Новости
АрхивНачало конца - Blu-ray в макулатуру! - Рэкет, он и есть рэкет - О дивный новый мир - Вы слыхали, как поет кредит? - Огонь, вода и электронные схемы - Скаутушки - Надо над ним поработать! - Двойной «вайфайбургер», пожалуйста! - Побег в курятник - Куда вы удаLYлись? - Ищут геологи, ищут дантисты… - Воду — матросам, собаку — морзянке - О дивный новый мир - Вы слыхали, как поет кредит? - Огонь, вода и электронные схемы - Скаутушки - Надо над ним поработать! - Двойной «вайфайбургер», пожалуйста! - Побег в курятник - Куда вы удаLYлись? - Ищут геологи, ищут дантисты… - Воду — матросам, собаку — морзянке - Свободу жидким кристаллам! - Тормозит видеопамять - Зеленые борцы с гравитацией - О где ты, всемогущий Брюс?
Начало конца
Заунывная сага о том, как корпорация SCO пыталась утвердить свои права собственности на свободную ОС Linux, похоже, подходит к долгожданному и бесславному концу. Практически одновременно пришли два известия о, казалось бы, независимых, но, по сути, тесно связанных событиях. Новая юридическая и страховая фирма OSRM (Open Source Risk Management), созданная в прошлом году известными в мире открытого ПО людьми — Дэниэлом Эггером, Памелой Джонс и Брюсом Перенсом (Daniel Egger, Pamela Jones, Bruce Perens), — выпустила пресс-релиз о завершении тщательного полугодового исследования базового кода операционной системы Linux (в наиболее популярных версиях ядра 2.4 и 2.6). На основании полученных результатов сделано следующее заявление: Linux не содержит никаких фрагментов кода, посягающих на чей-либо копирайт, о чем компания OSRM может выдать страховочный сертификат, гарантирующий юридическую защиту в суде любому разработчику, а также корпоративному или индивидуальному пользователю системы.
SCO Group, напомним, исками или угрозами судебных преследований пытается продавать лицензии на Linux, считая своей интеллектуальной собственностью большие фрагменты кода, якобы перенесенные разработчиками в свободное ПО из ОС Unix (якобы тоже принадлежащей SCO, с чем сильно не согласны другие корпорации, например Novell). Самое интересное, что пресловутые «перенесенные» фрагменты открытого кода компания SCO сделала большой-пребольшой тайной, которую раскрывает лишь на строгих условиях неразглашения. Сведущие в тонкостях дела люди уже давно говорили, что шансов на успех всей этой затеи у SCO чрезвычайно мало. Во-первых, для начала компании пришлось бы доказывать, что именно она, а не Novell, является владельцем Unix. Во-вторых, что код для Linux взят именно из Unix. В-третьих, что это IBM, а не программисты SCO осуществили перенос кода. И, наконец, еще каким-то образом убедить суд, что, даже выпуская вплоть до 2003 года свою версию Linux на условиях открытой лицензии GPL, компания вовсе не имела в виду и выпуск Unix-кода в Linux на условиях той же GPL.
Что ни говори, задача перед руководством SCO Group стояла чрезвычайно трудная. Но теперь она еще больше осложнилась, поскольку — это вторая новость — от фирмы стали отворачиваться инвесторы. Сначала венчурная компания BayStar Capital вознамерилась изъять свои вложения в размере 20 млн. долларов, обвинив SCO в том, что она лгала инвесторам о реальном состоянии своего бизнеса. А вскоре об «обдумывании» аналогичных шагов сообщил и второй главный инвестор — The Royal Bank of Canada, вложивший ы SCO 30 млн. долларов. Именно эти 50 миллионов стали финансовой базой многочисленных судебных тяжб SCO, испытывавшей острую нехватку наличных средств. И если фирма лишится этих денег, то перспектив на успех у нее вообще не остается. — Б.К.
Blu-ray в макулатуру!
Компании Sony и Toppan Printing анонсировали созданный совместными усилиями прототип бумажного 25-гигабайтного Blu-ray-диска (стандарт DVD следующего поколения на базе голубого лазера).
Первая информация о необычной разработке появилась около года назад и, в отсутствие технических подробностей, вызвала много вопросов. Впрочем, все оказалось гораздо прозаичнее, чем можно было предположить. Диск и вправду на 51% состоит из бумаги, однако представляет собой «сэндвич» из трех слоев: основы из смеси бумаги и пластика (вместо поликарбоната), светоотражающего активного слоя и защитного покрытия. Подобная конструкция стала возможна только благодаря технологии создания Blu-ray-дисков, которая позволяет получать защитный слой толщиной всего 0,1 мм. В то же время, как сообщается, компании продолжают изыскивать способ записи информации непосредственно на бумагу.
