Цифро week
Архив1589 компаний из 50 стран, 61 процент участников из-за границы, 200 тыс. квадратных метров выставочных площадей, в том числе 4 тыс. квадратных метров фотогалерей более чем пятнадцати конкурсов, около 160 тыс. посетителей из 128 стран мира, свыше 5500 аккредитованных журналистов, — такова кёльнская Photokina 2004 в цифрах.
1589 компаний из 50 стран, 61 процент участников из-за границы, 200 тыс. квадратных метров выставочных площадей, в том числе 4 тыс. квадратных метров фотогалерей более чем пятнадцати конкурсов, около 160 тыс. посетителей из 128 стран мира, свыше 5500 аккредитованных журналистов, — такова кёльнская Photokina 2004 в цифрах. На практике же и по ощущениям выставка действительно была ничуть не хуже позапрошлогодней, вплоть до ощущения дежа вю: стенды многих компаний будто и не разбирали на два года, а только обновили экспонаты…
Все, что демонстрируется в Кёльне, можно поделить на два больших класса: Consumer Imaging и Professional Imaging. Пять минут соображал, как бы точнее сказать по-русски, но так и не придумал: Imaging — это, пожалуй, максимально емкое определение и для широкоформатных печатных машин, и для компактных цифровых камер, и для биноклей с телескопами, и для фотокиосков, и, в конце концов, для фоторамок и альбомов. Мы коснемся в этом материале в основном потребительского сектора, и для начала — основные тенденции, просматриваемые на выставке, сухим списком:
Камеры
Еще раз оговорюсь, что профессиональные цифровые решения от компаний Imacon, Sinar и им подобные мы рассматривать не будем, — это все-таки очень специфический рынок, и лишним подтверждением служат мнения опрошенных нами экспертов (см. далее). На рынке более или менее доступной профессиональной зеркальной цифровой техники фигурируют все те же лица (я перечислю только новинки, но многие предшественники в сериях до сих пор остаются в строю): Canon с топовой моделью EOS 1Ds Mark II [фото 2], имеющей 16,6-МП полноформатную 35-мм матрицу, и более доступной 8,2-МП зеркалкой EOS 20D [1], а также Nikon c новой 12,4-мегапиксельной D2х на новой для себя CMOS-матрице (я пытался сделать несколько снимков на собственную флэшку — не разрешили, камера еще не готова к массовому производству). Fujifilm представила очередную камеру серии S — FinePix S3 Pro [4] c фирменной 6,17-МП сдвоенной (S- и R-писелы) матрицей Super CCD SR II. При кажущемся невысоком разрешении камера благодаря двойным фотодиодам в матрице обеспечивает беспрецедентный динамический диапазон, более того, по словам Fijifilm, он может быть даже подстроен по желанию фотографа. Тем не менее, большого оптимизма в стане технологии Super CCD не ощущалось…
Почти фурор произвела на публику первая за последние десять лет цифровая зеркалка от Konica Minolta. Dynax 7D [3] имеет разрешение 6,1 МП и девятизонный автофокус, поддерживают всю системную оптику компании, плюс фирменная обкатанная на серии А уникальная технология стабилизации матрицы AntiShake и довольно компактная, не пугающая гирей батарейного бока конструкция. Я ранее не имел возможности поснимать на камеры с системой AntiShake, но на «Фотокине» восполнил этот пробел сполна, увидел воочию конструкцию (датчики и следящую систему с 5–8-миллиметровым ходом матрицы [8] в собственной плоскости!) и проникся большим уважением. Камеру Dimage А2, по-видимому, сменит аналогичная, но более компактная 8-МП модель А200, а линейка Z пополнилась броскими ультразумами Z3 и Z10 [9].
Еще одна безусловно выдающаяся новинка в «стране зеркал» — Olympus E-300 [фото 5]. После довольно скучной камеры Е-1, которую душил груз ответственности по выводу на рынок системы 4/3, E-300 благодаря призме Порро [6] и боковому отклонению зеркала выглядит очень свежо как технически, так и внешне. К камере выпущены новые объективы серии Zuiko Digital самой Olympus (в том числе широкоугольный ED 7-14 мм) и почти семикратный зум от Sigma (18-125 мм).
Pentax, почуяв, что дела зеркалки *istD (в о-бщем-то весьма удачной, но довольно дорогой) не идут вверх, тоже пошла вниз, явив более доступную по цене и немного упрощенную версию *istDS [12], но тоже 6,1-мегапиксельную, поддерживающую системную оптику и пр. Сколько она будет стоить в России — пока не известно. Линейка объективов компании расширена несколькими подчеркнуто «цифровыми» моделями (кстати, аналогично продвигают свою оптику в первый эшелон цифровых камер фирмы Tamron и Sigma).
На стенде Epson закономерный ажиотаж вызывал потрясающий полумеханический дальномерный цифровик R-D1 [13], но компания впервые за многие годы представила наконец и доступный 5-МП компакт.
