Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Creative Sound Blaster Audigy 2 NX

Архив
автор : Андрей Волов   11.02.2004

Creative Labs сделала это: внешняя подключаемая по шине USB 2.0 звуковая карта Sound Blaster Audigy 2 NX завершила славное дело предшественников-первопроходцев (под ярким названием Extigy и абсолютно бессмысленным MP3+) и отныне по праву должна затмить их.

Creative Labs сделала это: внешняя подключаемая по шине USB 2.0 звуковая карта Sound Blaster Audigy 2 NX завершила славное дело предшественников-первопроходцев (под ярким названием Extigy и абсолютно бессмысленным MP3+) и отныне по праву должна затмить их. Конечно, сингапурский концерн не одинок на рынке USB-аудиокарт. Чуть раньше M-Audio (www.m-audio.com), не нуждающаяся в представлении в музыкальных кругах, выпустила восьмиканальную 24-битную USB-карту Sonica Theater, а сейчас дополнила свою линейку двухканальной 24-битной USB-картой Transit (цена около 100 долларов). Не осталась в стороне и Terratec, славящаяся высоким качеством и безглючностью своей аудиопродукции, выпустив шестиканальную 16-разрядную Aureon 5.1 USB (около 90 евро). Однако Creative первой создала USB-аудиоустройство, универсальное как в восьмиканальном озвучивании видеофильмов и игр, так и в воспроизведении высококачественной музыки DVD-Audio.

 

Технические характеристики, заявленные производителем, для начала просто перечислим (и ниже выборочно обсудим):

- отношение сигнал/шум (A-взвешенное) для каналов "левый", "правый", "центр", "сабвуфер" - 102 дБ (при амплитуде 2 В RMS); для окружающих каналов и наушников - 96 дБ;
- поддержка формата S/PDIF для входящих данных с качеством до 24 бит/96 кГц;
- выход S/PDIF с настраиваемой частотой дискретизации 44,1, 48 или 96 кГц;
- возможность записывать в режиме Bit Accurate (бит в бит), используя выход S/PDIF, в приложении Creative Recorder с частотой дискретизации 32, 44,1, 48 или 96 кГц;
- поддержка SoundFont 2.1 для воспроизведения MIDI;
- воспроизведение/запись с качеством до 24 бит/96 кГц (для многоканального воспроизведения с тем же качеством и одновременной записи и воспроизведения требуется поддержка USB 2.0).
Основные элементы, на которых построена Audigy 2 NX:
- аудиопроцессор Creative CA0186-EAT (увы, темная лошадка; по размерам намного меньше аудиопроцессора "слотовой" Audigy2);
- 6-канальный 24-разрядный (дельта-сигма) аудиокодек Sigmatel STAC9460S;
- ЦАП Philips UDA1334, способный работать с 24-битным потоком (обслуживает седьмой и восьмой аналоговые выходы);
- микросхема флэш-памяти ST M29W400BB;
- ARM-процессор декодирования аудиосигналов (MP3, WMA, AAC и т. п.) Cirrus Logic EP7309-CB;
- микросхема USB-интерфейса Philips ISP1581.

Конструкция явно мудреная получилась: на подмогу облегченному аудиопроцессору от Creative вызван процессор-декодер от Cirrus Logic. По идее, скромненький маленький ЦАП от Philips должен быть брошен на амбразуру самых задних каналов. Разумеется, ни о какой многоканальной записи не может быть и речи - записать можно только стереосигнал. Регуляторы - аналоговые диски для выбора громкости наушников и уровня входного сигнала с микрофона.

Программа ключевых настроек карты под названием "Device Control" для Audigy 2 NX уникальна и будет инсталлирована отдельно. Не путайте с аналогичной одноименной программой для "истинных" Audigy2. Коренное отличие видно сразу же: на первой закладке предусмотрено конфигурирование нагрузки PCI/USB (зависит от реальной пропускной способности). Выбор частоты дискретизации аудиопотока ограничен тремя вариантами (22, 48 или 96 кГц), а разрядности - 16 или 24 битами (см. скриншоты).