По заверениям создателей, представленный прототип не уступает в прочности обычному CD, да и весит примерно столько же. Применение бумаги в качестве основы дисков позволит снизить их себестоимость (сегодня в мире производится около 20 млрд. оптических носителей в год, так что копеечная экономия может вылиться в значительные суммы), а для уничтожения конфиденциальной информации на диске не потребуется специальный агрегат — бумажный Blu-ray можно разрезать на кусочки обычными ножницами. Бумагу после переработки можно использовать повторно, кроме того на бумажную поверхность удобнее наносить рисунки любой сложности в более высоком, чем на обычном поликарбонате, качестве.
Подробности технологии изготовления дисков на бумажной основе оглашены на апрельской конференции Optical Data Storage 2004. — Н.Б.
Рэкет, он и есть рэкет
Интересный судебный процесс назревает в США, где бывший сотрудник DirecTV, крупнейшей в мире фирмы спутникового телевещания, пытается привлечь к ответу своего недавнего работодателя за несправедливое увольнение и неэтичное поведение.
Ветеран-полицейский Джон Фишер (John Fisher), уволившийся из органов после ранения в плечо, нанялся в DirecTV летом 2002 года в качестве старшего следователя подразделения, которое занималось розыском и привлечением к ответственности «пиратов», пытающихся вскрывать и бесплатно смотреть защищенные каналы спутникового ТВ. Но прослужив в DirecTV около года, Фишер понял, что на самом деле он работает вовсе не следователем, а обыкновенным рэкетиром, любыми способами выбивающим из людей деньги для своей организации. Только в качестве организации выступает не мафия, а респектабельная многомиллиардная корпорация.
Претензии Фишера к компании сводятся к тому, что в DirecTV избрали весьма сомнительный путь увеличения доходности предприятия — отлавливать нелегальных зрителей своих ТВ-передач и с помощью угроз заставлять платить «отступные». Поскольку не существует эффективного способа отлова пассивных зрителей, DirecTV профинансировала рейды полиции по множеству небольших фирм, торгующих электронной аппаратурой, популярной у кракеров спутникового ТВ. Изъятые в ходе рейдов списки клиентов стали основой для рассылки юристами корпорации десятков тысяч писем с угрозами. Получатель уведомлялся, что является нарушителем закона DMCA, поскольку приобрел «специальное пиратское оборудование» — обычно, программатор смарт-карт — а значит, должен уплатить фирме DirecTV штраф (от 3500 долларов) за нелегальный просмотр ее каналов, в противном случае дело будет передано в суд с последующим возмещением убытков в размере 100 тысяч долларов и более. Задача агентов из подразделения Джона Фишера состояла в том, чтобы отвечать на недоумевающие и сердитые запросы людей, получавших такие письма, и с помощью набора агрессивных приемов запугивать их, вынуждая заплатить отступные. Эта скандальная история вызвала большой резонанс, поскольку среди тех, на кого «наехала» DirecTV оказалось множество радиолюбителей, вообще не имеющих антенны спутникового телевещания. Правозащитные организации, такие как EFF и «Стэнфордский центр Интернет и общество», создали даже специальные веб-сайты, объясняющие людям, как эффективнее отстаивать свои права в данной ситуации. Многие, конечно, предпочли не связываться, сдать «пиратские снасти» и заплатить штраф. Но в общей сложности сейчас насчитывается около девяти тысяч «ответчиков», против которых DirecTV возбудила дело за игнорирование предупреждений или за отказ идти на мировую. Ни одно из этих дел, правда, пока не дошло до стадии судебных слушаний.
«Мятеж» Джона Фишера вскрыл многие подробности внутренней кухни корпорации-вымогателя. В частности то, что юристам DirecTV прекрасно известно, что до 10% получателей их угроз заведомо невиновны, а для обвинения остальных 90% нет никакой сколько-нибудь серьезной доказательной базы. Однако практика запугивания показала свою эффективность, поэтому вымогательство продолжается и поныне. DirecTV, в свою очередь, заявила, что «голословные утверждения г-на Фишера безосновательны», ну а кто в результате окажется прав, должен решить суд. — Б.К.
В рейдах по лондонским ночным клубам полиция начала применять мобильные рентгеновские сканеры, с помощью которых у посетителей выявляют оружие и наркотики. Маломощное рентгеновское излучение сканеров проникает под кожу человека примерно на четверть сантиметра, позволяя отчетливо видеть все предметы, спрятанные под одеждой. На полный обзор тела прибору требуется около шести секунд. Подробности анатомии, по свидетельству полицейских, выглядят на экране размыто, зато «графически очень четко» проступают ножи, огнестрельное оружие, взрывчатка и упаковки наркотиков. Первый же рейд привел к более чем тридцати арестам, причем подозреваемым, как сообщается, предоставляли на выбор: пройти процедуру традиционного обыска или же довериться сканеру. Большинство выбирало второе.
Аналогичное оборудование все чаще применяется в аэропортах, зданиях суда, тюрьмах и режимных правительственных учреждениях. По свидетельству полицейских, излучение их прибора примерно в 1500 раз слабее, чем у медицинской рентгеновской аппаратуры. Сканер стоимостью около 300 тысяч долларов хоть и именуется «мобильным», весит порядка полутонны, а к нужному месту доставляется на грузовике. Пока нельзя сказать, что практика «рентгеновских обысков» становится для английской полиции общераспространенной, однако правозащитники уже забили тревогу, обращая внимание как на недостаточность медицинских проверок вредности аппаратуры, так и на угрозу распространения методов сыска, унижающих человеческое достоинство.