Экономя журнальную площадь телеграфно упомяну сменный цифровой задник Leica для пленочных 35-мм камер серии R [7], Polaroid x530 [10], вторую (после нынешней Sigma SD10) камеру в мире на трехслойной матрице Foveon X3, но несложную и адресованную в потребительский сектор (около 500 евро); Olympus m-mini Digital [14] — яркий пример того, как можно продавать дизайн; Pentax Optio X [11] и Contax U4R, продолжающие дело Nikon конструктивами с повортным блоком объектива; Ricoh Caplio GX и R1 с их мгновенным стартом и спуском (1,2 и 0,12 с); а также любопытный болгарский стартап Gempix с прекрасно оснащенной 6-МП моделью DM 600Z [19], поддержвиающей передачу данных на принтер или компьютер по Bluetooth.
Конвергенция
Это едкое модное словцо два года назад в Кёльне и в голову никому не приходило, но с тех пор им объединяют не только фото/видеовозможности сотовых телефонов плюс весь перечень сетевых и прочих услуг, но и сами по себе фото/видеокамеры (camcorders). Этим же термином, пожалуй, можно охарактеризовать любое перекрестное движение, взаимопроникновение цифрового захвата и вывода изображений (Imaging) с прочими информационными технологиями и самыми смелыми стилями в дизайне (признаться, два года назад, будучи прекрасно знаком с беспроводными сетями IEEE 802.11, я не мог предположить, что профессиональные цифровые камеры обзаведутся собственными WiFi-адаптерами [2]).
Собственно на видеокамеры я внимание особо не обращал: кажется, бури здесь не наблюдались даже в стакане воды — разве что Sony в очередной раз демонстрировала умопомрачительную HDV-модель HDR-FX1. В области срастания фото и видео ряд известной продукции Panasonic (D-Snap) и Samsung достойно пополнен, например, камкордером Sanyo Xacti C4 (это уже второе поколение, но на российском рынке Xacti почти не представлена). Новая 4-мегапиксельная модель отличается характерным дизайном [17], оснащена 5,8-кратным оптическим зумом пишет на SD-карты не только фотографии, но и MPEG4-видео 640х480, причем со стереозвуком. Помимо C4 японцы представили несколько концепт-моделей камкордеров [18], подчиненных преимущественно идее утонченного во всех смыслах дизайна (нежели функциональности). На эту тему подсуетилась и JVC, чьи 2-мегапиксельные камеры серии Everio (модели GZ-MC100 и очень удачная по дизайну GZ-MC200 [15]) отличаются способностью писать видео в формате MPEG2 (8,88 Мбит/с) на входящий в комплект четырехгигабайтный носитель Microdrive.
Не в разделе по принтерам, а именно здесь, потому что находится на самом прямом стыке (причем беспроводном) современных камерафонов и технологий вывода, на мой взгляд, стоит отметить уникальное устройство Fujifilm Digital Mobile Printer MP-100: весьма компактное (толщина 30 мм и полный вес, с батареями и бумагой, до 300 г [16]), оно позволяет распечатывать изображения с камерафонов через инфракрасный порт. Формат отпечатков — 86х54 мм (сама картинка чуть меньше), разрешение — 254 dpi (сублимация), поддерживаемый формат файлов — JPEG до 2048х1536 (3 мегапиксела, до мегабайта по объему), питание — две литиевые батареи CR2. Список совместимых камерафонов — на сайте компании, о поддержке карманных компьютеров пока ни слова.
Яркий пример конвергенции — концепт Olympus Easy Imaging System, объединяющий цифровую фото/видеокамеру, фотопринтер, накопитель на жестком диске и пишущий DVD-привод [20], — самодостаточные в своем тесном мирке и без участия компьютера (управляющее звено, очевидно, камера, использующая PictBridge и тому подобные протоколы).
Принтеры
Наиболее выдающиеся струйные фотопринтеры уже анонсированы и описаны нами ранее в новостях, а некоторые будут скоро протестированы персонально. Остается разве что подвести какое-то подобие ранжира топ-моделей на полгода-год вперед. Итак, у Canon это Pixma iP5000 с 1-пл каплями пятицветных водорастворимых чернил и Pixma iP8500 c 2-пл восьмицветными водорастворимыми чернилами в формате А4, а также во многом аналогичная iP8500 восьмицветная модель i9950 формата А3. У Epson флагманом формата А4 остается Stylus Photo R800 с шестицветной печатью пигментными чернилами и каплей в 1 пл; в формате А3 — по-прежнему Stylus Photo 2100. Старший фотопринтер HP — восьмицветный Photosmart 8453 формата А4, с не очень мелкой каплей (5 пл), но зато с тремя оттенками серого в водорастворимой палитре (см. новости в этом номере). В арсенале Lexmark — P915 и Z815 c шестицветной печатью чернилами Evercolor (комбинация чернил на основе красителя и пигментных). Струйные компактные модели для вывода фотографий исключительно 10х15 см есть только в активе Epson, HP и Canon. PictureMate первой превосходно печатает шестью пигментными чернилами, однако не имеет контрольного цветного ЖК-дисплея. HP Photosmart 375 имеет такой дисплей, почти вдвое компактнее, но печатает только тремя цветами: CMY или тремя оттенками серого. Canon SELHY DS700, анонсированный перед выставкой, печатает только тремя цветами.
