Keep It Simple
АрхивВ этом году интерес к международной выставке бытовой электроники CES, традиционно проходящей в начале января, превзошел все ожидания: на 2,4 тысячи экспонентов пришлось больше 129 тысяч посетителей.
В этом году интерес к международной выставке бытовой электроники CES, традиционно проходящей в начале января, превзошел все ожидания: на 2,4 тысячи экспонентов пришлось больше 129 тысяч посетителей. В Las Vegas Convention Center (там же прошел последний Comdex) было яблоку негде упасть — из-за наплыва публики из конференц-залов убрали все кресла. Так что приветственную речь главы Ассоциации потребительской электроники (CEA) Гари Шапиро (Gary Shapiro) посетители слушали стоя.
По прогнозам CEA, объем рынка бытовой электроники в текущем году составит 101 млрд. долларов (на $6 млрд. больше, чем в году минувшем). Для расширения потребительской аудитории CEA планирует инвестировать в «электронное» образование покупателей всех возрастных групп. Самой перспективной категорией все без исключения участники CES назвали… женщин. Страсть тратить деньги у дам в крови (не случайно 63% всех онлайновых покупок в нынешний рождественский сезон пришлось на их долю), но гаджетов и прочей электроники слабый пол пока сторонится. Соответственно производителям было настоятельно рекомендовано создавать специальные «женские» модели. Во время выставки даже проводилась промо-акция «Technology is a Girl’s Best Friend», в рамках которой были награждены фирмы, чьи изделия пришлись прекрасной половине человечества особенно по душе.
Но центральной идеей мероприятия стала давно знакомая всем концепция «Умный дом». Здесь акценты с Интернет-холодильников и прочей экзотики перешли на вполне понятные и востребованные вещи: быстрый доступ в Сеть и удобную работу с аудио/видеоконтентом в любой точке жилища. Так, президент Panasonic Фумио Оцубо (Fumio Ohtsubo) заявил, что цель производителей современной электроники, ни много ни мало… продление жизни человека путем сокращения времени, потребного на работу с его воспоминаниями и текущей информацией — будь то фотография или музыка.
Говорил о концепции Connectivity («связанности») медиа-устройств и Билл Гейтс, продолживший продвигать уже известные по Comdex 2003 проекты «ненапряжного компьютинга» (Seamless Computing) и умных часов SPOT (которые наконец-то появились в продаже). В ходе полуторачасовой презентации глава Microsoft поведал о планах создания специальных «connectivity kits» для Xbox, телевизоров и музыкальных центров, которые позволили бы им общаться с Media Center PC. Идея медиа-экстендеров нашла поддержку у крупнейших сборщиков ПК и прочей электроники — Alienware, Dell, Gateway, Hewlett-Packard, Samsung и Tatung.
Президент Intel Пол Отеллини (Paul Otellini, фото 1) объявил, что корпорация намерена всерьез и надолго войти в мир бытовой электроники. На выставке было представлено первое детище подразделения Intel Consumer Electronics Group (CEG) — платформа Entertainment PC (EPC). Развлекательный ПК предназначен не для редактирования контента, а для его хранения и проигрывания — EPC совмещает функции музыкального центра, цифрового видеомагнитофона и HDTV-тюнера. Правда, Intel не рискнула ограничиться пультом дистанционного управления, как того требуют законы жанра, а снабдила EPC полноценной клавиатурой и мышью (беспроводными). Для поддержки идеи единых стандартов и развития перспективных технологий в этой области корпорация создала фонд Digital Home Fund, в который перечислила 200 млн. долларов.
Логотип «Intel Inside» скоро можно будет встретить не только на системных блоках, но и… на телевизорах. Корпорация намерена заняться производством микросхем Liquid Crystal on Silicon (LCOS, фото 2), применяющихся в проекторах и больших проекционных дисплеях. До сих пор эта технология не получила широкого распространения из-за высокой себестоимости чипов, Intel рассчитывает наладить массовое производство и существенно сбросить цены. По словам Отеллини, поставки LCOS-чипов начнутся в середине нынешнего года, а к его концу должны появиться первые бытовые HDTV-дисплеи, причем 40-дюймовая модель будет стоить меньше двух тысяч долларов.
Пока же среди «гулливеров» царствуют плазменные и LCD-панели. Рекорды здесь продолжают бить корейские производители: компания Samsung привезла на выставку и самый большой плазменный телевизор с диагональю 80 дюймов (1766x1128x89 мм, яркость 1000 нит, контрастность — 2000:1, цена — около 70 тысяч долларов), и LCD HDTV-телевизор с диагональю 57 дюймов и разрешением 1920x1080 (примерно 30 тысяч долларов). Сюрприз преподнесла Epson, представив семейство HDTV-телевизоров Livingstation (фото 3), умеющих не только показывать цифровые фотографии (встроенный универсальный кард-ридер плюс внешний оптический привод), но и распечатывать их. Принтерный блок выполнен съемным, чтобы его было легко заменить при появлении более продвинутых технологий фотопечати.
Еще одной выставочной сенсацией стало объявление о том, что ближайшим летом корпорация Hewlett-Packard начнет продавать под своей маркой плейер Apple iPod (производить устройства будет сама Apple), а также предустанавливать программу iTunes на свои ПК. Большинство аналитиков, комментирующих это событие, не преминули напомнить, что HP является крупнейшим производителем Windows-компьютеров, а в iPod нет даже поддержки звукового формата Windows Media Audio.
