Раз, два, три, пять…
АрхивЕще за неделю-другую до начала продаж не только у нас, но и в Европе вообще, молодой человек по имени Анатолий, получивший прямо из Штатов новую модель Palm’а, Tungsten T5, оказался столь любезен, что предложил своему любимому журналу «Компьютерре» вещицу на тестирование.
Еще за неделю-другую до начала продаж не только у нас, но и в Европе вообще, молодой человек по имени Анатолий, получивший прямо из Штатов новую модель Palm’а, Tungsten T5, оказался столь любезен, что предложил своему любимому журналу «Компьютерре» вещицу на тестирование. Когда неделю назад, на пресс-конференции, посвященной выходу Т5, я попытался сговориться с представителями PalmOne о тестировании «пятерки», мне было сказано, что пока ничего нет, а что было — отобрала Paragon: писать и отлаживать русификатор. А тут вдруг такое везение!
Почему, собственно, Т5, а не Т4? Ну, вероятнее всего потому, что в PalmOne к азиатской части рынка относятся с большим вниманием и уважением, а там, на Дальнем Востоке, у японцев и китайцев, четверка, говорят, — ровно то же самое число, что у американцев и европейцев — тринадцать. Несуеверные россияне если обращают на чертову дюжину внимание, то лишь изредка и в частной жизни, а вот у американцев в кинотеатрах за двенадцатым креслом сразу идет четырнадцатое, что равно относится и к нумерации рядов, и ко всему прочему. Хорошо хоть календарь пока не тронули. Фирма ведь и давние свои устройства, именовавшиеся еще цифрами римскими, тоже точно так расположила: вслед за Palm III выпустила сразу Palm V.
Но это — объяснение наиболее вероятное. А у меня есть еще свое, фантастическое: «четверку» делали, как все ждали, на новой Palm OS, на «шестерке» или «Кобальте» — многозадачной, как всякие там Windows CE, и потому — столь же медлительной, тяжелой в работе. Сделали, попробовали, — увидели, что все преимущества Palm перед Pocket PC исчезли, и — если кобальтовый вариант не откинули вообще — отложили до лучших времен. А сами быстренько взяли Т3, слегка испортили и бросили на рынок.
Это у меня от знакомства с Т5 создалось такое впечатление, что просто слегка испортили Т3. Объясню, почему сложилось. Сама машинка уже не раскладная-выдвижная, а именно эта фича «троечки» нравилась мне едва ли не больше всего. Опасения насчет того, что механика скоро сломается, пока (за полтора года интенсивного использования) не подтвердились и никаких симптомов не видится. Ну а если еще через полтора года что-нибудь начнет барахлить, контакты отваливаться, — так, ИМХО, три года — вполне достойный срок для бессбойной работы карманного компьютера. Зато стала «пятерка» заметно длиннее, чем сложенная «тройка», хоть и несколько тоньше. Ну, скажем так: удлинилась ровно на столько, на сколько похудела. Баш на баш, хотя более короткий, пусть и слегка толстоватый дивайс носить в кармане летней рубашки лично мне — удобнее.
Дальше: была у зайца избушка лубяная, а стала ледяная. То есть вместо честного и приятного в руках металла «тройки» — косящая под металл пластмасса. Которую держать в руках куда менее приятно.
Дальше: мелочь, вроде, а очень ее не хватает: у «пятерки» исчез зеленый светодиодик, демонстрирующий отношение Palm’а с зарядным устройством. Ага, горит, — значит, подзаряжается. Из-за того что попавший мне в руки экземпляр был привезен прямо из Штатов, где и знать не хотят, что бывает сетевое напряжение, кроме 110 вольт, его блок питания, вместе с парой лампочек люстры, гигнулся, когда у меня дома скакнуло напряжение (правда, Сергей Леонов, по безотказной доброте, а может, чувствуя ответственность перед самоотверженным читателем, сладил идеальный, импульсный, под 220, то есть, если точнее, как у нормальных людей: от 110 до 240), — и что гигнулся именно он, а не, скажем, трансформатор, понять без тестера было невозможно.
Дальше. Почему-то убрали диктофон. Не то чтобы я пользовался им на «тройке», но лишняя кнопка никогда не бывает лишней, — зачем убирать-то? Из экономии, что ли?
Дальше. Дальше — самое, пожалуй, для меня неприятное. После холодного перезапуска система оживает раз эдак в десять дольше (ну, по ощущению! на деле — всего втрое), чем на «тройке»: сперва в низу экрана довольно долго ползет полоса, как при возврате Windows XP из глубокого сна, потом появляется знакомая заставка Palm Powered и держится ровно столько, чтобы у любого палмовода возникло ощущение смертельного зависания. Вот, засекаю: все вместе заняло 30 (!!!) секунд, тогда как у моей перегруженной программами «тройки» — всего 10! Согласитесь — разница!
Но если бы только это! На нажатие стилуса «пятерка» отзывается порой не быстрее, чем какой-нибудь немолодой Pocket PC! Кино, даже простенькое, приложенное, — дергается. Фотографии во время слайд-шоу грузятся отвычно долго.
