Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Мы не будем полагаться на случай

Архив
автор : Киви Берд   14.05.2004

Никто достоверно не знает, кто был изобретателем рулетки. Впрочем, узнать ответ на вопрос, как обмануть рулетку, эта информация не поможет. Меняют ли дело доступные сегодня достижения высоких технологий?

Никто достоверно не знает, кто был изобретателем рулетки. Одни источники приписывают ее создание французским монахам, другие - китайцам, от которых завезли в Европу эту напасть миссионеры-доминиканцы, третьи вообще грешат на великого математика Блеза Паскаля. Но вот когда в 1860-х годах Франсуа Бланк с помощью рулетки сделал из уныло прогоравшего заведения в Монте-Карло самое знаменитое и фантастически успешное казино, злые языки пустили слух, что Бланк продал душу дьяволу за секрет рулетки. Слухи слухами, «дьявольского» контракта, ясное дело, в глаза никто не видел, однако сумму всех чисел рулетки на всякий случай посчитали. Получилось 666.

На грани фантастики

Любопытная история произошла в середине марта в одном из казино Лондона. В клубе Ritz одноименного отеля на Пикадилли колоритная троица из Восточной Европы — гламурная блондинка-венгерка и два ее спутника-серба, все в возрасте около 35, — за два посещения выиграли в рулетку около 1,3 млн. фунтов стерлингов. Столь ощутимые потери, да еще из-за одной компании, да еще в течение двух дней подряд — событие из ряда вон выходящее для любого казино. Естественный вывод — что-то здесь не так, троица явно жульничала. Но вот каким образом они это делали под пристальным взором службы безопасности, было совершенно непонятно.

Тщательно проанализировав видеозаписи игры, эксперты казино смогли уцепиться лишь за подозрительно частое использование троицей сотовых телефонов. На этом основании было сделано весьма смелое предположение: вероятно, в их мобильниках упрятан лазерный сканер, позволяющий точно определять скорость пущенного шарика, а значит — быстро вычислять с помощью карманного компьютера наиболее вероятный сектор его остановки и повышать шансы на выигрыш. За эту версию уцепились, срочно вызвали полицию, и та арестовала возмутительно удачливых игроков, которые, правда, и не думали скрываться. У троицы конфисковали кучу наличных денег (что вряд ли удивительно) и сотовые телефоны. Арестованных, впрочем, быстро выпустили под залог, телефоны оставили для изучения, но по последующим публикациям СМИ в общем-то ясно, что никаких фантастических лазеров-мазеров в их мобильниках не обнаружено1.

Собственно говоря, сведущие физики сразу же высказывали очень сильные сомнения в реальности существования столь компактных и эффективных лазерных устройств. А эксперты игровой индустрии, не связанные с казино Ritz, вообще заявили, что крайне скептически относятся к идее, будто кому-то удалось изобрести устройство, способное столь быстро предсказывать место приземления шарика — за промежуток времени между его вбрасыванием на колесо и окончанием приема ставок (согласно наиболее распространенным правилам, прием ставок прекращается после трех обходов шариком круга).

Как будет показано далее, «эксперты»-скептики сильно заблуждаются относительно реальной возможности такого компьютера-предсказателя. Но для начала имеет смысл хотя бы поверхностно обозреть богатый арсенал технических средств, которые люди применяют для повышения своих шансов в азартных играх с казино.

В казино играют честно только идиоты


Хорошо известно, что правила всех игр, принятых в казино, построены таким образом, чтобы в конечном счете заведение всегда оставалось в выигрыше. Чем дольше продолжается игра, тем меньше шансов на удачу у наивных и честных игроков.

В рулетке, к примеру, в дополнение к ее 36 пронумерованным ячейкам, имеется зеро, из-за которого шансы клиента на проигрыш всегда больше половины. В блэк-джек (респектабельная версия банальной карточной игры «очко»), в крэпс (в миру более известные как «кости») и во всех других азартных забавах имеются свои теоретико-вероятностные хитрости, обеспечивающие заведению безбедное существование. А в американских казино основную статью доходов уже давно составляют игровые автоматы, поскольку их можно легко настроить на любой желаемый уровень прибыльности2.
Поэтому всегда находятся предприимчивые люди, полагающие, что имеют полное моральное право повышать свои шансы, играя против казино. Существенно различаться могут лишь средства, к которым они прибегают, — от банального криминала до высокотехнологичных решений, которые и мошенничеством-то, строго говоря, назвать невозможно.

