Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
12.04.2004

Мир, дружба, жвачка - Гуглиная почта - Танцуют все! - Качки вне закона - Спамер попал на Порше - Не так страшен Kodak… - Яблоко? На свободу! - Найди то, не очень знаю что - Последний аналоговый бастион - Номер навсегда - Copy. Right? - Призрак коммунизма - Исход из страны ТВ - Нос под обстрелом - Наполеон нанотехнологий - Бриллиант сверхпроводимости - Обезьяны бус не носят

Мир, дружба, жвачка 6

В начале апреля произошло, пожалуй, одно из самых важных IT-событий этого года. Заклятые враги Sun Microsystems и Microsoft наконец-то пошли на долгосрочную мировую. В соответствии с многоуровневым соглашением новоиспеченные друзья прекращают судебные разбирательства по любому поводу на десять лет. Конфликты будут решаться во внесудебном порядке, а договор о кросс-лицензировании позволит избегать споров о патентах и технологиях. Цена вопроса — 2 млрд. долларов, которые Sun получает от Microsoft (700 млн. долларов за отзыв претензий в рамках антимонопольного разбирательства, 900 миллионов — за патентные споры и 350 миллионов в виде аванса за предоставление лицензий на технологии Sun в будущем).

По словам главы Sun Скотта Макнили (на фото он слева), альянс пойдет потребителям только во благо. Партнерские отношения позволят корпорациям разрабатывать прекрасно совместимые между собой продукты (речь прежде всего — о серверном рынке). Так, например, планируется обеспечить совместимость Microsoft Active Directory и Sun Java System Identity Server, а в дальнейшем «подружить» платформы Java и .NET. В рамках «Microsoft Communications Protocol Program» Sun подписала соглашение о поддержке коммуникационных протоколов операционных систем Windows. Софтверный гигант, в свою очередь, объявил о сертификации под Windows серверов Sun на базе процессоров Xeon (серверы на Opteron будут сертифицированы в самое ближайшее время).

CEO Microsoft Стив Балмер (на фото он справа) поспешил заверить слегка обеспокоившуюся общественность, что объединение не приведет к сговору компаний и снижению конкуренции на рынке серверных решений. Конкуренция и соперничество останутся. Дружба дружбой, а табачок врозь — у клиента будет свобода выбора того или иного продукта. Sun тоже подчеркивает, что примирение с Microsoft не скажется на приверженности компании технологиям open source.

Остается наблюдать, куда заведет рынок этот дивный новый мир. — Т.Б.

Гуглиная почта

В первый день апреля пресс-служба компании Google распространила сообщение о начале тестирования собственной бесплатной почтовой службы. Сервис, названный Gmail (gmail.google.com), отличается от бесчисленного множества аналогичных прежде всего объемом предоставляемого пользователю дискового пространства: почтовый ящик Gmail вмещает до одного гигабайта данных! Вся почта автоматически сортируется поисковой машиной Google, так что постоянно чистить ящик не придется — при необходимости можно быстро отыскать любое письмо в многолетних завалах. Несмотря на то что объявление было сделано в «день дурака», проект Gmail не выдумка и его запуск в эксплуатацию может произойти в самое ближайшее время.

Впрочем, очнувшись от первого шока, критики немедленно забросали Google камнями. Их ярость вызвал план компании, согласно которому предполагается перлюстрировать личную почту пользователей. Создатели Gmail надеются зарабатывать на показе рекламных баннеров, определяя интересные каждому конкретному юзеру темы путем анализа содержимого его почтового ящика. Некоторые эксперты (в частности, из европейской Privacy International) даже назвали такую практику противозаконной. Google же упирает на то, что перлюстрация будет автоматической и никто из служащих компании не узнает, о чем пишут пользователи.

Тем временем «гигантомания» уже подхвачена другими предпринимателями: так, известная среди приверженцев «яблочной» платформы фирма Spymac тоже пообещала в ближайшем будущем предоставить клиентам гигабайтные почтовые ящики. — Е.З.

