Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Робоскоп

Архив
автор : Илья Хрупалов   24.11.2004

Я никогда не был со сканерами «на ты». Теоретически знал, что для профессионального применения существуют совершенные барабанные (практически издательский дом «Компьютерра» много лет использовал впечатляющий агрегат от Howtek) и вертикальные машины (например, от Imacon), что допустимым компромиссом в этой среде являются только профессиональные планшетные модели от Agfa и Umax.

Я никогда не был со сканерами «на ты». Теоретически знал, что для профессионального применения существуют совершенные барабанные (практически издательский дом «Компьютерра» много лет использовал впечатляющий агрегат от Howtek) и вертикальные машины (например, от Imacon), что допустимым компромиссом в этой среде являются только профессиональные планшетные модели от Agfa и Umax. Никогда не сомневался в возможностях потребительских планшетных машин (даже не прикасаясь к ним, — всегда хватало того, что демонстрировалось на презентациях) выдавать безупречно отсканированный текст и бизнес-графику, но ни разу не смог поверить в их возможности сканировать негативы и позитивы несмотря ни на какие адаптеры. Специальные слайд-сканеры обычно проходили мимо полос «Компьютерры» по причине высокой цены, — впрочем, по этой же причине в их высоких возможностях не было сомнений.

Кёльнская Photokina 2004, общий репортаж о которой мы опубликовали в «КТ» #38[562], подвела двухлетний итог для многих цифровых технологий и, одновременно, запрограммировала развитие фотоиндустрии на следующие год-полтора. Я отмечал, что классические планшетные и слайд-сканеры с массовым распространением цифровой фотографии ныне стоят у «ворот заката». Безусловно, что они ближе к концу своего славного пути, нежели к его началу, но с другой стороны, это пора лебединых песен — пора если и не технологических откровений, то определенно самого высокого инженерного слога. И я благодарен судьбе... или, точнее, наверное, своей работе, что компания Epson достучалась до моей трижды экранированной скепсисом обозревательской прошивки совершенным (Perfection) сонетом под номером 4870 и перезагрузила ее. Прежде чем перейти к подробностям, подчеркну, что в своем восторге я не одинок и мы не случайно удостоили этот прибор отдельной статьи: Perfection 4870 был признан EISA (European Imaging and Sound Association) лучшим сканером Европы на 2004-2005 годы и умудрился получить аналогичную награду от альтернативной TIPA (Technical Image Press Association). Эти консилиумы, кстати, друг друга недолюбливают, но в отношении топ-модели Epson были единодушны.
Маркетинговая формула Epson Perfection 4870 Photo начинается уже с постфикса «Photo» в названии, имеет в числителе разрешение 4800х9600 ppi (в принципе, как известно, второй множитель можно и сократить, потому что его значение близко к единице), 48-битную обработку цвета, заявленный динамический диапазон 3,8 D (напомню, достигаемый только на позитивах, но, увы, не негативах), подвижную лампу подсветки для прозрачных оригиналов (механизм перемещения в крышке), аппаратно-программную технологию Digital ICE, автоматически устраняющую в итоговых изображениях следы пыли, царапин и прочих механических дефектов не только с пленок, но и с фотографий. Повышающий коэффициент — наличие сразу двух скоростных портов USB 2.0 и IEEE1394, а также встроенный блок питания. В знаменателе — ничего кроме мелочей, о которых я скажу ниже, и цены, около 400 долларов в розницу, которая очень лояльна для машины такого уровня.

Экстерьер Perfection 4870 я не обсуждаю: дизайнеры Epson соблюдают стилевое единство для всех «совершенцев», не далеко отходя от струйных принтеров Stylus. Мне сканер почему-то напомнил регулярно демонстрируемых японских роботов с блестящими черными забралами вместо физиономии, как внешне, так и функционально — своим неподкупным автоматизмом. Приятно заправить за раз два с лишним десятка негативов, подправить кое-где и без того уже весьма точно выбранные автоматические настройки и оставить компьютер со сканером в безмолвном взаимодействии часа на три. Да, спешу подчеркнуть, реально почти безмолвное! Прежде высокопроизводительные сканеры у меня всегда ассоциировались с душераздирающим свистом шаговых механизмов, но работающий Perfection 4870 можно спокойно зарядить работой и уснуть в той же комнате (оговорюсь: будучи настоящим робоскопом, он тоже повизгивает, особенно при сканировании, но меня это только убаюкивало).

