Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Гномья тропа

Архив
автор : Алексей Русаков   16.06.2004

Чем больше вариантов, тем больше времени уходит на выбор между ними. Эта аксиома, хорошо известная разработчикам интерфейсов как закон Хика, вроде бы должна учитываться при написании ПО.

Чем больше вариантов, тем больше времени уходит на выбор между ними. Эта аксиома, хорошо известная разработчикам интерфейсов как закон Хика, вроде бы должна учитываться при написании ПО. Однако при работе со многими продуктами возникает ощущение, что либо их цель — отнять как можно больше времени у пользователя, либо закон Хика при их создании был напрочь забыт. Стала ли исключением новая версия графической среды GNOME 2.6?

Описание всех новшеств наверняка не влезет в журнальный разворот, поэтому я расскажу лишь о тех, что касаются каждого пользователя: о необычной концепции работы с файлами и новых диалогах выбора файла, упомяну о работе с Интернетом и закончу средствами мультимедиа.

В большинстве программ самым загроможденным оказывается окно настроек. Практически в любом веб-браузере или текстовом процессоре число настроек не поддается счету. А всем ли нужно это изобилие? Но «пользоваться» приходится, поскольку выбор предоставлен. Точнее — навязана необходимость выбирать.

Один из базовых принципов GNOME 2 состоит в том, чтобы не навязывать излишнюю гибкость: то есть элементов управления на экране должно быть как можно меньше. До разумной степени, конечно. Девизом GNOME 2 стала фраза «just works» — «просто работает», без дополнительных действий со стороны пользователя.

Менеджер файлов

Штатный менеджер файлов и рабочего стола GNOME, носящий имя Nautilus, не менял внешнего вида практически с момента появления. В новой версии с ним основательно поработали. В «Наутилусе» больше нет панели инструментов и — о ужас! — адресной строки. Есть лишь строка меню, строка состояния в низу окна и файлы с каталогами.

Ну хорошо, вспомним всевозможные клоны Norton Commander: они тоже не имеют адресной строки и тем не менее остаются весьма популярными. Однако это не все. В «Наутилусе» каждая новая папка теперь открывается в новом окне, а положение и размеры окна привязаны к этой папке (рис. 1). Идея, лежащая в основе нового интерфейса, состоит в следующем: каждое окно — это отдельный лист бумаги или папка. Когда вы открываете или перекладываете папки на вашем рабочем столе (настоящем, не виртуальном), они остаются ровно там, куда вы их последний раз положили, и уж подавно не замещают друг друга. Точно так же и в «Наутилусе».

У такой концепции есть свое название: интерфейс с пространственной ориентацией. Любой объект на экране легко ассоциируется с некоторым объектом реального мира, дабы человек мог использовать выработанные естественным образом навыки при работе с виртуальным столом. «Пространственному» интерфейсу посвящены многочисленные статьи, не раз и не два делались попытки разной степени успешности реализовать его. Касаемо сложности реализации замечу лишь, что компания Apple, законодатель мод в области простых и красивых интерфейсов, все же не стала включать подобный менеджер файлов в состав OS X.

Новый облик «Наутилуса» является довольно амбициозной попыткой сделать то, чего не стали делать в Apple. Насколько эта попытка удалась, станет ясно в ближайшие месяцы. Для тех, кому новое лицо «Наутилуса» не приглянулось, есть настройка, позволяющая переключиться на прежний, браузероподобный вид.

Другая новинка порадует недавних пользователей Windows, решивших по той или иной причине сменить среду обитания. В GNOME теперь имеется эквивалент «Моего компьютера» — называется он просто «Компьютер». Отсюда можно легко и быстро добраться до содержимого компакт-диска или дискеты или отправиться на другой компьютер — разумеется, при наличии соответствующих прав.

К сожалению, здесь приходится добавить ложку дегтя. Ваш покорный слуга поставил GNOME 2.6 из репозитория пакетов для дистрибутива ALTLinux. На момент написания статьи «Наутилус» из этого набора пакетов был нестабильным, и мне ни разу не удалось попасть на удаленную UNIX-машину через SSH — менеджер повисал при попытке соединения. Попытка обратиться к Windows-станциям оказалась удачнее — расшаренные папки замечательно работают.

Без сомнения, интерфейс менеджера файлов в GNOME 2.6 вызовет интерес как новичков, так и опытных пользователей, однако потребует некоторого времени на привыкание.

Выбор файлов

Диалоги выбора файлов тоже преобразились. В диалоге «Открыть файл» сразу бросается в глаза отсутствие панели инструментов и строки под ввод имени файла (рис. 2). В родительский каталог (любого уровня, кстати) можно перейти одним кликом по имени каталога над списком файлов, а открываемый файл в подавляющем большинстве случаев выбирается из списка существующих. Если же нужно все-таки ввести имя файла, это можно сделать, нажав Ctrl+L. В левой части диалога есть настраиваемый пользователем список избранных каталогов, который при должном наполнении будет весьма полезен для навигации.

