Философия мангусты
АрхивМангуста не знает, что у нее есть философия. В ее маленькую заостренную головку мысль о любви к знаниям вряд ли влезет. Но кобр она убивает ловко. Потому и заслужила место во втором издании книги профессора Винера "Cybernetics or the Control and Communication in the Animal and the Machine".
Мангуста не знает, что у нее есть философия. В ее маленькую заостренную головку мысль о любви к знаниям вряд ли влезет. Но кобр она убивает ловко. Потому и заслужила место во втором издании книги профессора Винера "Cybernetics or the Control and Communication in the Animal and the Machine".
Полуторафутовый зверек не слишком силен. И густая шерсть не защищает его от зубов кобры. И яд действует на него так же, как на любое млекопитающее, то есть смертельно. А из схватки со змеей мангуста выходит победительницей. Мангусты питаются кобрами, а не наоборот.
Норберт Винер подробно описал, как мангуста убивает змею. Ложный выпад. Реакция кобры. Еще ложный выпад. Опять реакция. Снова и снова…
Пресмыкающемуся навязывается ритм убийственного танца. Ну а потом… потом злобный и коварный Наг не в состоянии прореагировать на выпад настоящий и превращается в источник мяса.
Мангуста победила не из-за размеров, не из-за силы, не из-за защищенности. Она победила потому, что умнее. У нее более совершенная нервная система. Более эффективный мозг. В мозгу этом живет "модель" змеи, ее поведения.
Именно соотносясь с этой моделью, соизмеряя с нею свое поведение, Рики-Тики-Тави и убивает кобру. Пресмыкающееся, даже больших размеров и наделенное смертельным ядом, - всего лишь пресмыкающееся. Мангуста - хищник. Не потому, что у нее больше зубы. Она эффективнее обрабатывает информацию. И пусть этому научилась не она сама. Пусть она получила эти навыки в наследство. Но все равно - противником закусывает именно мангуста.
Интересно посмотреть, для чего используются цифровые технологии. Ну, самое массовое применение - мобильная связь. Связь не производственная - потребительская. И, как правило, не слишком нужная. Общение с друзьями/подружками. Эдакая эфирная завалинка в размере земного шара.
И цифровая музыка - сколь ничтожный процент воспроизводимого контента составляет то, что действительно стоит слушать. То же и с фильмами. Как много легкодоступных дисков и как мало среди них того, на что не жаль тратить время.
Вычисления, computio, то, что дало имя отрасли и журналу. Поражает, насколько мало людей, имеющих компьютер на рабочем столе, умеет полноценно использовать хотя бы тривиальную электронную таблицу. А статистические пакеты - почти волшебно позволяющие выдернуть из хаоса фактов интересующие вас закономерности? Ведь не только у гуманитарных социологов, но даже и у почти точных инженеров сплошь и рядом сталкиваешься с незнанием элементарных положений математической статистики.
И дальше - адресуемая по содержанию память, хоть и коварно изъятая Microsoft из долгожданной Longhorn. Экспертные системы…
Насколько человек, который, по некоторым сведениям, есть мера всех вещей, умеет пользоваться вышеперечисленным?
Есть, конечно, очень распространенное мнение, что разделение труда - величайшее изобретение человечества. Зачем думать - принимать правильные решения должен кто-то другой. Ну а пользоваться их плодами должны широкие массы…
И иногда это сбывается: в странах Запада, сумевших объединить плоды прогресса с привилегированным местом в глобальном разделении труда; в столицах сырьевых стран третьего мира, когда сырье стоит дорого. Но и там не все гладко и просто. В "Мужском стриптизе", пронзительном фильме о судьбе маленького человека в постиндустриальном мире, работу предлагают только тому, кто все время штудирует компьютер.
Характерно.
А доверить свою судьбу кому-то, великому и мудрому…
Подсознательно абсурдность этого люди понимают - никогда не голосуют за слишком умного кандидата. Догадываются, что у того найдутся интересы, кроме заботы об избирателях.
Но довериться ходу прогресса, разделению труда?
Это-то иное?
Да нет, в той же главке второго издания "Кибернетики…" появлялся еще один литературный образ - обезьяньей лапы, исполнявшей три желания владельца. И она (в отличие от народных избранников!) не обманула. Деньги были возмещением за смерть сына. Вернувшийся сын оказался призраком. Третье желание ушло, чтобы сына убрать.
То есть когда нет более или менее подробной модели окружающего, хотя бы такой, какой располагает мангуста в отношении кобры, даже исполнение желаний, кажущихся самыми привлекательными, не приведет к желаемому результату.
Нет, речь не о глобальных катастрофах. Не о военных поражениях (хотя даже здоровенное, но пресмыкающееся государство не сможет обеспечить свою безопасность. И тот, кто доверяет свою защиту другим, с античности зовется однозначно - рабом). Не о техногенных катастрофах. За тринадцать лет постсоветского бардака не рванула ни одна АЭС.
Речь о человеке. О его отстраненности от происходящего. Даже от техносферы. Даже от рукотворных процессов в ней. Отстраненности, превращающей в бессмысленность саму жизнь. Можно удавиться, сесть на иглу. А можно - как мангуста - стать умнее окружающего, отобразить его в себе.