Сканирование на таком продвинутом приборе, разумеется, начинается с управляющей консоли Epson Scan, работающей из любого TWAIN-совместимого приложения (в комплекте Adobe Photoshop Elements) и предусматривающей три основных подхода: полностью автоматический (Full Auto Mode), так называемый домашний (Home Mode) и, наконец, профессиональный. В первом случае сканер роботизирует процесс максимально, даже превью не покажет, но распознает буквально все, что бы вы ни набросали на предметный стол, и оформит в отдельные сканы (доступных настроек немного, максимальное разрешение для слайдов и негативов — 1200 ppi). Домашний режим более гибок: помимо заготовленных на все случаи жизни сценариев (Photo, Positive film, Colour Negative film, BW Negative film, Illustration, Magazine, Newspaper, Text/Line art), здесь и настроек больше, и предварительный просмотр, плюс возможность включать технологии Color Restoration и Digital ICE. Профессиональный режим всемогущ, полная власть над робоскопом. Здесь есть всё. Точка с запятой. Подробности на скриншотах. Точка.

Проще, как это часто бывает, сказать, что нельзя сделать. Но без всякой тени на Epson, потому что этого нельзя сделать, пожалуй, ни в одном сканере. В частности, нельзя автоматически откропить несколько фотокарточек, лежащих на предметном столе как попало. При пакетном сканировании слайдов или негативов нельзя выбрать для каждого кадра отдельно глубину цвета и разрешение — только эффекты и тоновую коррекцию. При выборе настроек и коррекций все очень здорово, кроме одного: нельзя быстро сравнить исходный и будущий результат, как в «Фотошопе»... И нельзя по Ctrl-Z быстро откатиться от явно неудачной коррекции по цветовой пипетке.

Не люблю делать свое лицо умнее, чем есть, и гримасничать на тему цветопередачи не буду. «Если клиент интересуется ценой яхты, значит у него заведомо нет средств на ее приобретение». Так и здесь: если Perfection 4870 вам приглянется по цене и общему набору возможностей, цветопередача вас тем более не разочарует. Приведу другой аргумент: ни один обозреватель (а об этом сканере высказался уже не один десяток уважаемых людей) не сказал о ней дурного слова. Собственные комплексы любой придира сможет удовлетворить настройками, робоскоп абсолютно вменяем и свято блюдет принцип «главное — не навреди».

Аппаратно-программная технология Digital ICE — это действительно то, за что уже можно отдать 400 долларов не глядя (между прочим, ею до сих пор оснащаются далеко не все даже специализированные слайд-сканеры — например, объявленный недавно Epson F-3200 за 800 долларов не имеет DICE). Не то чтобы с ее помощью можно сканировать хоть на цементном или пивном заводе, но в домашних условиях тщательно выискивать пылинки на негативах и слайдах уже не нужно — результат впечатляет. Причем, как видно на приведенных примерах, особо крупный мусор ей действительно не по зубам, то есть осуществляется реальное сканирование в плоскости оригинала. Для сравнения, программная функция Dust Removal (одновременно их, кстати, включить нельзя) готова, в зависимости от заказанного усердия, размыть что угодно, включая и полезные резкие детали (странно, что ее нельзя включить на непрозрачных оригиналах). Способности DICE по удалению дефектов на фотографиях — поистине уникальное новшество, но явно преувеличены: трещины в эмульсии удаляются не без следа и через раз, с большой зависимостью от глубины дефекта. Перед сканированием с DICE я бы рекомендовал непрозрачные оригиналы предварительно тщательно разглаживать.