Какова будет частота дискретизации сигнала на цифровых выходах - от формата входящего по USB потока не зависит (благодаря чудесам передискретизации), посему выбирается отдельно из ряда 44,1, 48 или 96 кГц. А вот какая будет частота дискретизации аудиосигнала, приходящего по цифре на S/PDIF-входы с какого-нибудь внешнего аудиоустройства, - высветится автоматически.

Появилась закладка выбора и настройки встроенного декодера Dolby Digital; в лучшую сторону изменился раздел, отвечающий за настройки пульта дистанционного управления; в эквалайзере исчезли две крайние полосы. И если о полосе высоких частот остается только грустить, то с самой низкочастотной полосой можно легко проститься, благо в разделе конфигурирования числа каналов-колонок есть подъем баса (BassBoost, который, правда, работает лишь в том случае, если установлен режим двух колонок).

В процессе тестирования всевозможными программами Audigy 2 NX обрезАла частотные составляющие выше 24 кГц (спад начинается с 20 кГц), если в Control Device частоту дискретизации аудиопотока по USB выставить равной 48 кГц. Разумеется, как при записи, так и при воспроизведении. При частоте дискретизации аудиопотока по USB, равной 96 кГц, спад АЧХ не заметен вплоть до 46 кГц.

В области частот до 20 кГц устройство продемонстрировало неплохие параметры: на аналоговых выходах динамический диапазон составил около 90 дБ, а на цифровых - под 97 дБ. Единственное замечание: слегка выпали из логически стройного ряда показателей центральный и сабвуферные каналы, - видать, драйверы бес попутал. Фоновый шум незначителен, без гармоник, кратных 50 Гц. Очевидно, в плане наводок грамотное самостоятельное электропитание предпочтительнее питания через USB (разумеется, если работать с настольным компьютером, - на ноутбуках, даже питающихся от сети, с картой MP3+ все заметно лучше). Было также установлено, что возможное программное задавливание басов (больше –11 дБ) на всех "сателлитных" выходах вызывается не чем иным, как последствиями включения многоканального режима 7.1 (см. скриншоты). Так что при переходе на стереоакустику не забывайте переключаться на два канала, иначе надежды на оптику себя не оправдают.

Если верить тестовым утилитам, Audigy 2 NX со своим бортовым аудиопроцессором в DirectSound 3D (то есть в играх) нагружает центральный процессор компьютера в три раза сильнее, чем Audigy 2 Platinum eX. Однако в играх с обычным ЕАХ (а таковых в России пока абсолютное большинство) для пессимизма нет оснований. По ходу замечу, что галочка типа ЕАХ3 в настройках игры еще не означает, что параметры новых эффектов "с пониманием" оптимизированы программистами и что звук в этой игре будет лучше, чем в игре с EAX с тщательно подобранными параметрами эффектов.

Экспертное прослушивание новинки от Creative показало, что ее звучание яркое, сочное, без подчеркивания недостатков сжатых форматов. По сравнению с Audigy 2 Platinum eX на акустических системах с сабвуфером (Creative MegaWorks 510D) субъективно кажется, что басы звучат богаче, как бы выпуклее, но локализация источников звука в пространстве похуже. Совмещенный выход на наушники, оживающий программно во всех режимах за исключением 7.1, на 32-омных наушниках заметно шумел в паузах независимо от уровня громкости (кстати, предусмотрено автоматическое отключение всех выходов при бездействии аудиоконтроллера, чтобы, в свою очередь, могли отключаться акустические системы). Тем не менее, звучание в качественных наушниках - явно выше среднего.
Возвращаясь к звуку в играх, отмечу, что замену Audigy 2 NX на Audigy 2 Platinum "в темную" почти никто из геймеров не заметил на слух. Игра "Max Payne 2" не тормозилась, звук не рвался (по крайней мере, на компьютере с двухгигагерцовым процессором), в "Need For Speed" пространственный звук был натурально приятным. В симуляторе "Ил-2" марши шли на ура, гул моторов тоже был хорош, чего не скажешь о целостности пространственных образов (но в этом нет вины карты).

