Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
22.09.2004

Семь шкур с мертвого льва - День открытых систем - (Почти) универсальный компьютер - Песок — плохая замена овсу - Кино в цифрах и суммах - Вай-Файладельфия - Говорит и показывает мобила - Красиво говоря - Одних компьютеров мало - Сотовый штопор - Офис-менеджер на батарейках - Назад в будущее! - Спамеры тоже «за» - Жизнь с линейкой и без - Пока живут на свете простаки - Прямохождение — баг? - Атомный ролекс - Нанофотоника на марше - Крокодилья кровь - Силиконовая малина

Семь шкур с мертвого льва

Начало осени ознаменовалось настоящей сделкой века: 13 сентября стало известно о приобретении японским гигантом Sony американской Metro-Goldwyn-Mayer (MGM), последней из крупнейших независимых киностудий Голливуда. Сумма сделки составляет почти пять миллиардов долларов (три миллиарда будут выплачены наличными, остальное пойдет на погашение долгов). До последнего момента за активы MGM боролась еще одна гигантская корпорация, Time Warner, предлагавшая лишь немногим меньше (4,6 млрд.). Считалось, что владелец MGM, финансист Кирк Керкорян (Kirk Kerkorian), скорее примет предложение Time Warner — из-за сравнительно более сложного характера сделки с компанией Sony, которая привлекла нескольких сторонних инвесторов. Однако Time Warner неожиданно сняла свое предложение.

В последние три года Metro-Goldwyn-Mayer приносила лишь убытки, однако Sony интересуют не текущие дела, а богатое наследие студии. Фильмотека MGM, считающаяся крупнейшей в мире, насчитывает около четырех с половиной тысяч картин, многие из которых составляют классику кинематографа (Бондиада, «Розовая Пантера» и др.). Как полагают аналитики, получив доступ к этим богатым закромам, японская корпорация попытается извлечь прибыль из старых лент, наладив их сбыт по новым каналам. Отчасти — это издание фильмов на DVD, но главным образом — их демонстрация клиентам сетей кабельного телевидения и сервисов «видео по заказу» (для этого Sony подписала соглашение с Comcast). Присовокупив собрание лент MGM к собственному (которое оценивается примерно в 3,5 тысячи фильмов), Sony станет владелицей самой крупной киноколлекции на планете. — Е.З.

День открытых систем

Понедельник 13 сентября ознаменовался сразу двумя заметными инициативами на поле соперничества программ с открытыми и закрытыми исходными кодами. Сначала IBM решила раскрыть и запустить в коллективную разработку исходные коды своих программ распознавания и редактирования речи, а затем Sun Microsystems официально пообещала к концу года открыть для сторонних разработчиков и программистов-энтузиастов тексты новейшей операционной системы Solaris 10.

Обе компании не скрывают, что эти шаги предприняты для более динамичного продвижения их продукции на рынке в условиях острейшей конкурентной борьбы с общим архисоперником, корпорацией Microsoft. Не далее как в марте Microsoft выложила в свободный доступ собственный набор инструментов для создания приложений распознавания речи — MS Speech Server 2004, который уже скачали больше 100 тысяч разработчиков. В такой ситуации для IBM, вложившей в собственные программы распознавания речи порядка 10 млн. долларов и по-прежнему намеренной сделать свою технологию стандартом для всей индустрии, самый логичный ход — не только бесплатная раздача продукта, но и публикация его исходников. Ныне объявлено, что открытой организации разработчиков Apache Software Foundation передается «технология диалоговых компонентов» IBM RDC (Reusable Dialog Components) — набор строительных блоков на основе Java, добавляющих в программы базовые функции работы с речью и позволяющих приложениям самостоятельно беседовать с клиентами на простейшие темы (дата, время, валюта и т. п.). Кроме того, фонду Eclipse, курирующему открытую разработку одноименного ПО, передаются коды инструментального набора программ для редактирования речи.

В какой именно форме будут переданы коды ОС Solaris 10, пока неясно. Как объявил Марк Макклейн (Mark McClain), вице-президент Sun по продажам софта, корпорация до конца текущего года намерена создать «проект с открытыми исходниками вокруг своей Solaris 10». Главная цель раскрытия кодов — возродить интерес к Solaris, позволив сторонним разработчикам и университетским лабораториям вносить изменения в тексты программ. Традиционно ориентированная прежде всего на архитектуру процессоров Sun UltraSPARC, ныне эта Unix-ОС может вызвать у разработчиков более живой интерес, поскольку неплохо адаптирована и для серверного ПО машин на процессорах x86. В Sun новый проект получил неофициальное рабочее название Open Source Solaris. На сегодняшний день одну из своих главных задач компания видит в том, чтобы не допустить ветвления Solaris на различные несовместимые друг с другом версии. Вероятнее всего, модель дальнейшей разработки ОС будет походить на открытый проект Darwin фирмы Apple или Fedora фирмы Red Hat. — Б.К.

(Почти) универсальный компьютер

Калифорнийская софтверная компания Transitive представила свою технологию универсальной эмуляции или, как ее предпочитают называть сами разработчики, аппаратной виртуализации (hardware virtualization). Благодаря этой технологии, получившей название QuickTransit, можно запускать программы, созданные для одной вычислительной платформы, в совершенно другой среде.

