Архивы: по дате | по разделам | по авторам

О быте

Архив
автор : Георгий Башилов   07.06.2004

В заключение — о вещах и технологиях, которые уже начали менять наш быт и грозят в ближайшее время изменить его окончательно.

В заключение — о вещах и технологиях, которые уже начали менять наш быт и грозят в ближайшее время изменить его окончательно.

В последнее время одной из господствующих тенденций в информационных технологиях является их интеллектуализация, унификация и упрощение применения. Наряду с «умным домом» интеллектуальный «seamless computing» уже несколько лет выступает главной темой крупнейших профессиональных и потребительских выставок и конференций.

Попытаемся рассмотреть процесс интеллектуализации технологий на конкретных примерах:

- следующем поколении информационных сетей — NGN;
- «умных» телефонах-смартфонах — с учетом сглаживания границ между различными «умными» устройствами и утилитарными гаджетами;
- процессе «одомашнивания» компьютеров — их перехода в разряд бытовой электроники и появления новых гибридных домашних устройств на базе технологий и решений, применяемых в традиционных персональных компьютерах.

Сети для умных

Внедрение сетей NGN на территории России началось в прошлом году. Пока поступь NGN-решений неспешна, и кроющееся за аббревиатурой определение Next Generation Network (сеть следующего поколения) известно лишь немногим участникам рынка связи и их клиентам, причем каждый из них вносит в это понятие свое собственное видение. В мае на «Связь-экспокомм 2004» корпорация Marconi, лидер в SDH-технологиях (то есть сетях нынешнего поколения), объявила о намерении развивать NGN на российском рынке в сотрудничестве с одним из столичных операторов связи.

Реалии российского рынка таковы, что операторам связи и поставщикам оборудования в процессе развития своих сетей очень трудно придерживаться намеченных планов. Большинство аналитиков залогом успеха справедливо называют развитую сетевую инфраструктуру. Однако помимо наращивания мощностей перед участниками инфокоммуникационного рынка стоит еще одна не менее важная задача — организация эффективного менеджмента предоставляемых услуг.

Именно NGN является тем экономически эффективным решением, в котором нуждается оператор в условиях возрастающей конкуренции. Каждая сеть оператора (ТфоП, СПД и пр.) нуждается в комплексном обслуживании. При запуске новых видов услуг всегда требуется установка дополнительного оборудования или модернизация и настройка уже действующего — как на стороне оператора, так и клиента. NGN же представляет собой гетерогенную мультисервисную интеллектуальная сеть, в рамках коммуникационной среды которой создается и реализуется единый подход к техническому обеспечению и предоставлению инфокоммуникационных услуг.

В NGN используется принцип, подобный тому, что применяется в Интернете. Вместо традиционной связи «точка — точка», где не обойдешься без прямого канала между участниками коммуникации, действует принцип «каждый с каждым». Этот подход является основой экономической эффективности NGN — все информационные ресурсы и услуги доступны клиенту независимо от месторасположения (как ресурса, так и потребителя услуги).

Управление разнородным трафиком в рамках транспортной сети NGN осуществляется посредством программных коммутаторов — именно в них и заключается интеллектуальная природа сети нового поколения. В то же время, именно благодаря ее «всеядности» и работе с любым трафиком, NGN называют «глупой сетью». Но ее «интеллект» заключается не в подходе к трафику, а в периферии: у клиента, использующего NGN-решения, отпадает необходимость разбираться в оборудовании, он абстрагируется от технологий, ему больше не нужно разбираться в протоколах и стеках — сеть все сделает за него.

В рамках NGN нет необходимости разделять различные коммуникационные услуги — есть общая «услуга связи». Подключаясь к NGN, клиент получает не просто канал связи и какой-то определенный набор информационных сервисов и ресурсов — он может самостоятельно определять, какой именно тип трафика (услуг) необходим в рамках «услуги связи» — будь то IP-телефония, ISDN, международная связь, видеоконференции, доступ к услугам классической интеллектуальной сети и т. д.

Для начала работы с новым (незадействованным до определенного момента) типом трафика (услугой) клиенту необходимо лишь послать запрос, на основании которого оператором будет проведена быстрая (в большинстве случаев — автоматическая) конфигурация программных интерфейсов и механизмов контроля качества обслуживания. При всей технической закрытости взаимоотношения клиента и оператора NGN прозрачны — единая платформа контроля трафика и система биллинга предоставляют клиенту не только удобство оплаты, но и играют роль дополнительного инструмента self-provisioning — четкого определения и самостоятельного управления объемом и структурой потребляемых инфокоммуникационных услуг. В результате любой бизнес может конфигурировать «услугу связи» так, чтобы она отвечала его реальным потребностям.

Что же дает NGN операторам? Во-первых, сокращается себестоимость введения в эксплуатацию новых сетей. Вместо создания нескольких «профильных» коммуникационных сетей оператор сможет организовать и обслуживать единую сеть передачи данных, что означает сокращение затрат как на этапе начальных инвестиций и проектирования, так и в процессе обслуживания. NGN обеспечивает высокую скорость выхода на рынок с максимально широким набором коммуникационных услуг и с высочайшим уровнем оперативности реагирования на запросы клиентов. Клиенты, в свою очередь, получают модульное аппаратное решение, посредством которого легко активировать и получать необходимую инфокоммуникационную услугу.