Содержимое компакт-диска USB Sound Blaster Audigy 2 NX Feature Showcase Demonstration, прилагающегося к карте, дабы потрясти покупателя технологиями EAX Advanced HD и Dolby Digital EX, откровенно говоря, разочаровало (пять каналов с сабвуфером MegaWorks 510D). Не помогло даже то, что на седьмой и восьмой каналы я подцепил отдельную стереопару колонок. Опять-таки, винить в этом тестируемую звуковую карту несправедливо - недоработали создатели диска. Эффекты Dolby Digital EX демонстрируются на коротеньком аудиофайле: бухает-ухает впечатляюще, аж стенки комнаты прогибаются, но и в задних каналах не помешало бы что-нибудь посущественнее соорудить. EAX Advanced HD (по сути EAX3) звучал ну слишком глухо. Да, под водой удар бетонного блока о дно звучит совсем не так, как на воздухе о землю, - гораздо глуше. Однако ныряльщики знают, что высокие частоты есть и под водой, например журчание пузырьков от выдоха.

Что касается высокоточности технологии Advanced HD, обеспечивающей при воспроизведении музыки такие эффекты, как динамическое выравнивание громкости, убыстрение-замедление без изменения основного тона, а также разложение стерео на четыре и более каналов, то, как известно, на вкус и цвет товарища нет. Или, говоря по-английски, tests differ. Кому-то эти эффекты понадобятся , кому-то - нет.

Комплектный DVD-Audio (шесть каналов, 24 бит/96 кГц) звучал четко и убедительно, несмотря на некоторые огрехи в исходной студийной записи. Благодаря широчайшему динамическому диапазону формат раскрывает, выводя из тлена неслышимости, мельчайшие нюансы звучания музыкальных инструментов (заодно и шероховатости исполнения-записи).

Напомню, в DVD-Audio, в отличие от MP3, WMA, OGG, AAC, DD, DTS и им подобных форматов, сжатие звука вообще не используется. Перед записью на диск звуковой файл лишь более плотно (вдвое) архивируется-пакуется специальным алгоритмом без каких-либо потерь информации. Главный козырь формата - реалистичная локализация источников звука в пространстве. Причем даже на обычной (средней и выше) мультимедийной акустике! Многоканальные форматы Dolby Digital и DTS из-за артефактов сжатия звука теряют (или искажают) не только частотную, но и фазовую информацию, что неизбежно сказывается на воссоздании звуковых образов в пространстве. Формат DVD-Video позволяет прицепить звуковую дорожку, записанную без сжатия (PCM) в стерео 24 бит/96 кГц. Качество звука при этом распрекрасное, но ощущение пространственности (а значит, и реалистичности) остается на уровне стерео. Конечно, на HiFi-акустике 24 бита записи дают о себе знать в пространственных эффектах, но все-таки не столь разительно, как в случае шестиканального DVD-Audio. Элитарный SACD (см. www.terralab.ru/multimedia/30828),  требующий дорогущей аппаратуры, - не в счет. Creative остается единственным производителем, предоставляющим возможность войти в новую эру звука за минимальные деньги. Желание крутить DVD-Audio на других звуковых картах с помощью легально купленного WinDVD обойдется в 90–110 долларов.

Чтобы прослушать музыкальный DVD-Video со стереодорожкой 24 бит/96 кГц через аналоговые выходы Audigy 2 NX, пришлось выставить в PowerDVD 4.0 ХР (в комплекте Creative по-прежнему отсутствует хотя бы маломальский DVD-проигрыватель) выход звука через S/PDIF, а в настройках драйвера аудиокарты - "встроенный декодер". Иначе PowerDVD не понимал, в каком виде сигнал (аудиопоток) выдавать на USB. После правильной установки параметров сигнал шел по цифре бит в бит и в таком виде достигал нашей звуковой карты.

Подведем итоги. USB-карту Audigy 2 NX роднит со "слотовыми" Аudigy2 только сервисное программное обеспечение, остальное - как электроника, так и драйверы - совершенно разное, хотя качество звука на мультимедийной акустике сопоставимо. Среди аналогов непрофессионального назначения, представленных сегодня на рыке, Sound Blaster Audigy 2 NX является, пожалуй, лучшим с точки зрения универсальности. Впервые любой современный ноутбук (USB 2.0) можно использовать как плейер DVD-Audio, не тратясь на добавления к программам типа WinDVD, а также для организации кинотеатра с недорогой, лишенной декодера многоканальной (вплоть до 7.1) акустикой. Подробный отчет читайте на www.terralab.ru/multimedia/31152.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.