Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Стратегическая медитация

Архив
автор : Тимур Садыков   16.04.2004

Для занятий музыкой я стал искать программу для записи в компьютер, которая могла бы заменить домашнюю студию. Но каждая попытка кончалась разочарованием. И тут мне встретился Acid Pro, тогда еще версии 2.0...

Если вы когда-нибудь пробовали заниматься музыкой, мечты о домашней студии вас, конечно же, посещали и через некоторое время даже переходили в рефлекс. Осознав однажды, что шансы завести дома «настоящую» студию в ближайшую пятилетку призрачны, я стал искать программу для записи в компьютер. Я пытался ее представить, но не очень верил, что мои тонкие духовные переживания могут материализоваться на экране монитора.

После каждой новой попытки (коих набралось десяток, а то и два) я погружался в пучину разочарования, но оправившись, с робкой надеждой ставил новый «профессиональный пакет», чтобы опять сказать себе: «Счастье бывает только в глупых сказках». И тут мне встретился Acid Pro, тогда еще версии 2.0, — и я понял, что небо стало ближе, сны ярче и все, что теперь услышит моя голова, она сама переведет в формат acd-zip, чтобы мне было удобнее.

Насколько я понимаю, Acid изначально не был предназначен для создания «живой» музыки. Его позиционировали (простите за грубое слово) как инструмент для работы с петлями1, в первую очередь — для всякого рода танцевальных композиций, и как средство для создания ремиксов в частности. Эти его свойства, конечно, прекрасны, но речь о другом.

Основные задачи, решаемые с помощью Acid Pro, на мой взгляд, следующие: духовное самосовершенствование, познание мира в его цельности и полноте. Кроме того, софтина может записывать музыку и оперировать ею2. Это многодорожечный редактор, то есть каждая новая партия будет представлена как отдельная дорожка (основное окно программы изображено на рис. 1). Рассмотрим возможные функции Acid Pro по отношению к нашей музыке, к нам самим и к миру вокруг нас. Начнем с явного.

В первую очередь я рассчитываю на внимание людей, которым музыка иногда приходит в голову и некоторое время там живет. Допустим, вы владеете каким-то музыкальным инструментом (в смысле — используете его не только как предмет интерьера, а умеете извлечь из него звуки той или иной степени гармоничности). И вот вас посещает музыкальная тема, которую срочно надо зафиксировать. Подходите к компьютеру и делаете четыре клика: открыли программу, кинули какой-нибудь барабанный сэмпл, чтобы темп не поплыл, растянули его подлиннее, включили запись. Всё. Музыка не успеет уйти из головы; более того, она будет приятно удивлена вашей реакцией и отныне станет относиться к вам с большей благосклонностью. Такова первая функция Acid Pro — «записная книжка музыканта».

Можно этим ограничиться, а можно попробовать воспользоваться редактором для более интересных вещей. К примеру, вы хотите другой барабанный рисунок. Одно движение — перетащили его в проект, второе — выделили нужную область. Быстрее уже не бывает. Это, кстати, очень важное свойство Acid — все происходит быстро, и вдохновение не успевает испариться, вы весь в нем, а не в деталях. Пусть остальным занимаются звукорежиссеры — они это умеют, им за это платят, так пусть они ковыряются в настройках, создают «объем» или «панораму». Я не хочу вникать в то, что такое «панорама»: когда приходит вдохновение, не до панорамы. Пусть программа делает быстро то, что ее просят, а все остальное — позже и может быть. Но при всем при этом, если вдруг результат вашего вдохновения окажется интересным или даже гениальным, вы будете иметь на руках файлы вполне профессионального качества, пригодные для дальнейшей работы.

Вообще-то, и в Acid Pro вы можете довести свою композицию до конца, самостоятельно или с чьей-то помощью, при желании навешивая на каждую дорожку десяток эффектов или редактируя их во внешнем редакторе, открывая уже нужную дорожку в уже нужном редакторе сразу через контекстное меню (это настраивается, см. окно общепрограммных предпочтений на рис. 2). Опять-таки быстро.

Или же вы записываете только свою партию, передаете знакомому или незнакомому музыканту, чтобы он попробовал добавить к ней свою, и т. д. Таким образом, Acid Pro можно использовать как средство создания «виртуальной группы» — довольно распространенного нынче явления.

Теперь перейдем к духовным упражнениям. Запишите ритм-партию на своем инструменте, зациклите ее и импровизируйте поверх. Иногда лучший партнер — вы сами, так что еще одна функция Acid Pro — достижение доброкачественного раздвоения личности.

Можно долго экспериментировать с ритмами. Как показывает практика, человек, впервые оказавшийся в Acid, начинает сваливать в свой проект огромное количество ритмов и партий одновременно. Он добавляет еще и еще, пока ему не становится хорошо. И хотя музыки как таковой из подобных опытов обычно не получается, но мы можем отметить Acid как средство достижения первобытной радости творчества.

Сделаю небольшое лирическое отступление и вернусь к барабанным петлям. Они нужны не только для того, чтобы дети баловались с ними в eJay (она же Dance Machine). Я говорю здесь о барабанах, но все это, естественно, можно распространить и на любые другие инструменты. Так вот, барабанные петли можно запускать не с начала такта.