Тем временем полиция Лос-Анджелеса провела два первых ареста в соответствии с новым законом о борьбе с видеопиратами, тайно использующими камкордеры в кинотеатрах. Оба задержанных были выявлены администрацией кинотеатров с помощью приборов ночного видения, засекающих в зале видеокамеры. По оценкам федеральных властей, из-за нелегального копирования фильмов индустрия ежегодно теряет до 3 млрд. долларов. Новый закон, расценивающий применение камкордера для записи фильма в кинозале как преступление, действует в Калифорнии с 1 января этого года. Аналогичные законы планируется принять еще в девяти американских штатах и в столичном округе Колумбия. — Б.К.
Вы слыхали, как поет кредит?
Израильско-калифорнийская компания-стартап BeepCard разработала любопытную технологию для борьбы с хищениями реквизитов кредиток — звуковую аутентификацию подлинности карты. Демонстрационный образец «бип-карты» выглядит как обычная пластиковая кредитка — он удовлетворяет всем требованиям к гибкости, надежности и т. д., — но при этом содержит встроенный громкоговоритель и звуковой чип. Если нажать на определенное место — сенсорную «кнопку», — карта издает специфическую последовательность звуков, передающую аудиокодом 128 бит аутентификации.
По сути, эта неповторяющаяся последовательность звуков воспроизводит работу протокола, применяющегося в известных картах или жетонах безопасности SecurID, что не позволяет злоумышленнику использовать перехваченный и записанный сигнал (каждый раз генерируется новый код). Но в данном случае для аутентификации не требуется никаких специальных устройств-считывателей, как при использовании SecurID.
Для демонстрации возможностей новой технологии в компании BeepCard создано программное демо-приложение — веб-сайт для покупок с помощью кредитной бип-карты. Чтобы подтвердить законность транзакции, покупатель подносит карточку к микрофону своего компьютера и нажимает «кнопку». Звуковая последовательность, выданная аудиочипом, захватывается с помощью Java- или ActiveX-модуля и действует как аутентификатор подлинности карты. Эта операция подтверждает, что выполняющий транзакцию человек действительно держит в руках карточку, а не просто знает ее реквизиты. Кроме того, разработано устройство-прототип и для еще более безопасной системы — со встроенным в карту микрофоном. В этом случае карточка сама попросит владельца произнести в микрофон условленный пароль, прежде чем позволит ему нажать кнопку генерации подтверждающей аудиопоследовательности.
Строго говоря, разработка BeepCard не нова, компания уже давно продвигает свою технологию, однако теперь она удостоилась высокой оценки обычно скупого на похвалы Брюса Шнайера, известного гуру в области компьютерной безопасности. По его словам, бип-карта — «возможно, крутейшая из всех идей защиты, появлявшихся за многие годы». Как указывает Шнайер, система привлекательна прежде всего тем, что не требует специального считывателя. Бип-карту можно использовать практически на любом компьютере, в интернет-кафе и даже просто по телефону. И если карту удастся сделать недорогой, то будущее технологии представляется весьма перспективным. — Б.К.
Огонь, вода и электронные схемы
В США прошла тестовые испытания новая «экологически дружественная» жидкость для тушения пожаров, созданная компанией 3M. На первый взгляд Novec 1230 очень похожа на воду, однако обладает существенно иными свойствами. Необычность новинки была эффектно продемонстрирована в ходе популярного ТВ-шоу «Доброе утро, Америка», где разработчики вещества опускали в прозрачный контейнер, наполненный Novec 1230, самые разные вещи — книгу, плоскопанельный телевизор, ноутбук. Электроника погружалась в контейнер во включенном состоянии и продолжала работать, полностью залитая жидкостью. Книга же совсем не размокла и после извлечения из контейнера быстро высохла.
Новый борец с пожарами построен на основе шестиуглеродных молекул (формула CF3CF2C(O)CF(CF3)2) и относится к разряду фторированных кетонов. Вещество со слабыми молекулярными связями поглощает тепло гораздо лучше воды и имеет температуру кипения всего 49 °С. Эти свойства чрезвычайно полезны при тушении пожаров на ранней стадии, поскольку Novec 1230 интенсивно поглощает тепло зарождающегося огня. Для испарения жидкости требуется в 25 раз меньше энергии, чем для воды (поэтому-то книга и высохла так быстро). Вдобавок она не проводит электрический ток, а значит, электронному оборудованию не грозит короткое замыкание. Кроме того, едва проникнув внутрь прибора, из-за выделяемого им тепла вещество тут же переходит в газообразное состояние и улетучивается. Плюс ко всему под действием ультрафиолетового излучения солнца молекулы Novec 1230 распадаются всего за пять дней.