Создавать и развивать решения NGN операторов побуждает необходимость диверсификации услуг связи. При понимании значения грамотного менеджмента предоставляемых услуг операторы, желающие перейти на NGN, нуждаются в значительном расширении каналов связи. Этот процесс осуществляется не только за счет строительства новых широкополосных оптоволоконных магистралей, но и за счет расширения коаксиальных сетей и абонентской инфраструктуры. Между тем преимущества строительства единой транспортной сети перед развитием множества сетей доступа очевидны.

Речь идет о конвергенции инфокоммуникационных сервисов. Получение и передача данных, голоса, видео, игровых и телевизионных сервисов будет происходить в рамках одной сети и будет доступно пользователю изначально, как единая услуга. Для обычного пользователя с приходом NGN сотрутся границы между различными необходимыми ему сервисами. При объединении множества сервисов в «инфокоммуникационную услугу» пользователь получает возможность одновременного использования сетевой инфраструктуры для организации охранных систем, конференц-связи (как видео, так и VoIP), просмотра телевидения и получения сервисов Video-on-Demand, а также участия в новом поколении онлайновых многопользовательских игр, правила которых будут справедливы не только в рамках игровых серверов, но и за их пределами и действовать в подключенном к Сети офлайне. На игровой выставке E3, прошедшей в Лос-Анджелесе в мае, был продемонстрирован прототип игровой приставки, позволяющей использовать игровой контент не только на носителях, но также загружать его из Сети и использовать базу игр по схеме «игровые сервисы на подписной основе». Над концепцией консоли смеялись в течение двух лет, руководство компании-разработчика обвиняли в прожектерстве. В результате консоль получила Best of Show.

Но не играми едиными — на базе NGN будут работать системы социальных опросов и телевизионного голосования, музыкальные сервисы. NGN позволят объединить музыкальный центр, телевизор, радиоприемник, игровую консоль и ПК в универсальное медиа-устройство, центр домашних развлечений и получения информации.

Правда в руках

Как уже было отмечено, в сетях NGN и в рамках концепции «seamless computing» информационные ресурсы и сервисы доступны вне зависимости от месторасположения абонента. Однако реализация такого подхода невозможна при использовании лишь стационарных терминалов.

Пожалуй, двумя самыми популярными после ПК аппаратными средствами для получения, передачи и оперирования информацией являются смартфоны и персональные цифровые ассистенты (PDA). Два этих класса устройств сосуществовали и развивались с оглядкой друг на друга. Центральной функцией мобильных телефонов является голосовая связь. Прочие задачи (работа с документами, а позже — с изображениями, музыкой и видео) всегда были факультативными. Наладонникам, в свою очередь, всегда недоставало средств голосовой связи. PDA в момент появления выполняли функции записной книжки, блокнота.

Первые «умные телефоны», с подачи Nokia названные коммуникаторами, появились в 1996 году. Тогда они были ориентированы исключительно на корпоративный рынок, где возникла потребность в быстром доступе и хотя бы ограниченной возможности работы с документами — не отрываясь от разговора, буквально на бегу.

Основная функциональность современного смартфона (как и первого Nokia 9000) заключается в наличии средств связи с компьютерными сетями и синхронизации данных, возможностью отсылки и приема e-mail и факсов, просмотра веб-страниц и работы с документами (электронными таблицами, текстовыми редакторами, презентационными пакетами и т. д.) и мультимедиа.

Очевидно, что в ближайшее время разделение на PDA и смартфоны прекратится. Первые получат GMS или иной модуль связи, а смартфоны обзаведутся еще более мощным процессором, видеоподсистемой и средствами ввода информации. Функциональность нового класса устройств достигнет уровня, позволяющего не только полноценно работать с офисными приложениями и мультимедиа (в том числе редактировать фотографии и видео), но и получать доступ к любому контенту — от новостных лент в Интернете до просмотра выпусков традиционных телевизионных новостей.

Широчайшие перспективы данного класса устройств подтверждаются усилиями производителей. Так, компания Samsung всего за год разработала чип, позволяющий мобильнику получать телевизионный сигнал и выводить изображение на экран. Технология работает на базе ARM и поддерживает средства биллинга. 25 мая компания представила телефоны SGH-705 и SGH-710, которые могут принимать телевизионные сигналы в формате NTSC и PAL соответственно. В Японии услуги мобильного сотового телевидения будет предоставлять Mobile Broadcasting (70 каналов), а в Южной Корее — TU Media (40 каналов). В продажу первые телевизионные мобильники поступят уже в декабре.