Танцуют все! 6

Корпорация IBM, стремясь повысить конкурентоспособность своих чипов Power, объявила о новой — открытой наподобие Linux — модели дальнейшего развития этой микропроцессорной архитектуры. RISC-процессоры Power, напомним, впервые появились в рабочих станциях IBM RS/6000 в 1990 году, а их нынешнее поколение составляет основу мощных суперкомпьютеров, серверов IBM линий pSeries и iSeries, ряда машин Apple, а также применяется в бытовой и промышленной электронике других фирм. Но — вплоть до последнего времени — как сугубо закрытая проприетарная технология.

Теперь же, дабы радикально повысить гибкость и привлекательность RISC-архитектуры, IBM пригласила все заинтересованные стороны принять активное участие в дальнейшей разработке чипов Power. Всячески приветствуются любые работы исследователей-программистов, сторонних изготовителей микросхем, инженеров-электронщиков, направленные на модификацию подстройку архитектуры Power для использования в специализированных системах и устройствах. Попутно в IBM ведутся работы над тем, чтобы сделать микропроцессоры динамически реконфигурируемыми в соответствии с потребностями пользователей. Например, чипы могли бы автоматически загружать нужные прошивки-акселераторы для повышения производительности при решении конкретных задач.

Идея об открытой модели разработки Power появилась, конечно же, не случайно. Старший вице-президент IBM по технологиям и производству Ник Донофрио (Nick Donofrio) подчеркнул, что опыт участия фирмы в продвижении операционной системы Linux оказался весьма позитивным, поэтому теперь IBM надеется подогреть интерес сторонних разработчиков и к своим микропроцессорам Power. В компании полагают, что опора на закрытую модель разработки микросхем замедляет темп инноваций в индустрии, поскольку все программисты поневоле должны ждать, когда изготовители чипов внесут изменения в архитектуру или конструкцию.

Подробностей о том, как именно корпорация IBM будет открывать доступ к архитектуре Power, опубликовано пока немного. Объявлено лишь, что вокруг интеллектуальной собственности на микропроцессор будет создана «экосистема разработки, подобная открытым исходным кодам». Новая модель подразумевает вознаграждения для фирм, партнеров и исследователей, которые будут встраивать ядро Power в «системы-на-чипе» (SoC), ориентированные на различные специальные приложения. Кроме того, начинается свободная раздача программного инструментария разработки для ядер Power, изучается «модель открытого управления» будущими архитектурами и разрешено производство чипов Power сторонними изготовителями.

В целом же, как надеются в IBM, новая модель способна ощутимо повысить привлекательность и масштабы распространения их архитектуры в настольных компьютерах, игровых приставках (напомним, что, по предварительным данным, консоль Microsoft Xbox Next будет основана на процессоре семейства Power; кроме того, недавно технологии IBM лицензировала и Sony) и прочей электронике.

Дополнительную информацию об открытой модели развития архитектуры Power можно найти на сайте корпорации по адресу www-1.ibm.com/technology/power. — Б.К.

Качки вне закона

Тактика судебного преследования пользователей пиринговых систем, уже около года практикуемая Американской ассоциацией звукозаписывающих компаний RIAA, впервые опробована за пределами Соединенных Штатов. В конце марта Международная федерация звукозаписи IFPI (штаб-квартира в Лондоне) подала 247 судебных исков на сетян, проживающих в Германии, Италии, Дании и Канаде. Под удар IFPI, действующей через национальные звукозаписывающие ассоциации, попали пользователи KaZaA, DirectConnect, WinMX и некоторых других файлообменных сетей. Претензия ко всем одна: распространение нелицензионных копий музыкальных композиций, права на которые принадлежат компаниям-членам IFPI. По слухам, части обвиняемых сразу же предложено уладить вопрос вне суда, выплатив звукоиздателям умеренную компенсацию.

Одновременно с сообщением о первой волне исков пресс-служба IFPI известила о планах Федерации в ближайшем будущем повторить акцию, предъявив обвинения очередной порции сетян. Не исключено, что в их числе могут оказаться и наши соотечественники: Россия включена IFPI в число приоритетных целей в проектах борьбы с музыкальным пиратством (тему продолжает репортаж на стр. 17). — Е.З.