Некоторые методы до смешного примитивны, как, например, доллар на куске ленты-скотча, который, сунув в щель некоторых старых автоматов и запустив устройство, можно вытащить обратно и использовать многократно. Или крошечная яркая лампочка, которой игроки наловчились ослеплять оптический сенсор-счетчик, так что аппарат глючит и ссыпает в лоток гораздо больше жетонов, чем должен.

В игорных заведениях Лас-Вегаса в конце 1990-х годов прославился некто Барри Зелтнер (Barry Zeltner), придумавший, как с помощью статического электроразряда заставлять перезагружаться автоматы с игрой «Keno». После этого Зелтнер ставил на определенную серию чисел, которая, как он знал, наиболее вероятно выдается автоматом после перезагрузки. С помощью этого трюка Зелтнер выиграл по меньшей мере 750 тысяч долларов, затем его поймали, выпустили под залог, после чего изобретатель пустился в бега и ныне живет, вероятно, под другим именем.

Самого же знаменитого специалиста по опустошению слот-машин зовут Деннис Никраш (Dennis Nikrasch). Никто точно не знает, сколько денег удалось выкачать этому человеку из американских казино, но, по самым грубым подсчетам, — от 20 до 30 млн. долларов. Первый раз он попался еще в конце 1970-х когда специализировался на электромеханических, а не компьютеризированных автоматах. Похитив на мошеннических «джекпотах» около десятка, как предполагается, миллионов долларов, Никраш получил пять лет тюрьмы. Отсидев свое, он через несколько лет взялся за старое, но теперь уже, идя в ногу со временем, освоил электронику.

Весной 1999 года этого супержулика все же удалось вновь взять с поличным. Денег, правда, у него найти не сумели, но предполагается, что общая сумма похищенного лежит где-то в диапазоне 10–20 млн. долларов. Поскольку, как выяснило следствие, чуть ли не большинство счастливчиков, сорвавших джекпот в 1990-е и запечатленных на фотографиях в галереях славы над автоматами Лас-Вегаса, на самом деле — подставные лица Денниса Никраша.

В ходе следствия Никраш категорически отказался объяснять, как он все это делал. Однако документы суда и беседы журналистов с представителями правоохранительных органов позволяют в общих чертах составить некоторое представление о сути его технологии. Судя по всему, первым делом Никраш купил слот-машину, чтобы выработать автоматизм в спокойных домашних условиях. Также есть информация, что он прикупал компьютерные чипы у фирмы-изготовителя игровых автоматов. Предполагается, что ключи для открывания кожуха автоматов в казино Никраш приобрел на черном рынке, где сотрудники заведений втихаря приторговывают, бывает, копиями таких ключей по нескольку тысяч долларов за штуку.

В казино партнеры Никраша создавали толпу, чтобы блокировать работу камер видеонаблюдения, пока он сам открывал автомат и получал доступ к электронному хозяйству машины. По обе стороны нужного чипа навешивались клипсы, присоединенные к карманному устройству, которое принудительно выставляло чип в режим выдачи кода джекпота — заветной выигрышной комбинации «три семерки». После чего навесное оборудование тут же отсоединялось, корпус закрывался, а на всю операцию затрачивалось меньше минуты. За автоматом в этот момент уже сидел один из партнеров Никраша, готовый «играть». Первый же жетон, опущенный в щель автомата, вызывал джекпот, возбужденные вопли окружающих (все та же нанятая публика), полуобморочное состояние выигравшего счастливчика и много-много денег от кислой администрации.

Попался Никраш из-за жадности, когда уже знал, что детективы Лас-Вегаса сидят у него на хвосте, однако не смог удержаться, поскольку «джекпот штата» обещал куш в 12 миллионов. Сейчас Никраш отсиживает семь с половиной лет в тюрьме штата Невада и время от времени принимает посетителей-журналистов. Именно Никрашу принадлежит сакраментальное изречение, согласно которому «идиотом является всякий, кто идет в казино без намерения схитрить». На вопрос, что он собирается делать, выйдя из тюрьмы, Никраш отвечает предельно кратко: «Поеду в Монте-Карло».


