Архивы: по дате | по разделам | по авторам

На любителя

Архив
автор : Станислав Гайдзинский   11.05.2004

Аниме-фильмы бывают очень разными. Ибо, во-первых, создаются они длясамых разных людей, а во-вторых, людьми не менее разнообразными:численность аниме-студий превышает все неяпонские пределы.

«Вино какой страны вы предпочитаете в это время суток?»
М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

Вы приходите туда, где знающие люди обмениваются впечатлениями. Вы задаете ясный и очевидный вопрос. И в ответ получаете лишь объяснения, почему вопрос ваш напрочь лишен смысла, да еще советы — переспросить как-нибудь поправильнее. И это в лучшем случае. В случае же нормальном старожилы анимешного форума разводят ностальгический флейм, вспоминая свои «первые разы»; в не самом худшем — устраивают грызню, отстаивая каждый свое мнение; и, наконец, в самом худшем — ответ на вечный вопрос «что посоветуете посмотреть новичку?» будет-таки дан, и будет он простым и однозначным перечислением одного-двух-трех названий, и будет он столь же неверен, как рецепт, выписанный без постановки диагноза.

Потому что аниме-фильмы и сериалы бывают разными, очень разными. Ибо, во-первых, создаются они для самых разных людей и под чрезвычайно разные настроения, а во-вторых, людьми не менее разнообразными: численность аниме-студий и метраж выдаваемого ими продукта превышают все неяпонские пределы. Конечно, даже американская анимация, — если вспомнить, что, помимо диснееобразных музыкальных сказок, ее гордо представляют и супермногочисленные супергерои, и гуманоиды Бивис с Баттхедом, и запанибратские Симпсоны, и циничные южнопаркичане, — вовсе не монолитна, но по части разнообразия конкурентов у японцев в этом мире нет. Аниме подвластны практически все жанры и, что важнее, темы, доступные игровому кино (комедия, сатира, драма, боевик, ужасы, приключения, фэнтези, психология, эротика, политика, религия… ну и далее до полного исчерпания словаря), плюс еще кое-какие, часть из которых представляет собой сугубо местную специфику-экзотику, часть — привычные, в общем-то, особенности сюжета, удостоенные на Островах собственного жанрового определения.

Вот, например, аниме в жанре махо-сёдзё («девочка-волшебница») повествует о совершенно обычной на вид девчушке, способной в определенных обстоятельствах ненадолго превращаться в могущественную волшебницу (сама себе Золушка и фея-крестная в одном флаконе). Как правило, внешность ее при этом изменяется до неузнаваемости (но никак не в сторону подурнения), а возраст, если изначально был детским, увеличивается до вполне половозрелого. По крайней мере, на вид. Есть мнение, что авторы таким образом метафорически изображают удивительный процесс превращения девочки в девушку. Не знаю, не знаю… В любом случае, не могу не подивиться, как из столь, казалось бы, банальной фабулы родилось великое множество сюжетов, порой весьма оригинальных.

Спокон (соединение «спорта» и «силы воли») — тост о том, как один маленький, но очень гордый спортсмен упорно тренировался и стал сначала чемпионом, а потом еще упорнее тренировался и стал Самым Большим Чемпионом! То есть, пардон, не тост, а сага.

Сэнтай (буквально «отряд, команда») — приключения небольшой «группы товарищей», сплоченной общим делом (якудза и одноклассники не в счет). Как правило, этим делом является спасение мира от Зла, но возможны варианты. Не все члены команды одинаково важны для развития сюжета, кто-то все равно должен быть главным героем (вовсе не обязательно лидер), но и откровенные «кушать подано» среди них почти не встречаются. Создатели сериалов нередко устраивают специальные «эпизоды-бенефисы» для каждого из «неглавных» персонажей.