QuickTransit отчасти напоминает более известный морфинг кода (code-morphing) корпорации Transmeta, когда написанный, скажем, для процессора x86 код «на лету» транслируется и перекомпилируется под микроархитектуру собственных процессоров фирмы. Однако технология не привязана к конкретной архитектуре и с равным успехом позволяет как переносить программы мэйнфреймов под ОС AIX на платформу PowerPC, так и приложениям для ОС Solaris работать, скажем, на компьютере Apple. Еще один эффектный пример — в перспективе можно будет запускать игрушки первого поколения Xbox (процессор x86) на существенно иных приставках Xbox второго поколения (платформа PowerPC).

Эмуляцией одной среды на другой вычислительной платформе занимались — и не без успеха — многие фирмы. Однако из-за неподъемности задачи реализовать универсальное средство, пригодное для гладкой стыковки самых разных платформ, не удавалось никому. Насколько удачной окажется QuickTransit, покажет лишь время. Известно, что в ее основе лежит центральное ядро (core kernel), на которое «навешиваются» разные входные и выходные модули (причем их можно менять ролями в зависимости от требующейся трансляции кода). Но поскольку большую часть доходов Transitive планирует получать от переноса старых программ для мэйнфреймов на современные вычислительные средства, то сейчас входные модули — это модели практически любого старого мэйнфрейма, а выходные — четыре базовые платформы на основе процессоров Itanium, Pentium 4, PowerPC и AMD Opteron.

Совместимость обеспечивается не покомандным преобразованием бинарного кода, а трансляцией целого блока инструкций в «промежуточное представление» с его последующей оптимизацией. Если программа обнаруживает циклы часто используемого кода, то этот блок помещается в кэш. Как показывают эксперименты, такой метод позволяет добиться от «переведенной» программы в среднем около 80% ее вычислительной производительности в «родной» среде. Кроме того, работа ядра QuickTransit требует примерно на 25% больше памяти, нежели обычно нужно приложению.

Как показали устроенные разработчиками презентации, технология QuickTransit обеспечивает весьма комфортный и дружественный пользователю способ запуска самых разных Windows-приложений (включая ресурсоемкие игры) на Apple или Linux-машинах (и наоборот), тем не менее отдавать продукт в розничную торговлю пока не планируется. До конечного пользователя технология дойдет лишь в том случае, если кто-то из поставщиков аппаратуры или ПО — Hewlett-Packard, Dell, Apple, Microsoft и т. д. — купит у Transitive лицензию и будет сама распространять пакет. В целом же QuickTransit нацелена на более прибыльный корпоративный рынок, где у Transitive подписаны или готовятся к утверждению шесть контрактов с пока не названными компаниями. — Б.К.

Песок — плохая замена овсу

С начала 1990-х годов (а возможно, и раньше) розовой мечтой Билла Гейтса была такая операционная система, которая могла бы сама отыскивать для пользователя любые файлы по их содержимому — будь то текст, картинка или мультимедия. Лишь бы ищущий четко представлял, что ему, собственно, надо. Сперва эта грандиозная идея нашла отражение в ОС Cairo и объектной файловой системе NT (кратко NTOFS), впервые анонсированных корпорацией Microsoft в 1992 году. Когда стало ясно, что с NTOFS не срастается, о светлой мечте говорить перестали, а затем та же по сути идея всплыла как новая файловая система WinFS в грядущей ОС Longhorn. Теперь, как известно (см. «КТ» #557), от поиска файлов по контенту решено отказаться и в Longhorn, так как к намеченным срокам ее выпуска — второй половине 2006 года — довести WinFS до ума явно не удастся.

А поскольку Longhorn уже давно именуют не иначе, как новым выдающимся шагом в разработке современных операционных систем, публика жаждет знать, что же ей все-таки предложат новенького, не считая иного пользовательского интерфейса. Поскольку ОС находится в стадии разработки, Microsoft имеет возможность знакомить народ с ее функциональными возможностями лишь «порционно», сравнительно небольшими готовыми (или почти готовыми) частями. Что и происходило, в частности, в середине сентября.

На IDF, конференции разработчиков Intel (подробнее о событиях форума читайте на стр. 22), была представлена входящая в Longhorn технология Plug and Play Extensions, управляющая подсоединением к компьютеру внешних устройств по проводам и радиосвязи. С точки зрения обычного потребителя это означает, что беспроводные принтеры, аудио/видеотехнику и прочие аппараты с Bluetooth или Wi-Fi можно будет подключать так же просто, как сегодня, скажем, USB-устройства. Администрации же фирм и учреждений эта технология дает удобную возможность контроля за «сливом» информации, поскольку появляется инструмент блокирования любых коммуникационных портов компьютера, от беспроводных до USB. Конечно, подобные программы имеются на рынке и сейчас, однако в Microsoft считают, что об их существовании мало кто знает, а администратору сети всегда полезно иметь под рукой «рубильник», дабы пресекать бесконтрольное подключение к офисному компьютеру MP3-плейеров, флэш-накопителей и прочих неучтенных устройств. Говорят, это поможет бороться с хищением корпоративных секретов и запуском в локальные сети вредоносных вирусов. Но есть и другое мнение — что кроме лишних неудобств для персонала это ничего не дает, так как целеустремленных злоумышленников подобные терапевтические меры никогда не останавливали.