По умолчанию выбор файла для сохранения выглядит, мягко говоря, лаконичным (рис. 3), однако нажатие на стрелочку с надписью «Просмотреть иные папки» («Browse for other folders») открывает более объемный диалог, уже напоминающий то, что мы видим при открывании файла (рис. 4). Удобство очевидно, если вспомнить упомянутый в начале статьи закон Хика. Но есть и отрицательная сторона: такой интерфейс провоцирует все подряд складывать в домашний каталог, не утруждая себя структурированием.

Интернет

Перейдем к веб-серфингу. Разработчики GNOME и здесь придерживаются правила, что инструмент должен «просто работать». В версии 2.6 стандартный для среды браузер Epiphany наконец-то получил достаточные для среднего пользователя возможности, оставшись при этом очень простым. Есть и свои изюминки: например, если вы заполняете форму, а потом, не отослав ее на сервер, пытаетесь закрыть страницу, вас вежливо спросят, уверены ли вы, что хотите потерять всё, что ввели. Неплохой предохранитель от случайной потери данных.

Кстати, на примере браузеров хорошо видна обратная сторона стремления GNOME к простоте. Во времена GNOME 1.4 у среды был один браузер — Galeon, пользовавшийся заслуженной популярностью за стабильность, корректное отображение страниц (в основу обоих браузеров положен движок «Мозиллы») и широкие возможности. Для GNOME 2 Galeon начали переписывать, и когда первые версии уже были готовы, в стане разработчиков возникли разногласия. Спор сводился к тому, где провести черту, ибо требование минимализма ограничивало возможности настройки и использования браузера. Короче говоря, следовало решить, должен ли Galeon быть браузером для начинающего или для продвинутого пользователя.

В итоге проект разветвился, как часто бывает с открытыми проектами. Идейный автор ушел делать браузер «для всех» (Epiphany), а Galeon стал развиваться в сторону продукта «для продвинутых», — тем не менее разработчики старались придерживаться правил интерфейса для GNOME 2. По умолчанию включен минимальный вариант, но в любом дистрибутиве Linux можно найти оба. И даже в «Галеоне» настроек на удивление мало, если сравнивать с любым из конкурентов — за исключением Epiphany, конечно.

Функцию почтового клиента в GNOME исполняет органайзер Evolution. Он заметно проще в настройке и использовании, чем Microsoft Outlook, но все же сложнее, чем Galeon и Nautilus. Возможно, ситуация изменится, когда выйдет долгожданный Evolution 2. Пока же улучшена интеграция Evolution в графическую среду. Часы, которые можно поставить на панель GNOME, по нажатии левой кнопки мыши показывают календарь. Начиная с версии 2.6 дни, на которые в органайзере приходятся те или иные события, в этом календаре выделены (рис. 5).

Естественно, выбрав день в календаре, можно открыть и соответствующую страницу в органайзере.

Мультимедиа

К сожалению, в этой области GNOME отстает сильнее всего. Конечно, множество людей используют для прослушивания музыки старенький «Winamp для UNIX» — XMMS, а для проигрывания видео — MPlayer, однако с интеграцией этого хозяйства в среду дело обстоит не очень. Кроме того, качество звука от штатного MP3-декодера XMMS оставляет желать лучшего. Печально, но замены старым программам пока нет. На подходе — видеоплейер Totem и аудиоплейер Rhythmbox, находящиеся сейчас в состоянии примерно бета-версий или кандидатов в релиз, однако в GNOME 2.6 они не вошли. Здесь вмешался еще один принцип разработчиков GNOME: в релиз графической среды никогда не включаются бета-версии (впрочем, сам по себе этот принцип не гарантирует стабильности работы).

Но есть и хорошие новости. В состав GNOME 2.6 включен универсальный сервер мультимедиа GStreamer. Универсальный — потому что обрабатывает и аудио, и видео, а еще потому, что его можно настроить для работы практически с любыми низкоуровневыми библиотеками. Все распространенные серверы звуков, все библиотеки вывода видео можно заправить под унифицированный интерфейс GStreamer. Разработчики проигрывателей или редакторов мультимедиа могут не думать о реализации всевозможных вариантов низкоуровневых деталей, а заняться интерфейсом. Правда, обычным пользователям наличие GStreamer душу греет слабо. Однако дожидаться GNOME 2.8 им необязательно: с выходом финальных версий Totem и Rhythmbox их можно будет взять из Сети, а графическая среда уже подготовлена для их полноценной интеграции.

За небольшой срок (GNOME 2.0 вышел меньше двух лет назад) была проделана огромная работа по созданию удобной и простой в использовании графической среды. Она еще не завершена, однако и то, что уже сделано, вполне годится для повседневного использования. GNOME 2.6 можно без натяжки назвать одним из самых развитых «опенсорсных» продуктов. От других графических сред его отличает высокая модульность; из упоминавшихся программ незаменим, пожалуй, лишь Nautilus.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.