Epson, спустя два года и снова на «Фотокине», добавила очередную единичку в версию своей технологии Print Image Matching. По сравнению с PIM II (теоретические преимущества которой над Exif Print, поддерживаемым всеми производителями, вряд ли кто-то и вспомнит) третья версия якобы «более продвинута». Единственное внятное отличие — дополнительные команды для улучшения монохромной печати.
Сублимационные принтеры (Dye Thermal Sublimation) как класс известны давно, однако лишь недавно благодаря буму цифровой фотографии и массовому спросу стали доступны широким массам. Технологически здесь мало что изменилось: та же кассета с пленкой трех цветов плюс ламинирующее покрытие, примерно на 30–50 отпечатков, никакой перезаправки. Разрешение декларируется не очень высокое — 300–400 dpi, однако по качеству сублимация действительно превосходит большинство струйников и почти неотличима от традиционной фотопечати, хотя и страдает недостаточно глубоким черным цветом. Компактные принтеры «для дома, для семьи» не представил только ленивый, хотя очевидно, что оригинальных разработок раз, два и обчелся — все используют одно и то же «ядро». Не поленились Canon (SELPHY CP400/CP500), Kodak [22], Olympus, Polaroid, Sony, Sanyo. Все сублимационные принтеры формата 10х15 можно разделить на два класса: печатающие только с камер через PictBridge (или с компьютера) и оснащенные слотами для флэш-памяти [23]; последние обычно заметно крупнее. Чуть выше стоят и стоят, нисколько не отличаясь, впрочем, технологически и в разрешении, принтеры формата до А4 — например, Kodak Professional 1400 [21] (увы, на нем не дали распечатать хоть что-нибудь отличное от специальных сэмплов) и Olympus Camedia P-440 [20]. Пойдут ли сублимационные принтеры в России — по коллективному мнению нашей редакции, все еще большой вопрос…
Наконец, очень забавный экспонат встретился на стенде компании Brother, известной своими швейными машинами. Вышивальная машина PR-600 [24] — это тоже своего рода принтер, который печатает… нитками шести цветов по ткани, оборудован цветным ЖК-дисплеем, принимает изображения с флэш-карт и даже компакт-дисков. Если я правильно понял, машина сама анализирует изображение и предлагает выбрать нитки определенных цветов. Качество демонстрационных работ можете оценить сами [25].
Сканеры
Рынку сканеров в будущем мало что светит, однако технологии и производcтво планшетных сканирующих систем не сворачиваются — они мигрируют в растущий сектор многофункциональных устройств. Планшетные фотосканеры ныне осмеливаются обновлять только такие мэтры, как Canon (новинки — CanoScan 4200F и 8400F с разрешением 3200x6400 dpi и CanoScan 9950F с 4800x9600 dpi) и Epson. На рынке слайд-сканеров, по идее, вообще места не осталось: во-первых, эти устройства имеют очень длинный жизненный цикл, а во-вторых — смотрите наш опрос о перспективах пленки вообще. Тем не менее, исключений достаточно: бывалый тайваньский производитель Plustek предлагает европейскому рынку модель Optic Film 7200 [26] с оптическим разрешением аж 7200 dpi и максимальной плотностью 3,3 (что при заявленной 48-битной обработке выглядит подкупающе честно) всего за 200 евро! Но аппаратно-программного удаления царапин и пыли за такие деньги, разумеется, нет. Впрочем, почему-то их нет и в объявленном в Кёльне слайд-сканере Epson F-3200: есть разрешение 3200 dpi, пакетное сканирование от 35 мм до 4х6 дюймов, USB 2.0 и IEEE1394, прямая запись сканов на флэш-карты, даже встроенный цветной дисплей для просмотра результатов [27], и есть цена около 800 евро… Digital ICE можно встретить в сканерах германской компании Reflecta — моделях CrystalScan 3600 и ProScan 4000, а всего в ее линейке, страшно сказать, — семь слайд-сканеров...
Накопители
Ничего принципиально нового — только MultiMediaCard Association представила два новых наименования карт памяти — MMCplus и MMCmobile. Детальное прояснение всей их уникальности появится в следующем выпуске MMC System Specification. Пока же известно, что это высокоскоростные стандарты, предназначенные для мобильных телефонов, и, разумеется, цифровых камер. MMCplus будет в том же форм-факторе, что и стандартная карточка. MMCmobile вдвое меньше обычной и обязательно поддерживает два варианта напряжения — 1,65–1,95 В и 2,7–3,6 В, что полезно для случаев, когда батарею устройства нужно беречь. Карты поддерживают 1-, 4- и 8-разрядную шину, а также частоту 52 МГц для передачи информации. Спустя всего несколько дней после анонса компания Samsung сообщила о создании карточки новых стандартов, а также нового скоростного MMC-контроллера на базе 32-разрядного процессора ARM7.
