Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Искусство принадлежит народу

АрхивОгород Козловского
автор : Евгений Козловский   19.04.2004

Чем отличаются дорогие DVD-проигрыватели от дешевых? Написать материал об этом не удалось: все хранят свои коммерческие тайны. Так бы оно, наверное, и заглохло, если б я вдруг не получил предложение протестировать новый DVD-проигрыватель.

В один из недавних еженедельных походов на Горбушку я купил два «Ограбления»: «по-французски» и «по-итальянски». Я, знаете, вообще люблю этот авантюрно-приключенческий жанр, который практически всегда в той или иной степени комедиен: за легкость, безнравственность и, главное, интересные планы ограблений. Если глянуть реально, подавляющее большинство таких планов в жизни невыполнимо, но… но, как сказала героиня «Первого варианта «Вассы Железновой»: «Ах, маменька! Кому нужна ваша скучная правда?!»

Увы, «Ограбление по-французски», выпущенное кем-то нашим по лицензии и стоящее соответственно в районе шестисот рублей, меня несколько разочаровало, — несмотря на участие Жерара Депардье. «Ограбление» же «по-итальянски», чистая пиратка, за двести, — взяло в полон буквально с первых же кадров: остроумно, динамично, полно обаятельных героев, действие начинается в моей любимой Венеции, которая представлена почти так, как впервые увидел ее я… Но… увы и тут: все удовольствие длилось около сорока минут. Потом начались потрескивания, торможение картинки, разноцветные прямоугольники и, наконец, остановка просмотра: полная, окончательная и бесповоротная. Интересно было, чем дело кончится, до ужаса, — я извлек диск из своего тысячедолларового Pioneer’а и вставил в шестисотдолларовый карманный Panasonic. Увы, с тем же результатом. Тогда я включил компьютер и попытался досмотреть картину с одного своего DVD-привода… с другого… Попытался хитрой программой скопировать содержимое диска на винчестер… Еще одно увы! Всё останавливалось и подвисало. Я внимательно посмотрел на поверхность диска: царапинки, конечно, были, но в таком малом количестве и такой незначительной глубины, которые прежде никогда не мешали смотреть кино. И тем не менее…

С большим нетерпением я ждал окончания недели и очередной плановой поездки на Горбушку. Пятое увы: человек, продавший мне диск, ушел в недельный отпуск, а его заместитель менять брак отказывался. Ждать еще неделю, не зная, чем кончится то самое, итальянское, ограбление? Как же! Ладно, — решил я, — вернется из отпуска, пусть забирает свой диск, а мне возвращает деньги. А я тем временем куплю «Ограбление по-итальянски» в каком-нибудь другом киоске. Подошел к этому самому какому-нибудь другому и, предварительно осмотрев рабочую поверхность диска, приобрел его.

Пришел домой, вставил, весь — предвкушение, диск в Pioneer… Шестое увы: ровно на том же месте начались ровно те же явления, и диск тоже остановился. Ага, — понял. — У них сбой на матрице, и все диски с одинаковым браком. Странно, что продавцы продолжают ими торговать, нарываясь на возвраты, замены и прочие скандалы. Залез в Сеть, на любимый DVD100, торгующий исключительно лицензионными дисками, с облегчением обнаружил родной, американский, вариант итальянского ограбления, а также наличие мини-диска с переводом, заказал, — и на другой день, отвалив около тридцати баксов, диски получил и фильм посмотрел. Должен честно признаться, что первые сорок минут фильма, доступные и на пиратке, были очевидно в нем лучшими, — но, впрочем, удовольствие получил все равно. А в ближайший заезд на Горбушку продавцу первому вернул диск за деньги и направился ко второму.

