Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Тернистый путь интернет-торговца

Архив
автор : Родион Насакин   24.08.2004

Торговля через Интернет — дело, несомненно, выгодное при правильной его постановке. На глобальной торговой площадке занимаются бизнесом сотни информационных агентств, тысячи Интернет-магазинов, десятки тысяч разработчиков «шароварного» ПО.

Торговля через Интернет — дело, несомненно, выгодное при правильной его постановке. На глобальной торговой площадке занимаются бизнесом сотни информационных агентств, тысячи Интернет-магазинов, десятки тысяч разработчиков «шароварного» ПО.

Немалая доля этого рынка приходится на Рунет. Однако большая часть начинающих онлайн-предпринимателей вовсе не намерена торговать только со своими согражданами и хочет продавать товары и/или услуги преимущественно «загнивающему» Западу: там и народ побогаче, и аферистов поменьше, да и сетевая торговля уже не представляется абсолютному большинству населения чем-то диким и невозможным.

Через что вынужден пройти любой россиянин, решивший заработать в сфере западной электронной торговли? Возьмем, к примеру, талантливого программиста, чья коммерческая жилка мешает ограничиться лишь творческим удовлетворением. Слово «freeware» вызывает в нем брезгливость, и он решает осчастливить пользователей своими продуктами за определенную плату. Программист создает сайт, где доходчиво объясняется, что приобретение этих программ позволит ликвидировать все поползновения спамеров или вирусов, до блеска вычистить реестр, оптимизировать память и т. д. Там же будет предложено скачать триал-версии, дабы покупатель смог оценить все прелести продуктов и потом отдать за них энное количество у. е.

Предугадать поведение большинства российских пользователей нетрудно. Триал-версию скачают, и если программа действительно стоящая, то кинутся в варезятники искать кряк или серийный номер. Если найдут — программа будет пользоваться популярностью, если нет — о ней быстро забудут. В силу этого перспективы продаж своего софта в Рунете представляются программисту-бизнесмену не самыми радужными, и взгляд его устремляется на закат солнца. Где-то там, думается ему, живут люди, которые привыкли покупать то, что им нравится, как в оф-, так и в онлайне, расплачиваясь при этом кредитками. И возникает желание продавать именно им. Создается англоязычная версия сайта, а дальше на программиста наваливается новая проблема: как обеспечить прием платежей с кредитных карт граждан тех же Штатов?

Дикий Запад

Здесь есть несколько сложных моментов. Предположим, что наш «шароварник» прежде всего программист, а не специалист по е-коммерции и о карточных платежных механизмах имеет смутное представление. Начав разбираться в ситуации, он обнаруживает, что для приема платежей с кредитных карт, например, в США большинство посреднических фирм выдвигает ряд требований к торговцу. Сайт должен хоститься в этой стране, а его владелец — иметь свой счет в американском банке, на который будут зачисляться поступающие средства. Счет может предоставляться самим банком, но чаще эту услугу оказывают специализированные компании (так называемые MAP, Merchant Account Provider), с которыми банки заключают договор. Зачастую для получения аккаунта надо быть либо известной фирмой с хорошей репутацией, либо иметь поручительство солидного и известного в банковских кругах лица. У обычного российского программиста, очевидно, нет ни того, ни другого.

Оплата услуги у различных MAP колеблется в широких пределах: от 3 до 8% от суммы перевода плюс некая фиксированная сумма за транзакцию. Некоторые предпочитают не снимать деньги за каждую сделку и используют ежемесячную абонентскую плату. Кроме того, иногда практикуется удержание «рискового» процента на временном счету на полгода-год (5–10%, в зависимости от категории товара). Этот счет предназначен для возможного возврата денег покупателю (chargeback). Такая практика носит название политики возмещения (refund policy).

Суб-мерчант, в натуре

Существует и другое решение проблемы. Можно найти фирму, уже имеющую мерчант-аккаунт и предоставляющую возможность воспользоваться им для приема платежей (что обойдется гораздо дешевле), — причем каждый суб-мерчант может также продавать свои услуги, то есть эта цепочка теоретически не ограничена и может быть все дешевле и дешевле. На практике же суб-мерчанты глубже второго уровня, как правило, не встречаются. Однако «фейс-контроль» при получении суб-мерчанта едва ли не строже, чем при получении аккаунта первого уровня. При этом для новоиспеченных сетевых бизнесменов из России и Украины особенно актуален национальный фактор. С выходцами из этих стран рискуют работать лишь единицы, так как бывшие и нынешние наши соотечественники зарекомендовали себя в 1990-е годы не с лучшей стороны. К тому же у бизнесмена нет никаких шансов слукавить, указав ложное подданство, поскольку перед регистрацией проверяется его IP-адрес, а в качестве доказательства требуется определенная документация.

Одной из немногих фирм, не боящихся вышеуказанного риска, является Paysystem, которая, впрочем, все же предъявляет некоторые требования к клиентам (в частности, бизнес должен быть абсолютно прозрачным). Служба безопасности у MAP обычно на высоте, поэтому при малейшем подозрении аккаунт будет заблокирован, а договор аннулирован. Если бизнесмен — подданный России, то он должен иметь счет в одном из крупных отечественных банков с хорошей репутацией.