Там же на форуме IDF Стив Хейл (Steve Heil), занимающий в Microsoft должность «технического евангелиста Windows», рассказал, что корпорация по-прежнему работает над встраиванием в Longhorn весьма спорной архитектуры безопасности NGSCB, прежде известной под именем Palladium. Не вызывает сомнений, что новая архитектура, отделяющая наиболее критичные для работы системы программы и данные от команд и данных, вводимых пользователем или извне, защищает компьютер от злоупотреблений. Но очевидно и то, что NGSCB — весьма удобный инструмент для ограничения любых действий пользователя. И не вызывает сомнений, что в первую очередь это средство будет использовано корпорациями для запрета бесконтрольного копирования информации — контента и программ.

Насколько все эти особенности делают ОС Longhorn привлекательной для конечного потребителя — трудно сказать. Что ни говори, а красивая идея с WinFS смотрелась получше. — Б.К.

Кино в цифрах и суммах

Весной мы рассказывали (см. «КТ» #538), как семь главных киностудий США объединились в консорциум DCI (Digital Cinema Initiative), дабы радикально ускорить переход кинотеатров США и мира на цифровые кинопроекторы. И вот наконец удалось решить первую и главнейшую задачу — выбрать единую технологию для повсеместного продвижения цифрового кино. После нескольких месяцев тестирований и переговоров со всеми заинтересованными сторонами консорциум DCI остановился на базовых спецификациях нового стандарта для цифровых кинопроекторов, основанного на алгоритме сжатия JPEG 2000. Пока нельзя сказать, что составление спецификаций завершено, поскольку один из наиболее животрепещущих вопросов — конкретная технология защиты контента от копирования — окончательно не решен. Однако и с ним в DCI обещают разобраться до конца сентября.

Кинотеатры остаются для студий последним «аналоговым бастионом», высасывающим массу средств. На сегодняшний день в мире насчитывается около 150 тысяч кинотеатров, а тиражирование обходится голливудским компаниям, по усредненным подсчетам, в 1200 долларов за копию. В итоге ежегодно киноиндустрия затрачивает на традиционное копирование лент и их рассылку примерно на 800 млн. долларов больше, чем потребуется, если перейти на цифровой кинопрокат. В этом случае можно создавать лишь цифровой мастер-файл и рассылать его в кинотеатры по широкополосным сетям или, на худой конец, доставлять на гораздо более дешевых, чем кинопленка, оптических носителях.

Вот только у самих кинотеатров интереса к новым революционным технологиям не наблюдается. Вернее, интерес этот не так велик, чтобы владельцы кинозалов захотели из собственного кармана платить за весьма недешевое — порядка 70–150 тысяч долларов на один экран — новое оборудование. Как показывают исследования, публика ощутимой разницы в качестве картинки не замечает, а значит, ни цены на билеты не повысишь, ни народу больше в зал не заманишь. Поначалу студии, поняв, что кинотеатры раскошеливаться не желают, пообещали профинансировать переход на цифру. Однако теперь, когда вопрос с единым стандартом видеокомпрессии решен, пришла пора держать слово. И тут выяснилось, что Голливуд к этому не готов и предлагает поискать третьи заинтересованные стороны в лице банков и венчурных фирм, способных помочь с закупкой аппаратуры. Короче говоря, главной проблемой консорциума DCI становится поиск инвесторов. И вряд ли эта проблема окажется проще, чем выбор единого видеоформата. — Б.К.

Вай-Файладельфия

Жители Филадельфии вскоре окончательно забудут дорогу в Интернет-кафе. Шутка ли: как обещает мэр, в течение полутора ближайших лет 350 квадратных километров городской площади покроет сеть беспроводного доступа на 1,6 млн. пользователей.

В соответствии со своими наполеоновскими планами руководство города намерено нашпиговать улицы WiFi-передатчиками, размещать которые по большей части планируется на макушках фонарных столбов. По предварительным оценкам, создание интернет-града обойдется в 10 млн. «зеленых», а ежегодный бюджет на поддержание системы составит шестую часть этой суммы. Стоимость новой услуги для рядовых пользователей пока только обсуждается; впрочем, не исключено, что жители Филадельфии смогут гулять по Сети совершенно бесплатно.

По мнению руководителя городского информационного департамента Дайаны Нефф (Dianah Neff), игра безусловно стоит свеч: опутанная беспроводными сетями Филадельфия станет излюбленным местом паломничества не расстающихся с ноутбуком туристов и бизнесменов. Не останутся внакладе и обитатели городских окраин, где хот-споты пока еще в диковинку: приход в их районы Wi-Fi сгладит «цифровое неравенство» (так и видишь трогательную картину: чернокожий драгдилер коротает «рабочее время» в подворотне за серфингом по порносайтам). «Для того чтобы преуспеть в будущем, мы просто обязаны стать цифровым городом», — заявила застрельщица проекта.

Несмотря на то что в Америке уже насчитывается несколько населенных пунктов с полным WiFi-покрытием, среди них нет ни одного мегаполиса (большинство представляют собой скромные университетские кампусы). Возможно, однако, что в скором будущем ситуация резко изменится: так, не желая уступать пальму первенства Филадельфии, о грядущем «осетенении» своего города заявили отцы Нью-Йорка (аналогичный проект развивается и в столице Голландии, см. «КТ» #557). Кто следующий? — Д.К.