— Где, говорите, у вас сбоит? — поинтересовался второй. — Начиная с сорок второй минуты, — честно и укоризненно глядя ему в глаза отозвался я. — Давайте посмотрим, — предложил продавец и вставил бракованный диск в пасть своего дешевенького BBK (цены на них начинаются со ста баксов и заканчиваются, кажется, ста шестьюдесятью; производятся они где-то в Китае, раскручиваются российской фирмой; сами дисководы, говорят продавцы, ставятся в них от Panasonic или Sanyo, проверить случая не было; но странно: если BBK читает то, что не читает мой фирменный Panasonic, — должны быть отличия как раз в конструкции дисковода — ну, скажем, изменение угла падения лазерного луча в зависимости от записи…). — С какой, говорите, минуты? С сорок второй? — и набрал с лентяйки эту цифру. Фильм пошел гладко, как по маслу. — А дальше, — попросил я. — Можно и дальше, — согласился продавец. — Можно и еще дальше… О, да! Фильм шел превосходно. Больших трудов стоило мне уговорить продавца поменять этот фильм на какой-нибудь другой… — А вы, небось, на «Пионере» смотрите, — сказал продавец сочувственно. — Или на «Соньке»… BBK — лучший проигрыватель, читает исключительно всё! И полный набор удовольствий: DTS, прогрессивная развертка, компонентный видеовыход…

И тут я припомнил наши компьютерровские планы: подготовить материал на тему — чем, собственно, отличаются дорогие DVD-проигрыватели от дешевых. Увы, планы не реализовались, поскольку извлечь информацию для ее не то чтобы раскрытия — даже постановки — не удалось ниоткуда: все хранят свои коммерческие тайны. А приобретение образцов и их разборка до винтика тоже дали бы немного: ну, возможно, выяснился бы изготовитель привода да марки микросхем, — а что там внутри, все равно осталось бы по преимуществу тайною. И всё, что на сей счет показалось мне возможным, — это чисто пользовательское сравнение дешевого проигрывателя с дорогим. Причем сравнение кратковременное, ибо сколько же надо терпения, чтобы потом написать: «дешевый проигрыватель (о котором все давно уже и думать забыли) вышел из строя через шесть с половиной лет, а дорогой (о котором забыли тоже) — аж через восемь с половиной». (Вообще говоря, не факт, ибо вполне возможно и наоборот, сужу по дорогущему CD-плейеру Sony.) Однако и до такого сравнения руки как-то не доходили: дорогой, положим, стоит дома (но тоже — отдельный экземпляр отдельной модели), но к нему ж надо где-то и дешевый раздобыть. Который тоже будет отдельным экземпляром отдельной модели.

Так бы оно, наверное, и заглохло, если б я вдруг не получил электронное письмо с предложением протестировать новый DVD-проигрыватель. Предлагатель перечислял его возможности, довольно стандартные, но в хорошем наборе: декодеры AC3 и DTS, цифровые оптический и коаксиальный звуковые выходы, а также шесть аналоговых выходов или, как вариант для тех, у кого нет шести колонок и шестиканального усилителя, — выход стерео (естественно, умный, то есть, если в пятиканальной фонограмме диалог героев идет исключительно на средний динамик, в стереофонограмме он все равно будет звучать); видеовыходы — все возможные: компонентный, композитный, S-Video; да еще вдобавок — SCART; возможность прогрессивной развертки; понимание DVD-R и MP3; и на закуску — вход для двух караоке-микрофонов (не знаю, насколько этот вид развлечения распространился у нас, очень надеюсь, что не очень, — глядя на японцев и южнокорейцев, всю свою страсть в караоке вкладывающих, я впадал в оторопь…). Итак, плейер имеет довольно стандартные возможности и — чем, собственно, меня и подкупил — нестандартную цену. Угадайте, сколько? Шестьдесят пять долларов! Конечно, бибикейные сто — тоже не страсть как много (видел на Горбушке и LG за 110), но шестьдесят пять!1 В этом было что-то… согласитесь… концептуальное! Как в кэноновской девятисотдолларовой зеркалке.

И я согласился попробовать. А чего тут, собственно, пробовать? — привезли, подключил, работает. И картинка, и звук ничуть не хуже, чем с тысячедолларового Pioneer’а. А если учесть, что специально на этот случай переприобретенное пиратское «Ограбление по-итальянски» проигрыватель прочел почти так же хорошо, как BBK, — даже и лучше. Выходит (при гарантийном сроке в год), даже если будет ломаться раз в тринадцать месяцев, — все равно получается выгодно: перманентный апгрейд за те же (если не меньшие) деньги. Очень внятно демонстрирует на экране треки и папки MP3. Имеет, среди прочих, и русский язык интерфейса. Правда, с несколько — местами — китайским акцентом («времю», например, вместо «время», или «остан всю» вместо «осталось всего»), но, как мне сказали в «Мосдате», — это пока бета, в основной партии акцент будет убран. Впрочем, не в акценте дело: и привыкнуть к нему можно (как и к несколько… оригинальному пульту управления, который, впрочем, умеет всё, что должен уметь DVD-пульт), и на английский переключиться. Дело в том, что всё изящно, тоненько, красиво и… работает.

