Архивы: по дате | по разделам | по авторам

И смущают глянцем плоти…

Архив
автор : Илья Хрупалов   22.09.2004

Типичный ширпотребный «обзор», или «тест», которые наперебой отрыгает компьютерная и не очень пресса, начинается с перечисления того, что было в коробке «помимо принтера»

Принтер Epson Stylus Photo R800 вышел на российский рынок в конце весны и соответственно уже не так нов, чтобы, закатив глаза, рапортовать и рукоплескать, переставляя слова пресс-релиза и рекламных брошюр… Наоборот, благодаря поддержке российского представительства Epson мне представилась возможность надолго погрузиться в чернильные глубины струйной печати и вернуться на страницы нашего журнала с любопытным уловом наблюдений и практических замечаний.

Типичный ширпотребный «обзор», или «тест», которые наперебой отрыгает компьютерная и не очень пресса, начинается с перечисления того, что было в коробке «помимо принтера» (с идиотической пунктуальностью обязательно уточняется, что «помимо», — как будто собственно объекта исследования в коробке могло и не быть), с описания упаковки и прочей ереси, сопровождающейся нелепым — со вспышкой в лоб и чудовищными бликами — снимком груды кабелей, компакт-дисков и прочего содержимого, вплоть до мусора, доставшегося от предыдущего обозревателя. Не наш случай. О комплектации пару слов я скажу ниже и в другой связи.

Далее, по жанру, обычно следуют глубокомысленные умозаключения о дизайне, сводящиеся преимущественно к одному и тому же дебильному слову-характеристике «стильный». Несчастный русский язык, это одна из самых отвратительных его бородавок! Объясните, ну что общего у шмоток, обуви, сотовых телефонов, причесок, мажорных тинэйджеров и — принтеров? Один и тот же стиль? Да в каком же это месте? Ценой каких черт? Впрочем, можете не принимать близко к сердцу. Это личное, редакторское…

Чтобы окончательно смешать карты и не уподобляться большинству, во первых же строках без предысторий вынесу свой вердикт SPR800: это изумительный принтер, превосходящий всё, что Epson создавала раньше, и превосходящий, в отдельных дисциплинах и при грамотной настройке, конкурирующие продукты и технологии. А вот теперь самое время эти дисциплины подсчитать.

Предлагаю список и порядок основных черт/свойств (key features), выбранный для этой модели самим производителем на британском сайте (возможно, и на других такой же, но недосуг проверять). Каждый пункт я более или менее подробно прокомментирую.

  • Outstanding quality and durability with Epson. Позвольте это не переводить и просто отнести на счет R800 как достойного представителя японской техники (помните, двадцать лет назад мы не вдумывались в марки заморских магнитофонов: Sanyo, Sharp, Technics подразумевали одно и то же выдающееся качество — японское). Конструкция — не дизайн! — этого принтера, в общем-то, типична для струйных линеек Epson последних лет: верхняя подача для отдельных листов, рулонная подача для отрезных носителей, печать без полей на бумаге практически любых (до А4) размеров, сквозной тракт для печати на жестких носителях, в том числе и на компакт-дисках. Подающий и приемный лотки доведены до совершенства: оба убираются заподлицо с основным объемом корпуса, причем верхний образует полезную горизонтальную поверхность (которую лично я тут же охотно чем-нибудь захламлял). Важная черта дорогого продуманного до мелочей прибора — встроенный блок питания, с прямым подключением сетевого кабеля. Уместно сказать здесь и о том, что механизм при подаче бумаги и печати работает необычайно тихо; принтер напоминает о своем присутствии, только когда принимает в работу новую чернильницу или вообще обслуживает головку. Наконец, я был искренне удивлен, что перерыв в работе более чем на месяц никак не сказался на чистоте дюз печатной головки — очевидно, былые болячки Epson искоренила со всей серьезностью, и отныне самый дорогой элемент принтера надежен настолько, чтобы об этом больше не заикаться.
     