И тут невозможно удержаться, чтобы не бросить камешек в огород отечественного банкинга. Дело в том, что после совершения первого платежа MAP должен получить официальное уведомления банка клиента о принятии денег, однако российская и заграничная формы этого документа не совпадают. Вдобавок некоторые банки (названия не указываются по понятным причинам) вместо того, чтобы самим решить затруднительный момент с MAP, предпочитают переложить ответственность на клиента. Но если рассуждать объективно, становится не совсем ясно, почему продавец должен тратить время и силы из-за того, что стандарты документации у банков различны? Оставляем этот вопрос открытым и вернемся к условиям предоставления суб-мерчанта.

Хостинг для сайта и в этом случае предпочтителен американский или, на худой конец, канадский. Понятно, что получить суб-мерчант гораздо проще, но бывает, что и такой light-вариант требований невыполним или не подходит для соискателя аккаунта.

При выборе суб-мерчанта, особенно стоящего далее второго звена в цепочке предоставления аккаунта, продавец подвергается риску в силу того, что под личиной провайдера услуг может скрываться группа кардеров, основной целью которых является перехват номеров кредитных карт покупателей. Разумеется, денег продавец в этом случае не дождется. Понятно, что шила в мешке не утаишь, и рано или поздно вышестоящий MAP раскрывает все проделки своих подопечных, однако на долгое существование такие «партнеры» и не рассчитывают. Собрав очередную базу данных номеров, кардеры исчезают, а MAP и продавец вынуждены самостоятельно разбираться с правоохранительными органами.

Опознать злоумышленников можно по необычно привлекательному набору услуг. Автору встретился сайт, на котором предлагалось без всякой бумажной волокиты буквально за день произвести подключение. Там же размещалась подробнейшая информация о приемах работы кардеров, а все разделы, кроме посвященного предоставляемому сервису, были написаны с использованием характерного сленга. Понятно, что в данном случае намерения владельцев сервиса очевидны, другие же маскируются более успешно.

Альтернативщики

Впрочем, для продажи товаров за рубежом мерчант-аккаунт — не единственный вариант. Более того, реализация потока денежных транзакций этим путем не свободна от недостатков. Причина заключается в отсутствии у многих покупателей кредитных карт или в нежелании «светить» их в Сети. Именно поэтому западные интернет-магазины одновременно с приемом платежей с карт предоставляют возможность оплаты с помощью двух популярных за рубежом электронных платежных систем — PayPal и NetTeller. В связи же с тем, что Россия находится у финансового интернет-сообщества на плохом счету, в регистрации ее гражданам эти системы отказывают. Впрочем, решение проблемы, как всегда, существует. Необходимо просто-напросто найти какое-либо «подставное лицо», которое сможет зарегистрироваться вместо самого продавца. Особых трудностей с поиском не возникает, поскольку на «народной беде» всегда готово нажиться немалое число как частных лиц с иностранным подданством (обычно русскоязычных), так и специальных фирм-посредников (их услуга, правда, обойдется дороже).

Ну а онлайновым предпринимателям российского происхождения деваться некуда, вот и приходится пользоваться их услугами. За относительно небольшую комиссию посредники принимают оплату на свой счет в платежной системе и переправляют деньги на счет продавца. Это при удачном варианте развития событий, который может и не настать. Дело в том, что гарантией перевода денег в конечную точку служит только честное слово партнера, с которым продавец общется только по ICQ, e-mail или телефону. Если он вздумает присвоить выручку, вернуть эти деньги будет невозможно. Именно поэтому большинство российских продавцов используют при торговле через западные платежные системы помощь своих друзей, родственников или знакомых, проживающих за рубежом. Если же знакомых за границей нет, продавцу приходится решать — рисковать будущей прибылью или лишиться ее части, причем части весьма существенной, если речь идет о недорогих товарах массового потребления.

Киберрэкет

Предположим, ваш интернет-магазин в западном сегменте Сети прижился, стал приносить неплохие деньги и даже приобрел известность. В этом случае его подстерегает еще одна опасность, свойственная любому развивающемуся рынку, на котором не утвердились какие-либо законодательные принципы. Причем чем больше продажи и популярнее сайт, тем больше вероятность стать жертвой сетевого рэкета. В последние годы в Интернете наблюдается настоящая волна этого вида киберпреступности. Процесс представляет собою следующее. Группа хакеров, разузнав наиболее популярное время посещений торгового сайта (допустим, для букмекерской конторы — это дни игр какого-либо чемпионата), обычно уик-энд, устраивает DoS-атаку на сервер магазина. Суть ее заключается в обращении к сайту-жертве множества несуществующих пользователей, запросы которых генерируются, и сервер, не справившись с таким наплывом информации, падает в самый ответственный момент. В итоге реальный клиент не может добраться до сайта, чтобы сделать покупку. То же, хотя и в меньших масштабах, можно наблюдать на сайтах, посвященных государственным выборам, в ночь после голосования.

После совершения подобной операции в офисе продавца раздается звонок. Голос на другом конце провода предлагает консультационные услуги в сфере интернет-безопасности, в частности — решение существующих проблем. Разумеется, за немалую сумму. Подобные предложения поступали и продолжают поступать до сих пор на многие (если не все) крупные сайты тех или иных отраслей электронной коммерции. Платить или как-то сопротивляться — опять же каждому продавцу придется решать самому.

Итак, о реальности торговли в зарубежном Интернете лучше сказать: «можно, но сложно». Это занятие несомненно потребует изрядного упорства и готовности к большому риску, поскольку выше перечислены далеко не все кочки, о которые могут споткнуться коммерсанты российского (и не только) происхождения. Полный их перечень собрать невозможно — разновидности сетевых мошенничеств множатся с каждым днем. К ним просто нужно быть готовым морально.

Автор благодарит Юрия Агапова (365picks.com) за помощь в подготовке материала.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.