1 Sunday Herald приводит (www.sundayherald.com/40874) также свидетельство венгерского крупье, который верит в существование так называемых «глазастиков» (oglers; или evil eyes) — людей, способных предугадать сектор, на который упадет шарик. В этом случае роль громоздкого компьютера выполняет человеческий мозг. По словам крупье, в Сербии существуют даже подпольные школы, в которых тренируются «глазастики». Видимо, Киви счел эту версию очередной городской легендой. — Прим. ред.
2 Любой желаемый уровень прибыльности — это, конечно, преувеличение. Казино стараются держать марку и обдуривает клиента «по-честному». Благо он и сам обманываться рад. Частично этой проблемы коснулся Родион Насакин в статье «Настоящий е-бизнес» в «КТ» #527. — Прим. ред.

Наука и трезвый расчет

Помимо откровенно преступных способов изъятия денег у казино известна и масса иных методов, криминал которых далеко не очевиден. Любители художественной литературы, к примеру, наверняка помнят историю Джека Лондона из цикла рассказов о Малыше и Смоке, где героям удалось прилично выиграть на «неравновероятной» рулетке, которая стояла неподалеку от печки и рассохлась. Но далеко не все знают, что у этого сюжета был вполне реальный прототип, известный как «система Джаггерса» и описанный в «Энциклопедии азартных игр» Алана Вайкса. Английский инженер Джозеф Джаггерс (Joseph Jaggers, 1830–92) работал на хлопково-мануфактурной фабрике в Йоркшире, прекрасно разбирался в сопряженных динамических системах и прекрасно знал, что изготовить идеально сбалансированное колесо невозможно. Поэтому Джаггерс решил обратить свой опыт к анализу рулетки, где из-за дисбаланса колеса какие-то номера должны выпадать чаще.

В 1873 году инженер нанял шестерых помощников, которые в течение месяца скрупулезно записывали счастливые номера, выпадавшие на шести игровых столах казино Beaux-Arts в Монте-Карло. Анализ последовательностей позволил Джаггерсу выявить стол с явно смещенным распределением выигрышных номеров. Тогда инженер пошел играть сам и за четыре дня выиграл весьма приличную по тем временам сумму — по разным источникам, от 180 до 450 тысяч долларов. Затем администрация казино все-таки поняла, что с рулеткой что-то не так, и занялась регулировкой колес. Случай стал хрестоматийным, и сегодня принято считать, что все колеса рулеток прецизионно отрегулированы, постоянно проверяются, а в некоторых казино еще и регулярно меняются местами. На всякий случай.

К рулетке мы вернемся чуть позже, а сейчас самое время рассмотреть еще одну популярнейшую игру — Blackjack. Притягательность блэк-джека связана скорее всего с тем, что здесь, в отличие от рулетки, у играющего есть возможности для принятия решений в процессе игры, сочетая везение с уже наработанным опытом. А кроме того, блэк-джек — одна из редких игр, где существует более или менее честный метод «подсчета карт», позволяющий игроку повышать свои шансы на выигрыш.

Почему «более или менее честный»? Просто потому, что считать в уме казино запретить вам не может — значит, это вполне допустимо. А вот использовать для подсчетов специальные устройства — уже преступление (во всяком случае в США, по принятому там в 1980-е годы закону). Более того, администрация всех казино запрещает подсчеты «по сговору» (один считает в уме, другой играет) и любые другие ухищрения, способные снизить шансы заведения. Иными словами, немножко жульничать имеет законное право только казино.

Бытует мнение, что общая теория подсчета карт и практическая схема такого подсчета были впервые опубликованы в 1966 году американским математиком Эдвардом Торпом (Edward O. Thorp) в его книге «Победи крупье»3. На самом деле все было несколько иначе (и много интереснее — о чем далее), но на сегодняшний дней эта книга считается классикой жанра литературы об азартных играх. Достаточно сказать, что после ее выхода заправилы мира казино начали торопливо (а некоторые просто панически) менять правила игры в блэк-джек.

Нельзя сказать, что выигрышная стратегия подсчета карт в блэк-джек разорила хоть одно казино, но несколько талантливых игроков, в совершенстве освоивших метод, применяли его чрезвычайно успешно. Один из таких специалистов, Кен Юстон, даже написал книгу воспоминаний о наиболее плодотворном раннем периоде метода и о последующих сражениях с казино в стенах суда4. Самое же впечатляющее и подробное описание уловок людей, профессионально занимающихся подсчетом карт в нынешних, куда более сложных условиях, дал американский беллетрист Бен Мезрич в своей первой чисто документальной книге «Опуская заведение»5.

