Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Китай наступает

Архив
автор : Алена Кухарева   11.11.2002

Китай становится темой номер один в общенациональных дискуссиях. О чем говорят? На государственном уровне — о том, что отношения с Китаем приоритетны для России. На массмедийном — о том, что в Сибири растут чайна-тауны. На «кухонном» — травят анекдоты. В сфере высоких технологий тоже заметны симптомы, говорящие об одном: к Китаю следует относиться внимательнее.

Китай становится темой номер один в общенациональных дискуссиях. О чем говорят? На государственном уровне — о том, что отношения с Китаем приоритетны для России. На массмедийном — о том, что в Сибири растут чайна-тауны. На «кухонном» — травят анекдоты. В сфере высоких технологий тоже заметны симптомы, говорящие об одном: к Китаю следует относиться внимательнее.

Судя по количеству визитов наших официальных лиц в Китай в 2002 году и рапортов о том, что сделано в области «развития партнерства» с юго-восточным соседом, лозунг про «приоритетные отношения», провозглашенный президентом Путиным, можно считать выражением истинной воли нашего государства. Ратуют наши политики и за расширение сотрудничества в области высоких технологий. Дескать, таким образом удастся увеличить объем товарооборота между Россией и Китаем и изменить его структуру. Заместитель председателя Российского союза промышленников и предпринимателей Олег Сосковец, к примеру, сказал в интервью агентству «Синьхуа», что российская сторона приветствует инвестиции и импорт китайских предприятий в таких высокотехнологичных сферах, как бытовая электротехника и радиоэлектроника, поскольку «челночная торговля» уже не отражает истинные перспективы развития торгово-экономических отношений между двумя странами.
Надежды господина Сосковца кажутся беспочвенными. Во-первых, едва ли официально санкционированный импорт в Россию дешевой китайской техники благотворно скажется на росте нашей электронной промышленности. Скорее всего, китайский «челночный» бизнес просто перейдет в новую фазу, а Россию будет использовать как рынок для сбыта дешевых товаров. Во-вторых, надо понимать, что финансировать и развивать российские технологии у китайцев нет никакого резона. Времена солидарности стран соцлагеря миновали, и прогрессивная Россия в качестве партнера Китаю не нужна. Сейчас «партнерские» отношения двух стран в области высоких технологий проявляются единственным образом — в поставках сюда готовой продукции. Все остальное — организация производства, создание совместных предприятий или размещение заказов на российских заводах — тоже имеет место, но, скорее, как исключение, подтверждающее правило.

Один из таких «исключительных» случаев, кажется, наклевывается в Зеленограде. С июля завод «Квант» начал выпускать пробные партии телевизоров, по две-три тысячи штуки в месяц, под маркой TCL (второго по величине производителя телевизоров в Китае). В случае заключения сделки «Квант» будет осуществлять производство и монтаж печатных плат, сборку и тестирование готовых аппаратов. Планы китайской компании по производству телевизоров в России не ограничены ничем, кроме спроса. (Разговор заходил и о TFT-мониторах, но к перспективам больших продаж этих мониторов в России TCL относится скептически.) Никаких сроков решения по сделке на «Кванте» назвать не смогли. В данный момент «Квант» и TCL не могут договориться о схеме сотрудничества. Никто не хочет рисковать: китайцы уговаривают Зеленоград закупать у них комплектующие и заниматься сбытом, «Квант» же предпочитает быть простым исполнителем. Кстати, крупный заказ мог бы стать для него настоящим подарком судьбы, о чем в TCL, вероятно, догадываются: сейчас завод работает только на четверть мощности, а линия по сборке телевизоров по большей части простаивает.

Справедливости ради надо сказать, что китайцы все же строят у нас свои заводы. В 1997 году компания Huawei Technologies (Шеньчжэн, Китай), «Концерн БЭТО» (Уфа) и компания «Телеком» (Москва) создали в Уфе совместное предприятие «БЭТО-Хуавэй» по сборке печатных плат 5-го класса точности. Речь идет о выпуске российской версии цифровых коммутационных систем с программным управлением C&C08, разработанных специалистами Huawei. Полный производственный цикл включает формовку элементов, изготовление печатных плат на линии поверхностного монтажа, изготовление кабельной продукции, сборку металлоконструкций, конфигурирование коммутационной системы и полнофункциональный тест на соответствие стандартам. Мощность производственной линии составляет 600 тысяч портов в год, и может быть увеличена вдвое. В прошлом году «БЭТО-Хуавэй» получил от Минсвязи статус отечественного производителя и старается подкреплять его делом: в 2001 году в двух десятках российских городов было установлено более 360 тыс. портов коммутационного оборудования и сетей доступа Huawei и заключены предварительные соглашения еще на 340 тыс. портов.

До недавнего времени Huawei была, пожалуй, единственной крупной китайской технологической компанией, представленной в России. Доминируя на телекоммуникационном рынке Китая и имея больше тридцати представительств в мире, Huawei считает офис в России самым перспективным. Что ж, у них есть повод так думать. Известно, например, что в Минсвязи царит трепетное отношение к китайскому гиганту. Некоторые чиновники этого ведомства предвидят развитие ситуации на местном рынке в пользу Huawei и настойчиво транслируют свое «видение» российским системным интеграторам.

