X Multimedia System vs Noatun
АрхивЛинуксоид (архив)Чем и как послушать музыку в linux
Сегодня самыми популярными проигрывателями для Linux являются программы XMMS и Noatun. Первая программа поставляется с большинством дистрибутивов, а вторая входит в состав KDE. Как вы используете программу XMMS? Скорее всего, просто для прослушивания музыки, а она много чего умеет. В этой статье мы поговорим о нестандартных возможностях программы XMMS – плагинах, скинах. Параллельно будем сравнивать возможности XMMS с возможностями программы Noatun.
Краткое описание. Полное название проигрывателя XMMS – X Multimedia System. Программа XMMS использует интерфейс WinAMP и поддерживает скины программы WinAMP. XMMS может воспроизводить звук, записанный в форматах MP3, WAVE, MOD, S3M и других. Версия 1.2.7 поддерживает плагины input, output, general и visualization.
Окно программы XMMS состоит из трех частей: главное окно, эквалайзер и редактор песен. На рисунке 1 изображена программа XMMS в «полной комплекции».
Как я уже отмечал, программа поддерживает форматы MPEG 1/2/3, WAVE, MOD, S3M, а также поддерживается формат AudioCD. Таким обилием форматов не может похвастаться программа Noatun. Честно говоря, меня не интересуют форматы MOD, S3M, CIN (ID Software), мне нужна поддержка только форматов MP1/2/3, WAVE и AudioCD. Программе Noatun очень не хватает поддержки AudioCD. Конечно, можно запустить проигрыватель AudioCD KsCD, но зачем – ведь есть XMMS. Если вы хотите узнать, какие еще форматы поддерживает ваш XMMS, откройте окно опций (нажмите Ctrl + P). На странице Звуковые модули Ввода/Вывода (см. рис. 2) представлены все модули, отвечающие за поддержку тех или иных форматов.
Как видно из рисунка 2, модуль поддержки AudioCD сейчас включен. Вы можете его выключить с помощью флажка Включить модуль.
В этом же окне вы можете выбрать модуль вывода: драйвер OSS, модуль вывода звука eSound или модуль записи на диск. Для нормального воспроизведения нужно использовать драйвер OSS. Нажав кнопку Настройка, вы можете настроить выбранный драйвер. Если у вас установлена звуковая карта Sound Blaster 16, ViBRA или AWE32/64, в настройках драйвера OSS вы можете установить трехмерное стерео расширение (3D Stereo Enhancement).
Теперь немного поговорим о модуле записи на диск. Если установить этот модуль в качестве основного модуля вывода, музыке не будет воспроизводиться с помощью драйвера OSS, а будет записываться на диск в виде WAVE-файла. А это значит, что любой формат, который поддерживается модулями ввода программы XMMS, вы можете конвертировать в WAVE. Скорее всего, MP3 в конвертировать в WAVE вам не придется – это просто не разумно, а вот сграбить пару компактов, в не выходя из любимой программы – так это можно. Откройте компакт диск (для этого нажмите Shift + L, чтобы загрузить каталог и выберите каталог /mnt/cdrom) и включите модуль записи на диск. Теперь нажмите кнопку Play. Процесс записи можно остановить в любой момент. Все! Все дорожки будут записаны на диск (в ваш домашний каталог) в виде WAVE-файла. Имена файлов будут такими TrackN.wav. Естественно, во время записи музыки вы не услышите, потому что модуль OSS не используется. Стоит заметить, что XMMS «грабит» компакты значительно быстрее, чем программа Grip (по крайней мере, у меня). Потом эти файлы можно будет преобразовать в MP3 с помощью любого конвертера, например, lame или l3end. Преобразовать WAVE в MP3 можно так:
lame -b 128 input.wav output.mp3
Опция -b устанавливает скорость потока (bitrate) 128 Kbit/sec. Более подробно о преобразовании WAVE в MP3 вы можете прочитать на страницах помощи программы lame:
man lame
Программа Noatun также обладает модулем записи на диск. Этот модуль можно выбрать в окне эффекты. Должен заметить, что в программе Noatun этот модуль не работает. Впрочем, он и не нужен – все равно программа Noatun не поддерживает AudioCD.
На странице Эффекты/Общие модули вы можете выбрать нужный вам эффект или дополнительный модуль.