  • UltraChrome Hi-Gloss pigment ink. Этот пункт, думаю, требует тщательного пояснения, особенно для рядовых обывателей, потому как, например, даже я, простите за нескромность, лишь совсем недавно расставил все по полочкам в своем понимании. Вкратце, в струйных принтерах используются чернила двух типов: на основе водорастворимого красителя (dye ink) или на основе пигмента (pigment ink). Отрочество цветной струйной печати прошло на красках первого типа. Пигментные чернила одной из первых стала применять Hewlett-Packard — но только для черного цвета и печати главным образом текста, а черный цвет на фотографиях получался смешением водорастворимых CMY-чернил. Позднее были разработаны черные водорастворимые чернила для фотопечати. До сей поры такие ведущие игроки рынка струйной печати, как Canon и HP, используют для фотореалистичной печати чернила на основе водорастворимых красителей. Lexmark совсем недавно (модели X815 и P915) представила технологию немыслимого ранее смешения водорастворимых CMY-чернил и пигментых светлых. Epson же два года назад пошла параллельно по двум путям — продолжая развивать водорастворимые чернила (Честно говоря, для меня непостижимым остается то, что оба типа чернил без видимых проблем поддерживаются компаниями HP и Epson в совершенно разных принципах печати — термоэлектрическом и пьезоэлектрическом соответственно…) (сейчас это направление венчают быстросохнущие Quick Dry в модели SPR300, классическая шестицветная схема), она впервые вывела на широкий рынок пигментную цветную печать в профессиональной модели Stylus Photo 2100 (чернила UltraChrome, шесть основных цветов плюс светло-серый), а затем и в потребительских принтерах серии «C» (чернила DURABrite — предназначены главным образом не для фотореалистичной печати, но в четырехцветной модели Stylus C86 Photo Edition заявлено и такое качество). Основные преимущества пигментных чернил перед водорастворимыми — более высокая стойкость к выцветанию, воздействию влаги и смазыванию, а также возможность печати практически на любой бумаге без коробления. И если раньше казалось, что объем капли пигментных чернил нельзя уменьшить далее некого предела (Epson в модели SP2100 остановилась на 4 пл), то в R800 достигнута невероятная величина — полтора пиколитра.

     
  • Red and Blue Inks for increased colour gamut similar to Silver Halide adds life to sky, sea, sunsets and autumnal scenes. Примечательно, что цветовые таблицы и набор чернил у перечисленных выше принтеров Epson различаются: SPR300 и SP2100 дополнительно к базовым CMY используют светлые голубые и светлые пурпурные, а C86 PE имеет только основной квартет CMYK. В модели R800 инженеры Epson неожиданно отказались от светлых пурпурных (Light Magenta) и голубых (Light Cyan) чернил, сменив их на теоретически чуждые полиграфии красные и синие. Никакого вразумительного математически-научного пояснения, — как, например, для 72 млн. оттенков у принтеров HP при многократном наложении капель восьми цветов, включая три оттенка серого, — я в материалах Epson не обнаружил. Выкладки в рекламных брошюрах выглядят скорее как симптоматическое лечение проблемы: чтобы соперничать с классической фотопечатью, которая оперирует галидами серебра, дающими красный, зеленый и синий в толще бумаги, решили, не мудрствуя лукаво, два из них добавить напрямую (Canon, кстати, добавила помимо красного не синий, а зеленый, — чем, пожалуй, внесла еще большую путаницу в якобы стоящую перед производителями задачу более точной цветопередачи если не закатов и осенних пейзажей, то уж точно — небесной и морской синевы…). Субтрактивный цветосинтез, используемый на бумаге, однако, никто не отменял. Во-первых, синие чернила R800 в чистом виде и на бумаге, и в резервуаре по оттенку далеки от привычного глазу синего цвета, а во-вторых, рукотворные шкалы уровней красного и синего, созданные в «Фотошопе», выводятся каплями далеко не одного цвета — это по-прежнему сложное наложение едва ли не всего ассортимента чернил. Кроме того, градации синей и красной шкал (0,0,0–255 и 0–255,0,0) в области максимальной «яркости» (точнее — плотности) цвета едва различимы.

