Точка перелома
АрхивНу что, самое время перечитывать бодрые статьи, сопровождавшие недолгую эпоху расцвета "экономики Интернета". Как, впрочем, и полные вселенского скепсиса эпитафии, последовавшие за обрушением пирамиды дот-комов.
Ну что, самое время перечитывать бодрые статьи, сопровождавшие недолгую эпоху расцвета «экономики Интернета». Как, впрочем, и полные вселенского скепсиса эпитафии, последовавшие за обрушением пирамиды дот-комов. Перелистывая вовсе еще не изъеденные временем страницы, можно не только вдоволь поглумиться над предсказателями бизнес-судеб, но и прийти к тривиальному выводу: юркая истина, как ящерица, всегда прячется где-то посередке.
Хорошо помню, как на одной из давних по меркам российского рынка ИТ конференций (сдается, был конец 1996 года) раздавали буклет, посвященный чудесным свойствам системы Яndex - «набору средств полнотекстовой индексации и поиска в текстовых данных с учетом морфологии русского языка». Мероприятие было ориентировано на самых что ни на есть профессиональных участников, но большинство из них недоуменно взирало на рекламный проспект, усилено пытаясь правильно прочитать хотя бы название нового проекта компании CompTek. Получалось у всех по большей части труднопроизносимое «рндекс». Не важно, что первая буква перевернута, раз остальные - латинские. К тому же наша публика была уже превосходно знакома с американским кинематографом и заграничными шрифтовыми изысками: согласно тамошней традиции, «Охота за «Красным Октябрем» Тома Клэнси ну просто обязана была в титрах именоваться «The Hunt for Яed October»…
Кажется, на той конференции ближе всех к пониманию сути явления под названием «Яндекс» оказались те, кто еще помнил перипетии бурных теоретических баталий вокруг «моделирования семантики в базах данных» и «информационно-поисковых систем», разворачивавшихся в недрах советской информатики. Труды забытых ныне математиков, философов и прикладных лингвистов периодически выплескивались на страницы умных книг и популярного тогда бюллетеня ВИНИТИ «Научно-техническая информация» (обязательно «второй серии». Журнал «НТИ» серии 1 писал о всяческой мути типа передовых достижений в библиотечном деле и в кругах серьезных теоретиков информационного поиска не котировался).
Собственно, в момент появления «Яндекса» как поисковой системы (слова «портал» в нашем языке еще не было) народ был уже далек от первобытной дикости и вовсю делился опытом эффективного поиска при помощи Altavista. А кое-кто уже догадывался, что расти Интернет будет совершенно невыносимыми темпами, а значит, задачу продуктивного поиска не просто «подходящих» по формальным признакам, а - именно необходимых документов в Сети придется решать всерьез. Разница была только в том, что от теоретических выкладок о «релевантности» и «пертинентности» поиска пора было переходить к делу, а от проектов, рождавшихся и умиравших в недрах исследовательских институтов и научных центров, - к коммерческим продуктам.
Кстати, разработчики нынешних популярных поисковых систем сумели использовать весь теоретический багаж, накопленный предшественниками. Которых, в общем-то, жаль: разрабатывая порой гениальные теории, они неизбежно упирались
в скромные возможности имевшейся техники. Честное слово, сегодня грустно читать всего лишь тринадцатилетней давности признания: «поиск информации в тексте на естественном языке чрезвычайно сложен и неформализован. Поэтому АИС 1 по существу не сможет выполнять процедуры поиска… Языки запросов и ответов также должны будут использовать естественный язык… В обозримом будущем нет оснований надеяться на организацию подобного интерфейса с ЭВМ» 2.
Но не будем увлекаться. Вся эта ностальгия, к которой сегодня многие могут присовокупить свои собственные воспоминания, навеяна конкретным и вовсе не романтическим обстоятельством: 5 ноября «Яндекс» объявил о выходе на устойчивую самоокупаемость. По предварительным планам, компания должна была достичь точки перелома в первой половине следующего года но, как сообщает официальный источник, совет директоров «Яндекса», состоявшийся в феврале этого года, волевым усилием назначил наступление окупаемости на нынешний четвертый квартал. Что и случилось.
Всех, кто в оценках Интернет-бизнеса не придерживается уж совсем крайних позиций, событие это явно тронет за живое. Но главное, «Яндекс» вышел на окупаемость вовсе не потому, что «хорошо ищет». В победной реляции компании о поиске как таковом вообще нет ни слова. Зато много говорится об «уверенном росте рекламных объемов», о «контекстно-товарной рекламе» и даже об «очереди на покупку рекламных мест».
Будем гуманны к прогнозам и их авторам! Пусть основатели теории информационного поиска не знали, что вскоре появятся доступные персоналки и Интернет. Но ведь и отцы-основатели «Яндекса», запуская проект, вряд ли видели его будущее в деталях!
Единственное исключение я бы сделал для паразитирующих на популярной теме «инвестиций в российский хайтек» гадалок любого пола и возраста. Их завывания до сих пор не привели ни к чему хорошему, в то время как сделать наш местный сектор ИТ привлекательным для серьезных и долговременных инвестиций способны лишь реальные success stories. Впрочем, никого конкретно в виду не имею. Чтобы не сглазить.
1 (обратно к тексту) - Попросту «автоматизированная информационная система».
2 (обратно к тексту) - Культовая для своего времени книга. Цаленко М. Ш. Моделирование семантики в базах данных. - М.: Наука, 1989.