Флэш-карты всех ведущих форматов давно перевалили за гигабайт, даже догоняющая xD-Picture, интенсивно продвигаемая уже, кажется, только компанией Olympus. Дальнейшая гонка объемов уже неинтересна. Гонка скоростей еще теплится, но лидеры здесь тоже устаканились — далеко впереди всех Apacer и Lexar. Как правило, они используют в своих картах одни и те же флэш-чипы от Samsung (реже от Toshiba), но индивидуально разрабатывают ATA-контроллеры. В частности, CF-карты Apacer Photo Steno Pro II обязаны скоростью записи 12 Мбайт/с специальному контроллеру от Silicon Storage Technology. В беседе с представителями Apacer я лишний раз уточнил, что тестировать карты в ридерах не совсем коректно, потому что разработчики в первую очередь оптимизируют производительность флэш-памяти непосредственно в камерах. Два года назад в Кёльне Lexar заявляла, что ее сверхбыстрые карты сверхбыстры только в определенных аппаратах, но с тех пор опыт многократно показал, что хорошая флэш-память реально ускоряет работу почти любого цифровика, от профи до компактов.
Всевозможным автономным считывателям со встроенным жестким диском давно несть числа, и здесь свежо выглядят, пожалуй, только Share Steno CD211, не имеющий слотов вовсе, а поддерживающий широкий перечень цифровых камер как хост-хранилище с интерфейсом USB 2.0, да Sony Photo Vault с присущим японской корпорации подвывертом: это компактное автономное устройство списывает снимки на 8-сантиметровые 200-мегабайтные носители CD-R (до десяти дисков на одном комплекте батарей).
Батареи и зарядники
Нетрадиционные подходы к питанию цифровых камер мне не встретились. Ни малейших происков применения солнечных батарей или топливных элементов хотя бы для подзарядки аккумуляторов. Традиционных элементов питания — несметное множество, и, как оказалось (я в последнее время использую камеры преимущественно с литий-ионными аккумуляторами и, возможно, отстал от прогресса), есть значительное продвижение вперед. В первую очередь — в старых-добрых NiMH-аккумуляторах типа АА/AAA. Девиз ведущих производителей батарей и зарядных устройств — «15 minute charge & go». Подумать только, а ведь когда-то требовалось четырнадцать часов! И это несмотря на то, что типичная емкость нынешних АА-аккумуляторов колеблется за отметкой 2000 мАч. Зарядовый ток для столь быстрого процесса достигает нешуточных пяти-восьми ампер, и, чтобы решить сопутствующие проблемы, здесь практикуется два основных подхода. Первый — активное охлаждение зарядного устройства и самих аккумуляторов с чутким контролем температуры батарей и их напряжения, предлагаемое большинством производителей (Uniross, Sanyo, Hahnel). Второй — революционный подход компании Varta Consumer Batteries с технологией I-C3 (In-Cell-Charge-Control), суть которой в том, что время зарядки контролирует не зарядник, а сама батарея. Принцип довольно прост: при заряде высоким током внутри аккумулятора вместе с температурой растет давление, и при достижении им опреденного предела цепь размыкается механически контактом, расположеным в головке положительного полюса. 15-минутный аккумулятор Varta специально помечен в районе отрицательного полюса так, чтобы 15-минутный зарядник [29], проверяющий эту метку, не вздумал гнать высокий ток через любой другой аккумулятор. Как водится, четверть часа заявлена только для пары аккумулятор—зарядник от Varta, другие сочетания не возбраняются, но и время будет не столь коротким.
Современные зарядные устройства для аккумуляторов АА/ААА отныне свободно могут работать в сетях 110/220 В по всему миру, они не только показывают степень зарядки батарей непосредственно в процессе, но и позволяют мгновенно оценить уровень заряда, если вы вдруг перепутали комплекты одинаковых батарей. В модели Uniross Sprint LCD Charger [фото 28] для этого даже предусмотрен контрольный ЖК-дисплей, и все четыре (типичное число) батареи могут заряжаться абсолютно независимо и индивидуально... Всё это прекрасно, и очень жаль, что просьюмерские фотокамеры перешли на проприетарные литий-ионные аккумуляторы. Здесь скорости зарядки тоже подросли, но не так значительно, — по большей части исповедуется всеядность для всех типов батарей.
