Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Контрольная для третьего разряда

Архив
автор : Василий Щепетнев   09.03.2004

История о том, как самые мощные шахматные программы не смогли решить простенькой задачки. Deep Fritz 8, Chess Tiger 15, Rebell 12, Chessmaser 9000, Nimzo 8, Tiger Gambit 2.0, Hiarcs 9 - все программы выбирали единственно неверное продолжение.

Я расставил на доске позицию. Итак: белые — король b2, пешки a3 b4 c5 d4 e3 f4 g5 h6.
Черные — король g8, ладьи h8 a5, слон f7, пешки a4 b5 c6 d5 e4 f5 g6 h7. Ход белых.
Эта позиция, как я вычитал в эхоконференции, посрамила все шахматные программы. Но мало ли что напишут!

Очень сложной позицию не назовешь. Шахматист третьего разряда без труда уяснит что к чему: ничья! Колоссальный материальный перевес черных невозможно реализовать, поскольку пешечные цепи непреодолимы, позиция закрыта. Белым нужно ходить королем по своей половине доски, только и всего. Взломать позицию, разрушить пешечную стену (1.b4xa5??) могут только они, но ход этот — чистое самоубийство.

Deep Fritz 8, программа, несколько месяцев назад сыгравшая с Каспаровым вничью, выбрала именно этот ход! Я, не веря своим глазам, смотрел на экран. Как же так? Ладно, загрузил Junior 8. Опять катастрофа. Chess Tiger 15, Rebell 12, Chessmaser 9000, Nimzo 8, Tiger Gambit 2.0, Hiarcs 9 — все программы выбирали единственно неверное продолжение. Воистину, эпидемия шахматной слепоты.

Я перешел к недавно выбившимся в разряд коммерческих программам — Ruffian 2 и Deep Sijeng. Все то же. Обратился к программам любительским, втайне надеясь, что какая-нибудь, да заткнет за пояс «профессионалов». Нет, даже SmarThink 17, возможно лучшая из них (и, что приятно, отечественная), спасовала.

Вот так. Строили, строили и наконец построили. Все гиганты шахматной мысли оказались бессильны пройти испытание, с которым третьеразрядник справляется запросто.

Вспомнилось утверждение Сергея Голубицкого о том, что программа исчерпывает себя к третьей версии, далее лишь обрастает рюшечками и бантиками. Действительно, если третий «Фриц» играл на равных с Каспаровым и восьмой играет на равных, в чем тогда прогресс? В том, что «Фриц» научился кашлять, сморкаться, стучать фигурами и отпускать шуточки на мой счет? Пусть отпускает, ладно, но если тебе гроссмейстер имя, у тебя должны быть… по меньшей мере, навыки игры в закрытых позициях.

Если нельзя найти верного решения на 64 полях, то что, например, ждать от компьютерного предсказания погоды, где параметров неизмеримо больше, чем на шахматной доске?

А я-то, я… Шахматные корифеи мне нужны не для коллекции: пишу роман о Чигорине. Понять характер шахматиста без глубокого изучения его партий немыслимо, я — перворазрядник, вот и позвал на помощь цифровых маэстро. Но выясняется, что они отнюдь не всемогущи и не освобождают от обязанности напрягать собственный ум. А именно этого от программ ждут и мореплаватель, и плотник, — чтобы они взяли на себя бремя ответственности. И еще — чтобы было на кого свалить вину за неудачу: не я прозевал ураган, а программа, не я приписал абоненту разговоры с Австралией, а программа. Тут еще выборы… Не зря же проигравшие настаивают на пересчете голосов вручную. Или исследования Марса… Ошибка в программе, оттого и пропал аппарат и полмиллиарда в придачу, а я не виноват. Орфографические, арифметические, экономические и политические ошибки — всё, всё можно свалить на программы. Порой в голову закрадывается крамольная мысль: вдруг широчайшим распространением информационные технологии обязаны именно тому, что время от времени ошибаются? Не часто, нет, — ровно столько, сколько требуют гордость и самолюбие уязвленного «царя природы». Сообщая об очередном обрушивании операционной системы, трудно удержаться от нотки гордости за себя родного. Зависла программа, глючит, вылетает на самом интересном месте? А я уже сколько лет просыпаюсь утром, чищу зубы, выгуливаю собаку, жарю картошку (свою картошку!), завариваю чай и еще выполняю десятки, сотни дел и делишек — и все без роздыху, апгрейда, переустановки.

Смотреть сверху вниз на тихо жужжащий ящичек приятно во всех отношениях, но прогресс все-таки существует. Вот и Word перестал давиться междометием «э…» и спокойно заносит его в пользовательский словарь; глядишь, лет через пятьдесят он будет проверять орфографию и грамматику, руководствуясь смыслом и рифмою, а не мертвым шаблоном спеллинга. Как ни старается человечество замедлить прогресс, притормозить, а он нет-нет да и отгрызет кусочек шагреневой кожи современной цивилизации.

На словах-то мы прогресс любим, уважаем и привечаем, но на деле… Тотальное нежелание платить за программы идет не от скупости — от неосознанного желания притормозить автора. Ты все творишь, выдумываешь, пробуешь? А мы тебя — на хлеб и воду. Осозна,ешь и прекратишь корчить из себя самого умного, которому больше всех надо. Я бы и даром новые программы не ставил, да соседа опасаюсь: а ну как он какое-нибудь преимущество через это надо мной получит, нехорошо. Опасение заставляет сочинять вирусы, ничто ведь не радует так, как чужая беда, без нее и собственный успех не сладок.

Другое дело, что помогает это ненадолго. Вот и я на днях получил новую программу, Shedder 8, последнее достижение шахматного программирования. И Shedder решил позицию мгновенно, показав, кто гроссмейстер, а кто — любитель.

Впрочем, это я и без него знал…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.