Флоридская компания Tyco Fire & Security уже приступила к выпуску автоматических систем пожаротушения Sapphire, обнаруживающих задымление и разбрызгивающих Novec 1230 внутри помещений. — Б.К.
Скаутушки
Возможно, в штат американских МЧС скоро начнут принимать «скаутов» (scouts) — именно так зовутся крошечные агрегаты для работы на завалах, создающиеся силами сотрудников трех университетов США. Как отмечает руководитель исследовательской группы, директор Миннесотской лаборатории распределенной робототехники Никос Папаникопулос (Nikos Papanikopoulos), производительность отдельного «скаута» весьма ограничена ввиду его небольших размеров и невеликих способностей. Впрочем, умение работать в команде должно с лихвой компенсировать этот недостаток. Самая интересная проблема, над которой исследователи бьются в текущий момент, по словам Папаникопулоса, это «не дать роботам впасть в анархию».
Формой «скауты» напоминают катушки для ниток шириной 10 и диаметром 3,5 см. Такой дизайн позволяет им надежно удерживать равновесие во время рейдов по завалам, а также пролезать в малейшие трещины и расщелины. Недюжинный запас прочности дает возможность малюткам благополучно переживать падение с 40-метровой высоты. Несмотря на скромный размер, каждый «скаут» до зубов вооружен следящей аппаратурой — в его арсенале три инфракрасных сенсора, два фотоэлемента и температурный датчик (для поиска людей под завалами). Управляются роботы по радио, при этом они «обучены» премудростям смены частоты и шифрования сигнала. Предводителем отряда «скаутов» выступает 40-сантиметровый «Мегаскаут», наделенный мощным процессором и координирующий работу своих «подчиненных». Предусмотренный в конструкции «вожатого» манипулятор позволяет ему открывать двери, а также вынимать из расщелин и ям застрявших «младших товарищей».
Похоже, членам будущей «робокоманды» есть с кого брать пример — делегаты трех вузов четко распределили обязанности и довольно эффективно взаимодействуют друг с другом. Так, сотрудники университета Пенсильвании предоставили для экспериментов свое «ноу-хау» — видеокамеру, позволяющую снимать изображение сразу по нескольким координатным осям. Посланцы Калифорнийского технологического института «научили» роботов ориентироваться на местности, а их коллеги из Миннесоты сконцентрировались на вопросах общения аппаратов.
Мечта исследователей — создать рободружину, напоминающую слаженностью хорошо смазанный механизм; пока же подобное сравнение к деятельности «скаутов» еще малоприменимо. На сегодняшний день роботов удалось лишь научить играть «в прятки» — по команде оператора они в спешном порядке ищут укрытие и в считанные мгновения исчезают из виду. По словам «скаутских наставников», им еще предстоит научить подопечных самостоятельно принимать решения — ведь контролировать каждого робота спасателям будет недосуг. Впрочем, лиха беда начало — не исключено, что «разгрести завалы» исследователям поможет грант в размере 2,6 млн. долларов, недавно выделенный Национальным научным фондом США. — Д.К.
Ожидаемый сиквел отвязного мультика «Шрек» студии DreamWorks SKG увидит свет не без помощи «железа» Hewlett-Packard. Об этом партнеры объявили в середине апреля, когда HP закончила монтаж и пуск сделанного по заказу студии вычислительного комплекса Utility Rendering Service (URS). Напомним, что и первая часть мультфильма делалась в 2001 году с использованием оборудования HP.
Utility Rendering Service представляет собой компьютерную фабрику из пятисот двухпроцессорных серверов HP ProLiant DL360 (под управлением Linux), объединенных коммутаторами HP ProCurve. Все это добро работает в дата-центре HP Labs в Пало-Альто и через выделенный 30-километровый гигабитный оптический кабель подключается к главному вычислительному центру DreamWorks Animation (студия впервые выносит за свои стены критично важную часть производства ленты). Плюс ко всему URS позволяет «на ходу» подключать к работе дополнительные ресурсы, благодаря чему снижается себестоимость картин — вычислительные мощности можно теперь не покупать, а брать в аренду и подключать к URS через Интернет. К примеру, не так давно Weta Digital, чьи компьютеры использовались для post-production всех трех частей «Властелина колец», начала сдавать в аренду свой парк из 1600 двухпроцессорных блейд-серверов от IBM. Кроме URS, Hewlett-Packard реализовала совместно с DreamWorks еще один проект: в студии установлен конференц-комплекс Virtual Studio Collaboration (VSC), позволяющий объединять усилия географически удаленных команд аниматоров и компилировать результаты их работы.
Помимо «Шрека 2», который появится в американских кинотеатрах 21 мая, новая техника будет задействована в «Акульей истории» («Shark Tale») — ответе пиксаровскому «В поисках Немо», ленте «Мадагаскар» и анимационном сериале «Глава стаи» («Father of the Pride»), создающемся по заказу NBC.