Книга Мезрича — это история двойной жизни нескольких студентов и аспирантов Массачусетского технологического института (МТИ), приглашенных в подпольную «Блэк-джек-команду МТИ». Организовавший команду преподаватель-математик при финансовой поддержке некоего анонимного спонсора создал, по сути дела, целое предприятие по профессиональному освоению и улучшению стратегий Эдварда Торпа ( тоже, кстати, работавшего в МТИ на рубеже 1950—60-х годов). Отточив свои методы в самодельных домашних казино, студенты группами отправлялись в Лас-Вегас и Атлантик-Сити, где слаженными усилиями в середине 1990-х «опускали» игорные дома на миллионы долларов. Технология была продумана очень тщательно: участники команды селились в разных отелях под вымышленными именами, в казино притворялись абсолютно незнакомыми, обмениваясь информацией исключительно с помощью тайных жестов и условных кодовых слов. Скрупулезная подготовка, острый ум и бесспорный талант участников позволяли им выигрывать на протяжении нескольких лет, но в итоге, как и всегда при больших деньгах, все кончилось жадностью, конкуренцией, сдачей бывших партнеров и попаданием в черные списки казино6.


3 «Beat the Dealer: A Winning Strategy for the Game of Twenty-One» by Edward O. Thorp, 1966.
4 «Ken Uston on Blackjack» by Ken Uston, 1986.
5 «Bringing Down the House: The Inside Story of Six M.I.T. Students Who Took Vegas for Millions», by Ben Mezrich, 2002.
6 Сокращенное изложение книги Мезрича можно найти на веб-страницах журнала Wired: www.wired.com/wired/archive/10.09/vegas.html .

Два уравнения и хорошее железо

Частные детективы, занимающиеся в Лас-Вегасе выявлением «вспомогательных технических средств» у посетителей казино, свидетельствуют, что первые нательные компьютеры для подсчета карт в блэк-джек были зафиксированы во второй половине 1970-х годов. Как поведала документальная книга «Пирог эвдемонизма»7 Томаса Басса (Thomas Bass), примерно в это же время группа калифорнийских студентов создала и с успехом испытала в Лас-Вегасе специализированный микрокомпьютер, который на основе ньютоновых законов движения предсказывал наиболее вероятный сектор приземления шарика рулетки8.

Но воистину откровением следует считать любопытнейшие воспоминания Эдварда Торпа, опубликованные в 1998 году. Оказывается, первый носимый компьютер был создан еще на рубеже 1950–60-х годов, и сделали его под вполне конкретную задачу — для успешной игры в рулетку. Более того, в создании этого компьютера принимал непосредственное участие Клод Шеннон (Claude Shannon) — отец теории информации и научной криптографии9.

Вообще говоря, этот небольшой пятистраничный документ необходимо перевести на русский язык полностью, поскольку он содержит массу интереснейших деталей о частной жизни великого Шеннона, последние сорок с лишним лет — после ухода из Bell Labs — жившего уединенно, вдали от мирской суеты. А удивительные факты таковы.

Сделать миниатюрный компьютер для предсказания выигрышей рулетки Торп задумал еще в 1955 году, учась на втором курсе аспирантуры МТИ. С точки зрения механики принцип рулетки довольно прост: одно уравнение для движения шарика, второе — для движения колеса, вращающегося в противоположную сторону. Конечно, все параметры системы — масса и размер шарика, форма и гладкость поверхности — не являются постоянными, законы движения усложняются целым рядом обстоятельств, но для повышения шансов на выигрыш вовсе не обязательно знать точную ячейку приземления шарика, а хотя бы примерный сектор. Так почему не попробовать?

Эксперименты с самодельной рулеткой и покадровым анализом кинопленки, фиксирующей закономерности движения шарика, привели Торпа в Лас-Вегас — изучать особенности настоящего колеса в реальном казино. Именно здесь, возле игорных столов, у математика родилась идея проанализировать выигрышные стратегии игры в блэк-джек. Результатом идеи стала научная статья, породившая впоследствии методы «подсчета карт». В поисках возможностей для публикации статьи в научном журнале Торп вышел на Клода Шеннона, в ту пору единственного в МТИ математика — члена Национальной академии наук. Шеннон порекомендовал слегка «облагородить» название статьи, и в 1961 году работа Торпа «Благоприятная стратегия игры в двадцать-одно» была напечатана в «Трудах Национальной академии наук»10.