     

    Вы спросите, как же Epson справляется с деталями и заливками в светах без светлых пурпурного и голубого, которые ранее для этого и вводились? Это как раз то место, где количество, в обратном смысле, переросло в качество: благодаря сверхмалой капле даже средневооруженный, то есть, скажем, бытовой лупой, глаз не видит никакого зерна! Там, где принтер четырехлетней давности на одну и ту же вполне просматриваемую глазом площадь в соответствии с картой цветов положил бы, к примеру, грубо, три хорошо различимые (5–10 пл) точки пурпурного, три желтого и три голубого (в сумме — что-то вроде 2–4 процентов серого), а принтер двухлетней давности постарался бы при том же объеме капли обойтись менее броскими светлыми чернилами, R800 образца 2004 года смешивает свои шесть цветов даже в областях минимальной плотности из расчета на десятки и даже сотни капель, не рискуя эти самые капли явить глазу наблюдателя. Есть еще одно, совершенно официальное объяснение: желтые, пурпурные и голубые чернила в R800 имеют меньшую оптическую плотность, нежели в предыдущей шестицветной схеме UltraChrome (или любой другой аналогичной).

    Чувствую, не повредит завершить этот пункт общей оценкой цветопередачи. Обозреватели на ее счет обычно изощряются в духе «довольно правильная», «правильная», «довольно точная», «прекрасная» (это все равно что назвать прекрасной степень очистки питьевой воды). После сотни отпечатков на Stylus Photo R800 у меня в голове отложился совсем другой показатель для цветопередачи — контролируемая. Шире ли гамут у нового пигментного секстета Epson, чем у обычной фотобумаги, чем у конкурентов? Не верьте ни одной конкретной оценке, без дорогих денситометров точно ответить нельзя, потому что человеческий глаз различает максимум несколько тысяч оттенков (на это свойство, кстати, опирается вся полиграфия, и исходя из этого же разрабатывались первые фотопринтеры). Остальные же, минимум миллион, подвластные принтеру, — ожидайте в реальных снимках с соответствующей вероятностью. С уверенностью скажу лишь, что для снимков с цифровых камер последнего поколения, которые способны записывать снимки в цветовом пространстве AdobeRGB, не урезая букет запечатленных оттенков до кондового sRGB, принтер R800 не станет узким местом и при умелой настройке окажется инструментом вывода, превосходящим все разумные альтернативы. Увы, автоматически, без проб, ошибок и корректив, идеальный результат почти наверняка не выйдет (как, честно говоря, вообще на любом свежеприобретенном струйном принтере), но я постараюсь рассказать об основных положениях корректного фотовывода во врезке.


     

  • Borderless printing at popular photo print sizes up to A4. По порядку перечисления способностей R800 печать без полей имеет высокий ранг, однако я бы не преувеличивал ее ценность. Отдадим должное Epson — она была пионером этой технологии, но сейчас печать без полей входит в арсенал практически всех струйных фотопринтеров. Я бы не стал это выпячивать еще и потому, что она требует пусть и не чрезмерного, но все-таки повышенного расхода чернил: головка позиционируется очень точно, однако часть капель вполне преднамеренно летит мимо бумаги в специальный уловитель. Реализация в драйвере вроде бы и обеспечивает бесхлопотную печать в обрез, но все же оставляет желать лучшего, потому что изображение автоматически, без всякого обсуждения (предварительный просмотр не в счет), масштабируется до такой степени, чтобы гарантированно превысить размер бумаги. На мой взгляд, для свободы творчества здесь не помешал бы некий диалоговый интерфейс (Wizard) настройки масштаба и зоны вылета.


