Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Есть ли прямая связь между успехами на научных олимпиадах и успехами в соответствующей профессии?

Архив
автор : Дмитрий Коровин   17.11.2004

Михаил Мамонтов
руководитель информационно-аналитического агентства R2B.ru

Совсем необязательно! Хотя 99% участников олимпиады — специалисты в той или иной сфере, однако всегда найдется 1% (цифры взяты для примера) самородков, которые занимаются этой деятельностью из интереса. Впрочем, не стоит забывать, что у профи всегда на грамм больше знаний, чем у нашего самородка, — ведь это его будущая работа, профессия — то, чем он в дальнейшем планирует зарабатывать себе на жизнь.

{ALT}.ru-ist
врач-педиатр

Сначала надо уточнить: успехами кого? Если участников олимпиады, то обычно нет. Дух соревнования и атмосфера производства благоухают по-разному, требуют различных навыков и личностных качеств. Здесь, в отличие от спорта, победа игроков — это в большей степени победа их тренера. Именно ему потом могут предложить интересные контракты и выдать материальное поощрение, а талантливый (или считающийся таковым) школьник/студент получит лишь моральный бонус-пак: цветную грамоту, сертификат, благодарность перед строем… Формально победители олимпиад имеют дополнительный плюс при поступлении в вузы. На деле же плюс модератора самого захудалого форума куда более весом. Олимпиады, которые в последнее время стали проводить крупные зарубежные компании, — отдельный разговор. Такой «Вопрос недели» и ответы на него стоит поместить в теме номера про утечку мозгов.

Ashotovich
ИТ-менеджер

Смотря что считать успехом. Ежели достижения на научной стезе, то нет, ибо подготовка к олимпиадам отнимает уйму времени, которое могло бы быть потрачено на научные достижения. Ежели успехом считать повышение своего веса в глазах коллег, то и да и нет. Одни станут больше уважать (см. следующий пункт), другие — больше презирать (см. предыдущий пункт). Ежели речь идет о росте благосостояния и карьерном росте, то скорее да, чем нет, ибо работник, имеющий в послужном списке записи о наградах, котируется выше, чем не имеющий оных.

М. Л. Рубинштейн
член оргкомитета лингвистической олимпиады

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно подсчитать, какая часть успешных «олимпиадников» делает потом успехи в науке. Я занимаюсь школьными лингвистическими олимпиадами уже несколько лет, а некоторые мои коллеги по оргкомитету — так и несколько десятков лет. Обобщая наш опыт, могу сказать, что, пожалуй, связь тут прослеживается. Среди знакомых лингвистов, которым сейчас не больше 45 лет, процент «олимпиадников» достаточно высок.

Алексей
врач-инженер

Связь прямая. Например, я занимал первые места на олимпиадах по информатике, а в олимпиадах по биологии никогда не блистал… и вот сейчас в основном лечу компьютеры, несмотря на то что мое основное образование медицинское.

Владимир Давыдов
инженер ЦНИИ им. Крылова

Связи между научными олимпиадами и успехами в будущей профессии нет. Для обычной жизни нужны воля и деловая хватка, напористость и, если угодно, наглость. А в олимпиадах часто побеждают те, кому созданы тепличные условия для подготовки. Есть замечательный образ «ботаника» — безусловно умного человека, но оторванного от жизни и не способного за себя постоять. Если он попадет под крыло напористого начальника — успехи будут, хоть и с тучей соавторов-подельников, а так — нет.

ЯR
программист

Задачи в реальной жизни редко требуют такого арсенала фундаментальных наук, который может понадобиться для решения задач олимпиады. При этом они куда более многогранны и требуют практического опыта.

Но это не самая большая проблема для молодого талантливого специалиста. Главная проблема — оказаться в нужное время в нужном месте. Потому что во всех остальных местах более опытные старшие коллеги всегда подберут для него такую работу, которая в обозримой перспективе особого успеха просто не предусматривает. Чтобы занять в обществе достойное место, нужно не только уметь решать задачки из учебника, но и хорошо работать локтями.

Яна Б.
кандидат физико-математических наук

Связь, конечно, есть, но она немонотонная. Как правило, олимпиады невысокого уровня, проводимые среди школьников, не прошедших специальную подготовку, эффективно выделяют способных овладеть этой профессией. А олимпиады высокого уровня — всероссийские и международные — все больше начинают походить на большой спорт. Без специальной подготовки, которая вовсе не есть повышение квалификации в профессии, там делать нечего. Призеры математических олимпиад высшего уровня, ставшие известными учеными-математиками, скорее исключение, чем правило. И причина тому не только и столько в том, что они прошли «не ту» подготовку. Причина здесь скорее психологическая: у «профессионального» олимпиадника складывается другой менталитет. И редко кто обладает достаточной гибкостью и широтой сознания, чтобы успешно и выступать на олимпиадах, и вести исследования.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.