времени на тренировку военных юнитов не требуется. Но комплексность экономического подхода осложняет производство. В самые напряженные моменты оборонительной деятельности, когда один мечник мог бы изменить ход всей миссии, на складе чего-то обязательно не хватает. Собирательство во время осады практически невозможно (если, конечно ресурсы не находятся на территории вашего замка), поэтому приходится совершать дерзкие контратаки или экономить в ожидании лучших времен.
Кроме того, богатство вашего склада на сложных миссиях позволяет строить действительно комплексную и реалистичную оборону с использованием нефтяных ям, которые могут поджечь лучники на башнях, кипящих котлов, которые можно выливать на штурмующих барбаканы и районов-ловушек. Особенно эффективны против пехоты клетки с собако-волками и нефтяные поля. Один лучник, если он вовремя подожжет такое поле, может уничтожить всех пехотинцев, попавших в район пожара.
Поэтому массовость атаки вовсе не гарантирует успеха. Войска должны быть сбалансированы в зависимости от задач, ландшафта и, главное, оборонительной тактики противника. В этом «Цитадель» приятно похожа на последние римейки C&C — множеством дешевой пехоты победить не удастся.
Экономическая составляющая «Stronghold», как мы уже говорили, также не терпит однобокости и торгашеского склада игрока. Все возможные ресурсы (для некоторых миссий в комплексной промышленности нет необходимости) лучше добывать сбалансировано. Это делает средневековую экономику стабильной и позволяет, в конечном счете, собирать больше налогов: разнообразие съедобных запасов делает людей счастливыми, большое количество этих запасов дает возможность увеличивать ежедневный рацион жителей замка, что, опять же, вызывает довольную улыбку на лице мудрого городского советника и пробуждает желание крестьян оплачивать милитаристские амбиции своего соверена.
Жанр: военная стратегия
Разработчик: FireFly Studios
Издатель в России: 1C.
Редакция выражает благодарность фирме 1С за предоставленный диск.