     

  • Outstanding photos, reprints and enlargements from a resolution up to 5760x1440 optimised dpi on suitable media. Попросту говоря, значит ли это, — в сорок восьмой раз задал я вопрос сам себе, — что SPR800 печатает точнее лазерного принтера, имеющего чистое разрешение 1200х1200 dpi? И как это пощупать? Сложную PostScript-задачу (например, для непосредственного сравнения — миру или растр, которые мы использовали в недавнем тесте лазерных принтеров) без ухищрений на хост-принтер вроде R800 вывести проблематично, но лазейки есть. Не буду распинаться, как это делается, а сообщу уже готовый результат: по реальному разрешению вывода векторной графики каким-либо одним цветом R800 не превосходит лазерные принтеры, имеющие разрешение 600 dpi. Нисколько не умаляю его достоинств, но раз в пару лет считаю нужным подчеркнуть, что формула 5750х1440 и ей подобные лишь показывают, сколько всего точек теоретически может уместить принтер на квадратный дюйм, что он кладет их не в сетку с такими размерами, в отличие от лазерной технологии, а стохастически разбрасывает по несколько капель вокруг узлов сетки, следующих с куда более крупным шагом. Резюме, надеюсь, вас удивит: реальное разрешение за пределами 600 dpi практически не имеет отношения к визуальной оценке резкости печатаемого изображения, которая в последнее время все чаще достигается методами, вроде Unsharp Mask, основанными на психофизическом восприятии зрительной информации; и чем крупнее формат отпечатка — тем ниже требования к разрешению.


     

  • Capture the finest photo detail with a tiny 1,5 picolitre ink droplet. Здесь кроется большая часть ответа на вопросы, которые у вас могли возникнуть по предыдущему пункту. Грубо говоря, чтобы эффект от предварительного применения фильтра Unsharp Mask был максимальным и обман не всплыл, куда важнее разрешения прецизионная обработка вносимых яркостных артефактов (как действует этот фильтр, надеюсь, нашим читателям известно). Добавлю, что в R800, как и в других принтерах Epson, объем капли переменный (для фотопечати — полтора, три и семь пиколитров), что позволяет сплошные области быстро заливать «крупными» каплями, а детали прорабатывать самыми малыми.

     

  • Epson Gloss Optimizer technology for fine tuning high-gloss prints. Радикальное новшество на рынке струйной печати: когда-то давно Canon использовала в одном из принтеров специальный состав для пропитки обычной бумаги перед нанесением цветных чернил, но здесь совсем другие задачи и алгоритм. Вообще, пигментные чернила отличаются от водорастворимых помимо прочего характером закрепления капель на бумаге. На матовой бумаге (исключающей всякий блеск — не путайте с классическими матовыми фотобумагами минилабов) они, как и водорастворимые, довольно глубоко проникают в поры (Я говорю о порах, то есть бумаге с поверхностью пористого типа, применительно именно к носителям Epson — другие производители, в частности HP, используют еще и так называемые эмульсионные бумаги) верхнего слоя и, впитываясь, образуют матовую же поверхность, по структуре почти не отличающуюся от неокрашенной (хотя уже в модели SP2100 компания Epson прибегла к двум типам черных чернил — чтобы на матовых бумагах не проявлялся глянец). На современных глянцевых бумагах, имеющихся в ассортименте Epson (Premium Glossy/Semigloss Photo Paper), новые Hi-Gloss-чернила всех цветов не впитываются полностью и образуют хорошо различимую под определенным углом зрения пленку, отражательная способность которой иная, чем у неокрашенной бумаги. Чернила UltraChrome Hi-Gloss помимо прочего отличаются от предшествующих UltraChrome не только уменьшенным размером частиц пигмента, но и тем, что каждая частица (около 0,1 нм в диаметре) заключена в полимерную оболочку: при попадании частицы на бумагу полимер скрепляет частицы пигмента между собой и с бумагой. Преследовались две основные цели: сделать более ровной поверхность и повысить визуальную яркость, потому как обычно пигментные чернила сильно рассеивают свет и выглядят довольно блекло.

    Неокрашенные области для достижения идеально ровной глянцевой поверхности в Epson решили дополнительно запечатывать так называемым оптимизатором глянца (см. разницу на заставке). То есть принтер по сути печатает еще одним «цветом» — прозрачным. В драйвере от этого можно отказаться вовсе, заказать автоматическое определение светлых областей или залить оптимизатором отпечаток целиком (но даже в этом случае, по утверждению Epson, запечатываются только относительно светлые области).