Помимо блоков приема теле- и радиосигналов новые устройства будут снабжаться (и уже снабжаются) полноценными средствами беспроводной связи. Смартфоны/PDA станут не просто голосовыми терминалами и записными книжками, а звеном, связывающим человека с различными информационными сетями и терминалами — в офисе, дома и по дороге на работу. «Умные часы», демонстрируемые Биллом Гейтсом в течение вот уже полутора лет, сегодня готовы к потреблению информационных сервисов и управлению бытовой техникой и прочими элементами «умного дома». Пожалуй, это устройство можно называть электронным продолжением руки человека и пультом дистанционного управления персональными информационными потоками. По мере развития данного класса устройств они безусловно включат в себя многие другие информационно-потребительские функции «персональных» устройств — от портативных медиа-плейеров до цифровой фотокамеры. Конечно, на рынке останутся «отдельные» продукты, но большинство пользователей отдаст предпочтение универсальным продуктам.

Но успех нового класса устройств зависит, как и в случае с сетями NGN, не только от «железной» составляющей. Перед разработчиками программных и хардверных продуктов стоит сложная задача — создание единых протоколов и достижение кроссплатформной совместимости. В мае Motorola выступила с инициативой разработки единых мобильных стандартов. Одновременно с этим Symbian запустила программу сертификации приложений Symbian Signed. Все это позволит создавать приложения, совместимые с различными мобильными устройствами.

На сегодняшний день наиболее распространенной smartphone-платформой является именно ОС Symbian. На базе программных интерфейсов Symbian 7.0 и MIDP 2.0 (Mobile Information Device Protocol) построена Series 60 v2.0 от Nokia, на которой работают не только финские смартфоны, но и продукция Siemens, Sony Ericsson и других производителей. Вместе с тем все больше смартфонов работают под управлением ОС, создаваемых изначально для PDA, — Palm OS и Microsoft Pocket PC. Для смартфонов существуют их специальные редакции — Phone Edition. Используются и расширенные программные тандемы — дополненные, например, браузером от норвежской компании Opera. Появляются и независимые разработки альтернативы — в частности, SavaJeOS от компании SavaJe Technologies.

Для выполнения широкого спектра задач потребуется мощный процессор, более крупный дисплей (который для удобства пользователя обязательно должен быть сенсорным), увеличенный объем памяти, устройство считывания карт памяти SD/MMC и т. д., а также средства связи с ПК и другими мобильными устройствами и сетями.

С развитием Wi-Fi новые устройства станут основой мобильного общества, каждый участник которого всегда будет онлайн — готовым к созданию и потреблению контента вне зависимости от местонахождения.

Домашнее животное


Стремительно стираются границы не только между различными типами устройств в сегменте «прирученных» устройств. Все чаще звучит мысль о том, что компьютер давно нужно относить к классу бытовой техники. Призыв не лишен смысла — компьютер еще во времена 286-х играл роль центра домашних развлечений. Сегодня прослушивание музыки, просмотр фильмов и тем более — проведение каких-то операций над мультимедийным контентом, рассматривается как функция ПК.

Но, по мнению производителей техники и программных продуктов, эти операции не должны требовать от среднестатистического пользователя никаких дополнительных знаний, подобно тому, как не требуется вникать в принципы работы видеомагнитофона при нажатии кнопки «Play».

Упрощение и облегчение жизни юзера переходит в разработку специализированных Media- и Entertainment-редакций операционных систем. В результате усилий разработчиков «железа» и софта появляются комбинированные устройства — игровые приставки и HDD-рекордеры, позволяющие играть, записывать телепередачи, проигрывать любые современные музыкальные форматы и использовать разнообразные онлайновые сервисы.

Просмотр фото и проигрывание MP3 без загрузки ОС — это не завтрашний день, а обычная функция современного бытового устройства. Все должно быть просто и управляться несколькими кнопками. С распространением всяческих barebone и прочих «недо-ПК» идея «одомашнивания» стала началом конца эпохи «продвинутых пользователей». Домашние центры развлечений будут выполнять любые операции с мультимедиа и данными, оставаясь при этом черными ящиками. Пользователю не придется думать — «единое бытовое устройство» сможет выполнять все. Так, новые устройства смогут играть роль игровой приставки, Интернет-терминала, хранилища домашних данных, мультимедийного DJ- и VJ-центра, с помощью которого его владелец сможет управляться со своей коллекцией музыки и видео не хуже клубных мастеров, и т. д. и т. п. Создание и развитие гибридов неотвратимо — уже в мае Microsoft объявила о планах разработки новой игровой приставки, на которой запускались бы не только консольные версии игр (для Xbox), но и ПК-игры под Windows.

Именно новые «гибридные вычислительные компоненты» станут модульными средствами использования сервисов NGN — сетей нового поколения. На основе этих устройств будут строиться не только домашние, но и офисные сети. А поумневшие наладонные устройства, в свою очередь, помогут пользователю не потеряться в информационном потоке, который, судя по всему, вскоре навсегда скроется в глубинах сетевых магистралей и абонентских устройств. И у нового поколения пользователей не возникнет даже вопроса — почему происходит все именно так, и, главное, откуда и каким образом, появляется потребляемая ими информация. Да и зачем? Ведь так гораздо проще!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.