Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Эх, прокачу!

Архив
автор : Киви Берд   21.05.2004

"Трехколесная модель с открытым кузовом. Год выпуска 2004-й. Нулевой расход топлива и никакого выхлопа. Легкая парковка и программируемое рулевое управление. Итальянская сборка. Конструктор - Леонардо да Винчи".

"Трехколесная модель с открытым кузовом. Год выпуска 2004-й. Итальянские дизайн и сборка. Нулевой расход топлива и никакого выхлопа. Легкая парковка и программируемое рулевое управление".

С помощью этих штампов автомобильной торговли британская газета The Guardian представила читателям интереснейшую работу сотрудников флорентийского Института и музея истории науки, спустя полтысячелетия воссоздавших действующую модель "самобеглой коляски" по наброскам великого Леонардо да Винчи. Как известно, в бумагах и записных книжках итальянского гения - в частности, в крупнейшем собрании, известном сегодня как "Codex Atlanticus", - имеются схемы и чертежи самых разнообразных устройств, далеко обогнавших свое время: аэроплана, парашюта, вертолета, подводной лодки, танка, паровой машины и пр. Созданная ныне самодвижущаяся повозка построена по эскизу из "Атлантического кодекса" (лист 812r), набросанному Леонардо в 1478 году, когда ему было 26 лет.

Исследователям потребовалось около восьми месяцев, чтобы скрупулезно разобраться в конструкции машины, - ведь в блокноте да Винчи нет ни единого слова комментариев. До этого множество ученых и энтузиастов, изучавших творчество Леонардо, не один век бились над загадочными чертежами, пытаясь постичь принцип работы устройства. Известно несколько предыдущих попыток создания действующей модели, но ни одна из них не увенчалась успехом. Обычно конструкторы полагали, что, по замыслу Леонардо, двигать повозку должны две большие пластинчатые пружины, напоминающие дуги арбалета. И лишь сравнительно недавно Карло Педретти (Carlo Pedretti), директор Хаммеровского центра по изучению наследия великого флорентийца, обратил внимание на небольшую характерную пометку в схеме, обозначавшую, как выяснилось, винтовые цилиндрические пружины типа часовых. Тут же стало ясно и назначение двух больших барабанов под ве-дущими шестернями — именно в них, очевидно, должны находиться спирали пружин.

С помощью американского эксперта-роботехника Марка Росхейма (Mark Rosheim) сотрудники музея для начала создали компьютерную модель машины Леонардо, благодаря чему удалось в подробностях уяснить назначение и всех остальных деталей конструкции - в частности, нетривиального программируемого рулевого механизма, позволяющего повозке на пружинном ходу либо ехать прямо, либо поворачивать под заранее установленным углом. Кроме того, устройство имеет тормоз, приводимый в действие дистанционно с помощью каната. Все эти нюансы конструкции привели исследователей к выводу, что машина была рассчитана для езды без водителя и для устройства всяческих спецэффектов на придворных праздниках.

В постройке реальной модели музею помогали флорентийские реставраторы, занимающиеся восстановлением антикварной мебели (подавляющее большинство деталей машины явно должно быть из дерева — наиболее доступного для мастеров Возрождения материала). Изготовлены две полнофункциональные копии машины Леонардо: одна в натуральную величину (1,7х1,5 м) и одна в масштабе 1:3. Меньшая успешно испытана в действии, а запустить большую машину конструкторы пока не решились. По их словам, пружинный двигатель оказался настолько мощным, что тяжелая повозка сильно разгоняется и может натворить бед, если испытывать ее не на совершенно открытой, лишенной препятствий местности.

Впрочем, и без этого эксперимента ясно, что отныне Леонардо да Винчи можно считать не только гениальным художником и инженером, но и автором первого в истории техники самодвижущегося экипажа.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.