Спамер попал на Порше 6

Гигант Интернет-индустрии AOL, планомерно зарабатывающий у публики имидж непримиримого борца с рекламными рассылками, предпринял очередную «психическую атаку» на спамеров. Среди подписчиков компании проводится лотерея, главным призом которой выступает автомобиль Porsche Boxter S стоимостью около 47 тысяч долларов. Победитель будет определен случайным образом. Спросите, какое отношение имеет розыгрыш кабриолета к борьбе с рекламными рассылками? Самое прямое — серебристый Boxter был по решению суда конфискован у одного из спамеров в качестве компенсации. Имя спамера не называется (на машине стояли калифорнийские номера, что может косвенно указывать на место жительства), но известно, что он разослал не менее миллиарда сообщений пользователям AOL и заработал на этом по крайней мере миллион долларов.

AOL совместно с Microsoft, Yahoo и Earthlink, активно преследующая в последнее время распространителей нежелательной электронной корреспонденции, возбудила судебные процессы над сотнями американских спамеров. Но поскольку большинство рассылок производится «частными предпринимателями», взыскать деньги с них представляется задачей нетривиальной — они просто-напросто объявляют о своей финансовой несостоятельности. Поэтому AOL решила идти до конца и брать если не деньгами, то движимым и недвижимым имуществом. Вот так в ее руки и попал вышеупомянутый Porsche. Впрочем, представители компании говорят, что их устроят и яхты, и дома — главное, чтобы после «экспроприации» у человека больше не появлялось желания докучать окружающим непрошеной рекламой и прочей электронной макулатурой. — Н.Б.

Не так страшен Kodak…

Мартовский иск фотогиганта Eastman Kodak к Sony («КТ» #535), как и ожидалось, вызвал жесткую ответную реакцию. Напомним, что Kodak обвинил японскую компанию в незаконном использовании десяти разработок, запатентованных с 1987 по 2003 год. Sony, которой принадлежит около 20% мирового рынка цифровых камер, вероятно, вспомнила о лучшем способе защиты и пошла в наступление, заявив, что Kodak, в свою очередь, нарушает десяток принадлежащих японцам патентов. Как и в первом иске, предмет спора и размер финансовых притязаний не раскрываются, говорится лишь о «сложных технических аспектах обработки цифрового изображения». По примеру обидчиков, Sony тоже попросила суд запретить продажи «спорных» продуктов Kodak.

Хотя в Sony отрицают взаимосвязь между исками, она вполне очевидна. Судя по всему, Kodak не удастся «подоить» японцев, скорее всего, противники ограничатся взаимозачетами. — Т.Б.

Яблоко? На свободу! 6

DRM-система FairPlay, используемая в музыкальном магазине Apple iTunes, вновь оказалась под прицелом хакеров. В апреле на сайте playfair.sourceforge.net появился исходный код программки PlayFair, снимающей защиту с AAC-файлов. Речь при этом идет не о захвате потока, а именно о взломе. Программа может «авторизовать» на проигрывание файла до трех компьютеров и любое число плейеров iPod.

Досталось на орехи и самому iPod. Linux на чем уже только не запускали, и вот настала очередь популярного плейера. Открытый проект ipodlinux.sourceforge.net после длительного реверс-инжиниринга и экспериментов выпустил наконец первую версию порта Linux, работающего на iPod. Помимо ядра uClinux.org, пакет содержит программу Podzilla (что у программистов за ящерофилия?), подменяющую firmware плейера и предоставляющую близкий к оригиналу, но более функциональный графический интерфейс. Podzilla имеет простенькие MP3- и OGG-плейеры, быструю «перемотку», поддерживает FireWire, файловые системы FAT (в том числе UMSDOS) и HPFS+ и т. п.

Впрочем, firmware от Apple не многим хуже. Таким образом, возникает справедливый вопрос: зачем? Энтузиасты проекта отвечают: чтобы впоследствии наладить поддержку различных форматов компрессии, подключать к плейеру карт-ридер, использовать iPod как накопитель… В общем, чем бы дитя ни тешилось! — Т.Б.

Найди то, не очень знаю что 6

На Международной конференции по инфотехнике в Бостоне (International Conference on Data Engineering, www.cse.uconn.edu/icde04) представлен проект новой поисковой машины, создаваемой в университете Пэдью (Purdue) и отыскивающей нужные изображения по внесенному в окно запроса эскизу или графическому образу-шаблону (см. widget.ecn.purdue.edu/~ramani).

