Архивы: по дате | по разделам | по авторам

«Милитаризм». Кратко о PBEM-игре изнутри

Архив
автор : Александр (gen) Перевощиков   30.12.2003

Многие из тех, кто часами работает за компьютером и настолько сжился с ним, что даже «настоящий» отдых не представляет себе без, на худой конец, ноутбука, рано или поздно сталкиваются с проблемой — проблемой этого самого отдыха.

Многие из тех, кто часами работает за компьютером и настолько сжился с ним, что даже «настоящий» отдых не представляет себе без, на худой конец, ноутбука, рано или поздно сталкиваются с проблемой — проблемой этого самого отдыха.

Все мы разные: кто-то любит DOOM-подобные игры (Quake, Serious Sam и т. д.), кто-то Counter-Strike и прочие RTS, а кому-то по душе ходилки-RPG. Я сам принадлежу к когорте поклонников пошаговых стратегий (серии Civilization от Сида Мейера, Heroes of Might and Magic и пр.). Не собираюсь обсуждать преимущества или недостатки того или иного класса игр или, упаси бог, осуждать кого-то. Я о другом. Большинство из нас, победив, наконец, АI или убив суперкрутого последнего монстра, желают сравнить свои достижения с достижениями других игроков. Да и вообще, играть с человеком гораздо интереснее, чем с компьютером: в первом случае, помимо знания тонкостей игры, зачастую требуются еще и минимальные познания в психологии, а также велик элемент неожиданности, и удовлетворение от победы выше. Да, во многих играх существует режим мультиплейера, но это не совсем то. Как московскому геймеру доказать, что он круче сахалинского, которого и в глаза не видел? Не знаю, как обстоят дела в других классах компьютерных игр, но с пошаговыми стратегиями в этом плане все нормально.

Те, кто не заигрывался в детстве игрушечными солдатиками, не рисовал на обрывках листов из школьных тетрадей планы своих воображаемых побед; кому безразличны лавры Ганнибала и Наполеона; кто не зачитывался мемуарами Коленкура и Гудериана, не представлял себя застывшим над картой боевых действий в тягостном раздумье о многотысячных армиях, судьбы которых зависели бы от него и только от него… Бросьте эту статью. Она не для вас.

Те, кто привык считать настоящей стратегией живо скачущие по экрану экзотические войска, моментально повинующиеся движению мыши, врага, обосновавшегося в противоположном углу карты; кто считает залогом победы быстроту реакции, скорость кликанья мышкой на кнопке «строить» виртуальных бараков, умение на несколько мгновений раньше противника сориентироваться в создавшейся ситуации и все тем же ловким движением мыши вырвать победу… Оставьте дальнейшее чтение. Вам будет скучно.

Чем хороши пошаговые стратегии по почте (PBEM — Play by E-Mail)?

Во-первых, практически всегда это — офлайновые игры. То есть игра делится на клиентскую и серверную часть. Вы вступаете в игру, устанавливаете на своей машине клиент, получаете файл первого хода, затем, сохранив этот файл в соответствующий каталог, запускаете клиент, открываете полученный файл, делаете ход (причем не обязательно за один присест), сохраняете его в отдельном файле, содержимое которого до часа Х (время запуска следующего хода) переправляете на почтовый ящик сервера. Сервер вынимает из ящика требуемые файлы, проверяет верность паролей/логинов, обрабатывает их (как правило, одновременно), генерирует файлы второго хода, рассылает их игрокам — и все начинается снова… Таким образом, для игры вам нужен лишь свой почтовый ящик и регулярный доступ к нему (хотя бы на 10–15 минут в день).