Шеннон уже при первом знакомстве смекнул, что в загашнике у Торпа наверняка имеется не только выигрышный метод игры в блэк-джек. Легкий нажим мэтра, и Торп выкладывает самое заветное — тайное конструирование компьютера-предсказателя для рулетки. Даже краткого описания идеи проекта было достаточно, чтобы Шеннон пригласил Торпа для совместных работ в легендарную лабораторию в подвале своего дома. Итогом работы стало аналоговое вычислительное устройство на двенадцати транзисторах, размером с пачку сигарет, созданное к июню 1961 года и на 44% повышавшее шансы на выигрыш, предсказывая наиболее вероятную «осьмушку» (45-градусный сектор) круга. Летом того же года изобретатели вместе с супругами испытали технику в Лас-Вегасе. Шеннон следил за колесом, скрытно регистрировал контрольные моменты пуска шарика, спрятанный под одежду компьютер вычислял наиболее вероятный сектор приземления и по радио особым звуковым сигналом передавал его Торпу. Тот со скрытым в ухе микронаушником тут же делал ставку, пока шарик не успел трижды обойти круг. Ну а жены в это время «стояли на стреме».

Несмотря на отсутствие навыков, нервную обстановку и постоянно барахлящую технику, ученым действительно удалось кое-что выиграть («когда компьютер работал, он работал очень хорошо»). Но далее пути математиков разошлись — Торп получил очень выгодное предложение в другом месте и переехал, поэтому все работы над совершенствованием проекта прекратились, хотя и держались в полной тайне до 1966 года. Когда стало ясно, что возобновить проект не удается, Торп опубликовал основные принципы компьютера-предсказателя. Примерно в 1969 году на него вышли студенты-энтузиасты из группы, описанной в книге Басса «Пирог эвдемонизма», которым Торп рассказал о работе в подробностях. В 1970-е годы эта группа создала собственную версию прибора на микропроцессорной элементной базе и примерно с тем же успехом испытала ее в игорных домах. Но и для этой группы постоянные отказы и общая ненадежность усложненной технологии «на соплях» (вроде упрятанных в туфли кнопок и тумблеров, управлявшихся пальцами ног) оказались барьером, не позволившим развить успех.

Наконец, в мае 1985 года новый закон штата Невада «Об устройствах» в явном виде запретил иметь и использовать в казино какие-либо приспособления для предсказания выигрыша, анализа вероятностей, регистрации карт, а также изучения стратегий игры или делания ставок. Все нарушители этого закона стали уголовными преступниками.

В других местах игорным бизнесом управляют иные правила — в Британии, в частности, законом аж от 1845 года. Поэтому упомянутую в самом начале троицу из клуба Ritz осудить в рамках английского законодательства довольно сложно, даже если они и применяли компьютерные устройства. Норман Пакард (Norman Packard), один из участников калифорнийской команды компьютерщиков-предсказателей 1970-х, считает, что при нынешнем уровне техники вовсе не нужен никакой встроенный лазер — достаточно умело нажимать на сотовом телефоне кнопки, регистрируя начальные скорости шарика и колеса11. А подходящую программу расчета можно даже без модификаций аппарата встроить в некоторые современные мобильники.

Единственная выигрышная стратегия

Говорят, у Альберта Эйнштейна однажды спросили, существует ли, на его взгляд, какая-либо система игры в рулетку, гарантирующая стопроцентный выигрыш. Великий физик не задумываясь ответил: «Да. Я знаю одну — красть фишки со стола, когда не видит крупье».


7 Эвдемонизм — направление в этике, признающее критерием нравственности и основой поведения человека стремление к благополучию.
8 «The Eudaemonic Pie» by Thomas Bass, Houghton Mifflin, 1985, www.thomasbass.com/work2.htm .
9 «The Invention of the First Wearable Computer» by Edward O. Thorp, 1998, www.cs.columbia.edu/graphics/courses/mobwear/resources/thorp-iswc98.pdf.
10 E.O. Thorp, «A Favorable Strategy for Twenty-One». Proceedings of the National Academy of Sciences, vol. 47, No.1, 1961, pp. 110-112.
11 Попросту говоря, использовать секундомер, который во многих мобильниках есть. — Прим. ред.
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.