Говорит и показывает мобила

Похоже, Европе недолго осталось ждать появления полноценного телевидения в сотовых телефонах. Ведущие игроки телекоммуникационной отрасли в лице Nokia, Motorola, NEC, Siemens и Sony Ericsson объединили усилия для продвижения услуг мобильного вещания (mobile broadcast services). Сотрудничество будет осуществляться под патронажем Open Mobile Alliance, созданного группой из более чем двухсот компаний для того, чтобы избежать несовместимости стандартов и услуг в разных странах, сотовых сетях и на оборудовании разных производителей. Задача нынешней инициативы — создать единые стандарты, позволяющие принимать цифровой ТВ-сигнал на различных типах беспроводных устройств, главным образом мобильных телефонах.

Судя по составу участников, основой для развертывания мобильного вещания станет уже принятый при активном лоббировании со стороны Nokia и NEC стандарт IP Datacast over DVB-H (Digital Video Broadcast — Handheld). Как и в стандарте цифрового наземного вещания DVB-T, дальнейшим развитием которого и является DVB-H, для компрессии используется MPEG-2. Технология позволяет передавать сигнал на определенный IP-адрес через сеть DVB или через сети сотовой связи. Последнее, однако, пока представляется малореальным, для этого не хватит пропускной способности даже систем 3G.

Основной интерес производителей телефонов очевиден. В случае успешного развития услуги мобильного вещания значительно возрастет спрос на поддерживающие эту технологию дорогие терминалы с большими полноцветными экранами, продающиеся с солидной нормой прибыли. Кроме того, мобильное вещание может стать недорогим способом для передачи любого мультимедийного контента.

Кстати говоря, первый прототип телефона со встроенным приемником цифрового наземного вещания был продемонстрирован компанией NEC еще в прошлом году, а Nokia имеет в своем модельном ряду подключаемый модуль Streamer SU-6, обеспечивающий прием DVB-H, для телефона Nokia 7700. Цифровое мобильное вещание (правда, спутниковое, а не наземное) уже давно эксплуатируется в Японии (а с этой осени и в Корее). — Н.Б.

Красиво говоря

Труды дизайнеров компании Nokia отлились в очередную серию приметных телефонов. Терминалы Nokia 7260, 7270 и 7280, представленные на показе мод Totally Fashion в Шанхае, поддерживают GSM (три диапазона), GPRS/EDGE и SMS/MMS/XHTML, понимают Java и наделены полифонией (все, кроме 7260, умеют воспроизводить файлы форматов AAC и MP3).

В модели 7280 — самой необычной из троицы — отсутствует клавиатура, которой просто негде приткнуться при габаритах 115х32х19 мм (вес 84 г). Управление осуществляется джойстиком NaviSpinner (действует аналогично манипулятору на плейерах iPod) и голосом. Для ответа на звонок (и вообще активизации) аппарат нужно раздвинуть (примерно на сантиметр) — при этом обнажается линза VGA-фотокамеры и включается дисплей (104х208 пикселов, 16-битный цвет). О важных событиях оповещает пульсирующая подсветка элементов корпуса, глядя на которую очевидцы анонса как один вспоминали древнюю киберсказку «Трон». Кроме того, Nokia 7280 имеет инфракрасный порт и модуль Bluetooth. В паре с телефоном может работать беспроводный Bluetooth-гаджет Nokia Wireless Image Headset, реализующий давнюю идею о практичности разделения интерфейсной части сотового телефона и всей остальной начинки (которую можно убрать с глаз долой). Носимый на шее брелок, помимо handsfree-гарнитуры, содержит цветной дисплей (128х128), дублирующий основные функции телефонного экрана.

Nokia 7270 и 7260 менее экстравагантны и представляют собой вариации на тему моделей 6170 и 7610, соответственно. Все три аппарата должны появиться в продаже до конца года, цены пока не объявлены. — Е.З.

Одних компьютеров мало

Microsoft, представившая в начале сентября предварительную версию своего музыкального сервиса MSN Music («КТ» #558), не собирается ограничиваться рынком Windows-ПК и портативных аудиоплейеров. Недавно корпорация раскрыла амбициозные планы внедрения своего программного обеспечения для проигрывания аудио- и видеофайлов в сотовые телефоны.

Подготовка к внедрению формата Windows Media в мобильные телефоны до последнего момента держалась в тайне, однако вряд ли заявление компании застало специалистов врасплох. На ежегодной конференции International Broadcasting (Амстердам) директор подразделения Windows Digital Media Эрик Хаггерс (Erik Huggers) подтвердил, что Microsoft серьезно относится к перспективам рынка мобильной музыки и собирается заручиться поддержкой основных производителей сотовых телефонов. Если до недавнего времени формат WMA, помимо Windows-смартофонов, поддерживали лишь несколько моделей 3G-терминалов производства Motorola и NEC, то сейчас в сферу интересов Microsoft попал весь рынок и особенно ключевые игроки: Nokia, Siemens и Sony Ericsson.

Впрочем, Apple тоже не обошла вниманием музыкальные способности мобильных телефонов. Еще в июле компания сообщила о соглашении с Motorola, по которому телефоны последней будут поставляться с предустановленным софтом от Apple, что позволит воспроизводить музыкальные композиции, купленные в iTunes. Первые такие аппараты должны появиться в начале будущего года.