Замечу, что особой разницы между разрешением 3200 и максимальным 4800 ppi я не заметил, равно как нет особого влияния и на качество работы DICE. Чтобы не тратить вычислительные ресурсы зря, рекомендую тщательно изучить руководство пользователя на этот счет, потому что DICE, оказывается, сама по себе работает только на некоторых фиксированных разрешениях, не зависящих от выбора разрешения в настройках для результирующего файла.

Жизненные циклы галогенидо-серебряной фотографии вообще и сканеров удивительно совпали в том, что именно сейчас со страниц семейных фотоальбомов, которые составлялись в 50-80 годы прошлого века, на нас смотрит все больше выцветающих фотографий (особенно сильно это касается первых шагов цветной фотографии), и для планшетных сканеров это широкое поле деятельности, дающее им уверенное второе дыхание. Более года назад Epson одной из первых разработала технологию автоматического восстановления цвета и сейчас оснащает ею все планшетные сканеры. Модель Perfection 4870 не исключение, но, справедливости ради, надо сказать, что ее превосходные аппаратные возможности здесь не у дел, потому что, как показала практика, Color Restoration все-таки скорее чисто софтверная функция, бесплатный фильтр, уверенно работающий только на изображениях с нормальной плотностью (хотя мне откровенно понравился эффект, который Color Restoration дает при цветном сканировании увядших черно-белых снимков). Если вы новичок или просто лень — результат удовлетворит. Если вы мастер — сканируйте оригинал в чистом виде и пользуйтесь пипеткой для определения черного, белого и серого. Кстати, я также не очень поверил функциям Unsharp Mask Filter и Grain Reduction — вероятно, тоже преимущественно программным и наверняка имеющим не менее эффективные альтернативы в «Фотошопе».

Скорость сканирования прозрачных оригиналов, наверное, никогда не будет высокой настолько, чтобы дух захватывало (по крайней мере, не за эти деньги и не на потребительском столе), тем более с автоматической ретушью DICE, где требуются не только дополнительные проходы для облучения в инфракрасном свете, но и серьезный обсчет полученной информации. От типа интерфейса здесь уже мало что зависит. Если вам это о чем-нибудь скажет, я пользовал Perfection 4870 через IEEE1394 с ноутбуком на 1,13-ГГц процессоре Pentium III-M c 384 Мбайт памяти (поверьте, весьма неслабая машина), и типичная оценка самого сканера, например, на 22 кадра с разрешением 2400 ppi при 24-битном цвете и включенной технологии DICE составляет 120 минут. Я с секундомером не проверял, но в порядке драйвер не ошибается — можно смело отправляться на сеанс в кинотеатр или тренажерный зал.

Чтобы читатели не закидали меня помидорами и Epson не сильно задавалась, доложу, что сильный ответный ход сделала и Canon, выпустив модели CanoScan 9950F и 8400F. Первая — прямой конкурент Epson Perfection 4870 Photo, с тем же разрешением 4800х9600 ppi, тоже с технологией инфракрасного автоматического устранения следов пыли и царапин (FARE/QARE 3), разрядностью 48 бит и двумя интерфейсами (USB 2.0 и IEEE1394). Это, кстати, первый планшетный сканер Canon со столь высоким оптическим разрешением, которое достигнуто не только благодаря смещенным CCD-линейкам (без этого давно невозможно создать приличный некрупный сканер с разрешением свыше 2400 dpi), но и применению асферической линзы в оптической системе Super Toric. Асферическая линза, по заверению Canon, обеспечивает равномерно высокое разрешение по всей площади предметного стекла и, в частности, позволила 9950F обойти Perfection 4870 по числу за раз устанавливаемых прозрачных оригиналов — 30 кадров 35-мм пленки против 24 (Epson честно признает в руководстве пользователя, что по краям разрешение может быть ниже максимального). CanoScan 8400F имеет разрешение 3200х6400 ppi и, несмотря на аналогичный блок подвижной подсветки, заметьте, принимает за раз уже только 12 кадров, но тоже ценна благодаря поддержке технологии FARE/QARE 3. Компромисс обещает быть удачным, потому что сканирование даже 35-мм пленки с разрешением 4800 dpi, надо признаться, дорогое удовольствие в плане дискового пространства и требуемого времени, а переставить пленку — минутное дело.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.