Кстати, в апреле HP заключила еще один «голливудский» контракт. Для студии Warner Bros. компания построит специальный комплекс, который позволит улучшить качество изображения и звука новых картин (как художественных, так и анимационных) и восстанавливать фильмы на старых пленках. — Т.Б.
Двойной «вайфайбургер», пожалуйста!
Отныне в закусочных McDonald’s будет чем поживиться не только посетителям, но и их ноутбукам: наряду с фирменными блюдами крупнейшая мировая сеть пунктов быстрого питания начала предоставлять клиентам беспроводной доступ в Интернет. Первыми прелести Wi-Fi вкусили жители Сиэтла, Сан-Хосе, Сан-Франциско и Нью-Йорка, где удачно стартовал пилотный проект. Подсчитав выручку, руководство McDonald’s решило распространить передовой опыт на сеть закусочных по всей стране.
Стать эксклюзивным провайдером «вайфайбургеров» на территории Соединенных Штатов посчастливилось компании Wayport, ранее «опутавшей сетями» семьсот отелей и шесть крупных аэропортов и выигравшей этот тендер у серьезных соперников — Cometa Networks и Toshiba. Благодаря новому контракту (кстати, крупнейшему для компании), в течение полугода персонал Wayport «прибавит в весе» более чем на треть. До конца нынешнего года хот-спотами обзаведутся три тысячи американских закусочных, в которых двухчасовое сидение у монитора обойдется любителям гамбургеров в 2,95 доллара (предусмотрен также месячный «анлим» за 30 долларов). Жителям Старого Света ждать, судя по всему, придется подольше. Впрочем, согласно обещаниям руководства McDonald’s, в течение двух ближайших лет беспроводные сети будут организованы в 20 тысячах фаст-фудов, расположенных в пятидесяти крупнейших городах мира, — таким образом, «обедами с ноутбуком» будут охвачены две трети из всех имеющихся в мире «макдональдсов».
Впрочем, оптимизм руководства компании разделяют далеко не все — идея «горячего Интернета» в закусочных весьма прохладно принята рядом экспертов. «Как специалиста по безопасности, меня пугает все возрастающее количество людей, заходящих в Сеть через Wi-Fi», — признался сотрудник компании Pyramid Research Джон Юнкер (John Yunker). По словам аналитика из Yankee Group Роберты Уиггинс (Roberta Wiggins), «собираются ли клиенты ресторана платить за беспроводную связь — это еще большой вопрос». И впрямь, не сократится ли клиентура в связи с нововведениями? Ведь теперь далеко не каждый руководитель отпустит своего подчиненного в ближайший фаст-фуд с хранящим важные данные ноутбуком. — Д.К.
Побег в курятник
Очередной объект всеобщего помешательства появился в вебе. На сей раз взоры интернет-общественности прикованы к виртуальной комнате, в которой обитает «Угодливый цыпленок» (www.subservientchicken.com). Дизайн сайта предельно прост: в центре изящно меблированной гостиной стоит актер в костюме цыпленка-переростка, нетерпеливо глядящий в глазок веб-камеры в ожидании команд от своего господина. Ниже расположена строка для ввода пользовательских команд, сообразно которым «цыпленок» ходит по комнате, перемещает различные предметы или проявляет недюжинный артистизм, пробуя изобразить полет. Всякий раз при получении очередной команды из обширной базы данных вынимается соответствующий «ролик». В итоге сайт представляет собой этакий «видеотест Тьюринга»: неискушенный новичок легко может впасть в заблуждение, решив, что перед ним — реалити-шоу. Как признался один из посетителей, «то, что для этой цели потребовались бы миллионы цыплят, понимаешь уже задним числом».
Заметим, что в отличие от спонтанных открытий, то и дело всплывающих в различных сетевых форумах, нынешний ажиотаж был тщательно спланирован — «петушиный» сайт является не чем иным, как рекламой сети ресторанов Burger King. Об этом, кстати, говорит и характерная деталь поведения цыпленка — в ответ на команду «chicken sandwich» он тут же складывает лапки и ложится на пол между двумя диванными подушками. К чести «селекционеров» из рекламного интернет-агентства Porter & Bogusky, выведших бройлера на сетевые просторы, на раскрутку своего детища им не пришлось потратить ни цента. «Мы послали всего лишь парочку писем внутри нашего агентства, а также друзьям, но ситуация моментально вышла из-под контроля», — удивляется креативный директор компании Эндрю Келлер (Andrew Keller). В течение первых суток жизни пернатого слуги число его «хозяев» перевалило за миллион. Как водится, не заставили себя ждать и фанаты — в Сети, как грибы после дождя, растут фотогалереи и подборки наиболее интересных команд, привлекающие на сайт все новых посетителей.
Завсегдатаи сайта отмечают, что список умений «цыпленка» неуклонно растет. Несмотря на упреки веб-пуритан, обвиняющих сайт в эксгибиционизме, «клубничные» сцены на нем отсутствуют — в ответ на команду пользователя сделать что-нибудь непристойное пернатый шоумен окидывает хулигана ледяным взглядом и грозит ему пальцем. Впрочем, по словам Келлера, герой трансляции и задумывался как «представитель Викторианской эпохи», что должны подчеркивать строгая обстановка комнаты и скромный костюм.
