Фотокамера Panasonic DMC–FZ2
АрхивFZ2 - самое маленькое фоторужье в мире. Двенадцатикратный зум-объектив с гордым логотипом немецкой фирмы Leica "приближает" снимаемый объект аналогично 8-кратному оптическому прицелу.
Цифровой фотоаппарат Panasonic DMC–FZ2 не предоставлен на тестирование никакой фирмой. Он приобретен в личное пользование за 360 у. е. - как предполагается, не на один год1. Поэтому, несмотря на его разнузданную критику в этой статье, считается априори доказанным наличие у аппарата достаточных для его цены достоинств. Иначе я бы рассказывал о другой модели.
FZ2 - самое маленькое фоторужье в мире (350 г в снаряженном состоянии). 12-кратный зум-объектив с гордым логотипом немецкой фирмы Leica (35–420 мм в доцифровом эквиваленте) в своем максимальном телеположении "приближает" снимаемый объект аналогично 8-кратному оптическому прицелу2. "Стрельба" по удаленным фотомишеням представляется основным конструктивным назначением аппарата. Для чего в и без того непростой схеме 13-линзового (!) объектива один из оптических компонентов подвешен в электромагнитной системе гироскопической стабилизации.
Данное решение призвано компенсировать дрожание рук неопытного фотографа в момент нажатия на спуск затвора. Кто хоть раз смотрел в тяжелый бинокль, может оценить степень "качки" картинки в окуляре длиннофокусной оптики. Конечно, гироскопов в классическом, "ракетостроительном" понимании в аппарате нет - отключаемые компенсаторы вибрации выполнены на основе микромеханики и почти не влияют на расход литий-ионного аккумулятора (200–240 кадров с полной, 90-минутной зарядкой).
Стабилизатор изображения нельзя назвать новинкой - он успешно зарекомендовал себя на видеокамерах прошлого века. Однако среди сотни-другой цифровых фотоаппаратов, представленных на рынке, снабжены оптическим3 стабилизатором не многие. Скромный ассортимент, похоже, намекает на некие скрытые изъяны решения. Чем же плохи имидж-стабилизаторы?
Во-первых, ценой. Серийная сборка-юстировка объектива с плавающей линзой - та еще работенка.
Во-вторых, алгоритм стабилизации на основе показаний датчиков ускорения4 имеет свои теоретические ограничения - он не способен предсказывать будущее даже на мгновение вперед. Вследствие чего может оказаться в противофазе с вашим "неожиданным" движением, отличающимся от "расчетного" поведения фотографа. Дело в том, что предел компенсации тремора ограничен запасом хода плавающей линзы относительно оптической оси. При многократном вздрагивании руки с полунажатой кнопкой затвора происходит ступенчатая, асимметрично-пилообразная выборка рабочего хода подвески с последующим программно-принудительным возвратом в нейтральное положение (картинка на встроенном дисплее при этом характерно дрейфует). Законы Мерфи подсказывают, что самый важный кадр придется как раз на момент вынужденного релаксирования стабилизационной системы (авторитетно утверждаю - эта ситуация случается не более десяти раз на тысячу снимков).
К счастью, для пользователей, уверенных в твердости рук, предусмотрено как полное, так и "половинное"5 отключение стабилизатора. Полное рекомендуется при съемке со штатива или "с таймера", когда поставленный, скажем, на скамеечку аппарат срабатывает спустя несколько секунд после того, как вы убрали от него дрожащие руки. "Половинное" предназначено для вертикальной стабилизации при съемке горизонтально движущихся объектов в режиме "протяжки" камеры (на колесике выбора режимов съемки он обозначен символом "машинка с ветерком").
Упомянув о девятипозиционном колесике, нет резона скрывать любительскую ориентацию столь технически сложной модели. Да, FZ2 - полностью автоматическая камера со скромными возможностями ручного вмешательства в выбор экспопараметров. Функции приоритета выдержки и диафрагмы запрятаны в экранное меню так глубоко, что выглядят скорее маркетинговым козырем, нежели органами управления. "Управлять" вручную приходится исключительно из-за того, что автоматика ограничивает длительность выдержки в любом из предустановленных сюжетов значением 1/8 с. Причем аппаратно возможно 8-секундное открытие затвора, указанное в паспорте без всякой привязки к режиму съемки. На самом же деле его можно реализовать либо через режим приоритета выдержки в паре с единственным значением диафрагмы 6,56 (!), либо хитрой манипуляцией, относящейся, скорее, к "пасхальным яйцам" прошивки.
Разработчиков можно понять: 1/8 с - логичный предел для съемки с рук без вспышки. А вспышка у FZ2 выпрыгивающая и требует принудительной активации после текстового оповещения (на дисплее) о недостаточной освещенности. При этом повлиять на освещенность она способна в пределах 2,1 м - дистанция не более чем портретная7.
Режим "ночного портрета" заслуживает отдельного описания, дабы ознакомить читателя с недокументированным способом восьмикратного (до 1 с) повышения предела автоматически отрабатываемой выдержки (не бойтесь, аппарату это не повредит). В режиме "ночного портрета" откройте вспышку и медленно нажимайте кнопку затвора до срабатывания автоэкспонометра. О срабатывании вас проинформирует появившаяся на дисплее строчка с экспопараметрами. Теперь, не отпуская затвора, закройте вспышку и дожмите "спуск". Аппарат отругает вас за бесцеремонность, но выбранную по заднему плану выдержку отработает.
