Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Постреальность в мире посткультуры

Архив
автор : Николай Болотов   12.01.2004

Пожалуй, только в Японии есть столько энтузиастов, готовых тратить деньги и время на то, чтобы "дивный новый мир" роботизированно-компьютеризированного завтра настал уже сегодня.

Идея проникновения высоких технологий в повседневную жизнь чрезвычайно популярна в Японии. Пожалуй, ни в одной другой стране нет такого количества энтузиастов, которые готовы тратить деньги и время на то, чтобы "дивный новый мир" роботизированного и компьютеризованного завтра настал уже сегодня.

В декабре на выставочных площадях токийского центра Aoyama Spiral прошло второе по счету шоу Media Fashion 2003, посвященное "надеваемым" (wearable) компьютерам. Его устроители - неправительственная организация Cube-f, членами которой являются, главным образом, различные учебные и исследовательские учреждения, а также исполнительный комитет Media Fashion - стремятся привлечь внимание общественности к идее использования компьютерных устройств, которые можно носить на себе как элементы одежды или аксессуары.

Мероприятие состояло из двух частей: дефиле, во время которого показали различные варианты "надеваемых" компьютеров, и симпозиума, где обсуждалось будущее подобных устройств и проблемы их популяризации. Для демонстрации новинок пригласили студентов токийских вузов и учеников балетной школы Мицуяма.

Органолюминисцентные дисплеи

Среди множества моделей, показанных на шоу, были широко представлены устройства на базе гибких органолюминесцентных дисплеев (OEL) и "электронной бумаги". OEL-дисплеи, продемонстрированные, в частности, компанией Pioneer, отлично подходят для использования в виде компонентов "надеваемых" компьютеров и легко встраиваются в одежду.

Электронная бумага

Цветная "электронная бумага" фирмы Toppan Printing в будущем, возможно, заменит бумажные газеты и книги. О планах выпускать цифровые версии своих газет, адаптированные для подобных устройств, уже заявило несколько японских издательств.

Основным отличием Media Fashion 2003 от первого шоу, проведенного в 2001 году, стало, конечно, смещение акцента мероприятия из области технологий в сферу моды. Таким образом, содержание выставки теперь больше отвечает названию. На самом деле, нельзя сказать, что во время шоу были продемонстрированы какие-то умопомрачительные новинки или технологические достижения. Большинство моделей и экспонатов уже были представлены ранее или созданы на основе стандартных и доступных компонентов.

Носимый компьютер для незрячих

Пожалуй, самым интересным, с точки зрения практического использования, был мобильный интерфейс для незрячих людей, предназначенный для передачи информации с помощью тактильных ощущений.

Основу устройства составляет субноутбук Sony Vaio C1 на основе процессора Transmeta Crusoe TM5800 933 МГц.

По интерфейсу Bluetooth субноутбук связан с другой важной составной частью интерфейса - двумя наручными компьютерами IBM WatchPad, которые управляют вибраторами, передающими информацию на пальцы пользователя.

Любая выставка, вне зависимости от тематики, привязана к месту проведения и ограничена во времени. А вот показанная на Media Fashion система "удаленного посещения выставок" Outdoor Exhibition призвана изменить саму концепцию таких мероприятий, расширить их рамки как в пространстве, так и во времени. Речь идет о переводе экспозиции в киберпространство. С помощью wearable-компьютера пользователь сможет ознакомиться с содержанием виртуальной выставки, находясь где угодно. Система GPS и чипы радиочастотной идентификации помогут соотнести перемещение зрителя в пространстве и его позу с виртуальным пространством выставки, после чего на дисплей-очки будет передано (с использованием какой-либо системы беспроводной связи) изображение того места, на которое "смотрит" пользователь.

Обонятельный дисплей

В идеале, такая система должна создать эффект полного присутствия, передавая не только видео- и аудиоинформацию, но и давая возможность "потрогать" и "понюхать" экспонат. Последнюю задачу поможет выполнить "обонятельный дисплей".

Он синтезирует запах, смешивая три основных компонента, находящихся в отдельном блоке, а полученную смесь передает по трубкам к "маске", закрепленной у лица.

Устройство для записи воспоминаний

Еще одну интересную идею предложили ученые из Токийского университета. Они решили, что человеческая память — слишком ненадежный инструмент для фиксации происходящего (в силу своей избирательности), и создали "устройство для записи воспоминаний", которое фиксирует все, что видит надевший его человек.

С технической точки зрения аппарат не представляет собой ничего сложного - три камеры (для обеспечения поля зрения, аналогичного человеческому), разрешением 0,6 мегапиксела каждая, соединены по интерфейсу IEEE 1394 с компьютером, раазмещенным в рюкзаке. Все, что пользователь видит сам, фиксируется этими камерами со скоростью 10 кадров в секунду и записывается на жесткий диск в формате JPEG. Такие параметры записи выбраны из-за ограниченности объема жесткого диска, установленного на субноутбук Sony Vaio U, который и является "сердцем системы". Вес системы составляет 3,5 кг, из которых половина приходится на источник питания, а время автономной работы пока не превышает трех часов. Со временем планируется отказаться от использования готового решения в виде ноутбука и создать специализированное устройство с низким энергопотреблением.

Технический прогресс уже сейчас позволяет запустить большую часть прототипов в коммерческое производство, но тут и возникает проблема, которую пытаются решить организаторы. Причина непопулярности "надеваемых" компьютеров кроется не в технологии и не в сложности изготовления, а в головах потребителей. Чтобы возник спрос на такие товары, должны произойти качественные изменения в сознании людей: сдвиг от восприятия компьютера как инструмента работы или развлечения к его восприятию как необходимого элемента повседневной жизни. Настоящий спрос на "надеваемые" компьютеры возникнет тогда, когда выйти без такого устройства из дома будет так же нелепо, как сейчас появиться на улице без штанов.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.