Попутная машина
АрхивНе прошло и года с появления первого сотового телефона с функциями GPS-навигатора, как вслед за компанией Benefon (а именно ей до сих пор принадлежали все бытовые модели этой разновидности коммуникаторов) на рынок таких гибридов вышла фирма Garmin. Любому путешественнику известно, что это ведущий производитель GPS-оборудования, к тому же у нее уже был опыт скрещивания навигатора и КВ радиостанции, поэтому следовало ожидать, что их продукт окажется больше GPS-приемником, нежелим GSM-телефоном.
Не прошло и года с появления первого сотового телефона с функциями GPS-навигатора, как вслед за компанией Benefon (а именно ей до сих пор принадлежали все бытовые модели этой разновидности коммуникаторов) на рынок таких гибридов вышла фирма Garmin. Любому путешественнику известно, что это ведущий производитель GPS-оборудования, к тому же у нее уже был опыт скрещивания навигатора и КВ радиостанции, поэтому следовало ожидать, что их продукт окажется больше GPS-приемником, нежелим GSM-телефоном.
Внешне Garmin NavTalk GSM (за любезно предоставленный экземпляр благодарим компанию «ПРИН» — www.prin.ru) производит впечатление скорее телефона одного из прошлых поколений, чем современного устройства. Тот же Benefon ESC! от обычного телефона отличался только огромным дисплеем и откидывающейся плашкой-GPS антенны. У изделия Garmin и дисплей заметно меньше, и никаких внешних признаков наличия в нем GPS-антенны не наблюдается. Последние веяния моды сказались только в наличии джойстика, как в некоторых моделях телефонов Ericsson.
При использовании GPS-приемников довольно большой проблемой является ориентация антенны. Портативные навигаторы рассчитаны на то, что их держат в руке горизонтально. В телефонах Benefon ESC! и Track антенна крепится сверху на петле, и когда приемник лежит в кармане ее либо убирают совсем, либо откидывают на 90 градусов. Если же приходится держать аппарат в руке, то антенну раскладывают в одну плоскость с корпусом. С Garmin NavTalk все проще. Очевидно, что его GPS-антенна находится в верхней части корпуса, над динамиком. А вот то, какая у нее диаграмма направленности, осталось для меня загадкой (доставшийся мне экземпляр был предпродажным образцом, как водится, без инструкции). Попытка найти зависимость между уровнем принимаемых сигналов и ориентацией корпуса не привела к каким-либо определенным результатам. Прием сильно ухудшается в положении «вверх ногами», в остальных же навигация работала надежно. Даже лежа в кармане, NavTalk умудрялся «видеть» достаточно спутников, чтобы продолжать отслеживать мои перемещения в городе.
Приборы Garmin замечательны тем, что в них используется векторная карта местности (формата MapSource). К тому же если в ESC! можно было загрузить только 2 мегабайта растрового изображения, то NavTalk принимает до 16 мегабайт векторных данных, а это означает не просто покрытие картой большей части поверхности Земли. Карты MapSource включают сложную иерархию атрибутов для каждого изображенного на них объекта, самые продвинутые из них описывают даже топологию дорожной сети (то есть не просто содержат ее рисунок, а учитывают, например, правила движения на перекрестках) и коэффициенты, указывающие наиболее вероятную скорость движения для каждой из улиц. Благодаря этому обладатель прибора может рассчитать маршрут от одной точки города до другой и при этом выбрать, добираться ли по кратчайшей траектории или сэкономить время.
Использование даже такого экзотического стандарта карт, как MapSource, заметно облегчает существование человеку, купившему NavTalk. По умолчанию в Garmin загружена только стандартная карта мира (пользователям GPS-навигаторов Garmin она хорошо знакома), занимающая небольшую часть памяти; причем это не бесполезное бесплатное приложение. Ее детализация такова, что отображается даже МКАД и большинство городов Московской области. Помимо этого, есть множество библиотек карт в формате Map Source, в том числе для практически всей территории России. Любители делать все своими руками могут найти в Сети средства для самостоятельного изготовления карт из популярных форматов данных геоинформационных систем (правда, по отзывам людей, которые пытались это делать, такая работа весьма трудоемкая, а качество полученной карты оставляет желать лучшего).
В свое время компания Garmin купила у Palm Inc. лицензию на операционную систему PalmOS. Около года мы с нетерпением ожидали, что меню приборов станет более похожим на то, что можно увидеть в наладонниках. Этого так и не произошло. Очевидно, Garmin интересовали не интерфейсные, а какие-то внутренние решения, примененные в PalmOS, а вовсе не графический интерфейс пользователя. Так или иначе, страничное меню NavTalk почти идентично тому, что реализовано в e-Map, e-Trex и им подобных навигаторах. Для знакомого с ними пользователя это означает безболезненный переход на новое устройство, однако для телефона такая организация меню нетипична.