Я начал новый абзац, чтобы у вас было время обмозговать предыдущую фразу. Это отнюдь не так «естественно» и «само собой разумеется», как кажется на первый взгляд (та же Dance Machine такими вещами не занимается). Рискну предположить, что только профессионалы смогут представить заранее, как будет сочетаться записанная ими партия с партией барабанов, опаздывающей, допустим, на полтакта или неуловимо убегающей вперед. Не говоря уже о том, насколько хорош должен быть барабанщик, чтобы вы попросили его о чем-то подобном (да еще чтобы у него получилось). В нашем случае все делается несколько проще: увеличьте масштаб отображения дорожек. Теперь немного передвиньте дорожку с барабанами (хотя бы просто попадите в слабую долю). Послушайте, что вышло (ежели у вас был регги-сэмпл, все зазвучало гораздо привычнее). А теперь подвиньте барабанную дорожку на какой-нибудь менее тривиальный интервал. Попробуйте воспроизвести. Поздравляю, вы сделали первый шаг в мир King Crimson и Radiohead, шаг не вполне верный (ибо звучит, скорее всего, ужасно), но в верном направлении, не так ли?

Еще один подобного рода опыт — изменить в окне свойств барабанной дорожки (рис. 3) параметр Number of beats. Если его увеличить или уменьшить вдвое, то и звучать он будет вдвое медленнее или быстрее, а вот если как-то по-другому… здесь главное — не увлечься (и я бы еще предостерег — не потеряться).

Любящие музыку молодые люди склонны сбиваться в стайки по три-пять человек, чтобы вместе покорять вершины хит-парадов и объективизировать завышенное самомнение. Если они даже доживут до первой записи и поймут, что «что-то не то», то и исправлять это «не то» придется уже новой записью. Что на самом деле совсем не легко: скорее всего форма произведения к моменту записи уже так «закостенеет» и приживется в сознании, что менять ее покажется кощунством. А вот если бы они сразу могли слушать себя со стороны, многие вещи можно было бы оценить еще в самом начале: что гитарное соло однообразно, что басист играет неровно, а девушка, которая поет, нужна другая («Прости, конечно, дорогая, это сложный разговор, но чтобы покорить вершины хит-парадов и объективизировать завышенное самомнение, нужна другая девушка, вот так»). Басист теперь будет больше уделять внимания метроному, чем девушке, — используя как метроном тот самый Acid. Чтобы хоть как-то разнообразить свою унылую долбежку, он начинает играть под все более сложные ритмы, пока наконец не понимает, что в эту группу он уже не вернется, потому что теперь любит стиль drum&bass3 и социальная поэзия гитариста ему чужда. Делаем вывод: Acid Pro — еще и средство борьбы с завышенным самомнением в большинстве случаев или надежное средство для покорения желанных вершин в остальных, плюс средство расширения кругозора и смены музыкальных ориентиров.

Многие не любят электронную музыку за «примитивность», что связано с широким распространением танцевальной «электроники». И правда, ознакомившись с Acid, становится ясно, что большинство композиций, услышанных на каком-нибудь FM-радио, могут быть сделаны в том же Acid за десяток кликов (то есть люди не напрягли не только голову, но и руки). С другой стороны, слушая некоторые электронные номера, можно понять, насколько их было трудно сделать. Таким образом, Acid — средство обзавестись доброкачественным снобизмом и избавиться от поверхностных суждений.

Конечно, есть и другие духовные практики, не связанные напрямую с мистическим орденом Sonic Foundry, — та же Fruity Loops, например, которую удобно было бы иметь в качестве своего рода плагина к Acid (хоть это и отдельный продукт). Во Fruity Loops можно делать петли для Acid, только не забудьте сразу зациклить свою работу, слушать ее все время фоном и, главное, выберите в меню Options — Song settings размер похитрее. Этот процесс мы можем обозначить как «тактическая медитация». Чуть позже, добавляя свежую петлю на 7/4 в проект, где вы играли в 3/4, и пытаясь найти художественное обоснование всему этому, вы погрузитесь в «стратегическую медитацию» или, как ее чаще называют, невыносимую легкость бытия4.

В настоящее время Acid пресуществует в мире в реинкарнации 4.0. В этом своем воплощении Acid все так же прекрасен. Пару лет назад, выпуская версию 3, компания Sonic Foundry нарушила основной закон производителя в обществе потребления — закон разумного недостатка. То есть продукт, как бы хорош он ни был, должен оставлять некоторую неудовлетворенность, чтобы хотелось купить следующую версию. Может быть, они просто забыли об этом, запамятовали, или, возможно, такие уж они растяпы-идеалисты, или их главный маркетолог не вовремя зачитался Бодрийяром, — неважно. Воспользуемся плодами этой забывчивости, этого недоразумения, и перенаправим вектор нашего изыскания совершенства из внешнего мира в себя.


1 Петля, она же кольцо, — локализованная версия термина loop. Если сэмпл (sample) — просто кусочек звука, когда-то кем-то записанный, то loop — ритмически организованный сэмпл. Если мы пустим петлю по кругу (другими словами — закольцуем), то получим вполне законченный ритмический рисунок.
2 Так же поступают, к примеру, Steinberg Cubase или недавно появившийся Adobe Audition.
3 Электронная музыка, основанная на сложных полиритмических партиях ударных с ярко выраженной басовой линией.
4 Уточняю: в известных мне версиях Acid нет отдельной кнопки «легкость бытия», для его достижения следуйте инструкциям предыдущего абзаца.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.