Бинокли, телескопы
Очень хотелось узнать побольше о телескопах и популярно рассказать об этой отрасли на страницах нашего журнала, но опять не сложилось: «Фотокина», как никакое другое шоу, затягивает своими экспонатами и галереями: остановишься, чтобы «приложиться» к какой-нибудь камере, сделать пару снимков, и... час потерян. Применительно к телескопам я изучал возможность цифровой съемки и наблюдения и спешу доложить, что универсальные USB-модули (в частности, DigiVogue DigitalEyepiece DE-E0310NU [30]) для окуляров давно разработаны и выпускаются, но их разрешение пока оставляет желать лучшего, прежде всего из-за ограничений самого интерфйеса USB. Для микросокопов, если я правильно понял, нужны несколько другие адаптеры, и простейший USB-глаз — SDE-100 Digital Micro-Eyepiece c максимальным разрешением 640х480 — встретился, например, на стенде китайской компании Seagull. Проприетарные решения для цифровых камер (но универсальные с точки зрения крепления последних) предлагают практически все ведущие производители телескопов — например, известная австрийская компания Swarowski разработала для своих телескопов ATS/STS 80/65 крепеж Digital Camera Basis [31], позволяющий легко откидывать или прикладывать камеру к окуляру.
Мои детcкие представления о биноклях раз и навсегда были развеяны на стендах той же Swarowski, германских Carl Zeiss и Shteiner. Как и в профессиональной фотографической оптике, здесь, оказывается, на дух не переносят никаких зумов и сверхувеличений (не выше 25 крат) — светосила превыше всего, плюс ультрасовременные технологии просветления, так что можно безо всякого «ночного видения» буквально рассматривать серых кошек в абсолютной темноте. Для пущей светосилы Steiner, поставляющая бинокли многим армиям мира, использует главным образом призмы Порро (Porro Prism), и только в дешевых потребительских моделях — более компактные призмы Пехана (Roof Prism). Я раньше не мог себе представить, что можно создать бинокль специально для рассматривания... насекомых и что это нетривиальная задача — ведь бинокль должен одинаково хорошо видеть и вдаль. Проблемой озаботилась Pentax, и в серии Papilio [33] (по латыни — бабочка) оптические оси при наблюдении вблизи автоматически сдвигаются (механический принцип), чтобы бинокулярная картинка была цельной — в противном случае ввиду ограниченного угла зрения неизбежны «мертвые зоны». Шутка ли — минимальное расстояние, на которое может сфокусироваться бинокль, всего лишь пятьдесят сантиметров, — в обычных биноклях зона резкости начинается подчас с десяти и более метров...
Бинокулярные камеры [32], если не ошибаюсь, по-прежнему редкий олень в наших «южных» краях. На Западе их, кажется, тоже пока не очень-то жалуют, но идея не так уж плоха: долго наблюдая за чем-нибудь и пользуясь комфортом бинокля, вы можете нажатием кнопки изредка останавливать исторические моменты. Никаких зумов здесь тоже нет, камера снимает через собственный объектив (то есть бинокль для нее используется только как видоискатель), разрешение матриц застряло на 1-2 мегапикселах. Уверен, что если бы начинке и маркетингу производители таких устройств (а из брэндов первой величины на этом рынке разве что Rollei) посвящали столько же сил, сколько дизайну, — толку было бы больше.
Акссесуары
Потребительская и просьюмерская цифровая фотография давно выросла из пеленок, и сейчас активно развивается вширь — обрастает аксессуарами и всевозможными приложениями. Первое, что бы я отметил с точки зрения практической пользы, — это фотовспышки, синхронизируемые с цифровыми мыльницами и миниатюрами, не имеющими специальных синхроконтактов, по световому импульсу. Спору нет, аналогичной функциональности можно добиться, приобретя универсальный светосинхронирующий адаптер, но для широких масс это уже высшие материи. Здесь же им предлагают недорогое эффективное специализированное решение. В чем специализация? Да хотя бы в том, что вспышку можно синхронизировать со встроенной по главному импульсу с учетом предвспышки, устраняющей эффект красных глаз. В частности, компания SanPak представляла аж три такие вспышки: всепогодную G-Flash и бытовую Remote Lite II с кронштейнами для крепления к камере через резьбовое отверстие под штатив (обе способны работать и по электрическому синхроконтакту через «горячий башмак»), а также миниатюрную модель Mobile Flash [36], которая крепится на клипсе, например, на лацкан пиджака или куда угодно в соответствии с вашим творческим замыслом. Как правило, никаких сложных настроек не предусмотрено, известны лишь ведущее число и диафрагма для автоматического режима (вспышка сама определяет количество света в предметной области и отсекает собственный импульс). Интересное исключение — модель Mecablitz 28 CS-2 [35] авторитетной Metz для рядовых владельцев компактных камер. Здесь используется главное преимущество цифровой фотографии «снял — проверил»: если кадр пересвечен, просто жмете кнопочку «минус», снова снимаете и оцениваете, снова жмете «минус» (или наоборот «плюс») и так далее, до желаемого результата. Она синхронизируется тоже по световому импульсу, однако может интеллектуально игнорировать даже серию замерочных предвспышек. Компания Polaris представила и вовсе удивительную схему: внешняя вспышка синхронизируется не по световому импульсу встроенной, а по электромагнитному, улавливаемому специальным датчиком [34] в радиусе десяти сантиметров вокруг камеры. Пока это прототип, и честно говоря, я не вижу у него никаких особых преимуществ перед классической световой схемой.
