Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Бизнес под колпаком

Архив
автор : Денис Коновальчик   12.03.2004

Журнал Business 2.0 составил рейтинг самых нелепых деловых решений, маркетинговых ляпов и просто анекдотических историй из области бизнеса.

Кто сказал, что деловая стезя серьезна и невообразимо скучна? С этим утверждением категорически не согласны сотрудники журнала Business 2.0 — составители ежегодного рейтинга под названием «101 тупейший случай в бизнесе».

Уже в четвертый раз его лауреатами объявляются те, кто сумел как никто другой рассмешить публику своими нелепыми решениями, маркетинговыми ляпами и просто анекдотическими историями. Эксперты по «шутейному бизнесу» не только расставили кандидатов по ранжиру, но и назвали абсолютных чемпионов-2003, попавших «под раздачу» виртуальных призов — пьедесталов с надетыми на них шутовскими колпаками.

Обладателями Гран-При на сей раз стали сразу двое воротил, окрещенных журналистской братией «жадными Ричардами». «Ричард Первый», бывший глава Нью-йоркской фондовой биржи Дик Грассо (Dick Grasso), прославился тем, что в августе отписал себе премиальные в размере ни много ни мало — 139,5 млн. долларов. К чести Дика, он проявил удивительную скромность, наотрез отказавшись от предлагавшегося ему довеска в 48 миллионов. Ждать, правда, пришлось всего неделю: увольняясь, Грассо решил не мелочиться, прихватив на память о любимой бирже все денежки. Впрочем, нести это финансовое бремя в одиночку Дику пришлось недолго: Комиссия по ценным бумагам и биржам США предложила ему свои услуги по пересчету столь щедрого «пенсиона».

Куда скромнее оказался «Ричард Второй» — основатель компании Strong Financial Дик Стронг (Dick Strong), чьи левые доходы потянули всего-то на 600 тысяч «зеленых». Этот капитал старина Дик нажил на фьючерсных сделках, шедших вразрез с обязательствами его компании. В результате ему пришлось распрощаться как с невеликим приработком, так и с постом главы компании. Учитывая, что принадлежащие Дику акции тянут почти на миллиард долларов, можно заподозрить, что свою бизнес-программу он позаимствовал у старого еврея из анекдота, говорившего, что, будучи царем, он жил бы лучше, чем царь, — просто немножко бы шил.

О себе любимом в минувшем году не позабыл и бывший глава обанкротившейся American Airlines Дональд Карти (Donald Carty), решивший стрясти со 110-тысячного персонала компании 1,8 млрд. долларов на пособие для сорока пяти уволенных менеджеров высшего звена. Увы, затея сорвалась: профсоюз встал на дыбы против столь щедрой «моральной компенсации» проштрафившихся менеджеров, и «мягкой посадки» у Карти со товарищи так и не вышло.

Самым страшным явлением бизнес-года признана массовая почтовая рассылка, осуществленная британской компанией Yorkshire Water. В рамках акции по экономии воды ее сотрудники отправили клиентам пакеты с кварцевым песком, которые рекомендовалось поместить в сливной бачок унитаза. Увы, многие адресаты не оценили этот «спам» по достоинству: светлые кристаллики, которые предписывалось «мочить в сортире», вызвали у них единственную ассоциацию — со спорами сибирской язвы. «Террористический» скандал кое-как удалось замять, но с проблемой перерасхода сливной воды британцам в ближайшее время справиться, похоже, так и не удастся.

Тема быта нашла отражение и в номинации «Самый нелепый продукт года», коим, по мнению экспертов по «шутейному бизнесу», признан Интернет-туалет iLoo от Microsoft. Наряду с необычным проектом оборудованного широкополосным доступом в Сеть сортира, премию заслужил его «маркетинг», весьма своеобразно проведенный пресс-службой редмондской компании. С помпой обнародовав свой проект 30 апреля и вызвав к нему обвальный интерес у любителей бытовых гаджетов, через двенадцать дней майкрософтовцы пошли на попятную, объявив свою затею шуткой. Правда, на следующий день, вероятно, прикинув, что первоапрельская шутка, прозвучавшая через четыре недели после «дурацкого дня», выглядит странно, гибкие пиарщики выдали очередной кульбит, заявив, что вести об iLoo были отнюдь не уткой, а информацией о реальном продукте, от разработки которого было решено отказаться.

Премии «За расширение брэнда» удостоена компания Smith & Wesson, в период небывалого снижения спроса на огнестрельное оружие начавшая производство… одежды и постельного белья. Впрочем, даже в новой для себя ипостаси доблестные оружейники остались верны традициям: так, серия новых диванных подушек украшена изображениями неотразимых «ковбоек» с револьверами наперевес, а также характерным орнаментом, напоминающим сквозные пулевые отверстия. Пожалуй, на этих произведениях текстильного искусства не хватает лишь надписи «покойся с миром».

Лидером в сфере общения с персоналом стал глава фирмы Sunset Direct Дуг Монахан (Doug Monahan), разославший подчиненным манифест о дисциплине, включающий следующий текст: «Я предполагаю, что мои компьютеры и телефоны будут использоваться только для работы. Если вам нужно принять личный звонок, делайте это короче. Если вы получите личный e-mail, я предполагаю, что вы либо на него не ответите, либо пошлете в ответ краткое требование прекратить посылать вам письма. Если я найду того, кто нарушает эти правила, я немедленно его уволю. Всем несогласным с приведенной программой и считающим, что это шутка, я обещаю, что к 8.00 предрождественского понедельника они будут уволены».

Увы, в завинчивании гаек в отношении своих сотрудников в прошлом году преуспели не только акулы бизнеса, но и представители бюджетной сферы. Так, лауреатом премии за самый экономный «аутсорсинг» оказался медицинский центр Калифорнийского университета. В октябре достоянием общественности стал крик души одной из его работниц пакистанского происхождения, заявившей, что, если ей не повысят зарплату, она опубликует в Интернете конфиденциальную информацию о пациентах Центра. Первоначально работодатель обещал ей исправно платить по 3 цента за строку вводимых в компьютер данных, но затем не сдержал слова. Правда, в «кризисе неплатежей» мог быть повинен не только медицинский центр: дело в том, что работу этой несчастной женщине предоставил один предприимчивый техасец, который, в свою очередь, получил свой заказ на онлайновой бирже труда из рук жительницы Флориды, подрядившейся выполнить всю работу исходя из оплаты в 18 центов за строку. Такая вот трофическая цепь…

И напоследок — о приятном: среди нынешних лауреатов есть и наши соотечественники. Премию в издательской области отхватили дизайнеры московского журнала «Финанс», отобразившие на одном из своих постеров причудливо слившиеся в экстазе символы доллара и евро. На просьбу пояснить род занятий ведущих мировых валют, издатель журнала Игорь Мальцев простодушно признался: «Я-то думал, что они танцуют».

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.