Большая часть выпускаемых сейчас мобильников не способна проигрывать не то что WMA-, но и MP3-файлы, однако количество «музыкальных» телефонов растет от месяца к месяцу. Одних только смартфонов (а они гарантированно поддерживают аудиоформаты) в текущем году будет продано не менее 20 млн. штук, а в следующем аналитики предсказывают удвоение их продаж (для сравнения, по прогнозам, в 2004 году будет реализовано лишь 31,5 млн. цифровых плейеров). Более того, по оценкам экспертов, дальнейшее увеличение объема памяти (в том числе и за счет использования HDD, см. «КТ» #558), а также широкое применение сменных карт флэш-памяти может привести к тому, что сотовые терминалы значительно потеснят на рынке медиаплейеры (как уже происходит с цифровыми камерами начального уровня, на продажи которых негативно повлияло распространение камерафонов). Таким образом, компания, которая сумеет привлечь на свою сторону как можно больше производителей мобильных телефонов, значительно повысит свои шансы выиграть гонку на быстрорастущем рынке онлайновых музыкальных магазинов. — Н.Б.

Сотовый штопор

В Бельгии планируется провести испытания системы, призванной помочь сократить количество дорожных пробок, ставших настоящим бичом современных городов. Работа комплекса основана на возможности сотового оператора определить местоположение абонентского аппарата с точностью до нескольких десятков метров (благо число водителей, не имеющих мобильного телефона, в Европе ничтожно).

Понятно, что самое эффективное средство от заторов — не допускать их вовсе. Однако своевременно выявить скопление машин, способное за считанные минуты превратиться в пробку, не так-то просто. Повсеместная установка камер — дело накладное, да и охват площади небольшой. Вертолетное патрулирование всем хорошо, да только держать эскадрилью «вертушек» не могут позволить себе даже мегаполисы, не говоря о небольших городах.

Новая же система при невысокой стоимости развертывания способна показать на карте дорожную обстановку большого района практически в режиме реального времени (чтобы исключить злоупотребления, определять положение абонентов будут анонимно). А «разрулить» затор, используя проверенные методы вроде «зеленой волны» или выделения дополнительных полос и имея перед глазами полную информационную картину, вполне посильная задача.

Испытание новой системы пройдет в Антверпене. К началу будущего года планируется оценить ее эффективность и принять решение о массовом внедрении.— А.З.

Офис-менеджер на батарейках

Fujitsu продемонстрировала свое видение роботизированного будущего, представив робота, который должен «заменить обслуживающий персонал». Механический слуга, способный выполнять простые поручения «принеси-подай», может появиться в продаже уже к следующему лету по цене около 20 тысяч долларов.

Робот имеет приемлемые массогабаритные характеристики («рост» 130 см, «ширина плеч» 64 см, вес 63 кг) и приводится в движение двумя независимыми ведущими колесами, которые разгоняют конструкцию до 3 км/час. Ориентация в пространстве осуществляется с помощью установленных в головной части восьми камер и ультразвуковых датчиков. Два манипулятора позволяют роботу выполнять довольно сложные операции — например, перевозить тележку с грузом или управлять лифтом. Высокую точность движений обеспечивает система распознавания трехмерных объектов, для которой был специально разработан быстродействующий и экономичный процессор обработки видео. В центральной части конструкции расположен LCD-дисплей, предназначенный для вывода справочной информации. Роботизированный помощник работает под управлением Windows XP Embedded и понимает кое-какие голосовые команды.

Предполагается, что робот может быть использован в справочной службе аэропортов, для сбора и доставки корреспонденции в офисах, а также как охранник, патрулирующий помещения в ночное время. — Н.Б.

Назад в будущее!

Имя компании Atari, почти треть века назад заложившей основы индустрии компьютерных игр, вновь на слуху: в ноябре фирма обещает выпустить сразу два продукта на основе своего богатого наследия. Первым станет сборник аркадных игр Atari Anthology. Добрых девять десятков старинных игрушек со знакомыми каждому бывалому пользователю названиями (Asteroids, Pong, Breakout и др.), адаптированных для консолей Xbox и PlayStation 2, будут продаваться на одном компакт-диске всего за 20 долларов. Ностальгирующие комментаторы отмечают, что в лучшие времена их суммарная стоимость перевалила бы за полторы тысячи. Вторая «новинка» — Atari Flashback: подключающаяся к телевизору миниатюрная игровая приставка, которая представляет собой гибрид Atari 2600 и 7800, продававшихся в начале и середине 1980-х. В память устройства зашиты двадцать игр, в комплекте — пара джойстиков, обойдется удовольствие в 45 долларов.

Интересно, что в Atari рассчитывают зацепить не только «ветеранов», но и молодежь. По мнению маркетологов компании, примитивность старинных игр должна обеспечить им успех на фоне сложных современных игровых шедевров. Если затея оправдает себя, Atari впервые с 1996 года выпустит что-то свое: восемь лет назад легендарная компания «пошла по рукам», и сегодня под ее торговой маркой скрывается французский производитель игр, до 2003 года известный как Infogrames. — Е.З.

Спамеры тоже «за»

В то время как работа над стандартом Sender ID, призванным заградить дорогу спаму, кипит вовсю (см. «КТ» #558), «виновники торжества» времени даром не теряют. Как показало исследование компании MX Logic, примерно шестая часть спама уже «совместима» с протоколом Sender Policy Framework, который составляет ядро стандарта.

Представитель MX Logic отметил, что протокол SPF позволяет отсекать сообщения, приходящие с вымышленных доменов, но никаких других преимуществ в борьбе со спамом не дает. А если в послании указать реально существующий адрес, то отправителю не составит труда отредактировать заголовок так, что SPF письмо пропустит. Конечно, и это удар по спаму, но панацеи явно не получилось.

