Реклама в Интернете, или Как раскрутиться самостоятельно
АрхивБуквально лет семь назад Интернет в качестве среды для рекламы не рассматривался вообще, или рассматривался очень снисходительно. Да, многие тогда не верили в будущее Сети, но, как показало время, они ошибались.
Буквально лет семь назад Интернет в качестве среды для рекламы не рассматривался вообще, или рассматривался очень снисходительно. Да, многие тогда не верили в будущее Сети, но, как показало время, они ошибались.
Сегодня Интернет предоставляет даже больше возможностей, чем любой другой рекламный носитель, а по стоимости — дешевле, чем все остальные вместе взятые. Аксиома: то, что не прорекламировано, то и не известно; значит, нужно изыскать возможность сделать рекламу для ресурса с наименьшими затратами и наибольшей эффективностью. Практика показывает, что о ресурсах, не ркламирующих себя, знает лишь ограниченный круг людей — либо «свои», зашедшие на сайт по информации от его владельца, либо случайные «прохожие». Но что нужно сделать, чтобы о сайте узнало как можно больше народу?
Богатство возможностей порождает богатство воображения по раскрутке, но основные группы рекламных средств уже сформировались, поэтому можно будет их описать и конкретизировать.
Что в имени тебе моем?
Что сделает среднестатистический юзер, если захочет зайти на сайт известной компании? Естественно, наберет в адресной строке браузера ее имя в обрамлении www и com. К сожалению, часто бывает так, что нужное имя уже занято; тогда в ход идет добавление различных букв и цифр. К примеру, логично предположить, что сайт ОРТ будет называться ort.ru, но в момент приобретения телекомпании доменного имени оная комбинация была уже занята, и сайт стал называться ortv.ru. Вы бы додумались до этого? Лично я — нет. Поэтому перед созданием сайта следует занять для него имя. Но если имя будет в домене второго-третьего уровня (я не имею в виду бесплатные хостинги вроде narod.ru, boom.ru, da.ru и т.д.), постарайтесь сделать так, чтобы оно не совпало с именем какого-нибудь известного брэнда — иначе неизбежен конфликт с законом об авторских правах, а это чревато неприятными последствиями. К примеру, пару лет назад в Великобритании компания Nokia выиграла дело против владельца сайта nokia.co.uk. Суд доказал, что владелец сайта прекрасно знал о существовании этой компании и, следовательно, незаконно присвоил себе ее торговую марку.
Спросите сами знаете у кого
Большую помощь в раскрутке сайта оказывают различные поисковые системы — «Яндекс», «Рамблер», «Апорт» и др. Достаточно лишь упомянуть ключевые слова в описании сайта, и он будет автоматически внесен в список найденных значений по этим словам. Но не забывайте про переизбыток нужных слов. К примеру, одно из самых распространенных ключевых слов «секс» содержится в сотнях тысяч (а то и миллионах) линков. У кого хватит терпения дойти до конца списка? Практика показывает, что немногие доходят даже до седьмой-восьмой страницы — после этого пользователи просто-напросто теряют терпение и переключаются на что-нибудь более интересное. Другая крайность — второстепенные ключевые слова, которые обычно даже не приходят в голову. В этом случае список сайтов окажется гораздо короче, однако где гарантия, что эти слова будут использоваться для поиска?
А не возьмете ли рекламную листовочку? Ну пожалуйста…
За спам у нас не карают — нет соответствующей законодательной базы. Люди его, конечно, не любят, тем не менее существует стабильный процент пользователей, которые хотя бы одним глазком смотрят на то, что содержится в спаме (если, конечно, он не был убит до этого антиспамовой защитой), — 1,8%. Вам это надо? Непрошеная, надоедливая и раздражающая реклама вызывает прежде всего негативную реакцию и заранее создает вам отрицательную репутацию.
Но есть возможность и легальных почтовых рассылок — например, с помощью систем Subscribe.ru, Maillist.ru и многих других. К примеру, в рассылках вы можете сообщать об изменениях на сайте, выпускать собственный новостной бюллетень и т. п., что может повысить популярность вашего ресурса. Главное, чтобы вашу рассылку было интересно читать.
Цветомузыка на экране
Уж сколько лет поминают баннеры недобрым словом, а с них как с гуся вода. Баннеры, пожалуй, самое эффективное (и самое надоедливое) средство рекламы. Баннерами перегружены страницы бесплатных сайтов, они вылезают во всплывающих окошках, прижились в почтовых рассылках (довольно удачный симбиоз, надо сказать) — в общем, вездесущи, как тараканы. К тому же они довольно-таки сильно нагружают трафик. Баннеры бывают текстовые, графические и мультипликационные (технология Flash). Как правило, выбор типа баннера зависит от тематики вашего ресурса и того объема информации, который вы хотите донести до потенциальных посетителей. К примеру, если ваша цель — надпись «Классный сайт Васи Пупкина», то вовсе необязательно делать многокадровый баннер на флэш-технологии, тут хватит и текстового.