Например, модуль смена песни позволяет установить команду, которая будет выполнена после воспроизведения песни, и команду, которая будет выполнена после воспроизведения всех песен. Первая команда может включать параметр %s, который будет заменен названием только что воспроизведенной песни. Эту возможность можно использовать для автоматического конвертирования wave в mp3. Вы будете слушать музыку, а xmms конвертировать ее в формат MP3.
При воспроизведении музыки вы можете использовать один из эффектов:
- LADSPA (по умолчанию)
- SOX
- Модуль удаления голоса
- Улучшенное стерео (расширение стереобазы)
- Эхо
Включив модуль удаления голоса, вы будете слышать только одну музыку. Конечно, качество работы этого модуля очень сильно зависит от качества записи вашего MP3. Этот модуль намного лучше работает с AudioCD – голос полностью удаляется.
Аналогичные эффекты поддерживает и программа Noatun. К тому же в программе NoAtun имеется возможность применить один и тот же эффект несколько раз.
Теперь рассмотрим модули визуализации. Лично мне больше всех нравится модуль G-Force. Кроме обыкновенной визуализации он обладает множеством дополнительных функций, например, функция измерения скорости кадров (fps). Нажмите ? в окне модуля и вы увидите список функций модуля.
Модули визуализации поддерживаются и программой Noatun, но почему-то они очень нестабильны и их использование может вызвать сбой программы Noatun.
Нам осталось рассмотреть только скины. Нажмите Alt + S, чтобы открыть окно просмоторщика шкур – так официально называется окно выбора скина. У вас нет шкур? Где их взять? Подойдут ваши шкуры от WinAmp'а. Zip-файлы скинов нужно скопировать в каталог /usr/share/xmms/ Skins. После этого установленные шкуры будут доступны всем пользователям системы. Если вы хотите, чтобы с трудом добытая шкура была доступна только вам или же у вас нет прав на запись в каталог /usr/share, установите шкуру в каталог ~/.xmms/Skins. ~ – это ваш домашний каталог.
По количеству и качеству шкур программа Noatun является достойным соперником программе XMMS. Вот один из образов Noatun:
Установить новый образ Noatun можно в настройках проигрывателя.
Как видите, программа Noatun уступает программе XMMS практически по всем параметрам. Не в пользу Noatun говорит и ее производительность: программе XMMS требуется значительно меньше системных ресурсов, чем Noatun. Проведем небольшой эксперимент: будет запускать программу free (информация о загрузке памяти) так: сначала запустим ее сразу после загрузки KDE3, затем во время работы XMMS, затем, после повторной загрузки KDE3, запустим free во время работы Noatun. Результаты говорят сами за себя:
После запуска KDE3 (первый и второй запуск практически не отличаются, поэтому листинг привожу один раз) total used free shared buffers cached Mem: 127028 96160 30868 0 3424 56664 -/+ buffers/cache: 36072 90956 Swap: 72256 0 72256 Во время работы XMMS total used free shared buffers cached Mem: 127028 104504 22524 0 3476 57636 -/+ buffers/cache: 43392 83636 Swap: 72256 0 72256 Во время работы Noatun total used free shared buffers cached Mem: 127028 124432 2596 0 3412 50228 -/+ buffers/cache: 70792 56236 Swap: 72256 0 72256
Разница в 20Мб ОЗУ, я считаю, довольно значительна, особенно если всего установлено 128МБ ОЗУ.
Такая «прожорливость» Noatun объясняется тем, что эта программа для воспроизведения звука используется сервер aRTS. Вы можете убедиться в этом, если нажмете Ctrl + Esc (откроется список процессов). Даже если вы не запускали artsd вручную, при запуске Noatun запустит его. Как написано в справочной системе KDE, сервер aRTS «позволяет вам слышать системные звуки, и при этом одновременно проигрывать mp3 файл или играть в игру с фоновой музыкой». Впрочем, это можно считать даже достоинством, если бы не одно НО: если программа (та же игра), не поддерживает aRTS, она вообще не сможет ничего воспроизвести. Попробуйте запустить Noatun (даже не нужно воспроизводить музыку) и попытаться что-нибудь проиграть с помощью XMMS (XMMS не поддерживает aRts): вы получите сообщение, что звуковая плата используется другим приложением. Да, это так – звуковая плата занята сервером aRts. Стоит вам «убить» демон artsd, XMMS сможет воспроизводить музыку.
Вот теперь этот обзор можно считать полным, а какую программу использовать – решать вам. Ваши вопросы, комментарии и пожелания можно отправлять по адресу dhsilabs@mail.ru