Те, кто не захотел продавать iPod, показывали свои модели mp3-плейеров. Майкл Делл (Michael Dell, фото 4) старательно рекламировал Dell DJ, анонсированный еще осенью (хотя новинок у Dell почти не было, CES прошла для компании достаточно продуктивно — были заключены контракты на поставки принтеров с Fuji Xerox, Kodak и Samsung; до этого единственным поставщиком Dell была Lexmark). Samsung предложила 200-долларовый YeppYH-800 с полутора гигабайтами памяти и встроенным радио; Archos показала стильный Gmini 220 с 20-гигабайтным диском и кард-ридером — 350-долларовый плейер можно использовать и как накопитель для цифровых фото.
А вот «Best of Show» на CES 2004 завоевало устройство «некарманного» формата — Denon NS-S100 — домашний медиа-сервер для хранения музыки, фотографий, видео и записи радио/телепередач. NS-S100 использует программное обеспечение от Mediabolic и работает с клиентскими устройствами по IP-протоколу. Вообще медиа-серверов было великое множество. Например, компания Gibson Audio (подразделение Gibson Guitar) представила собственную цифровую «музыкальную шкатулку» Wurlitzer, получившую награду CES Innovations в категории «Audio». Устройство, которое может загружать музыку из Сети (фирма имеет собственный музыкальный магазин), снабжено тюнером и высококачественной акустикой от Klipsch. Программное обеспечение в автоматическом режиме перегоняет CD в цифру и позволяет создавать миксы и компиляции. Для работы с коллекцией используется беспроводной сенсорный экран. Gibson показала сразу три модели Wurlitzer: домашний медиа-сервер со встроенной акустикой; устройство для подключения к уже имеющейся акустике и компонентам; и стационарное устройство для небольших комнат (со встроенными средствами управления и акустикой меньшей мощности, фото 5). Последний вариант получил приз зрительских симпатий женской аудитории за простоту.
Стремительно развивается формат DVD: Sony, заявившая о прекращении производства DVD-приводов и переходе на OEM-контакты с тайваньскими производителями, представила прототипы рекордеров двухслойных (8,5 Гбайт) записываемых DVD. Реальностью стала восьмикратная скорость записи — соответствующие приводы выпустили TDK, Pioneer и EZQuest. Почти все крупные производители носителей подготовили к выставке записываемые DVD с поддержкой скоростной формулы 8x и обещают к весне наладить выпуск двухслойных болванок.
Разработчики оптических носителей следующего поколения — Blu-ray Disc — заявили о скором завершении работ над стандартом BD-ROM (только для чтения), ближе к лету будут опубликованы спецификации формата однократной записи BD-R (напомним, что первым увидел свет перезаписываемый BD-RE). Кстати, лагерь Blu-ray во время CES пополнился еще двумя ключевыми игроками — HP и Dell. Приверженцы другого DVD-формата на голубом лазере — HD-DVD — пока остаются в меньшинстве (на выставке Toshiba показывала прототип своего накопителя).
Как ни странно, все еще теплится жизнь в, казалось бы, вымирающем MiniDisk’е. Sony разработала технологию, позволяющую почти удвоить емкость носителя (305 Мбайт вместо 177), и выпустила новые гигабайтные Hi-MD-диски (около 45 часов аудио в формате ATRAC3plus c потоком 48 кбит/с). Hi-MD использует файловую систему FAT, имеет средства защиты от копирования и совместим с обычным MD.
«Главный по ящикам» в Microsoft Робби Бох (Robbie Boch) объявил о готовности корпорации подключить миллионного пользователя своих онлайновых сервисов Xbox Live. Именно с оглядкой на онлайновые сервисы разрабатываются перспективные альтернативы геймпадам, включающие средства коммуникации. Фирма Xavix Technology планирует к лету выпустить комплект камер и датчиков, снимающих показания с тела игрока, — скоро скачущий перед экраном ребенок уже никого не удивит. В отличие от существующих аналогов разработка обещается по доступной цене (не выше 80 долларов).
Не забыта и безопасность дома. Желание открывать дверь, как в фантастических фильмах — приложив палец к сканеру, — теперь обойдется всего в 600 долларов. Производитель решения — компания ArrowVision Technologies — утверждает, что ее система высоконадежна и устойчива к взлому.
Внимание многих посетителей CES привлекло необычное программное обеспечение — чикагская компания V Entertainment выпустила пакет для анализа голоса Love Detector (уже существует в версии для Pocket PC, в феврале планируется выход Windows- и PalmOS-версий). По утверждению разработчика, программа с вероятностью 96% (используется около 8 тысяч различных алгоритмов) распознает эмоции и настроение людей — агрессию, депрессию, удивление, смущение и, конечно, влечение.
Первый в мире гибрид DJ-плейера и устройства для работы с видеоинсталляциями показала Pioneer Electronics USA. С помощью DVJ-X1 (фото 6) можно синхронизировать аудио- и видеосигнал (идущий с DVD-диска) и играть им точно так же, как это делает диджей с виниловой пластинкой. Идея интересная, но столь нишевый продукт вряд ли получит широкое распространение.
Ну а чтобы это море гаджетов могло как-то общаться друг с другом, Samsung и Philips инициировали разработку Universal Home Application Programming Interface (UH-API) — стандартного программного интерфейса для телевизоров, ТВ-приставок, DVD-плейеров, рекордеров и другой интеллектуальной техники. Черновые спецификации должны быть готовы уже весной и, как рассчитывают Samsung и Philips, лягут в основу стандарта, который станет использовать большинство крупнейших производителей электроники. В заключение мероприятия CEO Philips Жерар Кляйстерли (Gerard Kleisterlee) обратился более чем к четыремстам руководителям фирм-производителей с призывом делать устройства простыми и ориентированными на пользователя. Грядет эра простой и умной электроники… и глупого потребителя?