Впрочем, у Sender ID возникли и другие проблемы. Под давлением сетевой общественности рабочая группа стандарта — MARID — решила отклонить предложение Microsoft о включении в стандарт патентованной технологии Caller ID. Существование патента насторожило разработчиков Sender ID, хотя, по их мнению, технология вполне пригодна для борьбы со спамом. MARID посоветовала софтверному гиганту аннулировать патент и продолжить совместную работу.

В Редмонде в долгу не остались и сообщили, что работают над альтернативной спецификацией, которая состоит из Caller ID и протокола Purported Responsible Address, заменяющего SPF. Microsoft считает, что ее вариант лучше: SPF проверяет аутентичность по видимому заголовку сообщения, а PRA анализирует адрес последнего по счету отправителя. Неужто грядет новая война стандартов? — А.Ш.

Жизнь с линейкой и без

Любопытная выставка, устроенная к началу нового учебного года в американском университете Пэдью, стала прекрасным поводом помянуть добрым словом логарифмическую линейку — нехитрое счетное устройство, три столетия служившее главным вычислительным инструментом ученым и инженерам. Сколь резко и неожиданно оборвалась верная служба линейки с приходом электронных калькуляторов, говорит хотя бы фантастическая литература 1950–60-х годов. Например, в знаменитом цикле новелл Айзека Азимова «Я, робот» человечество вовсю осваивает далекие планеты и серийно выпускает мыслящих роботов-андроидов, однако создают их инженеры-конструкторы с помощью чертежных досок и логарифмических линеек…

На выставке в Пэдью вкратце изложена предыстория вычислительного устройства — от открытия в 1614 году шотландцем Джоном Непером математического аппарата логарифмов, позволяющего свести умножение и деление к более простым операциям сложения и вычитания, и до создания в 1632-м первой счетной линейки на основе сдвигающихся друг относительно друга реек со специальной логарифмической разметкой. Однако наибольший интерес вызывает коллекция линеек, принадлежавших знаменитым людям, в разные годы окончившим этот университет, — таким, к примеру, как Нил Армстронг, первый человек, ступивший на Луну, или Джерри Росс, один из рекордсменов по длительности пребывания в открытом космосе. Обещал подарить свою линейку и Юджин Кернан, последний из людей, побывавших на Луне (и тоже питомец Пэдью), однако пока что, видимо, он ее не нашел. Среди выпускников университета есть и несколько американских президентов — в частности, Герберт Гувер и Джимми Картер, но раздобыть их логарифмические линейки устроители выставки лишь мечтают.

Ну и коль скоро речь зашла о вычислительном устройстве, ныне занявшем место среди предметов древности вроде счетной доски-абака, то нельзя не вспомнить и виновников заката логарифмической линейки — первые электронные калькуляторы. Эпоху калькуляторов принято отсчитывать с 1972 года, когда фирма Hewlett-Packard выпустила первую коммерческую модель HP-35, продававшуюся ни много ни мало за 395 долларов. Как вспоминают ветераны Пэдью, из первого десятка закупленных университетом аппаратов шесть были отданы учебной конструкторской лаборатории. И хотя каждый калькулятор был прикован к рабочему столу прочной цепочкой, не прошло и двух недель, как все они бесследно исчезли. — Б.К.

Пока живут на свете простаки

В американском городе Ньюарк, штат Нью-Джерси, идет рядовое, казалось бы, судебное разбирательство о банкротстве и долгах телекоммуникационной хайтек-фирмы Norvergence. Но по свидетельству специалистов, изучивших суть вопроса, проект Norvergence, возможно, одна из крупнейших в истории афер, построенных на технологическом невежестве и доверчивости людей к эффектным непонятным словам.

Два шустрых брата, Питер и Томас Салзано (Peter, Thomas Salzano), присмотрели где-то недорогой симпатичный маршрутизатор/файрволл фирмы Adtran (на аукционе eBay можно купить такой же долларов за триста), назвали его модным словом «MATRIX» (то есть Merged Access TRansport Intelligent eXchange — типа, делает все: «совмещенный интеллектуальный обмен, доступ и транспортировка») и начали предлагать как суперсредство «все в одном флаконе». Точнее, как устройство, предоставляющее «широкополосный Интернет, телефонную линию и услуги сотовой связи без поминутной оплаты». Аппарат сдавался в аренду (минимум на пять лет) за несколько сотен долларов в месяц — в комплекте с набором услуг связи от крупнейших телекоммуникационных операторов Qwest и Sprint. Выплачивая приличную сумму за аренду MATRIX, клиент получал коммуникационные услуги со скидкой — якобы потому, что маршрутизатор позволял «интеллектуально минимизировать объем трафика».

Все набранные заказы — более 11 тысяч (на удочку попались в основном небольшие частные предприятия) — Салзано перепродали на сторону, лизинговым и банковским компаниям. В 2003 году братишки наварили на этих операциях 143 млн. долларов и пустились в бега, предоставив остальным расхлебывать кашу. Оказалось, что маршрутизаторы вообще не имеют отношения к делу (у некоторых клиентов они не были даже подключены к сети), а скидки объясняются тем, что часть услуг Qwest и Sprint предоставляли Norvergence в долг. В результате нынешним летом Norvergence объявила о банкротстве, задолжав 30 млн. долларов. В свою очередь, клиенты-простофили, оставшиеся теперь без связи, должны банкам и лизинговым фирмам еще 220 миллионов.