Примерно в ту же область компания AccuPower предлагает компактные штативы с универсальным дополнительным батарейным отсеком и встроенным прожектором на двух особо мощных ваттных светодиодах (литий-полимерный аккумулятор может питать как камеру, так и прожектор), позволяющим снимать несложными камерами даже в кромешной темноте.
Еще одна степень свободы для творчества — всевозможные оптические насадки для тех камер, на которые, по замыслу производителя, ничего насадить нельзя. Прежде всего здесь выделяется широкий класс магнитных адаптеров (копании Kenko, Cokin): на переднюю кромку объектива, липким слоем крепится кольцо [40], а уже к нему на магните — собственно оптическая система, обычно широкоугольная и теленасадка. Принцип элементарно распространяется и на камеры сотовых телефонов или карманных компьютеров. Французская компания Cokin (www.cokin.com) пошла еще дальше: аналогичным способом можно приладить держатель оригинальных творческих фильтров. Если же объектив слишком слаб, такой держатель с фильтрами можно крепить напротив оптики через штативное отверстие [фото 39]. Исключительно для сотовых телефонов с их непредсказуемыми поворотными конструкциями встроенных камер тайваньская компания 3gac (www.3gac.com) делает почти игрушечные липкие линзовые насадки [41]: о серьезной оптике речи, конечно же, не идет, но идея очень забавная, есть и калейдоскопические фильтры, и макро.
Специальные пластиковые боксы для подводной съемки, выпускаемые производителями камер, обычно редки и недешевы, но свято место пусто не бывает: германская компания Ewe-Marine (www.ewa-marine.de) разработала и продает серию мягких пластиковых полууниверсальных водонепроницаемых чехлов-пакетов. Здесь имеет значение не конкретная модель камеры, а ее общий конструктив: зеркальная, зеркальная со вспышкой, зеркальная с телеобъективом, видеокамера, цифровой компакт [38]. Чертовски удобно и привлекательно. Пользуясь случаем, приведу, со слов Ewa-Marine, очень любопытную шкалу размывания цвета с глубиной при съемке под солнечным светом: оказывается, уже на расстоянии метра от поверхности начинают пропадать красные составляющие, на пяти метрах — оранжевые детали, с десяти метров исчезает желтый, зеленый различим до двадцати, а глубже тридцати метров сдержится только синий, но картинка становится уже по сути монохромной.
Цифровая фотография, несмотря на удобство, имеет свои «болезни грязных рук». Пятна от пальцев на линзах можно устранить не только микрофибровой салфеткой, но и специальными карандашами LensPen [43], например, от канадской компании Parkside Optical (с одной стороны кисточка, а с другой пропитываемая специальным раствором бархотка); уже есть «специальное» решение и для сотовых телефонов — CellKlear, уменьшенный карандашик, а также, куда без этого, DigiKlear — исключительно для цветных ЖК-дисплеев камер и телефонов (бархотка имеет форму «овального треугольника»). Да уж, фантазия в этой индустрии не дремлет… Впрочем, по-настоящему профессионально выглядит приспособление для удаления пылинок со светочувствительных матриц зеркальных камер, разработанное компанией Kinetronics и продвигаемое в Германии фирмой Kaiser: на кончике расположен специальный мягкий пластик с высокой адгезией [42], которым достаточно только слегка прикоснуться к соринке, чтобы она прилипла. Очищается простым промыванием в воде. Наконец, тот же Kaiser, оказывается, выпускает даже чистящие карты разных форматов для освежения контактных групп цифровиков. Для самих флэш-карт предлагаются неисчислимые суперзащищенные кейсики.
Целый павильон на «Фотокине» традиционно занимают рамки, фотоальбомы и все, что с этим связано. Заправляют в этом бизнесе преимущественно итальянские компании, и фантазии их дизайнеров можно только подивиться. По сравнению с этим буйством красок, форм и используемых материалов (главным образом, конечно, дорогая кожа, но встречаются и алюминиевые листы, и даже каменная крошка!) отделы наших фотомагазинов с альбомами и рамками выглядят каменным веком. Фолианты [44], пурпурные девичьи дневнички [45], бизнес-портфолио — чего только нет… Возможно, виноваты мы сами, потому что не умеем потреблять фотографию до конца, без остатка. От идеи снимка до его векового хранения. Каюсь, сам, снимая на цифровую камеру и несясь сломя голову по жизни, да и большинство моих приятелей, — мы даже не задумываемся, что можно остановиться и организовать свой фотоархив или фотоуголок [46] неповторимым образом.
Почему вы до сих пор снимаете на пленку?
Евгений Козловский
зам. главного редактора журнала «Домашний компьютер»
Потому что пленка, имея массу недостатков, в практическом, не специальном, фотографировании не сохранила ни одного достоинства.
Андрей Баров
художник (Я познакомился с Андреем Баровым в Кёльне и считаю необходимым дать несколько пояснений. Он родился в Ленинграде, работал на Ленфильме, в 1989 году эмигрировал в Германию, живет и работает в Мюнхене. Компания Kodak представляла его работы из серии «Digital Album» на своем мегастенде как символ цифровой эпохи в фотографии. — И. Х.)