Поиск изображений в Интернете по-прежнему остается большой проблемой. Самые популярные системы веб-поиска, такие как Google или AltaVista, позволяют искать нужные картинки, но делают это лишь на основе ключевых слов и имен файлов. Иными словами, будут найдены лишь те изображения, которые сопровождены описанием или «метаданными», соответствующими словам запроса. Ограниченность подобных методов вполне очевидна, поскольку многие опубликованные в Сети графические файлы не снабжены поясняющими текстами, а сами ищущие далеко не всегда могут составить краткий и емкий запрос относительно того, что же им требуется.

На рынке есть целый ряд компаний — Virage, Vima, LTU Technologies и т. д., целенаправленно занимающихся более прогрессивными средствами визуального поиска в больших массивах данных. Однако, по свидетельству разработчиков, всем подобным технологиям еще далеко до зрелых коммерческих продуктов. Решение, продвигаемое университетом Пэдью, правда, тоже не тянет на готовый продукт, да и в конечной своей форме оно вряд ли подойдет для Интернета. Тем не менее ImgSeek пригодился бы крупным предприятиям, испытывающим серьезные проблемы с поиском нужных деталей в большой базе данных. Предварительные исследования авторов программы показали, что инженеры-конструкторы крупных компаний затрачивают до шести недель в году на розыск нужных деталей в документации и на складах.

Поисковая машина ImgSeek анализирует текстуру и геометрию эскиза-запроса, а затем сравнивает его с оцифрованными 3D-образами в базе данных. Важно, что при занесении в базу каждое изображении разбивается на кубики-вокселы (voxel, от volume element). Главной же «фишкой» алгоритма является то, что массив вокселов всякой картинки преобразуется в поддающийся поиску граф-скелет, или вектор свойств, описывающий форму предмета. В соответствии с набросанным пользователем эскизом или выбранным шаблоном программа генерирует сразу несколько векторов-запросов для поиска в базе. Понятно, что чем сложнее картинка-запрос, тем больше времени уходит на отыскание изображений в массиве данных.

Хотя новой поисковой машиной для графики уже заинтересовались несколько крупных индустриальных компаний, фирмам-разработчикам софта, ориентированным на Интернет, это решение представляется малоперспективным. И даже не столько из-за необходимости предварительного преобразования картинок в «векторы свойств», сколько из-за того, что не каждому человеку под силу нарисовать то, что ему нужно. Да и большинство компьютеров не имеет других средств ввода, кроме мышки с клавиатурой. — Б.К.

Последний аналоговый бастион

По данным Голливуда, правящего в мировом кинематографе, на планете насчитывается около 135 тысяч кинотеатров. И почти все эти большие экраны остаются, по сути дела, последним непокоренным рубежом великой цифровой революции, уже победившей во всех остальных сферах кинотехнологии — от съемок и монтажа до бытовых DVD-плейеров. Причина отставания кинотеатров, в общем-то, ясна — у их владельцев нет резона менять привычную «целлулоидную» технологию. Как свидетельствуют исследования, публика большой разницы в качестве картинки не замечает, а значит, ни цены на билеты не повысишь, ни лишнего народу в зал не заманишь. А новое цифровое оборудование, особенно кинопроекторы, стоит приличных денег (примерно 70 тысяч долларов на один киноэкран). Так куда и, главное, зачем спешить?

Но спешить очень хотят кинокомпании, которым изготовление и распространение одной целлулоидной копии 35-миллиметрового фильма обходится примерно в 1500 долларов, а цифровой — меньше 300 (в новой модели упор делается на индивидуальную защиту каждой копии — пакет файлов или дисков DVD-ROM — от нелегального тиражирования и жесткую привязку лишь к одному конкретному кинопроектору). Выигрыш тут более чем очевиден (порядка 800 млн. долларов ежегодно), и Голливуд твердо решил уже в этом году начать и частично профинансировать тотальный цифровой апгрейд всех 35 тысяч американских кинотеатров (цифровых из них всего полсотни). Но прежде, чем начинать гранд-апгрейд, необходимо выбрать единый стандарт на формат фильмов для цифровых кинотеатров, которого пока нет. Поэтому в течение апреля консорциум DCI (Digital Cinema Initiative), объединяющий семь крупнейших киностудий США, намерен, наконец, выбрать единственную технологию для повсеместного продвижения. Самое главное — составить спецификации на компрессию видеоизображения. Вопрос выбора алгоритма оказался настолько непрост, что конкурс уже пошел, а DCI так и не объявила его участников. Окольными путями стало известно лишь, что в голливудских кинозалах Pacific Theater тестируются многие открытые стандарты, в том числе MPEG, motion JPEG и Wavelet. Известно также, что корпорация Microsoft предпочла не вносить в число конкурсантов свой формат Windows Media Video, а в целом список продолжает оставаться открытым. Если отбор удастся завершить до начала мая, то уже в сентябре может начаться массовый цифровой апгрейд американских кинотеатров. А затем, возможно, надежды на дотации Голливуда появятся и у кинотеатров других стран. — Б.К.

