Ракеты и пирамиды
АрхивРоль космических технологий в современной сверхизобильной технологической цивилизации - служить новым чудом света, дающим человечеству отнесенные почти в бесконечность ориентиры.
Есть такое имманентное человеческой сути и очень практичное занятие — резать глотки ближним. Основное количество убитых в мясорубках сухопутных фронтов XX века приходилось на долю артиллерии. И для того, чтобы положить снаряды «параллельным эллипсом», весьма подходящим для обстрела траншей в позиционной Первой, и рокад в маневренной Второй мировых войнах, «Курс артиллерии» 1947 года предписывал найти ориентир, отнесенный в бесконечность, и от него вводить поправки. Ориентиром таким могла быть далекая горная вершина или, того лучше, Луна или низкая Вечерняя звезда.
Одним из важнейших понятий, сформированных антропологией второй половины двадцатого века, было представление о произвольности культур. Слишком велик зазор между ресурсами, действительно необходимыми для обеспечения человеческого существования, и теми богатствами, которые иногда щедрой рукой рассыпает Природа. Во влажных тропических лесах Мезоамерики подсечноогневое земледелие майя позволяло одному аграрию обеспечить продуктами двадцать соотечественников.1 Жилья особого да отопления в этом климате ненадо — вот и возникла на изобилии ресурсов специфическая культура с оригинальной скульптурой, монументальной храмовой архитектурой и изощренными спортивными соревнованиями, по итогам которых болельщики проигравшей команды отдавали фанатам победителей все свои наряды. Похоже, во влажном тропическом климате это было единственно разумное применение одежды.
«Гидравлические», базирующиеся на поливном земледелии в жарком климате, цивилизации классического Древнего Востока тоже взрастали на изобилии ресурсов.
Плодородные лёссы Желтой реки позволили возвести пирамиду классической китайской образованности и основанной на ней централизованной ханьской бюрократии.
Оросительные каналы Междуречья породили возносящиеся к небесам зиккураты, ныне покоящиеся под глинистыми холмами теллей.
И, наконец, единственное дошедшее до наших дней античное чудо света — пирамиды Египта, обязанные разливам Нила. Возведенные в Древнем Царстве, они всю тысячелетнюю историю этой страны, насыщенную коррупцией, мятежами и внешними вторжениями, были наглядным свидетельством величия духа народа Черной Земли; жизнестойкости его культуры; ориентиром, оставленным смятенным потомкам могучими предками.
Много говорилось о тщетной трате ресурсов на строительство пирамид деспотами фараонами, наущаемыми мракобесами жрецами. Но без вечных свидетельств величия, записанных в камне пирамид, сумело бы собраться воедино египетское государство, разодранное местечковым феодализмом «местных элит» на закате Древнего Царства? Сумело бы оно освободиться от оккупационной власти кочевников гиксосов, сокрушивших Царство Среднее? Сумело бы Новое Царство превратиться в крупнейший цивилизационный и геополитический фактор Ближнего Востока?
И, самое главное, смогло бы оно без стойких ориентиров пирамид донести сокровища своего знания до классической древности, до взыскующих истины умов Пифагора, Платона, Геродота? Дотянуть ниточку первонауки, персонифицированную в образе Гермеса Трисмегиста, через европейское Средневековье до наших дней?
Итак — какова же роль космических технологий в современной сверхизобильной технологической цивилизации. Где они воистину незаменимы?
Ну, первое, что приходит на ум, — их военное применение. А так ли это?
Еще Адольф Гитлер говаривал своим холуям, что для баллистических ракет и атомных зарядов наша планета — слишком маленький театр войны. Финансируемые в пятидесятые годы прошлого века ВВС США разработки движимого взрывами ядерных бомб корабля «Орион» были свернуты после того, как один не в меру ражий капитан продемонстрировал руководителям Министерства авиации детальные схемы залунных орбит, по которым «Орионы» должны были нести в своих бомболюках мир, свободу и справедливость. Советский «Салют» с бомбовым прицелом и пушкой даже летал в космосе. Но это все полный бред…
И обольщаться успехами космической разведки и навигации тоже не стоит. В обеих иракских кампаниях общее превосходство коалиции над Саддамом было столь велико, что обсуждать вклад отдельных технологий не имеет смысла. Но где там наш Усама, а?
Перейдем к гражданским применениям. Ну, спутниковые тарелки. Но знает ли ктонибудь, какая доля сигнала идет через космос, а какая по кабелям? Я после 9/11 таких цифр не нашел, но подозреваю, что незаменимость космических линий связи изрядно преувеличена.
Так что космические технологии в значительной степени, как, кстати, и вооружение современных армий, — это наследие эпохи глобального противостояния. В котором говорили о MAD — взаимном гарантированном уничтожении, но боролись на деле гарантированным экономическим истощением. При такой Большой Стратегии эффективность конкретных технологий значения имела чуть — были бы они затратными и впечатляющими для малокомпетентного политического руководства.
Но вот в одном космические технологии незаменимы — они дали человечеству отнесенные почти в бесконечность ориентиры. И свернутые лунные миссии, и утопленный «Мир», и обреченный на заклание «Хаббл» — все они говорят о том, что человечество все же нечто большее, чем сумма миллиардов жадностей, похотей и агрессивностей.