С другой стороны, баннеры бывают неплохим способом продвижения нового продукта, так называемые adware. Суть их в том, что некой нужной вам программой вы можете пользоваться бесплатно, пока согласны терпеть баннерные модули в ее окне. Как только терпение лопается и вы понимаете, что нервы не стоят нескольких долларов, — пожалуйста, платите разработчику, и он любезно избавит вас от этого мучения посредством специального ключика.
Халява, сэр!
Регулярные рекламные акции — действенный способ привлечь людей. Можно объявить лотерею или розыгрыш с символическими призами в виде компакт-дисков или ковриков для мышек. Мелочь вроде, а и выигравшим приятно, и вы особо не потратились, да еще и новых посетителей заполучили. Полезным в данном случае бывает сотрудничество нескольких порталов — к примеру, сайта знакомств и службы по продаже билетов в кинотеатры: победившие в конкурсе красоты или «любви с первого взгляда» награждаются участием в розыгрыше двух билетов на концерт популярной рок-группы.
К этому пункту отнесем и различные «презентации» сайта, вроде открытия нового раздела, о которых можно объявлять заранее там, где вы сочтете нужным и где это объявление даст максимальную отдачу. Однако помните — чем меньше разделов «under construction», тем лучше. Гораздо эффективнее сделать раздел «втихаря», а потом включить его в состав сайта.
Поговори с ней…
Всем известны такие понятия, как чат и форум. Любит у нас (да и не только у нас) народ повисеть в этих системах обмена информацией. Что касается оперативности, чат, конечно, на первом месте — форумы же предназначены для долгого обсуждения и обсасывания наболевших и не очень вопросов. Но тут кроются свои подводные камни — следует опасаться флэйма. Любой человек, который заходил на чат или просиживал штаны в форумах, рано или поздно с этим сталкивался. Что такое флэйм? — немотивированные «наезды» одних пользователей на других. О причинах подобного поведения остается только гадать — может, у человека был неудачный день, может, он хочет таким способом самоутвердиться, а может, ему просто делать нечего, и он решил со скуки почувствовать себя мастером издевательского жанра. Ежели «невоспитанных» товарищей становится много, начинаются так называемые войны флэймов (flame wars), когда их участники целенаправленно и долговременно ведут по отношению друг к другу агрессивную политику. Потом подключаются все новые и новые люди, а кончается все тем, что у модераторов (тех, кто следит за порядком в чатах или форумах) лопается терпение, и они закрывают тему или попросту запрещают доступ на ресурс чересчур активным поставщикам словесного мусора. Говорю об этом к тому, что ваша информация о ресурсе может элементарно затеряться среди всей этой грязи — народ переключится на более интересные с их точки зрения предметы, а вы лишитесь потенциальных посетителей. Посему следует выбирать или «мирные» чаты, или стараться не быть втянутым во флэйм.
У меня сидит гость, в голове его гвоздь
Эффективность гостевых книг можно с равной долей справедливости сравнить как с предыдущим пунктом, так и с вариантом обмена линками — поскольку «гостевухи» сочетают и то и другое, со всеми вытекающими отсюда недостатками (в виде флэйма). Но у них есть и минус, который в контексте нашего повествования превращается в плюс — неоперативность, из-за чего свары в книгах отзывов разгораются редко.
Обратная связь
Согласитесь, будет странно, если, сделав и раскрутив сайт, вы забросите его куда подальше. Но еще более странно, если вы будете посылать в пешую эротическую прогулку пользователей, указывающих на недостатки сайта, вроде глючащих фреймов, смещенных строк или неверных ссылок. Потому что результат в обоих случаях один — к вам перестанут ходить. Как известно, клиент всегда прав, а поскольку посетители сайта в принципе-то ваши клиенты, к их пожеланиям следует прислушиваться. Можно проводить опросы наподобие «а как вам мой супердизайн?». Можно придумать анкеты, которые желающие будут заполнять (а в качестве награды за этот титанический труд можно что-нибудь посулить — например, доступ к закрытому разделу). Аналогичным образом можно проводить конкурсы на лучший дизайн, лучшую идею и т. п. — а победителей опять-таки награждать каким-нибудь скромным, но приятным способом — скажем, написать на главной странице имя победителя аршинными буквами. Главное — не пренебрегать мнением тех, кто потратил свое время и деньги, изучая ваше творение.
Разумеется, способов раскрутки сайта гораздо больше (я назвал лишь самые распространенные), а какой из них предпочесть — решать вам. Можно дать лишь несколько общих советов:
- Исходите прежде всего из тематики ресурса — глупо на сайте, посвященном женским проблемам, рекламировать новые автопокрышки.
- Не увлекайтесь количеством рекламы — она имеет свойство надоедать, а, как известно, то, что надоедает, успехом не пользуется. Берите качеством.
- Побольше разнообразия! Эффективне сочетайте все эти виды рекламы (в нужных пропорциях), к тому же в процессе сочетания может возникнуть что-то новое.
- Не пренебрегайте «выходами в народ» — прямые (и грамотные!) контакты пойдут вашему сайту только на пользу.
- И, конечно, реклама должна заинтриговывать!