Номер навсегда 4

В конце марта в Японии под эгидой государственных органов состоялось 6-е заседание консультационного совета по вопросам MNP (Mobile Number Portability), на котором было принято решение, что система независимости номера абонента от сотового оператора (позволяющая переходить от одного оператора к другому, не меняя телефонного номера) будет внедрена в 2006 году. Ведущие японские провайдеры NTT, KDDI, Vodafon и Tsuka Cellular договорились, что к концу будущего года они совместными усилиями создадут работоспособную систему, а в ближайшее время сконцентрируются на согласовании технических деталей (напомним, что в США подобная система уже внедряется).

Для Японии, где конкуренция между операторами никогда не принимала формы ценовых войн, это знаковый момент. Как показали исследования, для 80% японцев основной причиной возможной смены сотового оператора является стоимость услуг связи. Введение системы MNP, несомненно, скажется на миграции абонентов в сетях и приведет к обострению ценовой конкуренции, что должно полностью перекроить местный рынок, где на данный момент сложилась ситуация почти идеальная с точки зрения учебника по маркетингу — вся борьба ведется на уровне имиджевой рекламы, а также качества и количества предоставляемых сервисов.

Кроме того, значительные денежные средства, необходимые для введения системы MNP в строй, окажут отрицательный эффект на развитие связи следующего поколения. Несмотря на достижение сети NTT FOMA отметки в 3 млн. абонентов, эксперты скептически оценивают перспективы 3G даже в Японии, где она развивалась наиболее успешно. Если учесть, что японский рынок сотовой связи во многих вопросах является самым развитым, то вполне возможно, что подобный сценарий ожидает и другие страны, стоящие на пороге развертывания «третичных» сетей. — Н.Б.

Copy. Right? 6

Не за горами сессия — время, когда наряду с плодами честного студенческого труда на столы преподавателей аккуратными стопками ложатся распечатки скачанных из Интернета работ. Судя по всему, в нынешнем учебном году вклад «коллективного разума» в труды питомцев alma mater достигнет беспрецедентных размеров — как свидетельствуют последние исследования, идея плагиата крепко овладела студенческими массами. Согласно опросу 30 тысяч школяров, проведенному университетом Рутгерса, ныне заимствованием работ из Сети не гнушается 37% студентов, в то время как пять лет назад к подобной практике прибегал лишь каждый десятый учащийся высшей школы.

По мнению экспертов, одним лишь поиском по ключевым словам в Google делу тут не поможешь: выбор доступных для копирования сетевых источников ныне столь велик, что «прошерстить» их под силу лишь специализированным программам, позволяющим схватить лихих «копировщиков» за руку. Так, сотрудники более чем 3500 учебных заведений мира уже задействовали в своей работе программу Turnitin компании iParadigms, немалый спрос наблюдается и на услуги онлайнового сервиса iThenticate.

Увы, несмотря на растущую недобросовестность студенческой братии, преподаватели зачастую смотрят на нее сквозь пальцы: программы-анализаторы текста для контроля своих подшефных активно использует лишь пятая часть учителей. Возможно, это происходит потому, что благодаря «умным» софтинам можно отлавливать не только студентов, но и их наставников. Например, недавно жертвой обвинения в плагиате стал президент Центрального университета штата Коннектикут Ричард Джадд (Richard Judd), чья статья, как выяснилось, представляла собой гремучий коктейль из материалов New York Times и ряда местных изданий. В результате скандала незадачливому 66-летнему исследователю придется распрощаться с ректорским постом.

