Поступь гиганта
АрхивКомментарий дняКомпания Microsoft выиграла судебное сражение с восемнадцатью американскими штатами.
Сегодня уже мало кто помнит, но знаменитое "антимонопольное дело" против Microsoft уходит своими корнями в начало 90-х годов. Именно в 1990-м деятельностью компании впервые заинтересовалась Федеральная торговая комиссия США (FTC), расследовавшая возможный сговор между Microsoft и IBM с целью монополистичной эксплуатации рынка компьютерной техники. Три года спустя FTC прекратила своё расследование, но в игру вступило Министерство юстиции, которое занялось уже исключительно софтверным гигантом. Результатом тогда стало достигнутое между Минюстом и Microsoft соглашение о свободе компании в разработке программных продуктов, могущих интегрироваться в операционную систему Windows. Соглашение это, впрочем, было расторгнуто уже полгода спустя - когда юристы сочли, что его положения дают Microsoft слишком большую свободу действий. Но было уже поздно: компания успела придумать и воплотить в жизнь свой первый удачный пример интегрированного решения - Internet Explorer, поставлявшийся вместе с Windows 95. К осени 97-го взаимные упрёки обрели форму судебного разбирательства, которым занялся памятный всем судья Джексон (Thomas Penfield Jackson). Именно при нём к делу подключились правительства 18 американских штатов, и именно его усилиями в 2000-м был сформирован первый приговор софтверному гиганту: разделение на две части. Впрочем, Джексон был во многом популистом, поэтому к весне 2001-го его от разбирательства отстранили, а эстафету переняла судья Коллин Коллар-Котелли (Colleen Kollar-Kotelly) - которой, вместе с администрацией нового президента Джорджа Буша-младшего, уже осенью того же года удалось достичь мирового соглашения между Министерством юстиции, Microsoft и девятью штатами. Согласно его условиям, компания обязалась предоставлять большую свободу действий поставщикам и производителям компьютерной техники, позволяя им, в частности, самим определять комплектацию своих продуктов и тех, кто займётся техподдержкой. Девять оставшихся штатов сочли соглашение слишком мягким и продолжали требовать применения к компании более жёстких санкций, основой которых должен был стать выпуск модульной версии Windows.
А вот теперь, после этого затянувшегося вступления, вспомните то, что все вы, наверняка, слышали и читали в последние дни - в газетах, по радио и телевидению, в Сети: антимонопольный процесс против Microsoft завершён, победа за софтверным гигантом. Суть совершённого Коллар-Котелли проста: судья сочла требования девяти непримиримых штатов экономически необоснованными, играющими на руку больше конкурентам Microsoft, нежели конечным потребителям, и вынесла вердикт, обязывающий эти штаты принять те же мягкие условия мирового соглашения с компанией, что были выработаны годом ранее. У истцов есть право обжаловать вынесенное решение, но будут ли они это делать - пока неизвестно.
Успешный для Microsoft исход дела в США несколько омрачается тем, что аналогичное разбирательство против гиганта ведётся в Европе: там рассмотрением вопроса о наказании за неумеренное использование гигантом доминирующего положения на рынке, занимается Комиссия по конкуренции. Основных обвинений два: использование монопольного положения для продвижения платформы Windows Media (среди пострадавших - такие зубры как Real Networks и Apple), и оптимизация Windows с целью обеспечения максимальной производительности сервера MS IIS по сравнению с серверными продуктами других производителей, рассчитанных на работу под этой ОС. Предварительное решение Комиссии ожидается к концу нынешнего года и Microsoft уже дала понять, что надеется на учёт европейскими комиссионерами решения американского суда. Но, помимо прочего, как отмечают аналитики (Forbes), на положительный исход дела позволяет надеяться и не слишком светлый послужной список чиновника, который его ведёт: Марио Монти (Mario Monti) известен тем, что три запрета на слияния крупных бизнесов, вынесенных им за период службы, были позже успешно обжалованы в судебном порядке. У Microsoft также есть право подать апелляцию на невыгодное для себя решение, затянув разбирательство ещё на год.
Впрочем, всё это детали. А подвести общий итог, пожалуй, невозможно лучше, чем это сделал американский профессор Шейн Гринштейн (Shane Greenstein): проиграв каждую битву, Microsoft выиграла войну в целом - и если вы стоите у неё на дороге, лучше отойти…