Huawei действительно имеет хорошие шансы на успех. Один из экспертов в сфере телекоммуникационного оборудования (и представителей тех самых системных интеграторов) сказал по этому поводу следующее: «Китайцы всех победят — однозначно. Сейчас Huawei выпускает практически любое сетевое оборудование (SDH, DWDM, IP и др.), копируя при этом всю линейку мелких и средних маршрутизаторов Cisco. Цены их оборудования ниже других брэндов. Нашим операторам связи китайцы полюбились за готовность работать по любым финансовым схемам (в первую очередь лизинговым). Cisco не умеет так работать в России. Минус Huawei — в отсутствии большого опыта технической поддержки крупных систем, созданных на их оборудовании. Но, я думаю, эта болезнь пройдет, у них уже многомиллиардный оборот (прибыль компании от продаж в 2001 году составила 3,1 млрд. долларов США. — А.К.)».

С недавнего времени в круг клиентов Huawei в России помимо АТС входят и операторы сотовой связи. Фирма заключила контракты с МТС на построение второй опытной зоны 3G стандарта UMTS и с группой компаний «Индиго» на построение сети GSM-1800, — благоденствие западных компаний в этом секторе закончилось. Кстати, на этот же рынок сейчас пытается проникнуть еще одна китайская компания, ZTE. Ей, не без помощи Минсвязи, удалось договориться с «Московской сотовой связью» и питерской «Дельтой» о бесплатной поставке оборудования для построения опытной зоны сети 3G стандарта CDMA-450 в рамках крупного проекта IMT MC 450 (МСС, к примеру, собирается вложить в него около 100 млн. долларов).

Причина прокитайских настроений сотовых операторов не только в ценовом факторе. Проект IMT MC 450, к примеру, координирует специальная Совместная комиссия по сотрудничеству КНР и РФ в области связи. А поскольку правительство России демонстрирует сильную заинтересованность в сотрудничестве с Китаем в области связи, неудивительно, что это выливается в согласование российскими сотовыми операторами решений о закупках с Минсвязи.
На рынке сборки персональных компьютеров, где китайская продукция представлена наиболее массово, «помощь» государства уже не требуется. Схемы давно отработаны, каналы поставок налажены. Заказ реализуется в течение двух-трех недель. Непосредственно в Китае обычно заказывают только корпуса для системных блоков, за комплектующими по старой привычке обращаются к тайваньским производителям, хотя понятие «тайваньское производство» сегодня весьма размыто. Зачастую тайваньская фирма — это только офис с вывеской, а вся продукция гонится из Китая. Кстати, на новом совместном российско-китайском сайте торгово-экономического сотрудничества (www. UniversalPartner.ru) в списке производителей, во всяком случае в разделе «Вычислительная техника», континентальный Китай фигурирует лишь в немногих категориях. Китайских производителей здесь представляет, в основном, Тайвань.

И все-таки от связи с китайскими поставщиками российские сборщики ПК всячески открещиваются, как от чумы. Стыдятся, как порока, несмотря на все государственные увещевания дружить с Китаем. Доходит до смешного. В сентябре одна из наших компаний выпустила в продажу 2,1-мегапиксельную фотокамеру по цене меньше 200 долларов. На рынок вышла «первая российская цифровая фотокамера», писала пресса. Правда, уточнялось, что камера собрана из комплектующих азиатских производителей. В отделе маркетинга компании нам нехотя сказали, что она производится по лицензии некой тайваньской фирмы (назвать которую отказались, сославшись на коммерческую тайну). Но странно получается: лицензия тайваньская, фотокамера российская, на упаковке почему-то написано «Made in China», а из возможных языков ведения диалога в меню предлагается только английский и китайский. Впрочем, интересно другое: какую пользу извлекут из опыта сотрудничества с тайваньцами-китайцами специалисты этой отечественной фирмы? В «Формозе», например, долгое время выпускавшей системные платы по лицензии тайваньской фирмы Lucky Star, все кончилось тем, что компания начала разрабатывать собственные платы — научилась у тайваньских коллег…

На этом можно было бы поставить точку, но нельзя не порадовать в заключение товарища Сосковца, мечтающего наладить импорт китайской бытовой электроники на российский рынок. Одну галочку в своем отчете он уже может рисовать — в графе «видеотехника». И представлены здесь не какие-нибудь безымянные производители, а раскрученная в Китае марка мультимедийной аппаратуры BBK. Сама компания бизнес в России не ведет — не видит смысла. Продвижение ее марки здесь (в основном, DVD-проигрывателей) целиком заслуга русских партнеров. Руководитель местного представительства ВВК Павел Урсу смотрит в будущее с оптимизмом. Он считает, что рынок DVD в России растет, а китайские недорогие DVD-плейеры способны удовлетворить запросы придирчивых российских пользователей. Типичный DVD BBK поддерживает все существующие форматы: DVD, Audio CD, Video CD, CVD, SVCD, MP3, CD-RW. И стоит всего-навсего 200 долларов. Где еще вы найдете такое, кроме как в Китае?

Итак, китайские компании вслед за «челноками» делают первые шаги на российском рынке. Поддержку им обеспечивает горячая заинтересованность российского правительства, видимо, махнувшего рукой на местных производителей, и, разумеется, спрос на российском рынке. А потребность России в китайских товарах растет. Вот такая пентатоника, господа.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.