    Водостойкости отпечатка оптимизатор, как выяснилось, не помогает, но и без него сделанные на глянцевой бумаге отпечатки с R800 могут мокнуть в воде десятки минут! Что касается смазывания, чернила Hi-Gloss на любой бумаге на голову выше всех конкурентов. Интересно, что глянец можно использовать и на обычной бумаге — для улучшения структуры изображения (гомеопатического, впрочем, — я не заметил причины, по которой стоило бы тратить оптимизатор и вообще принтер R800 на обычную офисную бумагу). 

  • Eight individual cartridges for maximum efficiency Cyan, Magenta, Yellow, Red, Blue, Separate Matte and photo Black, Gloss Optimizer. Здесь можно еще раз уточнить, что в действительности на конкретном типе бумаги печать осуществляется чернилами шести цветов. Два черных картриджа установлены одновременно, очевидно, для удобства, хотя я, честно говоря, предпочел бы менять их в зависимости от бумаги, но иметь всегда установленный серый, как в широкоформатной 2100-й модели. Здесь, соответственно, и замечу, что черно-белая печать, на мой вкус, далеко не сильная сторона R800, технологии Grey Balancer здесь нет. И еще. Обозреватели уже не раз негативно отзывались о полной неспособности принтера печатать при израсходовании чернил хотя бы одного цвета, но мало кто задумывался, что если позволить пользователю оставить принтер без чернил какого-либо цвета хотя бы на неделю, это может растянуться не на один месяц, и головка попросту засохнет (по той же причине старый картридж должен оставаться в принтере до тех пор, пока вы не приобретете новый для замены).
     
  • Archival Photographic Prints on Gloss and Matte Papers durability for over 80 years. По понятным причинам не проверял, но безоговорочно верю. Всем верю: Canon, Lexmark, HP — лет на двадцать как минимум. С оптимизатором глянца отпечаткам, сделанным на R800 пигментными чернилами, верю даже чуть больше, чем остальным. Но, как ни странно, без оптимизатора на матовой бумаге Epson гарантирует сто лет против восьмидесяти с глянцем...
     
  • Professional image cataloguing with high-resolution direct printing onto CD/DVD’s. Мое сугубо личное мнение: R800 можно было и не нагружать этой функцией, украшать на нем диски — как микроскопом гвозди забивать. Рассматриваю это как бонус. Для энтузиастов вроде Евгения Козловского, большого, кстати, любителя техники Epson.
     
  • Advanced IEEE 1394 (FireWire) and USB 2.0 Hi-Speed connectivity. И никаких кард-ридеров — вот это действительно профессиональный подход, потому что лучше компьютера с софтом, обеспечивающим корректное управление цветом, никто возможности R800 не использует. Я, в частности, печатал через IEEE 1394 и полностью доволен быстродействием принтера, даже вывод 400-мегабайтного изображения формата А4 с разрешением 1200 dpi ничуть не удивил R800… Жаль только, что опция High Speed в драйвере по умолчанию всегда включена, а в документации недвусмысленно поясняется, что двунаправленная — в данном контексте в обе стороны движения головки — печать дает результат хуже, чем в одну сторону…

    В качестве заключения и вместо оценки стоимости владения принтером Stylus Photo R800 анонсирую готовящееся нашей редакцией приложение по цифровой печати, посвященное прежде всего экономической стороне доступных технологий — обычной фотографической в цифровых мини-лабах, струйной в персональном владении и лазерной в копировальных центрах. Разумеется, мы рассмотрим и качественные показатели, и наиболее характерные модели устройств.

     

    Итак, Stylus Photo R800, без сомнения, могущественный инструмент. Но — не для дилетантов. Как же добиться максимальных результатов, во-первых, в точности цветопередачи, во-вторых, в правильном использовании цветовых пространств и подходов к печати из различных приложений. Вопрос, кстати, далеко не праздный — параллельно со мной тем же изысканиями (озадаченный некоторыми предложенными мной примерами) занимался известный в приближенных к марке Epson кругах молодой специалист Максим Савин.