Процесс «дигитализации» в фотографии начался довольно давно — приблизительно восемь лет назад стали появляться цифровые аппараты для профессионального применения. Вообще это уже не очень принципиальный вопрос, какую технику использовать для съемки, гораздо важнее, что изменилась сама эстетика съемки, во многом под воздействием видео, телевидения, анимации. Думаю, что со временем (и этот процесс уже происходит) фото будет состоять из многих компонентов, включая анимацию, например, созданную в 3D-программах. Мои фотографии с применением такой технологии уже публиковались в известных немецких журналах. Собственно, уже давно, с появлением понятия ретуши, очевидно, что фотография — это не «документ достоверности». Нет никакого смысла в дорогой пленке, вредных химикатах, стопках негативов, которые занимают много места. Что касается качества — например, мой Nikon D100 позволяет печатать фотографии формата А3, то есть разворот в журнале, плюс — контроль над процессом (представьте, что вы снимали на цветную пленку, а потом захотели перевести изображение в черно-белое, — выход из такого положения уже нетривиален). По сути, качество узкой пленки уже достигнуто, особенно если учесть, что недавно Nikon объявила 12,5-мегапиксельный аппарат, Canon — на 17 мегапикселов, у Kodak есть модель на четырнадцать. В общем, в цифровых аппаратах я вижу только преимущества и никаких недостатков.
Сергей Куприянов
компания Tele-Service MS
В 2000 году, во время поездки на CeBIT, несчастный случай в аэропорту Франкфурта в виде разбившейся в сумке литровой бутылки ликера «Бейлиз» лишил меня суперской пленочной мыльницы производства Fujifilm. С тех пор я перешел на цифру, о чем ни разу не пожалел, даже наоборот. Как обычно наш человек снимает на пленку? Берет фотоаппарат, ролик на 36 кадров и снимает на него в течение нескольких месяцев. За это время кадры в начале пленки давно потеряли актуальность; то, что снято неудачно, безвозвратно потеряно, царапины на эмульсии после проявки лечатся долгими мытарствами в «Фотошопе»… Так не лучше ли перепрыгнуть все промежуточные этапы и сразу снимать в цифре? Первым моим фотиком был Casio с матрицей 1,3 мегапиксела (о боже, кто мог подумать четыре года назад, что миллион триста тысяч — маленькое число)… Постепенные апгрейды привели к обладанию Pentax istD (нормальный фотик), Exilim P600 (маленький, но тоже нормальный) и Exilim Z40 (просто маленький, преимущественно для подводной съемки), на чем и думаю остановиться, так как всё хорошее, что можно было реализовать в цифре, уже сделано, по качеству картинки хорошие цифровики пленку обогнали, а простым количеством мегапикселов нас не разведешь.
Преподобный Михаил Ваннах
Цифровым фото пользоваться несравненно оперативнее и рентабельнее. В Туле берутся изготавливать отпечаток с цифрового носителя за четыре рубля при цене отпечатка с пленки в четыре с полтиной, и в ряде случаев имеет значение огромная глубина резкости цифровых камер с «бюджетной» матрицей (скажем, съемка экспонатов музея). Достоинство классической 35-мм камеры (не говоря о формате 120) — бОльшая диагональ кадра, а значит, и бОльшая концентрация энергии в ее плоскости. Следовательно — принципиально иной характер изображения. А вообще, в Туле есть прекрасный фотограф Сергей Терехов. Послушав как-то в фотомагазине дискуссию о достоинствах различных SLR-систем, он изрек: «А какая разница, чем снимать? Важно — что и как…»
Артём
Senior Software Design Engineer, Nokia
Снимаю на фотокамеру телефона. Плохо и некачественно, но для меня это оказалось намного лучше других вариантов. Пленкой — неудобно и долго возиться, на цифровик жалко денег. Не было бы телефона — вообще бы не снимал.
Вадим Некрасов
фотокорреспондент журнала «Наше наследие»
Ваш опрос поставил меня в тупик, я даже не задумывался над этим вопросом… Да и как сегодня можно разделить эти два направления фотографии? Снимаю я только на пленку, то есть, выражаясь вашими терминами, использую аналоговые технологии (все за исключением каталогов и тому подобных изданий). Но затем ведь все равно начинается цифровое шаманство — перевод в цифру (сканирование), печать на цифровой машине и так далее. Я не буду спорить с убежденными адептами цифры о бесспорном преимуществе пленки. Их доводы — удобство и скорость — бесспорны, но тогда эта техника для стрингеров в зоне боев или что-то подобное. Однако фотография отнюдь этим не заканчивается. Так вот, я не могу представить произведение искусства, сделанное цифровой камерой. Вообще, надо сказать, я все больше и больше убеждаюсь в правоте наших мэтров Николая Рахманова и Вадима Гиппенрейтера, считающих, что фотография начинается с размера кадра не менее 9х12 см. О какой уж тут цифре можно говорить. На выставках то и дело видишь неплохие по сюжету фотографии маленького размера — зачастую это природа, причем из очень труднодоступных мест на Крайнем Севере или в тайге. Если бы их распечатать метр на метр — получился бы шедевр, но автор снимал на цифру, и максимальный размер для печати — 20х30. Это только иллюзия, что он снял хороший кадр. Нет этот кадр безвозвратно ушел, и его уже не повторить!..