Меха — жанр аниме, в котором эти самые мехи играют ключевую роль. Например, главный герой сражается со Злом, сидя в кабине гигантского пилотируемого человекоподобного робота. А если в своей борьбе он будет не одинок, получится меха-сэнтай. Поскольку происхождение мехов может быть разным, то вполне возможен не только НФ-, но и фэнтези-меха-сэнтай.

Хентай, строго говоря, жанром не является, поскольку обычно, в отличие от привычной (да ладно вам!) порнографии «с живыми актерами», имеет вполне связный сюжет — детективный, пародийный, героически-фэнтезийный и пр. Все та же, в общем, старая сказка, только пробуждающий спящую красавицу принц поцелуем не ограничивается.

Некоторые отдельные товарищи склонны говорить о сёдзё (аниме для девушек) и сёнэн (для юношей) как о жанрах, но помилуйте, какой же это жанр, это — половая ориентация! Тем более что и в таком, казалось бы, однобитном вопросе ясность есть не всегда. Например, первые яой-аниме (то есть с мотивами мужской однополой любви) были адресованы девушкам. С возрастом тоже не все просто: скажем, детский (кодомо) юмор в представлении японцев — это такой юмор, шутки которого, в силу их структурной сложности, отсутствия моральных ограничений и высокого уровня абстракции, взрослым понять не дано. Да, кстати! Вы, надеюсь, уже поняли, что аниме — это вовсе не «мультики для детей» (хотя и дети не забыты)? И что, говоря об аниме для взрослых, я имею в виду вовсе не детям до…, а тем, кому за…?

Остальные жанровые определения вам должны быть более или менее знакомы, но не забывайте делать поправку на местную специфику! Во-первых, герои аниме-боевиков очень много говорят и даже размышляют. Летит, скажем, в физиономию главгерою кулак главзлодея, и, пока он летит, главгерой вспоминает беззаботное босоногое детство, и как они с будущим главзлодеем дергали одноклассниц за косички, и как потом случилось Страшное, наложившее толстый-толстый отпечаток на моральный облик главзлодея… и все это занимает примерно полсерии, а потом кулак таки долетает и… попал ли кулак в цель, а если нет, то куда он попал и что из этого вышло, вы узнаете через неделю. Такое вот кабуки… поначалу раздражает, потом привыкаешь.

Во-вторых, мистика в аниме — вовсе не обязательно ужасы с того света (таковые неправильно, но традиционно называются готикой). Мистика — это просто прекрасный способ сэкономить время и силы на объяснении, откуда что взялось. И никто не поймает, как научного фантаста, на неувязочках.

В-третьих, мелодрама в Японии — вовсе не исключительно женский жанр. Что такое мужская мелодрама, тем более — хорошая мужская мелодрама, в двух словах не объяснить. По японским понятиям, чувствительность — вовсе не признак слабости… в общем, просто не удивляйтесь.

В-четвертых и главных, вещи, целиком и полностью втискиваемые в рамки одного определенного жанра, встречаются нечасто. Гораздо чаще в онлайновых гидах-энциклопедиях-справочниках попадаются характеристики типа «фантастическая музыкальная мелодрама с элементами меха-сэнтая», «героическое фэнтези c элементами психологического триллера и бытовой комедии» или даже «фантастическая философская вестерн-клоунада». Юмор, кстати, в аниме вообще входит на экран без стука и прекрасно уживается с трагизмом любой ситуации. Обратное тоже верно. Жизнерадостная комедия о последнем годе жизни смертельно больного, без патетики, но и без пошлости? Да, подобный эпизод был у Данелии в «Не горюй!», помните? Тогда вы понимаете, что я имею в виду.

Кто вы — подросток или взрослый? Мужчина или женщина? Романтик или циник, консерватор или бунтарь? От этого зависит, что вы хотите увидеть на экране… и что-нибудь подходящее обязательно найдется. Ну, почти обязательно. Знаете, очень хочется воспользоваться положением и привести свой сугубо субъективный список… но я сдержусь. Спрашивайте на форумах Интернета! И отвечено будет вам.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.