Заметим, что «цыплячья» затея — отнюдь не первая попытка задействовать реалити-шоу в целях пиара. Так, в прошлом году маркетинговая компания Richards Interactive использовала веб-камеру с блондинками-тинейджерами для рекламы молочных продуктов серии Raging Cow; правда, большого успеха у интернетчиков это начинание не получило. Что ж, как показывает практика, веб-рекламщики понемногу «оперяются». — Д.К.
Куда вы удаLYлись?
Не успело правительство Ливии заявить о своем стремлении влиться в мировое сообщество, как эта страна вновь умудрилась стать изгоем — на сей раз виртуальным: в пятницу, 9 апреля, все серверы .ly внезапно перестали отвечать на запросы из окружающего мира. Что же случилось с целой Интернет-зоной, в которой содержится примерно 12500 доменов? Сотрудники британского интернет-издания The Register, взявшиеся расследовать «ливийское» дело, попытались обзвонить тамошние ответственные организации, но, увы, телефоны в Триполи упрямо молчали.
Любопытно, что за свидетелями британцам далеко ходить не пришлось — виновниками происшествия оказались их земляки. Дело в том, что физически доменный сервер Ливии расположен в Британии и управляется местной фирмой Magic Movements, несколько лет назад передавшей права на продажу доменов компании Lydomains. По первоначальной версии, озвученной продавцами доменов, ответственность за случившееся лежит на ведающей распределением сетевых имен организации IANA (Internet Assigned Numbers Authority), ни с того ни с сего отключившей локальные DNS-сервера ливийской зоны. Так что сбой, утверждали британцы, находился вне сферы их контроля.
Впрочем, как выяснилось позже, представителей Lydomains подвели их вчерашние партнеры. В последнее время отношения между «виртуальными ливийцами» накалились — обе компании стали претендовать на вакантную роль владельца домена. С обладателем этого титула «всемирные попечители Интернета» из ICANN пока не определились, но ясно дали понять, что Magic Movements желанная роль вряд ли светит. Отчаявшись получить вожделенный куш, владелец компании Хосни Тайеб (Hosni Tayeb) на прощание решил «хлопнуть дверью», вырубив главный и дублирующий DNS-серверы ливийской зоны. Через несколько дней после того, как его родная Ливия ушла в офлайн, Тайеб объявился в Тунисе и как ни в чем не бывало сообщил, что нашел нового подрядчика, готового перехватить знамя из рук прежнего владельца.
В итоге вот они, «тайны ливийского интернет-двора»: домен этой страны зарегистрирован на ликвидированную компанию Magic Movements, IANA не против передать бразды правления в зоне компании Lydomains, а ICANN, которой принадлежит решающий голос в данном вопросе, трусливо держит нейтралитет. Причем молчат как «виртуальная Ливия», так и представители всех участвующих в разбирательстве сторон, не отвечающие на телефонные звонки и электронные письма. «Вряд ли у кого-нибудь есть сомнения, что рано или поздно «ливийская сага» будет допета до конца. Правда, по ее окончании руководству ICANN придется крепко задуматься над тем, как не допустить подобных историй в будущем», — резюмируют журналисты. — Д.К.
Несмотря на постоянные успехи одной известной компании в области интернет-поиска, в Сети не прекращают появляться альтернативные проекты. Некоторые из них даже наращивают аудиторию, совершая немыслимое — отбирая посетителей у лидера! Один из таких героев — Scirus (www.scirus.com) — не так давно перевалил планку 30-миллионного обработанного запроса. Кому-то эта цифра покажется смешной, но следует учитывать, что Scirus — тематический сервер, занимающийся поиском только научных материалов.
В том, что обычные поисковики работают в этой области не лучшим образом, каждый может убедиться сам, сделав простое сравнение. Представьте себя ученым или просто эрудированным человеком, которому нужны… например, надежные и подробные данные о лечении облысения. Животрепещущая проблема, не так ли? Решить ее не могут даже миллиардеры, и если мы спросим о ней Goggle, то он выдаст массу ссылок, большинство из которых ведут на сайты популярных новостных агентств, а то и вовсе в онлайновые магазины с чудо-мазями. Это конечно, неплохо (все по теме!), но для специалиста совершенно бесполезно. Между тем Scirus на тот же запрос дает просто образцовый набор научных материалов, среди которых магазинов не будет вообще, а новостные релизы окажутся в меньшинстве.