В последнее время производители «антиплагиатного» софта все чаще обращают взоры на коммерческие отрасли — книгоиздание и журналистику, где уже есть первые «пострадавшие». Так, благодаря использованию программы WCopyfinder редакция газеты USA Today смогла уличить в злоупотреблении командой «Copy» одного из своих самых уважаемых сотрудников, репортера-новостника Джека Келли (Jack Kelley), за долгие годы работы в издании пятикратно номинированного на «журналистский Оскар» — Пулитцеровскую премию. Не исключено, что в нас ждут еще более крупные скандалы — как-никак, сессия бывает всего дважды в год, а газеты выходят ежедневно… — Д.К.

Призрак коммунизма 5

Безработица продолжает нещадно выкашивать рабочие места в стране, некогда слывшей раем для купавшегося в высоких зарплатах буржуазного пролетариата.

В начале апреля Министерство труда США обнародовало последние статистические данные. За март работодатели смогли создать 308 тысяч новых рабочих мест — это самый значительный показатель за последние 4 года. К примеру, в январе в Штатах появилось вдвое меньше новых рабочих мест, а в феврале — вообще менее 50 тысяч. Новые вакансии на фоне общего экономического спада были бы радостным событием, если б не досадный факт. В том же марте работы лишились те же 300 тысяч человек, так что общее число безработных осталось неизменным (8,4 миллиона, или 5,7% трудоспособного населения страны).

Одновременно с бодрыми отчетами Минтруда создатель авторитетного информационного портала HowStuffWorks.com Маршалл Брэйн (Marshall Brain) опубликовал собственный прогноз, в котором заявил, что через полвека без работы останется больше половины трудоспособного населения США. Главной причиной сокращения рабочих мест Брэйн называет развитие робототехники и компьютеров. Оккупация начнется с самой неквалифицированной работы. Служащие-роботы «подвинут» персонал в кинотеатрах и парках развлечений, гостиницах и ресторанах. Первый фаст-фуд, где посетителей будут обслуживать механические создания, по прогнозу Брэйна, откроется к 2030 году, а уже через десять лет рестораны с автоматизированным обслуживанием станут обычным делом. Пострадает и сектор розничной торговли. Уже сейчас крупные компании, вроде Wal-Mart, внедряют системы учета на базе RFID-меток и бесконтактные карты для расчетов с покупателями. Ритэйл лишится персонала, отвечающего за расчеты, логистику и прочие процессы, — все эти места будут автоматизированы. То же самое касается и банковского сектора.

Если рабочие места будут «усыхать» теми же темпами, как сейчас, то прогнозы Брэйна в скором времени можно будет назвать даже оптимистичными.

Хроника последних событий такова. Bank of America сливающийся с финансовой корпорацией FleetBoston, намерен сократить 12 500 рабочих мест — 7% штата объединенной компаний. В погоне за минимизацией расходов Sun Microsystems увольняет 3 300 сотрудников. В апреле Gateway решила полностью отказаться от собственной розничной сети, закрыв 188 магазинов и уволив 2 500 человек (38% персонала). Этот шаг связан с приобретением сборщика компьютеров eMachines, чьи каналы будут использоваться для реализации продукции Gateway. Warner Music в марте ликвидировала 1000 мест (20% своей рабочей силы во всем мире) и консолидировала дочерние звукозаписывающие компании Elektra и Atlantic Group. В Warner Music называют этот процесс болезненным, но необходимым для того, чтобы компания выжила на высококонкурентном музыкальном рынке.

Не избежала бед даже благополучная Apple — представители «яблочной» компании недавно объявили о сокращении «некоторого количества рабочих мест». — Т.Б.

Исход из страны ТВ 3

Вряд ли хоть для кого-то будет откровением, что люди, регулярно пользующиеся Интернетом, в среднем проводят у телевизора меньше времени, чем остальная часть населения. Однако подробные аналитические результаты исследовательской компании Nielsen Media Research, опубликовавшей данные о динамике перемен в этой области, были восприняты ТВ-индустрией США словно взрыв бомбы. Опросы Nielsen свидетельствуют, что в течение года просмотры ТВ-программ среди молодых мужчин-американцев в возрасте от 18 до 34 лет (а это один из наиболее лакомых слоев аудитории для рекламодателей) упали на 12 процентов. Причем в самой молодой подгруппе мужчин (от 18 до 24 лет) спад еще круче — 20%.