А все дело в том, что вместо быстрой оперативной памяти новый Palm пользуется пусть большой, пусть — энергонезависимой, но сильно-сильно замедленной флэш-памятью. И напихано ее туда аж 256 мегов. Нужно ли это? Совсем не уверен: на своей «тройке» я просто вставляю в слот SD- или MMC-карточку (точнее, конечно, было б написать: MM-карточку, — но боюсь, не все поймут) нужной мне емкости, хоть гигабайт! Там храню и бэкап основной, оперативной, так сказать, памяти, и фотографии, и звук, и словари, и вообще — все громоздкое. А работаю на памяти быстрой. Если собьется — восстановлю за две минуты с карточки, а вообще-то HotSync нынче так хорошо отлажен, что и сам все отлично восстанавливает. Но должен заметить, что вот уже больше года таких кардинальных проблем у меня не случалось. Самые умные из программ при переносе или установке на карточку даже спрашивают: не сделать ли для ускорения работы копию в основной, быстрой, памяти…
И конечно, комично-косметическое ускорение процессора ни четыре (!) процента помочь этому делу не может никак… Условий для подробного теста времени работы от батареи у меня пока не было, но полагаю, что если оно и увеличилось (за счет более емкого аккумулятора), — всё это будет пижрано довгоносыком, то есть флэш-памятью.
Зато, считают пиарщики из PalmOne, у юзера появился носимый в кармане флэш-драйв, который можно увидеть, подключившись к нему по USB, с любого компьютера, оснащенного Windows XP. Это-то конечно (хотя флэш-драйвов что в часах, что в авторучках, что в зажигалках сейчас повсюду полно, и по очень щадящим ценам). Но я давным-давно пользуюсь замечательной утилиткой Card Export (за последнюю версию даже денег не пожалел), которая ровно так же представляет содержимое карточки на большом компьютере: в виде съемного диска. И так же можно грузить туда, минуя HotSync, программы, и так же его менеджировать. Может быть, даже удобнее, ибо карточку можно просто изъять и вставить в кардридер компьютера, все большее число которых оснащены кардридерами изначально. А то, что эта утилитка не показывает содержания рабочей (или, что ли, системной) области Palm’а, — так и встроенная в «пятерку» не показывает: только 160-меговую область, выделенную под флэш-винчестер. Ну, единственное, что стало удобнее, — не нужна отдельная утилита и не надо таскать с собой крэдл. Удобство это, на мой вкус, учитывая кардридерные возможности, — минимальное. Крэдла у «пятерки» вообще нет, один кабель, к которому, чтоб устройство не только синхронизировалось, а еще и заряжалось, надо подтыкать хвостик от зарядника.
Примерно то же касается смены интерфейса: он сейчас — из-за бэкграундов и строчек в столбик — стал более похож на интерфейс WinCE (эдакое недостойное Palm’а заигрывание с покупателями, попытка таким путем оттянуть на себя еще клочок одеяла), хоть по сути интерфейс остался прежним. Что касается возможности подложить под иконки разные картинки и даже настроить уровень их прозрачности, — я всегда был за игрушки, но практически никогда, с появления первых версий MegaLauncher’ов от ребят из Ульяновска, держащих фирму Megasoft2000 и постоянно идущих в лидерах продаж на всемирной PalmGear, — практически никогда Palm’овым интерфесом и не пользовался. А в последних MegaLauncher’ах можно и темы выбирать, и картинки подкладывать, и диск исследовать, причем включая системную область, — и еще делать десяток удобных и полезных вещей, которых сделать и в новом интерфейсе все равно невозможно.
Кстати, последний MegaLauncer, Chicago, идеально становится и на «пятерку», я проверил. Ребята из Megasoft’а, которые «пятерку» в руках еще не держали, но давно имеют на компьютерах ее эмулятор, уверяют, что все программы, идущие на «тройке», должны пойти и на «пятерке».
Есть еще небольшие добавки в систему, вроде дополнительных кнопок на некоторых закладках (позволяющих войти в настройки сразу, без предварительного вызова настроечных утилит), появилась настройка VPN, требующая, впрочем, клиента от сторонних производителей. И, кажется, программа, синхронизирующая с Palm’ом документы из Microsoft Office: Documents To Go, в нынешней, седьмой версии уже готова понимать русский текст без патчей от отечественных хакеров.
Но версия Palm OS 5.4 все еще сыровата и требует отладки, так что предсказываю скорое появление на сайте PalmOne какого-нибудь двадцати-тридцатигигового патча, как было в свое время с «троечной» версией 5.2. Ибо и не сторонние, а свои, родные приложения, даже при минимальной общей загруженности, вешают машинку слишком часто.
В связи с этим мне кажется, что создатели поторопились вернуть систему reset’а в прежнее, «дотроечное», состояние: «тройка» ресетится с помощью рабочего кончика стилуса (правда, дырочка reset’а в сложенном состоянии «тройки» скрыта), — в ресетную же дырочку «пятерки» стилус не проходит, так что приходится, как в старые добрые времена, отвинчивать колпачок, чтобы обнажить специальную иголку. И за какие-то два дня мне случилось проделать эту неприятную операцию раз тридцать!
Возвращение же книжецеподобной крышки (взамен откидной, практически — вынужденной у раздвижной модели), на мой вкус, — безразлично: и к тому, и к другому варианту привыкаешь к вечеру первого дня.
Резюме: с «пятеркой» PalmOne размашисто плюхнулась в лужу. И сама это чувствует: «тройку» с производства и продажи не снимает, цену не снижает, зато за те же деньги будет прилагать к ней Bluetooth-клавиатуру. Мне не нужна — но кого-то наверняка порадует. Советовать покупать, если спросят, буду только Т3. И сам, безусловно, T5 пропускаю, как пропустил в свое время Т2 (но у того хоть экран был сильно лучше, чем у T-первого). Буду ждать следующей итерации и очень надеюсь, что она случится и будет заметно успешнее, — и тогда ренегат Голубицкий, которому к тому времени прискучит медлительность даже крутейшего hx4700, вернется в лоно палмовой церкви, как уже случилось с попробовавшим быть ренегатом Романом Косячковым.