Основу индекса этого поисковика составляют веб-страницы различных научных организаций, отсортированные по значимости и авторитетности. Число обработанных документов уже превысило 167 миллионов, при этом доля «мусора» среди них чрезвычайно мала. Scirus обрабатывает только научные журналы, университетские веб-сайты, расписания научных конференций (и аннотации докладов на них), а также специальный набор корпоративных сайтов, дискуссионных групп и электронных списков рассылки. Помимо обычных html-документов сервер понимает файлы PDF и PostScript. Кроме того, учитываются сведения из нескольких обширных баз данных (ScienceDirect, MEDLINE, PubMed) и просматриваются персональные сайты известных ученых. Очевидно, что поиск научной информации в таком «насыщенном растворе» должен быть гораздо эффективнее, чем в «жидкой водичке большого веба».
Для обновления базы служит «паук» от FastSearch, особенно удачный при использовании в тематических поисковиках. Владелец Scirus — один из столпов научных публикаций, британский Elsevier, давно делает бизнес на информационном обслуживании научного процесса. Перекрестные соглашения, заключенные этой компанией с другими научными издательствами, позволяют Scirus вести поиск в миллионах документов, защищенных копирайтом и недоступных другим аналогичным серверам.
Хотя работать с поисковиком можно бесплатно, Elsevier все же пытается на нем заработать. Поскольку компания обладает собственными базами данных и большими архивами научных публикаций (только журналов издается 20 тысяч), Scirus волей-неволей выдает ссылки на них в результатах своего поиска. При этом многие из ссылок ведут только к аннотациям статей, а для просмотра полного текста предлагается оформить платную подписку. В результате поисковик выступает как изощренное средство контекстной рекламы. Интересно, что, по мнению наблюдателей из SearchEngineWatch.com, ссылки на материалы Elsevier сортируются в Scirus объективно и не загоняются на первые места. Видимо, пока срабатывает принцип научной добросовестности. — В.Н.
Воду — матросам, собаку — морзянке
Решением Международного союза телекоммуникаций (ITU) с 3 мая 2004 года в радиотелеграфный код Морзе вводится новый знак @. Компьютерным пользователям разъяснять смысл этого символа, конечно же, не требуется, да и в код Морзе он попал исключительно благодаря своей роли знака-разделителя в адресах электронной почты.
Следует отметить, что новый знак в морзянку добавляется впервые за последние 65 лет. Ну а если уж вспомнить всю предысторию, то в каком-то смысле изобретателя этого кода Сэмюэла Морзе можно считать и «прадедушкой электронной почты». В 1844 году первое текстовое сообщение по междугородной телеграфной линии было передано им самим в коде Морзе из Вашингтона в Балтимор. Впоследствии этот компактный код из точек и тире широко применялся военными и моряками в беспроводной радиосвязи, а сегодня его по-прежнему используют радиолюбители-коротковолновики. Поскольку в нынешних радиообменах частенько мелькают адреса электронной почты, было сочтено разумным добавить в код Морзе и знак @.
Отныне этот символ в морзянке звучит как «точка-тире-тире-точка-тире-точка». Новое обозначение для многих радиолюбителей выглядит довольно комично из-за своей громоздкости. Одной из главных идей при составлении кода Морзе была краткость послания — чтобы символы, встречающиеся в тексте наиболее часто, передавались минимальным количеством точек-тире. Так, буква A обозначается «точка-тире», буква Т — просто «тире». Поэтому если передавать символ @ по буквам — в английском его называют «знак AT» (at sign) — то получается комбинация вдвое короче: «точка-тире, тире». Но короче, как видим, не всегда удобнее. — Б.К.
Свободу жидким кристаллам!
В университете Северной Каролины удалось создать новый тип «двухосевых» жидких кристаллов. Жидкие кристаллы уже давно стали основой самого популярного способа отображения графической информации — от экранчиков электронных часов и калькуляторов до плоских мониторов и телевизоров. Эти материалы, как известно, состоят из плавающих в жидкости длинных стержнеподобных молекул, ориентация которых в одном направлении под действием внешнего электрического поля и приводит к изменению оптических свойств. Однако молекулы при этом могут свободно вращаться вокруг своей длинной оси.
Еще в семидесятых годах ученые одного из исследовательских центров IBM высказали идею, что если вместо похожих на карандаш молекул использовать, например, длинные и плоские, как линейка, то получатся жидкие кристаллы с новыми полезными свойствами. Однако многочисленные попытки создать подобные материалы не приводили к успеху. Были перепробованы сотни составов, отвергнуты десятки теорий, а достичь заветной цели все не удавалось.
И лишь недавно ученым удалось создать хитрые молекулы. Их центральная жесткая часть имеет форму бумеранга, к концам которого прикреплены длинные гибкие углеводородные цепочки. Двум независимым командам исследователей удалось подтвердить «двухосевые» жидкокристаллические свойства молекул методами рентгено-структурного анализа и ядерного магнитного резонанса.
Пока еще рано говорить о практических приложениях, но ученые надеются создать из «усатых бумерангов» новые необычные типы электронно-оптических устройств. Или, по крайней мере, разработать очень быстро переключающиеся дисплеи, ведь повернуть только плоскость бумеранга гораздо легче, чем развернуть всю длинную молекулу. — Г.А.