Естественно, эти неприятнейшие для телекомпаний цифры вызвали сомнения в методике и попытки пересчета данных, однако все говорит о том, что ни сами молодые мужчины, ни фирмы, занимающиеся социологическими исследованиями, этим цифрам не удивились. Скорее, это даже естественно, если, по последним данным компании comScore Media Metrix, сегодня около 75% американских мужчин в возрасте 18–34 лет имеют доступ в Интернет (та же цифра для возраста 35–44 лет составляет уже 57%). Кроме того, молодые мужчины — это одновременно активнейшие пользователи компьютерных игр, DVD-плейеров, музыкального и видеофайлообмена, ну и, конечно же, посетители порносайтов. Короче говоря, хотя каждый из этих факторов по отдельности не способен существенно повлиять на падение интереса к ТВ, их суммарное воздействие оказывается очень серьезным для оттока из лагеря постоянной телевизионной аудитории.

Причем, указывают аналитики, проявившаяся тенденция свидетельствует даже о большем. Все эти «отсутствующие (у телеэкранов) мужчины» выросли, образно выражаясь, с джойстиком в руках. Фанатам первых игр сегодня уже по 25–30, причем по мере их взросления заметно взрослеют и компьютерные игры. А вот традиционные средства информации, в первую очередь телевидение, адекватно на это не реагируют, поскольку не знают как. Поэтому тенденция исхода из страны ТВ наверняка будет усиливаться и дальше. — Б.К.

Нос под обстрелом

Любопытную автоматическую пушку разработали в Исследовательском институте развития телекоммуникаций в Киото, Япония. Пушка стреляет запахом и попадает точно в нос клиента.

«КТ» не раз писала о разработке устройств, которые дополняют запахами изображение и звуки виртуальной реальности. Однако широкого распространения они пока не нашли. Одна из проблем состоит в трудности получения достаточно разнообразного набора запахов, которые бы составлялись из небольшого числа «базовых» ароматов, подобно цветам в модели RGB или CMYK. В нашем носу около тысячи рецепторов различного типа, и нужно смешать, по крайней мере, тысячу ароматов, чтобы достоверно передать произвольный запах.

Другая проблема кроется в непредсказуемости сквозняков, мешающих доставить аромат по назначению и вовремя, — собственно ее и удалось решить японским разработчикам. Новая ароматическая пушка представляет собой небольшую камеру с соплом с одной стороны и гибкой мембраной с другой. В камеру впрыскивается нужный аромат, который затем выстреливается тончайшей струйкой с помощью электромагнита, похожего на тот, что приводит в действие обычные звуковые динамики. Подключенная к компьютеру телекамера следит за лицом пользователя, программа вычисляет координаты глаз, а сервомоторы направляют пушку между глаз и чуть ниже. Небольшое количество ароматического вещества попадает точно в нос и быстро выветривается. Выстрел так точен, что человек всего в полуметре от «целевого клиента» не чувствует никакого запаха, даже если пушка стреляла с расстояния двух метров.

Новое устройство очень понравилось специалистам по рекламе. Известно, что запахи, например, свежего хлеба или кофе неплохо привлекают в магазин покупателей. Так что возможно, очень скоро, гуляя по улицам города, мы будем подвергаться душистому обстрелу со стороны каждой светящейся рекламы, установленной рядом с очередным магазином. — Г.А.

Наполеон нанотехнологий 5

Любопытную технологию трехмерной струйной печати разработали химики из университета в Урбана-Шампейне (штат Иллинойс). Толщина «трехмерных линий» — волокон нового струйного принтера — всего полмикрона, что в сто раз тоньше, чем удавалось получить до сих пор.

Миниатюризация всего и вся постоянно ставит перед технологами новые проблемы. Как изготовить сложную трехмерную микроструктуру, например, фотонного кристалла, биочипа или сенсора? Один из перспективных методов — прямая струйная печать, при которой трехмерный микрообъект слой за слоем выдавливается из управляемого компьютером сопла.

