Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Предварительный инструктаж

Архив
автор : Леонид Левкович-Маслюк   24.05.2004

Состояние, в котором находятся исследования по самым фундаментальным вопросам теоретической физики, традиционно интересует очень широкую аудиторию.

Состояние, в котором находятся исследования по самым фундаментальным вопросам теоретической физики, традиционно интересует очень широкую аудиторию. Вполне естественно было бы обратиться за комментариями к мировым лидерам этих исследований, что, в общем, не так уж трудно сделать.

Более того, в «КТ» уже печатались беседы о современной физике с рядом крупных теоретиков, в том числе Дэвидом Дойчем и Юрием Маниным, и есть надежда, что скоро в список добавятся другие громкие имена. Однако в этом случае мы, увы, теряем надежду на беспристрастный подход к конкурирующим брэндам на рынке идей1. Чтобы избежать этой трудности в «раскрытии темы», я обратился к нашим обозревателям Бёрду Киви и Галактиону Андрееву. Авторы подошли к задаче совершенно по-разному.

Первый предпринял смелую попытку, подобную действиям разведчика в чужой стране: не будучи сам ее жителем, он решил — проанализировав огромный объем сложнейшего материала — разобраться, что же там происходит. Написанный им обзор пунктирно знакомит нас с драматической историей развития теоретической физики последних десятилетий. Киви выделяет несколько интригующих направлений исследований, имеющих самое прямое отношение к нашей любимой информационной проблематике. С этими исследованиями сегодня многие связывают романтические надежды: ожидают, что последует пересмотр традиционных взглядов и смена парадигм.

Галактион Андреев, наоборот, сам живет в этом благословенном краю. Его взгляд — взгляд действующего физика-теоретика, занятого, впрочем, более приземленными вопросами, нежели разработка «теорий всего» (ТВ). Вы увидите, что этот взгляд лишен всякого романтизма и пронизан иронией, иногда горьковатой (по отношению не только к будущим, но и давно привычным теориям!).

В результате получилось два очень любопытных текста, насыщенных терминами, с помощью которых современная физика пытается сформулировать новые концепции, и именами, с которыми связаны ярчайшие идеи в нынешней «физике всего». Надеюсь, это поможет сэкономить вам время, если вы захотите поглубже ознакомиться с новейшими идеями об устройстве мироздания. Вдобавок читатель получит прививку скептицизма по отношению к перспективам сколь угодно красивых умственных построений по поводу равнодушной к ним природы.

Единственная просьба — не относиться к этим материалам как к справочнику по современной физике. Мы имеем дело с довольно необычным жанром: популярное изложение еще не до конца придуманных теорий с одновременной их же критикой.

Еще об одном подходе к ТВ-проблематике, принадлежащем Максу Тегмарку (Max Tegmark), читайте в «13-й комнате». Он разработан совсем недавно, но уже обыгран в научной (oчень-очень научной!) фантастике. Эта же концепция стала темой cover story в одном из прошлогодних выпусков Scientific American.

Отметим, что авторитетные научные журналы с осторожностью относятся к публикации любых, революционных и не очень, статей по тематике ТВ. Два года назад я беседовал с Карлом Зимелисом (Karl Ziemelis), редактором отдела физики Nature — журнала, имеющего самый высокий импакт-фактор (показатель влиятельности публикаций) в мировой научной периодике. Так вот, почти полный отказ от публикаций материалов по интерпретации квантовой механики, по квантовой гравитации и другим излюбленным темам «теоретиков всего», говорил Зимекис, есть элемент редакционной политики Nature: «уж слишком все там зыбко, неосязаемо» (цитата не дословная, конечно).

В том же русле — высказывание Юрия Манина, одного из крупнейших и наиболее эрудированных математиков современности (см. «КТ» #379): «Основная задача теоретической физики, завещанная двадцатым веком двадцать первому, по традиции формулируется как объединение гравитации с квантовой теорией поля. Математический язык теории квантовых струн и мембран сохраняет рудименты терминологии этого классического периода, но его физическая семантика радикально изменилась и, к сожалению, не поддается прямому сравнению с реальностью. С чем мы имеем дело сейчас, с гениальными догадками или с фундаментальными заблуждениями? Математическая красота и плодотворность этих идей поразительны, и харизматическое обаяние творческой личности Эда Виттена (Edward Witten), который инициировал многие из них, неотразимо. Тем не менее, может оказаться, что как физика, все это построено на песке»…

На этом инструктаж по технике безопасности считаю законченным.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.