Дмитрий Гориловский
разработчик компьютерных игр
В свое время, когда я только начинал заниматься фотографией, меня очень выручил обычный «Зенит». Я рад стечению обстоятельств, которое не дало мне в руки полуавтоматическую зеркальную камеру с автофокусировкой: ведь именно благодаря задержке, необходимой для взвода аппарата и настройки выдержки, диафрагмы и фокуса, у меня стали получаться хорошие, продуманные снимки. Спешка — бич фотографии. Не всегда удается остановиться и подумать о том, как это можно было бы снять лучше. Цифровая фотография провоцирует на спешку, что для меня, как начинающего фотографа, не совсем хорошо. Безусловно, продуманность снимков — это вопрос опыта, но я пока не перешел ту грань, когда хорошие, взвешенные снимки на цифровом аппарате в полуавтомате будут получаться чаще, чем на пленке в ручном режиме. Подведя черту, могу сказать: пленка меня дисциплинирует, заставляя подсознательно экономить кадры. С возрастом я помудрею, остепенюсь, перестану торопиться и куплю себе хорошую цифровую зеркальную камеру.
Ирина Васильева
врач-рентгенолог Европейского Медицинского центра
В работе мы пользуемся и аналоговыми, и цифровыми аппаратами. Первые, которые были стандартом много лет, очень высоки по своим техническим характеристикам и качеству; современный химический процесс, обработка совершенны. Цифровая аппаратура так сильно продвинулась за последние годы, что иногда трудно отличить, каким аппаратом был сделан снимок — аналоговым или цифровым. Пленка пока все же немного лучше, мы используем ее в наиболее сложных случаях. Однако цифровая съемка гораздо удобнее: если я хочу послать рентгеновский снимок своему коллеге из Бостонского университета, мне достаточно уже имеющийся в электронном виде файл отправить по почте. Кроме того, облегчается процесс архивирования, срок хранения становится практически неограниченным. Думаю, через пять лет или даже меньше будем работать только с цифрой.
Илья Хрупалов
зам. главного редактора еженедельника «Компьютерра»
Повседневно и по работе я снимаю на цифру, здесь выбор однозначен, но есть одна серьезная причина, по которой моя 35-миллиметровая пленочная Yaschica с цейсовской оптикой по-прежнему в почете. Раз в год я стараюсь выбираться в горы (преимущественно Горный Алтай), и если это не лето, низкие температуры на высоте сразу же показывают электронике ее настоящее место. Причем не только цифровикам, но и пленочным камерам с электронным протягом и управлением затвора. Механика же и, к счастью, современная пленка практически индифферентны к морозу и, что самое главное, работают при собственной температуре до минус сорока градусов (попробуйте-ка сохранить теплой камеру ночь или несколько часов днем напролет). Ну и еще одна головная боль в дальнем походе — это, разумеется, аккумуляторы… Я был свидетелем, как профессиональные фотографы ходили в горы зимой с цифрой, но это другой случай: их ведут гиды, и всё в такой экспедиции, как правило, подчинено именно фотографии (грубо говоря, сам фотограф едва несет свою технику, а спецснаряжение и бивачный груз — группа сопровождения).
Максим Полубояринов
коммерческий фотограф рекламы, член совета гильдии рекламных фотографов
Мы занимаемся фотографией не в дешевом сегменте, и сама подготовка к кадру стоит очень дорого, поэтому ухудшать его качество съемкой на цифру — просто глупо. У любого слайда 4х5 дюймов разрешение будет гораздо выше, чем у одного из самых дорогих в мире цифровых задников — например, Sinarback 54 (54 мегапиксела!) за 32 тысячи долларов. В российских условиях «отбить» по цене этот задник, который, впрочем, по качеству сравним со среднеформатными кадрами и дешевым слайдом, проблематично. На Западе в рекламе предпочтительный размер слайда — 8 на 10 дюймов. Если поговорить с любым производителем цифрового оборудования, он скажет, что цифровой аппаратуре конкурировать с таким качеством — самоубийство. Цифровая фотосъемка — это прекрасный инструмент для массовой продукции, репортеров, журналистов, где важно не качество, а скорость. Кроме того, стоимость аналогового архива, грубо говоря, приближается к нулевой. Архив цифровой обойдется намного дороже, а надежность его будет значительно ниже. Последний аргумент — закон о защите авторских прав. В спорной ситуации, требующей решения в суде, автору достаточно предоставить уникальный слайд или негатив. При съемке же на цифру доказать авторство — практически нереально. В обозримом будущем на цифру в рекламной фотографии перейдут разве что дешевые каталоги и тому подобное.