Самое сложное в новой технологии — так подобрать состав чернил, чтобы они, с одной стороны, были достаточно текучими и легко проходили через тончайшие сопла, прочно приклеивались к уже «напечатанной» трехмерной конструкции, а с другой стороны, быстро застывали, чтобы успеть сохранить форму. По признанию ученых, подбирая формулу чернил, они учились у пауков, работая в том же диапазоне концентраций химикатов, однако используя гораздо более простой состав. В результате был создан сложный полиэлектролит, обладающий нужными свойствами при «печати» в резервуаре, заполненном смесью изопропилового спирта с водой. И хотя до массового производства пока далеко, процесс печати уже идет довольно быстро. Например, для создания четырехслойного фотонного кристалла 20х20 полосок требуется около пяти минут.

По мнению авторов, полиэлектролитная технология достаточно гибка и обладает большими возможностями. Меняя состав химикатов в резервуаре и чернил, можно печатать структуры с самыми разными оптическими, электрическими и химическими свойствами. — Г.А.

Бриллиант сверхпроводимости 6

Многообещающее открытие сделали ученые Института физики высоких давлений Российской академии наук. Им удалось обнаружить сверхпроводимость в алмазе с двух-трехпроцентной примесью бора.

Всем известно, что алмаз самый твердый материал в мире. Кроме того, он прекрасный изолятор, хорошо выдерживает высокое напряжение, а его теплопроводность даже выше, чем у меди. Эти качества алмаза делают очень заманчивым его использование в электронике, по крайней мере, в качестве подложки чипа.

Если в алмаз ввести примеси, то он становится полупроводником и уже может применяться для изготовления транзисторов. Однако это не так просто, поскольку малый радиус и близкое расположение атомов углерода в структуре алмаза существенно затрудняют введение примесных атомов. Отчасти поэтому наша сегодняшняя электроника не углеродная, а кремниевая.

Российские ученые поместили карбид бора B4C в графитовый тигель, нагрели почти до трех тысяч градусов и подвергли огромному давлению — около ста тысяч атмосфер. В этих условиях на границе материалов выросли поликристаллики алмаза с примесью бора размером 1–2 миллиметра. Исследуя их свойства при низких температурах, экспериментаторы с удивлением обнаружили сверхпроводящий переход при температуре около четырех градусов выше абсолютного нуля. Вдобавок необычный сверхпроводник выдерживает довольно большое магнитное поле — 3,5 тесла. И хотя это далеко от рекордов сверхпроводимости, в полученном допированием полупроводнике она наблюдается впервые, что дает надежду получить сверхпроводимость в германии и кремнии со специально подобранными примесями. А это уже может стимулировать практическое применение сверхпроводимости в электронике.

Специалисты с большим интересом отнеслись к многообещающим результатам российских ученых. Однако отметили, что хотя факт возникновения сверхпроводимости подтвержден несколькими способами, на таких кристаллах его трудно установить с высокой достоверностью, а значит, нужна перепроверка. — Г.А.

Обезьяны бус не носят

Недавние находки в долине реки Лоянгалани в национальном парке Серенгети (Танзания) породили жаркие споры среди археологов. Эти открытия позволяют предположить, что наши предки научились абстрактно мыслить и вступать в сложные социальные взаимоотношения гораздо раньше, чем считалось до сих пор.

В слое осадочных пород с ориентировочным возрастом от 45 до 280 тысяч лет были найдены каменные орудия, резные кости, охровые карандаши для рисования, но главное, тщательно обработанные бусинки диаметром около пяти миллиметров, изготовленные из скорлупы страусиных яиц. Точный возраст находок сейчас устанавливается, но до сих пор подобные ископаемые бусы ни разу не встречались археологам в Африке, а все прочие находки были не старше 35 тысяч лет.

Племена охотников-собирателей, обитающие в джунглях, и по сей день используют похожие «драгоценности» в качестве эквивалента при торговле и прочих взаиморасчетах. Поэтому многие археологи считают такие бусы надежным свидетельством развитости абстрактного символического мышления и, возможно, умения считать. Их оппоненты, однако, возражают, что находки бус ничего не значат, поскольку их могли использовать только как украшения. А найденный в пещере Бломбос в Южной Африке украшенный резьбой охровый карандаш имеет возраст около 70 тысяч лет. Так что тяга к украшениям и искусству проявилась у человека, по-видимому, давным-давно.

Ископаемые останки свидетельствуют, что свой нынешний облик Homo sapiens принял около 120 тысяч лет назад. Но до сих пор неясно, сколько времени ему понадобилось, чтобы развить умение абстрактно мыслить. — Г.А.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.