     

    Места мало, буду краток. Общие выводы: мы плохо знаем софт, с которым работаем; и Epson (как, впрочем, и другие производители), увы, не особенно нам помогает в этом, то есть не трудится над подробными руководствами и описаниями всех возможных сценариев печати.
    Мы рассматривали в первую очередь следующий сценарий — корректная печать фотоснимка с профессиональной цифровой камеры или фотоработы, записанных в формате AdobeRGB (с более распространенным форматом sRGB всё значительно проще, ошибок намного меньше, но ценой изначального ущемления цветового охвата в записанном изображении, — грубо говоря, там уже портить нечего). Корректная — означает прежде всего правильную безущербную интерпретацию цветового пространства. Начнем с Adobe Photoshop (конкретно — версии 7.0), рабочее пространство — AdobeRGB 1998, в других фотолюбителю работать просто не рекомендуем (даже заниматься цветокоррекцией записанного в sRGB снимка лучше в AdobeRGB, предварительно конвертировав его в это пространство, — потерь не будет). Печатать следует с предпросмотром (Print with Preview…), что подразумевает дальнейший выбор закладки управления цветом (см. скриншот) и цветового пространства печати; параметр Intent радикального влияния не имеет — выбирайте на свой вкус. Итак, разумным и очевидным кажется выбор профиля «Stylus Photo R800». Но это не лучший вариант! Изображение будет урезано до sRGB, чтобы вы потом ни выбирали в настройках управления цветом драйвера (Color Controls, PhotoEnchance или ICM). Вариант «Printer Color Management» тоже не годится. Рецепт правильной бесхлопотной печати — «Same As Source». И далее, в драйвере, можете использовать варианты Color Controls или PhotoEnhance уже на свой вкус — это будет постобработка, не урезающая оригинал, а модифицирующая его. Замечу лишь, что с выбором любых режимов «Vivid» стоит быть осторожным. Например, на снимках заснеженных горных пейзажей, практически монохромных по своей сути, алгоритм «уярчения» начинает хвататься за любую цветную деталь, даже за шум, и выпячивать их там, где это вовсе не требуется. Безошибочно он сработает, известное дело, скажем, на натюрморте (однако не забывайте, что цифровые камеры, особенно японских производителей, зачастую по умолчанию дают уже пересыщенную картинку).

    С сайтов поддержки Epson можно скачать дополнительно профили для трех типов бумаги (SPR800 Matte Paper, PhotoPaper и Super Fine Paper), причем по названию они не совпадают с сортами, продаваемыми в России. С ними следует печатать только из профессиональных приложений, указывая их явно и далее в дравйере выбирая «ICM» и галочку «No Color Adjustment». Результат, по сравнению с описанным выше, меня не удовлетворил. Буду разбираться дальше.

    Максим Савин долго и без особого успеха провозился с печатью из программы Ulead PhotoImpact XL. Вывод: картинки режутся до уровня не хуже sRGB, без особых ошибок с гаммой, но правдой или неправдой лучше найдите себе любую версию Adobe Photoshop начиная с 6.0.

    Удивительно, что возможна вполне корректная печать JPEG/TIFF-файла с изображением, записанным в пространстве AdobeRGB, из непритязательной (против продукции Adobe и Corel) программы ACDSee. Никаких особых настроек там нет (v4.0), в драйвере R800 смело выбирайте Color Controls или PhotoEnhance, но разумеется, лучше с минимум обработки. И еще более удивительно, что JPEG-файл с широким цветовым охватом, корректно печатается из Paint — штатного графического редактора Windows! При этом из штатного же Windows Picture and Fax Viewer — совсем не тот коленкор! Кстати, действие цветового профиля, присваиваемого принтеру в Windows при установке драйвера (закладка Color Management в централизованном окне свойств, см. скриншот), остается загадкой. По некоторым данным, если печатью заведует приложение, способное управлять цветом, например, Adobe Photoshop или Corel PhotoPaint, эта настройка Windows полностью игнорируется. Влияет ли она на ACDSee или Paint — затрудняюсь ответить.

    И последнее. Ptint Preview — необычайно полезная опция, потому что при грамотной настройке монитора позволяет уловить все нежелательные изменения в изображении, которые могли возникнуть при ошибочном управлении цветом.

  • © ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2022
    При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.