А и то сказать: ну чему в DVD-плейере не работать?! Стандартный дисковод читает и читает себе биты, скидывает их в память, оттуда микросхема добывает их по кварцевому сигналу. И или передает наружу, или обрабатывает стандартной же микросхемой декодера. Собирают все это вместе и запихивают в изящные корпуса не российские пофигисты, а трудолюбивые и ответственные китайцы…

Правда, когда я попытался вставить в дисковод диск DVD-RW, к просмотру которых плейер не предназначен (как не предназначен и к проигрыванию SACD, DVD-A и MPERG-4, — а чего вы за шестьдесят пять баксов хотите?!), он завис и извлечь диск удалось только одновременным нажатием на кнопку питания и извлечения. Но, как известно, любую, самую что ни на есть японскую ножовку по дереву можно поломать, подсунув ей рельс.

Вывод: если оставить в стороне трудно поддающуюся проверке долговечность и не замахиваться на специальные, в сущности добавочные, возможности (DVD-RW, SACD, DVD-A, MPEG-4), то смотреть DVD-кино с дешевых плейеров (во всяком случае — с некоторых моделей) можно ничуть не хуже, чем с дорогих. (Рука, ей-богу, не поднималась записать этот вывод, — но, кажется, у нее не было другого выхода…)

Называется проигрыватель Predator («Хищник»; и впрямь, если будет легко доступен в продаже, — может своей зубастой ценой покусать многих конкурентов), самая дешевая, как бы шестидесятипятидолларовая модель (есть и другие, подороже), с которой я и игрался, — 1104.


1 Получив от Вильянова «фэ» насчет горбушечных заоблачных цен, полез на www.price.ru и там и впрямь обнаружил BBK’ейные DVD-игралки по ценам, начинающимся с 82 баксов. Правда, 82 все равно не 65, но, с другой стороны, и не 100. Сергей Леонов, побывавший недавно в Европах, говорит, что и там цены на подобные аппараты начинаются уже где-то с 80 евро. Дальше — больше: как выяснилось мною позже, уже после написания статьи, и почти случайно, — когда мосдатовцы называли мне сакраментальную цифру 65, они, оказывается, имели в виду (если мне постфактум сообщают, что что-то «имели в виду», я сразу начинаю подозревать, что в виду имели поводить за нос) цену оптовую, которая у розничных продавцов превратится, вероятно, во что-то близкое к 75. Кои от реальных розничных BBK’ейных 82 уже почти не отличаются. А если учесть, что у BBK сеть обслуживания уже густо и широко поставлена, семь лишних долларов за покой души многим покажутся пустячной доплатой.
После нескольких телефонных разговоров и почтовой переписки, вызванных этим вот «имением в виду», я получил-таки от представительницы «Мосдаты», Дарьи Сизовой, следующее письмо:
Добрый день, Евгений.
Мы нашли выход из сложившейся ситуации. В начале апреля компания «Форс компьютерс» выставит розничную цену на DVD-плейер $65; как только на сайте их компании появится эта розничная цена, я тут же вышлю вам ссылку.
Выход, конечно, достойный, но верить обещанию или нет, я, право, и не знаю: еще два месяца назад представители «Мосдаты» мне клятвенно обещали, что информацию о том, где купить их дешевые плейеры, можно будет получить на сайте www.mosdata.ru еще до конца февраля, — однако и по сегодня (29 марта 2004 г.) такого сайта не существует, а находящийся «под конструкцией» его эскиз можно увидеть по адресу www.ru-design.ru/mosdata.
Впрочем, ни самой идеи, ни ценности этого «Огорода» все эти печальные факты, по-моему, не отрицают: не сегодня, так завтра будет $65, не в «Мосдате», так в BBK, Vitek’e (или, как я про себя его называю, — в «Витьке») или где-нибудь еще, чего покуда и не существует. Главный вывод не меняется: важнейшее из искусств идет в народ семимильными шагами!

 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.