Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Может ли наука заменить религию?

Архив
автор : Дмитрий Коровин   02.06.2004

Владимир Скулачев
профессор МГУ, академик

Как показывает американская статистика, есть два психологических фактора, коррелирующих с долгожительством: человек должен сознавать, что он 1) нужен другим и 2) может сам распоряжаться своей свободой. Это объясняет, почему члены Верховного суда США, назначаемые пожизненно, оказались самой долгоживущей когортой американцев. Тем же объясняется и тот факт, что верующие живут дольше: они всегда нужны Богу, и Бог никогда не оставит их в беде. Вот почему воинствующий атеист сокращает жизнь не только себе, но и другим, что преступно. Чтобы сделать атеизм безвредным, человечество должно сначала победить, если это возможно, старость и отрицательные последствия стрессов. А пока — верьте в Бога, в приметы и т. п., если чувствуете, что это облегчает вашу нелегкую жизнь, не забывая, впрочем, русскую пословицу: На Бога надейся, а сам не плошай!

Димитрий Юревич
преподаватель Московской духовной академии

Наука — это сумма объективных знаний об окружающем мире, полученных человечеством за всю его историю, выстроенных в определенную систему и в немалой свой части подтверждаемых путем экспериментальной проверки. Религия — это опыт непосредственного, личного общения человека с Богом и способность передать этот опыт другим. В религии всегда присутствует мистический элемент, который заключается в личном, опытном, живом общении с Богом — в молитве, чтении Библии, исполнении Божиих заповедей. Мистический элемент не всегда выражается вовне рациональным образом (в религиозных текстах или богословских системах). Поэтому в духовном смысле наука и религия не пересекаются, и первая не может заменить вторую.

Если же рассматривать рациональный аспект религии (то есть словесно выраженное учение о Боге и Его отношении к миру), то здесь наука не заменяет, а дополняет религию. Наука описывает материальный мир и человеческое общество, религия — учит о Боге и Его отношении к миру и человеку. Основная задача богословских текстов — раскрытие учения о Боге и о спасении Им человека от греха и смерти. Эти вопросы в древности излагались, приспосабливаясь к уровню понятий, в том числе и естественнонаучных, того времени. Поэтому современная наука не противоречит религиозному мировоззрению, а дополняет его точным изображением богозданного мира. В области же психологии христианская аскетика накопила столь богатый опыт, что возможно его успешное использование, например, в современной психологии.

{ALT}.ru-ist
студент ВолГМУ

Нет, конечно. Наука и религия различны как по своей сути, так и по назначению. Они не являются и не смогут стать взаимозаменяемыми. Первая занимается «естественным» — тем, что можно зафиксировать, измерить, сравнить и логически связать друг с другом. Вторая — «сверхъестественным», то есть тем, что лежит за границами научных методов познания. Наука оперирует понятиями теории (постулаты которой можно доказуемо подтвердить или опровергнуть) и эксперимента (который может быть воспроизведен повторно). Религия же построена на вере людей, принятии ими постулируемых канонов и догматов. Теологические споры сводятся к попыткам выявить неточность формулировок или противоречащие друг другу утверждения и сыграть на них. Поэтому на протяжении веков одновременно сосуществует множество конфессий, тогда как в науке всегда есть свежие общепризнанные теории и опровергнутые старые. Никто однозначно не докажет существование Бога, даже если Он спустится на Землю и начнет творить чудеса, так как это именно вопрос веры. Убежденные атеисты смогут убедить (как минимум — себя), что мы имеем дело вовсе не с Богом, а, например, с высокоразвитым существом из другого мира. Не стоит переносить методологию науки на религию и наоборот, а тем более менять их ролями.

отец Олег Моленко
священник из Торонто

Наука никогда и никоим образом не может заменить религию. У религии и науки разные цели, задачи, объекты познания, средства и подходы. Это две разные сферы человеческой деятельности. Объектом науки является созданная Богом Вселенная и окружающая нас природа. Объектом религии является прежде всего Сам Господь Бог, затем невидимый мир и в последнюю очередь — видимый тварный мир, воспринимаемый в свете божественного откровения. Наука изучает отдельные элементы тварного мира в их проявлении, возможном изменении и взаимодействии. Задача науки — открыть существующие закономерности тварного мира и использовать их в прикладных целях. Задача религии — примирить и соединить человека с Богом и подготовить его к пребыванию в блаженной вечности. Наука существует лишь во времени и имеет значение лишь для земной жизни. Религия — это связь с Богом, поэтому она вечна. Она тоже имеет свои законы, только духовные, которые открывает для нас Господь Бог. Средствами науки являются опыт, наблюдение, эксперимент, измерение вычисление и анализ. Средствами религии являются духовный опыт, откровение, благодать Божия, Божьи дары, молитва, созерцание, богомыслие, богословие, покаяние, плач сердца, исполнение Божьей воли и заповедей, слово Божие и пророчества. Вот почему религия важнее и главнее науки. Она должна заниматься своим делом, а наука — своим, не пытаясь подменить религию. Наука должна смириться пред религией и черпать от нее освящение. Тогда в своей сфере она может в допустимых Богом пределах богоугодно выполнять свое назначение. Но горе ученым, когда они, движимые гордыней, пренебрегают Божьей волей, выходят за пределы, Богом дозволенные (например, космос, внутренность атомов, клонирование), и строят новую Вавилонскую башню.
 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.