Братья, ясное дело, на судебных разбирательствах не показываются, но известно, что они уже затеяли новый аналогичный проект. Дело-то оказалось прибыльным. Похоже, все бумаги договоров составлены так умело, что формально обвинить Салзано в мошенничестве и привлечь к ответственности пока не представляется возможным. — Б.К.

Прямохождение — баг?

В последние десятилетия значительно расширились представления об основных этапах происхождения человека. Множество новых находок позволило описать несколько видов млекопитающих, близких человеку, а также целый ряд более далеких наших родственников — представителей семейства гоминид. Прежние представления об относительно линейном характере эволюции «из обезьян в люди» оказались несостоятельными. Наша группа развивалась таким же «кустом», как и многие другие. Немало особенностей, усиливавшихся в ходе становления Homo sapiens, было связано положительной обратной связью, так что даже и не скажешь, что среди них причина, а что — следствие. В один узел сплелись сложная социальная организация, гибкое поведение, продолжительное детство, увеличение мозга, культурное наследование, переход к постоянной сексуальности и скрытому протеканию овуляции и т. д. Но что запустило этот процесс?

Возможно, свою роль сыграл переход к прямохождению. Раньше его связывали с освоением открытых пространств, на которые выходили бывшие лесные жители — наши предки. Якобы, на открытой местности нужно было выпрямиться, чтобы заранее увидеть опасность. Находки прямоходящих лесных приматов опровергли эту гипотезу. Общепринятого объяснения причин прямохождения пока нет.

И вот еще один штрих. Пятилетняя макака по кличке Наташа из сафари-парка под Тель-Авивом подцепила вирусную инфекцию, поражающую желудочно-кишечный тракт, и едва не умерла. Выздоровев, она перешла к прямохождению, разительно не похожему на способ передвижения ее родичей. Очевидцы подчеркивают «человечий» характер пластики Наташи. Ветеринар клиники, обративший внимание на этот факт, связывает его с поражением мозга в результате болезни.

Перемещение — сложнейшая задача. Человек даже стоит совсем не так, как стоит, предположим, стол. Наша «неподвижность» — непрерывная последовательность отклонений от некой средней позы и их немедленная коррекция. Это требует хорошего развития специализированных нейронных сетей в мозгу.

Если история с Наташей — правда, то даже у далеких от человека обезьян есть все необходимое для прямохождения: от опорно-двигательного аппарата до системы управления движением. Возможно, нарушение работы основного управляющего механизма активизировало резервный? Тогда получается, что толчок зарождению цивилизации могла дать ошибка? А какие еще из наших особенностей возникли в результате отказа нормальных регуляторных механизмов? — Д.Ш.

Атомный ролекс

Сверхкомпактные атомные часы сконструированы в Национальном институте стандартов США. Сердце конструкции по габаритам сравнимо с рисовым зернышком (4х1,5 мм), а вместе со вспомогательной электроникой часы должны уместиться в корпусе, объемом в кубический сантиметр (еще год назад самые компактные образцы были на порядки крупнее, см. «КТ» #510). Атомные «ходики» могут работать от батарейки (потребляя 0,075 Вт). По словам разработчиков, производство новинки можно наладить на уже существующем оборудовании для изготовления микроэлектромеханических устройств на полупроводниковой основе.

К сожалению, точность часов пока не слишком высока: за триста лет суммарная ошибка может составить одну секунду (для сравнения, эталонные цезиевые часы могут убежать на одну секунду за двадцать миллионов лет), но разработчики обещают довести конструкцию до ума. Предполагается, что атомные микрочасы найдут применение не только в военной технике, но и в потребительской электронике, улучшив качество мобильной связи, подняв точность работы систем навигации и т. п. — Е.З.

Нанофотоника на марше

Физики Национальной лаборатории имени Лоуренса в Беркли успешно применили волоконную оптику на наномасштабах.

Ученым удалось вырастить монокристаллические нановолокна и наноленты из оксида олова длиной несколько миллиметров и толщиной всего несколько сотен нанометров. Волокна из этого полупроводника гибки, обладают малыми оптическими потерями и хорошо стыкуются с волоконными лазерами и другими элементами фотонных схем. Расчеты и эксперименты показали, что волокна диаметром от ста до четырехсот нанометров идеально подходят для передачи видимого света в диапазоне от трехсот до восьмисот нанометров (существует теоретический предел — по слишком тонкому волокну не может распространяться свет со слишком большой длиной волны). Как показывают оценки, такие волокна способны пропускать до 160 гигабит информации в секунду, что современной технике пока и не снилось.

Чтобы провести измерения, ученые присоединяли лазеры из нановолокон оксида цинка к волокнам из оксида олова, а на другой конец «линии связи» помещали специально созданные фотодетекторы. Было опробовано несколько различных вариантов соединения нановолокн, лазеров и детекторов, что фактически уже подготовило почву, как рапортуют ученые, для создания полноценных фотонных наночипов. Однако все понимают, что от лабораторных стендов до практических приложений — дистанция огромного размера. — Г.А.

Крокодилья кровь

Переливание крови не только спасает множество жизней, но и порождает массу проблем. Доставляя кислород к тканям, кровь поддерживает работу всех органов человека. Способность крови переносить кислород связана с активностью железосодержащего белка гемоглобина, находящегося в красных кровяных клетках (эритроцитах). По сути, эритроцит — лишь остаток клетки, так как не имеет ядра, управляющего ее жизнедеятельностью. Это заполненный гемоглобином автомат, рассчитанный на определенный срок работы. Увы, на своей поверхности эритроцит несет множество иммунных и сигнальных молекул, определяющих группу крови. Их несоответствие у донора и акцептора и является причиной упомянутых проблем. С кровью передаются многие болезни, в том числе СПИД, гепатит В и С. Натуральную кровь непросто хранить, а ее получение связано со множеством организационных забот.