Основной экран совершенно чист, лишь вверху притулилась лаконичная статусная строка. Первым делом я полез в настройки, надеясь вывести на экран часы (как бы хорошо смотрелся аналоговый циферблат, как в последних моделях Siemens!) или хотя бы логотип (Garmin или оператора связи). Ничего подобного пока не предусмотрено. Надо думать, только в серийных образцах здесь будет что-то полезное, например, часть навигационной информации, cell message или (и?) меню.
Страница Settings Тут ничего удивительного, все как в любом телефоне (настройки сети, настройки звонков, запреты, перенаправления), плюс то, что есть в любом eTrex с картой (выбор системы координат, единиц измерения, режима отображения карты и т. п.). Страница Phone Записная книжка. Разработчики оценили возможности большого экрана, здесь хранится до десяти полей на одну запись. Замечательно, что одно из полей — это путевая точка. Таким образом, вместо того, чтобы записывать адрес человека, можно один раз побывать у него в гостях и занести текущее положение в записную книжку (или найти его дом на карте).
Страница PDA Конечно, до PDA прибору еще надо дорасти, но уже есть:
Страница GPS
|
Как ни странно, в приборе нет страницы для GPS-компаса. В принципе, в большинстве ситуаций карта его целиком заменяет, но бывает, что удобнее видеть крупную стрелку, показывающую направление на конечную цель путешествия, чем угадывать ориентацию крохотной пиктограммы на карте.
При работе с меню для выбора пункта следует нажимать на джойстик (он работает в вертикальном направлении как кнопка). Клавиша «menu» вызывает всплывающее контекстно зависимое меню (эдакая правая кнопка мыши, даром что находится слева). Кнопка «clr» — это и Escape и Backspace. Если же джойстик подержать нажатым больше секунды, открывается еще одно всплывающее меню, всегда одно и то же, предлагающее включить блокировку клавиатуры, включить/выключить GPS-приемник, отметить путевую точку.
Замечательная черта прибора — время автономной работы. Если GPS-приемник выключить, NavTalk работает, подобно другим современным телефонам, три-четыре дня. При включенном в наиболее энергоемком режиме спутниковом приемнике телефон прожил более восьми часов (емкость батареи указана не была, но если судить по габаритам — около 1000–1200 мАч). По этому показателю он сильно опережает Benefon ESC!.
Когда прибор был только заявлен, я ждал, что с его появлением откроется новая область применений GSM/GPS-устройств. Но экземпляр, который я держу в руках, не стал вещью из будущего. Наступление на этом фронте по-прежнему идет шеренгой, и NavTalk просто занял в ней позицию на правом фланге. В нем есть несколько существенных по сравнению с ESC! особенностей, главная из которых — карта. Однако кое-что разочаровало. В моем экземпляре не поддерживалась автоматическая передача навигационных данных через SMS. Возможности просто вставить координаты в SMS-сообщение совершенно недостаточно для реализации всего великолепия гибрида GSM+GPS. Впрочем, фирма Garmin пообещала, что в дальнейшем такая поддержка будет реализована, остается лишь дождаться соответствующей версии встроенного программного обеспечения.
Точно так же я уверен, что в окончательной версии будет поддержка какой-нибудь технологии быстрого набора текста, типа T9. Сейчас доступен лишь обычный перебор букв.
Отсутствие GPRS-расширения можно было простить пионеру этого рынка — Benefon ESC!. Сегодня это уже must have даже для обычных аппаратов бизнес-класса. При такой насыщенной информацией записной книжке возможность обмена данными между телефоном и мобильными устройствами обязана быть. Как следствие, обязан быть если уж не встроенный Bluetooth-адаптер, то хотя бы инфракрасный порт. Но ни GPRS-, ни Bluetooth-, ни IrDA-связи в этом аппарате нет и не будет.
Судя по всему, габариты аппарата позволили бы без труда разместить в корпусе разъем для SD- или XD-карточки; непонятно, почему этого не сделано. Сменная память полезна как минимум для хранения географических карт и протоколов движения. Garmin до сих пор продвигала картриджи памяти собственного стандарта. Однако они имеют довольно большие габариты, ненадежную конструкцию и обречены на забвение. Компания Magellan, главный конкурент Garmin, использует в своей продукции SD-карты.
P. S. Когда я показал NavTalk Алексею Щербакову из компании Benefon, тот сказал, что восемь часов работы — уже не рекорд. В новой серии аппаратов ESC! NT установлены энергосберегающие GPS-приемники, тоже позволяющие работать в режиме навигации более восьми часов. Мне удалось получить экземпляр этого телефона. Ни внешне, ни по экранному интерфейсу отличий от предыдущей модели не обнаружилось, да и объем памяти остался прежним. Однако ESC! NT проработал десять с половиной часов на батарее емкостью 900 мАч. К тому же выяснилось, что он прекрасно принимает GPS-сигнал, находясь в кармане куртки (правда, только в положении «экраном к себе»), так что необходимости в откидывающейся антенне вроде бы уже и нет. Соревнование продолжается.