Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Другие люди

Архив
автор : Дмитрий Шабанов   10.11.2004

В конце октября журнал Nature сообщил о сенсационной находке палеоантропологов.

В конце октября журнал Nature сообщил о сенсационной находке палеоантропологов.

В Индонезии, на острове Флорес, обнаружены останки семи представителей нового вида Homo floresiensis, относящегося к одному с нами роду. Особи этого вида сильно отличаются от современного человека. Ростом они были около метра, как трехлетние дети (для сравнения: самые маленькие современные люди, пигмеи, вырастают до 1,4–1,5 м) и имели относительно длинные руки (что, возможно, отражает приспособление к лазанию по деревьям).

Чтобы понять необычность находки, надо рассмотреть, как шла эволюция нашего рода. Человечество зародилось в Африке. Там обитало несколько родов семейства Люди (Hominidae), там возникло несколько видов рода Человек. Вид за видом постепенно выплескивались из этого котла и расселялись по Евразии. Первым на наш континент пришел H. erectus (1,7 млн.–300 тыс. лет назад), вид, к которому принадлежал знаменитый питекантроп и который (вопреки высокомерным выдумкам) был довольно похож на нас, хотя и имел меньший мозг. Возможно, находки в Грузии, возрастом примерно полтора миллиона лет, принадлежат другому выходцу из Африки — H. ergaster. Около 800 тысяч лет назад на территории нынешней Испании обитал H. antecessor. H. heidelbergensis жил 500–100 тыс. лет назад, а H. neanderthalensis — 150–30 тысяч лет. Около 120 тысяч лет назад в Африке возник H. sapiens. Представители этого вида отличались меньшим ростом и, вероятно, меньшей физической силой. Однако есть основания полагать, что они размножались быстрее других видов и были гораздо агрессивнее.

Когда H. sapiens отправился расселяться по миру, его приход в тот или иной регион означал быстрое исчезновение всех прочих человеческих видов. В течение какого-то времени сосуществование и даже культурный обмен оказались возможными лишь с H. neanderthalensis. Например, укладывать в могилы соплеменников венки из хвойных ветвей, куда были вплетены цветы, первыми начали неандертальцы (Интересно, что традиция актуальна и поныне.). Вероятно, обитая в одних регионах, два вида вели разный образ жизни, из-за чего меньше конкурировали. Увы, со временем и неандерталец (имевший, кстати, мозг крупнее, чем у человека) ушел в небытие. Может, это было обычное конкурентное вытеснение, а может, мы попросту съели всех чужаков. Ксенофобия, характерная для нашего вида, вероятно, уходит корнями еще в те времена.

Зная эти особенности H. sapiens, исследователи особо не искали наших молодых родственников. Ясно, что их не могло остаться… Но эта логика не учитывает острова. Часть потомков H. erectus, как оказалось, освоила мореплавание и заселила Индонезию. Около 95 тысяч лет назад на Флоресе появился H. floresiensis, возможно, прибывший из других мест. Удивительнее всего, что этот вид жил там еще 13 тысяч лет назад — в одно время с «нами»…

Жизнь на островах вообще странно влияет на фауну, многие представители которой мельчают. Рядом с метровым флоресиенским человеком жил стегодон-пигмей, слон весом всего лишь в тонну. Имея небольшое тело, флоресиенские люди обладали совсем маленьким мозгом, примерно 0,38 л — даже меньше, чем у шимпанзе. У нас-то с вами мозг объемом около 1,5 л, и до сих пор считалось, что такой объем необходим для сложного поведения. Теперь антропологи удивляются, что существа со столь небольшим мозгом изготовляли орудия и вели сложную социальную жизнь (Может быть, это основание уважительнее относиться к шимпанзе?).

Чтобы подстегнуть интерес к своей находке, открыватели сравнили новый вид с хоббитами Толкиена, а СМИ тут же подхватили сравнение. Однако это лишь метафора. Действительность интереснее. Принципиально другая культура существовала на Земле совсем недавно! Что мы знаем о ней? Пока очень мало. Флоресиенский человек поддерживал огонь, готовил на нем пищу, изготовлял каменные орудия, охотился на молодых стегодонов и, вероятно, довольно долго выживал рядом с весьма опасным соседом — H. sapiens. Исчезновение этого вида на Флоресе, по всей видимости, связано с извержением вулкана, случившимся 12 тысяч лет назад.

Новое открытие — подарок для криптозоологов. Местные жители давно удивляли подробными рассказами о маленьких волосатых лесных жителях, которые общаются друг с другом при помощи бормотания и повторяют обращенные к ним слова. Если верить этим рассказам, можно предположить, что H. floresiensis существуют и поныне.

Напоследок, для интриги, рассмотрим лишь один штрих. С чем ассоциируется у возникшего в африканских саваннах H. sapiens величие и благородство? С крупными кошачьими и орлами (Орел, конечно, не опасен для современного человека, но наши предки были гораздо меньше нас) — угрожавшими нашим предкам хищниками. Врожденная склонность внимательно наблюдать за этими животными спасала людям жизни. Генеалогия властных атрибутов наших лидеров восходит к львиной шкуре на плечах и орлиным перьям в волосах. А вот на индонезийских островах опасные хищники были иные. За H. floresiensis охотились драконы — гигантские (трехметровые!) вараны. Сейчас эти ящерицы сохранились лишь на острове Комодо, где иногда охотятся на быков, лошадей, кабанов и даже людей. Интересно, как подчеркивали свое родство с варанами иерархи маленьких лесных островитян?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.