Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Три шага назад

Архив
автор : Киви Берд   02.03.2004

Широко разрекламированные планы администрации президента Буша по скорому и масштабному внедрению в США чистых и эффективных топливных элементов на водороде многие эксперты назвали нереалистичными и популистскими.

Широко разрекламированные планы администрации президента Буша по скорому и масштабному внедрению в жизнь Америки чистых и эффективных топливных элементов на водороде многие эксперты назвали нереалистичными и популистскими.

Примерно год назад в своем послании к нации Джордж Буш, говоря о технологиях, сделал громкое заявление, чем-то напомнившее слова Никиты Сергеевича Хрущева, пообещавшего, что "нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме". В версии американского президента, для которого коммунизм хуже чумы, светлое будущее выглядело так: "Водородные автомобили могут стать основным транспортным средством для детей, родившихся в 2003 году". Министр энергетики Спенсер Абрам тоже горячо поддерживает эту идею и уже заложил в бюджет 2005 года 318 млн. долларов США на производство водорода и топливных элементов.

Однако в отчете Национального научного фонда США, опубликованном в первых числах февраля, делается вывод, что цели министерства энергетики (массовое производство водородных автомобилей к 2020 году) нереальны. Конечно, топливные элементы на водороде не дают вредного выхлопа. Однако самые дешевые методы производства водорода - из угля или природного газа - экологически чистыми назвать трудно. Кроме того, водород непросто хранить и транспортировать. Даже в самом дешевом варианте энергия от топливных элементов оказывается гораздо дороже той, что получают от бензинового двигателя. Поэтому, делает вывод Антония Херцог, один из авторов отчета Научного фонда, в этой технологии "должна произойти революция, прежде чем она станет широко распространенной реальностью". Так что в течение ближайших 25 лет влияние водородных автомобилей на импорт нефти и загрязнение атмосферы будет, "вероятно, незначительным", говорится в отчете.

Весной выйдет из печати еще одно пессимистичное заключение - книга "Шумиха вокруг водорода" (The Hype About Hydrogen), подготовленная Джозефом Роммом, отвечавшим в министерстве энергетики США за охрану природы и разработку альтернативных источников энергии в период правления администрации Клинтона. По убеждению Ромма, машины на топливных элементах не получат массового распространения еще несколько десятилетий, так как для топлива, которое нужно для получения водорода, есть куда лучшие способы применения. Например, большинство водородных производств сегодня работают на основе природного газа, но даже использование этого газа для выработки электричества (дабы заменить электростанции, работающие на угле) и экологичнее, и выгоднее. И вообще, в условиях, когда нет никакой инфраструктуры для заправки водородом автомобилей, люди, заявляющие о водородных автострадах и сонме водородных машин через десять-пятнадцать лет, обманывают сами себя, считает Ромм.

В унисон с этими заявлениями прозвучало и выступление из лагеря производителей топливных элементов (не только водородных). На январском Всемирном экономическом форуме в швейцарском Давосе с докладом выступил Роберт Лифтон, глава компании Medis Technologies, выпускающей топливные элементы для мобильных телефонов и прочей переносной электроники. Докладчик сделал акцент на необходимости не переоценивать возможности топливных элементов и не питать напрасных иллюзий, что данная технология спасет от энергетического кризиса. В ближайшее время Medis Technologies планирует выпустить на рынок перезаряжаемые топливные элементы для карманной бытовой электроники - каждое по 30 долларов, со стоимостью перезарядки около 1,5 доллара. Они обеспечивают около двенадцати часов непрерывной работы портативного устройства. "Но наш продукт нельзя просто взять и увеличить в размерах, - предупреждает Лифтон. - Каждое десятилетие раздаются обещания выпустить на массовый рынок коммерчески выгодные топливные элементы уже через десять лет. Но мы так до сих пор и не видим реальных продуктов, способных снабжать достаточной энергией, скажем, автомобиль. Не следует переоценивать данную технологию".

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2022
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.