Избежать всех этих трудностей позволило бы создание универсального кровезаменителя. Потенциальный объем рынка такого продукта — миллиарды долларов в год. Было бы замечательно, если б вместо крови, содержащей клетки, удалось использовать раствор гемоглобина. Увы, эритроцит человека химически регулирует связывание и высвобождение кислорода. Гемоглобин, находящийся в свободном состоянии в крови, токсичен для почек.

В поисках выхода из этой ситуации ученые стали присматриваться к другим видам живых существ. Очень интересны с этой точки зрения крокодилы — высокоорганизованные животные, ближайшие родственники динозавров и птиц. Еще в эпоху динозавров крокодилы приспособились надолго затаиваться на дне водоемов, поджидая неосторожную жертву, пришедшую на водопой. Кровь крокодилов способна эффективно переносить кислород как при его высокой концентрации (когда крокодил находится на поверхности и активен), так и при очень низкой (лежит на дне). Связывание и высвобождение кислорода у крокодила регулируется не самим эритроцитом, а химизмом окружающих тканей. Наконец, гемоглобин крокодила, по-видимому, безопасен в свободном состоянии в крови.

Австралийские биологи расшифровали аминокислотную последовательность крокодильего гемоглобина и нуклеотидную последовательность кодирующего его гена. Их идея состоит в том, чтобы с помощью генетически модифицированных бактерий производить крокодилий (или крокодило-человечий, состоящий из скомбинированных блоков) гемоглобин, который будет использоваться для производства кровезаменителей. Возможно, этот перспективный замысел приведет к созданию искусственной крови, которая сможет переносить кислород эффективнее, чем естественная!

Однако даже переливание крови от человека к человеку наталкивается на этические и религиозные возражения. Например, противниками такой процедуры являются Свидетели Иеговы. Ортодоксальные евреи убеждены, что душа человека и животных находится в крови (поэтому кошерным может быть лишь мясо животных, которым выпустили кровь). А теперь представьте себе человека, в жилах которого течет крокодилья кровь, выработанная генетически модифицированными бактериями! — Д.Ш.

Силиконовая малина

Журнал Playboy, давно набивший руку на «раздевании» фотомоделей и светских звезд, впервые по-настоящему заглянул в виртуальный мир: гвоздем октябрьского номера стал обзор «взрослых» видеоигр, украшенный целой галереей обнаженных виртуальных красоток.

К чести плейбоевцев, подборка полностью эксклюзивная: роскошные «ню» подготовлены к публикации самими создателями компьютерных див совместно с опытнейшими специалистами в области эротической фотографии. К виртуальным моделям в журнале отнеслись так же серьезно, как к их коллегам из плоти и крови: изображение каждой дамочки сопровождается ее подробной биографией с указанием «этапов большого пути». Пожалуй, единственным отличием этих снимков от прочих является строгое напоминание «детям до 17», напечатанное по рекомендации комиссии по рейтингам развлекательного софта, неусыпно следящей за нравственным здоровьем американской нации.

Разумеется, многие из нынешних героинь пришли на журнальные страницы отнюдь не с подиума, а из самой гущи кровавых битв, принеся с собой соответствующий реквизит. Галерею компьютерных амазонок венчает роскошный топлесс вампирши из BloodRayne, вооруженной парой трехфутовых мечей; не расстаются со своим оружием и воинским облачением на страницах «Плейбоя» и участницы бойцовских поединков Mortal Combat и Red Ninja. Впрочем, ряд красоток удалось «уговорить» на подлинный стриптиз. Тон здесь задает «хозяйка» — фривольная героиня созданной при участии журнала игры Playboy: The Mansion, чьим единственным предметом одежды является… джойстик. Самой шикарной иллюстрацией в статье (а то и во всем номере), пожалуй, стала выпадающая врезка с двухстраничным портретом Любы Лайшез (Luba Licious) — подружки чудака Ларри из эротического квеста Leisure Suit Larry.

По признанию главного редактора «Плейбоя» Скотта Александера (Scott Alexander), поначалу он не очень-то верил в осуществимость подобной затеи. Ведь не секрет, что многие создатели компьютерных игр относятся к своим творениям по-отечески и болезненно отреагировали бы на предложение заставить их девочку «позировать» неглиже для мужского журнала. Впрочем, многие из воротил игрового бизнеса тут же клюнули на эту удочку, а заодно продемонстрировали миллионам читателей подлинный эротизм своих чад, доселе скрытый прокрустовым ложем дисплейного разрешения.

Судя по всему, на нынешней подборке редакция останавливаться не намерена. «Мы пишем обзоры не для детей, играющих с компьютером день-деньской, а для взрослых, проводящих за любимой забавой от силы пять часов в неделю» — под таким манифестом журнал будет и впредь освещать новинки игрового мира, вместо «секретных кодов» и особенностей прохождения игр сосредоточившись на чувственном мире их героев. Что ж, старомодным «подружкам месяца» с силиконовой грудью впору потесниться: в затылок им дышит поколение подлинно «силиконовых див». — Д.К.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.