Тормозит видеопамять
Любопытное открытие совершили независимо друг от друга две группы психологов из Орегонского и Вандербильдского университетов в США. Оказывается, наша способность запоминать объекты в краткосрочной зрительной памяти определяется лишь небольшой областью мозга размером с монету.
Большинство людей после мимолетного взгляда способно удержать в зрительной памяти три-четыре объекта, таких как цветные точки, фигурки или линии разного цвета или ориентации. Кому-то удается запомнить только один-два объекта, а кто-то может «сфотографировать» целых пять. Эти способности легко определить простым тестом, в котором похожие картинки показывают с интервалом в несколько секунд и просят указать разницу. Тесты подтверждают, что количество запоминаемых объектов тесно связано с сообразительностью человека, подобно тому, как емкость оперативной памяти компьютера во многом определяет его вычислительные возможности.
Считалось, что кратковременная зрительная память человека каким-то сложным образом распределена в коре головного мозга, поскольку нужно помнить много разных свойств объекта — цвет, размер, ориентацию, положение в пространстве. Каково же было удивление ученых, когда оказалось, что «ответственная область» не больше мелкой монеты и расположена в задней теменной части коры головного мозга. Этот вывод был независимо подтвержден методом функционального магнитного резонанса и измерениями электрической активности мозга.
Ученые, правда, делают оговорку, что у человеческого интеллекта много разных аспектов и на него влияют самые разные области мозга, но, возможно, исследователям все же удалось найти «узкое место», которое ограничивает некоторые из наших способностей. — Г.А.
Зеленые борцы с гравитацией
Группа биологов из трех калифорнийских университетов впервые детально исследовала самые высокие на земле деревья и определила максимально возможную высоту лесов на нашей планете.
Основная причина, мешающая деревьям вырасти слишком высокими, это дефицит влаги для листьев, которой уже трудно высоко подниматься по капиллярам, преодолевая силу земного притяжения. Однако несколько имеющихся на этот счет теорий сильно расходились в оценках предельной высоты деревьев, да и разнообразные исторические свидетельства вносили немало путаницы.
Чтобы закрыть вопрос, биологи с помощью альпинистского снаряжения забрались на макушки пяти из восьми самых высоких известных ныне деревьев. Эти Sequoia sempervirens высотой до 112,7 м произрастают в Национальном парке Редвуд в Северной Калифорнии. Оказалось, что на верхушках секвой такой же дефицит влаги, как и в пустыне, а это сильно затрудняет фотосинтез в листве. Детально проанализировав изменения в листьях, происходящие по мере увеличения высоты, и экстраполировав данные, ученые сделали вывод, что даже в самых благоприятных условиях деревья на земле не могут вырасти выше 130 м. — Г.А.
О где ты, всемогущий Брюс?
Создатели космического блокбастера «Армагеддон» могут считать себя провидцами: группа американских астронавтов обратилась к правительству Соединенных Штатов с просьбой рассмотреть идею запуска беспилотного космического корабля для изучения пролетающих вблизи Земли астероидов. По их мнению, такая миссия на постоянной основе могла бы действовать с 2015 года. C учетом того, что ее организация не потребовала бы значительного дополнительного финансирования (все ключевые детали фактически уже предусмотрены в бюджете нынешней программы Prometheus), осуществление этого проекта практически не ударило бы по карману американских налогоплательщиков.
Как отмечает астронавт Расти Швейкарт (Rusty Schweickart), благодаря постоянно совершенствующейся астрономической технике, в окрестностях Земли все чаще обнаруживаются астероиды поперечником в десятки метров. По признанию научных светил, накопленной информации об астероидах явно недостаточно, чтобы вовремя предсказать угрозу, а тем более увести «агрессора» с опасной для землян траектории. Даже крошечный по космическим меркам «визитер» поперечником в несколько сотен метров способен вызвать куда более сильные разрушения, чем самая мощная боеголовка, имеющаяся в арсенале ядерных держав. Кстати, оценить масштабы возможного Армагеддона ныне по силам всем желающим благодаря «астероидному калькулятору» (www.lpl.arizona.edu/impacteffects), недавно выложенному в Сеть астрономами Аризонского университета. Если верить их выкладкам, железная глыба поперечником в полкилометра способна образовать на месте падения кратер диаметром около 10 км, при этом на расстоянии 100 км от эпицентра взрыва интенсивность сейсмических толчков превысит 7 баллов по шкале Рихтера.
План Швейкарта горячо поддержал его коллега Эдвард Лу (Edward Lu), убежденный, что для устранения потенциальной угрозы необходимо разработать детальную компьютерную модель столкновения. В первом приближении, как он считает, лучше всего выбрать космическое тело поперечником около 200 м. Если предсказать появление такого «незваного гостя» за несколько десятков лет до столкновения, то достаточно будет изменить его скорость на считанные сантиметры в секунду, чтобы избежать трагедии. Правда, как сдвинуть с места махину весом в миллионы тонн, землянам пока не известно. Что ж, будем надеяться, что такая технология появится раньше, чем грянет очередной «Армагеддон». — Д.К.