Следующая внепаспортная фича - просмотр информации о версии BIOS. В режиме просмотра отснятого материала (при наличии хотя бы одного фотофайла на SD-карте) нажмите кнопку "съемки в многократном режиме"8 и, не отпуская ее, поставьте джойстик на задней крышке в позицию "Set". Появится "подлинно секретная" информация. Дело в том, что предшествующая модель FZ1 программно превращается почти в полный аналог FZ2 с помощью официального обновления firmware9. Однако это чудо происходит де-юре только в Японии, да еще и за отдельную плату, потому что прошивка распространяется "в коробочной" версии на SD-карте. Надо ли говорить, что заинтересованные отечественные владельцы FZ1 все равно проапгрейдились, но неофициально. И фирма Panasonic потеряла в их глазах больше, чем приобрела от ограниченной реализации платного firmware.
Вернемся к документированному использованию аппарата, отметив шершавый русский язык прилагаемой инструкции. Посмотрите на фотографии - как сказал бы капитан Флинт: "Я умолкаю, теперь будут говорить пушки", хоть и малого калибра (2 мегапиксела), но оч-чень дальнобойные.
Для тех, кто планирует покупать фотоаппарат "по каталогу", предварительно не пощупав витринный образец, кратко расскажу об эргономике FZ2. Это маленький аппарат с формами даже не 35-, а 60-миллиметрового монстра профессиональной фотографии. Представьте себе легковой автомобиль с дизайном седельного тягача. Пластмассовый корпус серебристого или графитового оттенка - легкий и прочный, чрезвычайно ухватистый и стойкий к ударам. Металл только в тех местах, где он необходим: кнопка спуска, штативное гнездо, резьба (55 мм) под держатель светофильтров и бленду (оба футуристического дизайна, входят в комплект поставки). Лейблы на корпусе и коробке декларируют чисто японское происхождение всех деталей включая аккумулятор (кроме зарядного устройства).
Одиозный жупел на пути заочной покупки камеры - "пиксельный бой" - в отношении FZ2 не актуален. Производитель гарантирует отсутствие брака на матрице (но допускает на дисплее и в окуляре электронного видоискателя). Проверить это без специального тестирования на снимках формата JPG (другого не предусмотрено) затруднительно - остается верить стройному хору владельцев FZ2, подтверждающих в форумах отсутствие как битых, так и горячих пикселов.
Работает камера с породистым урчанием трех двигателей привода оптики, чем-то напоминающим саундтрек первого "Терминатора". На команды зумирования откликается предсказуемо, а вот пассивный автофокус иногда бастует. В инструкции указано аж семь ситуаций, в которых фокусировка "может быть настроена неправильно", но не сказано почему. Оказывается, в ряде трудных случаев автофокусу можно помочь, повернув камеру на 90 градусов из ландшафтного кадрирования в портретное или наоборот (привет дальномерному ФЭДу). Настроив фокус, верните камеру в желаемое положение, не отпуская полунажатой кнопки спуска10.
Прочный штатный ремешок пригодится не только для напузного ношения камеры. Накинув его на шею и вместе с тем намотав пару витков на руку возле крепления к аппарату (регулируемая длина позволяет), отодвиньте от себя камеру насколько возможно - типично снайперский прием для стабилизации ствола мышечной массой. Последней по упоминанию, но не по значению будет полезная каждому четвертому фотоохотнику опция диоптрийной коррекции видоискателя.
Прилагающееся программное обеспечение не случайно остается за рамками обзора. Для перекачки снимков на компьютер с Windows 98 достаточно установить USB-драйвер, представляющий камеру сменным диском в папке "Мой компьютер". Более новые операционные системы распознают FZ2 штатными средствами. Навязывать англоязычные SD Viewer и мультимедиа-комбайн от ArcSoft опытным пользователям "Фотошопа" - дело неблагодарное, но для пробы установить их стоит - хотя бы ради функции склейки многокадровых панорам.
- Исходное положение: фотоаппарат выключен, колесико режимов в положении P/A/S.
- Нажав кнопку "съемки в многократном режиме" и одновременно переведя джойстик на задней крышке в позицию "вверх", включите аппарат.
- Переключите аппарат в режим воспроизведения (колесиком), продолжая удерживать кнопку "съемки в многократном режиме" и джойстик.
- Верните колесико режимов в положение P/A/S.
- Нажав кнопку "Menu" и одновременно переведя джойстик в позицию "вправо", выключите аппарат штатным тумблером.
- Несмотря на положение тумблера "Off", индикатор питания не погаснет, а на экране появится "секретное" меню выбора региона (см. фото). Для чего оно нужно - никто пока не догадался, официально этой функции "не существует".
Если меню не появится, а аппарат выключится как ни в чем не бывало, значит, вы недостаточно резко отпускали одновременно нажатые кнопки на каком-либо промежуточном этапе. Вернитесь в начало и повторите процедуру.
1 Производитель декларирует семь лет "беспорочной" службы.
2 Кратность зума и кратность увеличения относительно "невооруженного" глаза - две большие разницы.
3 Не путать с программным "стабилизатором".
4 Законы физики не позволяют уловить каких-либо иных параметров вибрации "в замкнутой системе, движущейся прямолинейно и равномерно".
5 Отнюдь не "половинчатое".
6 Светосила 2,8 во всем диапазоне зумирования пропадает даром.
7 Художественный запрет на портретирование со вспышкой оставим для дискуссии с Е. Козловским.
8 Паспортное название.
9 FZ1 тождественна FZ2 процентов на 98.
10 Подробнее о физической сути этой манипуляции см. на www.electronics.howstuffworks.com/autofocus3.htm.