Во-вторых… Любая РВЕМ-стратегия имеет одни и те же недостатки: скромная графика, отсутствие звуков и динамических вставок — ведь любое улучшение игры в данном направлении неизбежно приведет к увеличению объема файлов, циркулирующих между клиентом и сервером, попросту говоря, вырастет трафик. Но, в конце концов, люди играют в РВЕМ не для того, чтобы посмотреть в конце красивый ролик, а для того, чтоб, сразившись в интеллектуальном противоборстве с одним или несколькими соперниками, доказать свое (или своего союза) превосходство или просто получить удовольствие от столкновения интеллектов, да еще с элементами психологии… Да-да, просто знать, как играть, развивать города, двигать войска — мало! Надо еще и учитывать, что вашими противниками и союзникам являются живые люди, а не АI, — со всеми вытекающими последствиями…

Одной из первых РВЕМ-стратегией была «Дипломатия» от Джона Бордмена (1960-е гг.). Чуть позже появилась Flying Buffalo от Рика Лумеса. Из более или менее новых стоит отметить Dungeons and Dragons или E-Civ (последняя представляет собой довольно удачную попытку совместить знаменитый хит Сида Мейера — Civilization I, II, III — и РВЕМ).

Но мы отвлеклись…

«Милитаризм» — это новая многопользовательская пошаговая стратегия, в которую можно играть и по электронной почте, и в режиме Hot seat. В каждой отдельной партии могут участвовать до десяти человек, играющих за различные государства.

Хотя… Что значит, новая? Игре уже больше трех лет. А зародилась эта идея у группы одесских студентов (Юрия Иляева, Павла Розова, Алексея Орлова и др.) много раньше… Наигравшись в популярную тогда VGA Planet от Тима Вайсманна, они решили сделать что-то похожее, но свое, причем так, чтоб в эту игру можно было играть и по e-mail. Но скажите, вы ведь тоже, бывало, поиграв в какую-то игру, думали: «ах, хорошо бы изменить то-то и то-то, да еще сделать вот так!» Однако у большинства людей дальше подобных мыслей дело не идет. Наши же герои не только сумели воплотить свои задумки в жизнь, но и увлечь своей игрой многих вполне серьезных и взрослых людей.

В данный момент у нас (а автор этих строк тоже играет в «Мили» — так сокращенно мы называем сию забаву!) ведется двести с лишним партий на нескольких сайтах-хостах игры; зарегистрированных игроков тоже немало — пара тысяч наберется… Имеется больше сотни различных карт-сценариев, на которых можно вести баталии с разным числом соперников.

Плюсы игры: бесплатность распространения (клиент — чуть более 1 Мбайт — можно скачать с www.militarizm.ru или с других сайтов-хостов), простота интерфейса, нетребовательность к аппаратной части и месту на диске (так, у меня со всеми дополнительными программами и большим числом файлов идущих партий папка «Милитаризм» занимает чуть более 60 Мбайт). А главное, ход в партии делается достаточно быстро (5–15 минут, как правило) и off-line, а чтобы отправить-принять ходы, достаточно просто иметь доступ к электронной почте (есть игроки, у которых, строго говоря, нет доступа к Сети, но они играют!).

Чтобы вступить в игру, необходимо зарегистрироваться на сайте, посмотреть раздел «Свободные» — и заполнить понравившуюся вакансию. После чего надо скачать конфигурационный файл, распаковать его в папку для игры, туда же сохранить пришедший через некоторое время прикрепленный файл (.out). Теперь можно и поиграть (нажать Play by E-Mail после запуска клиента).

Для начала игры необходимо выбрать ту или иную партию из списка, ввести пароль, если нужно, после чего открывается собственно игра. Что делать — решать уже вам. Но без помощи вас не оставят: на том же сайте есть большое количество различной документации — FAQ, обзоры игры, памятки новичкам, сделанные опытными игроками, статьи и многое другое. Кроме того, предусмотрен режим Hot seat для игры на одном компьютере — здесь можно посмотреть параметры сценариев, просмотреть разные варианты боевых действий или просто поиграть с друзьями.

Да и сама игра отнюдь не представляет собой нечто застывшее. Конечно, она не лишена недостатков, разного рода глюков и багов, но… Любой игрок может внести предложения по усовершенствованию игры — и либо ее создатели в какой-то мере воплотят их в жизнь (что бывало неоднократно), либо объяснят, почему это невозможно. Так что клиент и хост обновляются постоянно.

