Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Ближний космос

Архив
автор : Тимур Садыков   01.09.2004

Лет пять или шесть назад попадал мне в руки какой-то пиратский диск с подборкой программ по 3D-графике.

Лет пять или шесть назад попадал мне в руки какой-то пиратский диск с подборкой программ по 3D-графике. Тема эта интересовала меня не сильно, да и компьютер мой далеко отставал от последнего слова техники. Но в то время я ставил и пробовал все, что только можно (потом начинал скучать, сносил и забывал). Единственной запомнившейся программой с того сборника был ландшафтный генератор, и пара-тройка картинок, сделанных с его помощью, до сих пор занимают несколько кластеров на винчестере.

Недавно, проверяя почту, вдруг вспомнил название — Terragen. Далее сработал рефлекс, и я ввел это слово в Google. Первая же ссылка была искомой — www.planetside.co.uk. Самая свежая версия имеет номер 0.9.19 и весит 2,6 Мбайт. Программа оказалась бесплатной для некоммерческого использования — так почему бы ее не скачать?

Вкратце возможности Terragen таковы: построение трехмерного ландшафта и его отображение из любой заданной точки с последующим экспортом в BMP. Имеется инструментарий для создания нехитрой анимации посредством сгенерированных утилитой Scripter (входящей в дистрибутив) скриптов, которые также можно писать или править вручную.

Порадовала концептуальная стройность Terragen: не нашлось ни одной кнопки, которую никогда не будешь использовать. Ландшафт можно получить автоматически, задав желаемые параметры (вроде realism, canyonism), или нарисовать от руки на чистом листе. Предлагается несколько цветовых схем, но каждый цвет в них можно поменять на более соответствующий настроению и все это сохранить. В специальных файлах хранятся цветовые схемы земли, настройки атмосферы, мир в целом, ландшафт в целом (см. рис. 1). Чтобы при следующем запуске продолжить с того же места, надо сохранить два файла — мира и ландшафта. Мелкие настройки программа может импортировать из файлов, описывающих более крупные структуры: так, цвет солнца можно «вытащить» из файла атмосферы или мира в целом.

В режиме анимации все объекты можно перемещать, задавая местоположение и ориентацию камеры, солнца, облаков и пр. В самом начале скрипта облакам можно задать направление и скорость и больше не думать об этом. Полный список анимационных команд приводится в файле скрипта-примера. На выходе получается пронумерованная последовательность BMP-файлов. Начинать скрипт можно с любого кадра — в режиме продолжения облака поплывут с того же места.

После нескольких лет, что я не видел программу, бросилось в глаза появление «воды», у которой настраивается прозрачность, высота волн и т. д. Кроме того, для работы с «водными» эффектами существует несколько плагинов.

К слову, о плагинах. На сайте помещены ссылки как на сторонние дополнительные эффекты, выполняющиеся самим Terragen’ом, так и на программы, которые могут работать с ним в паре. В том числе — на средства экспорта в Lightwave, Cinema 4D, TrueSpace, 3D Max и Blender. Есть и раздел для разработчиков, где можно узнать что-то полезное для написания собственных плагинов.

Из опробованных дополнений советую обратить внимание на TerraPainter, который предоставляет больше возможностей для ручного формирования ландшафта. Если в Terragen’e вы рисуете исключительно окружностями семи возможных диаметров, то здесь вдобавок к арсеналу разнообразных «кистей» можно создать свою собственную (к примеру, объект на рис. 2 сам по себе Terragen создать не способен).

Есть утилита под названием TerrAnim, которая автоматизирует написание анимационных скриптов в большей степени, чем встроенный Scripter, и к тому же имеет функцию Preview. Полученный файл с расширением .tgs опять-таки можно править в «Блокноте».

Еще одна изюминка Terragen’a — импорт BMP-файла и его интерпретация как карты некой местности. То есть вы можете построить 3D-модель ландшафта на основе имеющейся карты. Поскольку карты под рукой не оказалось, я загнал в Terragen портрет человеческого существа на черном фоне. Результат вы можете оценить сами (рис. 3).

Из пяти вариантов детализации при рендеринге первые три годятся разве что для отладки скрипта. Четвертая ступень уже, может быть, кого-то устроит. На пятой — качество получается отличное, хотя на 366-м «Селероне» картинка 800х450 вырисовывается около десяти минут.

Terragen имеет версии под Windows и Mac OS. Большинство плагинов и сопутствующих программ тоже работают под обеими системами (правда, некоторые — только под Windows).

В Сети вы найдете множество руководств по Terragen. Хотя, если не вникать в сугубые тонкости, все ясно с первого взгляда. Мне не очень нравится выражение «интуитивно понятный интерфейс», ибо интуиция как раз-таки подсказывает разным людям разные решения одной и той же проблемы. Просто все кнопки и ползунки в этом генераторе ландшафтов сгруппированы на редкость логично и удачно.

Лучшим началом работы с Terragen’ом, на мой взгляд, было бы нажатие двух кнопок сразу после первого открытия программы — Generate Terrain (рис. 4) и Render Image (рис. 5). Вашему взору предстанет холмистая местность, и вы сможете подстроить программу для отображения ландшафта, который хотите воплотить, или привести свои представления о прекрасном в соответствие с возможностями Terragen’a.

Любителям степных пейзажей кнопку Generate Terrain имеет смысл пропустить и сразу жать Render Image. Если же ваша стихия — море, то вместо первого шага выставьте положительное значение для уровня воды.

Никаких серьезных глюков при работе с программой мне не встретилось, не вылетала она ни разу — разве что при рендеринге двух или трех кадров (из нескольких сотен) «терялась» пара-другая пикселов на стыке земли и воды.

Программа имеет довольно обширное сообщество любителей этого дела. Только на сайте Terragen’a приводятся пятнадцать ссылок на Mailing Lists и Forums в разделе Community.

Вообще, желание хоть на время покинуть реальный мир латентно присуще каждому. Стремление вырваться из окружающей действительности лучше всего лечится, конечно, активным изменением этой самой действительности. Но поскольку не всегда это кажется возможным, резонно предположить, что основное предназначение программы — временное снятие напряжения человека, мечтающего улететь на планету, отличную от нашей.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.