Сами партии тоже отличаются разнообразием: можно сыграть дуэльку, выяснив, кто лучший тактик, можно партию с большим числом игроков — вот тут проявляется стратегический и дипломатический талант! Уже около полутора лет на сайтах игры, помимо «обычных» партий, постоянно идут различные турниры и чемпионаты — как личные, так и командные. И люди здесь играют самые разные — от школьников средних классов до кандидатов наук и от разнорабочих до налоговых инспекторов и больших начальников.

Прикрой, атакую

В ходе одного из обсуждений вопросов околоигровой тематики на сайте www.militarizm.ru игрок под ником DPT дал довольно сжатое описание привлекательных сторон «Милитаризма». Приведу его пост без купюр, со смайлами.

- Жанр PВEM. Цепляет сразу, когда находишь. Для меня лично это вообще был новый жанр, которого хотелось ввиду усталости от битв с предсказуемым компом и невозможности играть по Инету с живыми людьми (дорого).
- Возможность общения с живыми людьми за пределами привычного для себя круга общения. Цепляет, когда начинаешь более или менее врубаться в игру и в то, что происходит вокруг игры. Еще больше цепляет, когда можешь, наконец, высказаться действительно по существу J То есть со знанием дела.
- Интересная тема, которую можно хорошо проработать, вникая в тонкости, и т. п. (этот пункт очень «на любителя»). Меня цепляет обычно сразу. Или вообще не цепляет. J
- Возможность поучаствовать в интересном проекте за пределами привычной «обязаловки» (тоже «на любителя»). Цепляет постепенно. По мере реализации хотя бы некоторых из твоих задумок.
- 15 юнитов. Просто приятно рулить разными типами кораблей, танками, истребителями J ИМХО, армис.дат Магистра по этой причине имеет более светлое будущее, чем традиционный (фактически без танков, крейсеров и бомберов). Цепляет сразу. Потом наступает отрезвление — тактика на нынешних сценариях обычно довольно однообразна. (Здесь имеется в виду, что можно изменять параметры юнитов для каждой конкретной партии. — А.П.)
- Первое предательство. Заставляет «идти на принцип» и держит в напряжении. Отмстишь все-таки «неразумным хазарам» или нет.
- Первая победа.
- Рейтинг побед и поражений (теперь, ИМХО, существенно улучшенный).
- Маленькие интересные наблюдения по ходу игры: «Блин, а интересно он это сделал, супостат» J Или собственные «открытия» (в режиме Hot seat).
- Возможность вывешивать свои мысли без цензуры. То же, что и форум, но звучит лучше: «Мы-с-ли!» J
- «Живая» дипломатия. С живыми, непредсказуемыми партнерами.
- Достаточно нормальный редактор сценариев.

Добавить к этому мне почти нечего…

Не хочу сказать, что «Милитаризм» — игра без недостатков, но… В конце концов, абсолютно бесплатный проект существует уже три года и до сих пор привлекает все новых и новых игроков — это о чем-то говорит?! Кто-то уходит из игры сразу, кто-то остается на несколько месяцев, а кто-то уже и не мыслит жизни без «Милитаризма».

Как и везде, здесь есть группа людей, благодаря которым игра не стоит на месте, а постоянно улучшается. И стоит отметить, что людей, не просто играющих в игру, а активно вносящих вклад в ее совершенствование, становится все больше.

Приходите к нам, на www.militarizm.ru, и попробуйте поиграть с нами. Возможно, эта игра тоже захватит вас и станет частью вашей жизни. Возможно, здесь вы найдете новых друзей. Возможно, наконец, что вам понравится спорить с кем-то, отстаивая свою точку зрения.

А вообще… Играйте в «Милитаризм» — и радуйтесь, когда выигрываете. Ну а если вдруг проиграете — всегда можно начать новую партию и попытаться доказать, что поражение было случайностью.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.