Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Что день прошедший нам принес, или жизнь в постреволюционный период

Архив
автор : Алексей Долецкий   11.12.2003

В ходе развития цивилизации произошло несколько информационных революций (ИР) — преобразований общественных отношений из-за изменений в сфере обработки данных. Последняя четверть XX века — эпоха компьютеров и Интернета — считается временем развития четвертой из них.

В ходе развития цивилизации произошло несколько информационных революций (ИР) — преобразований общественных отношений из-за изменений в сфере обработки данных1. Последняя четверть XX века — эпоха компьютеров и Интернета — считается временем развития четвертой из них2. Однако прошли годы, «воспитанное революцией» поколение закончило школы и институты, вступило в зрелую жизнь. Тем временем революционный переворот, как и положено по законам жанра, плавно перешел в эволюцию. И уже можно оценить изменения, которые произошли (и произошли ли?) в обществе.

Можно условно выделить три основных составляющих информационной перестройки — количественную, технологическую и социальную. Первый компонент заключается в экспоненциальном росте количества единиц информации (битов, знаков, символов для графической информации, целых текстов). Технологический аспект характеризуется непрерывно совершенствующимися методами, которые позволяют более или менее успешно обрабатывать, сохранять, накапливать и передавать этот колоссальный объем данных. Социальная сторона сводится к тому, что информационное давление на всех нас усиливается. Чтобы принимать те или иные жизненные решения, каждому приходится учитывать все больше и больше разнородных факторов.

Писать о поколениях процессоров, законе Мура, росте мегабайтов в секунду и гигабайтов на душу населения на этих страницах — занятие неблагодарное, так как, по моему глубокому убеждению, люди делятся на две категории: первые все это уже знают, а вторые не читают «КТ». Итак, какое влияние оказали новые информационные технологии на людей? Здесь уместно будет рассмотреть отдельно социальные изменения, связанные с увеличением количества информации вообще и профессиональной в частности.

Информация для дома и отдыха

Не люблю разговоров специалистов.
Но еще больше — разговоров неспециалистов.
Станислав Ежи Лец


Я не случайно на первое место вынес именно влияние информационной революции на деятельность, не связанную с работой. «Человек — животное социальное», поэтому большое значение придает общению с себе подобными. Для примера можно вспомнить, какую роль в общественной жизни играли агора, форум, а впоследствии — телеграф, телефон. Интернет-форумы, чаты, эхоконференции объединили массовость первых с глобальностью действия вторых. Если представитель афинского демоса или римский патриций на городской площади обменивались новостями, слухами и сплетнями с согражданами, зачастую не менее осведомленными, то пользователь глобальной компьютерной сети может (в принципе) узнавать новости гораздо быстрее своих менее прогрессивных односельчан. Однако именно современные способы коммуникации наиболее четко отражают неизменность человеческой психологии. Как и две тысячи лет назад, в форумах и эхоконференциях громче всех выступают наименее достойные члены коллектива, находя в этом способ для самоутверждения. Самые актуальные темы для обсуждения напоминают один анекдот: «программисты на работе говорят о женщинах, а дома — о компьютерах». Конечно, есть люди, испытывающие сложности с общением. Инвалиды с ограниченными возможностями передвижения и нарушением восприятия, да и просто робкие, застенчивые люди в лице подключенного к Интернету компьютера получили шанс на нормальное общение. Наконец, быть «технически образованным» стало модно: «крутого парня», имеющего лишь косуху и байк, с подачи Брюса Стерлинга, Уильяма Гибсона, Сергея Лукьяненко, братъев Вачовски3 и других пророков виртуальной реальности сменил фанатик, осунувшийся от бессонных ночей за монитором. Еще одним веянием моды, основанным, по мнению некоторых обозревателей, на замене нормального общения тусовками в чатах и форумах, стал флэш-моб4. Но мода изменчива. Если человек, имея в активе «крякер Интернета» и пару нюкеров5, зовет себя хакером, не нужно быть ясновидцем, чтобы понять — это временно. Кто-то, возможно, перебесится и найдет свое место в жизни, многие вновь кинутся вслед за изменчивой модой — соответствовать веяниям, так сказать. И, наконец, останутся те, кто, однажды начав познавать мир «через наэлектризованный экран», будут все сильнее и сильнее привязываться к виртуальному общению. Но, как и любая крайность, она не носит повального характера. В большинстве своем люди пока не испытывают потребности в тех средствах общения, которые предоставляют новые технологии. Можно сказать, что информационная революция не гарантирует информационной культуры6.

Информация для работы

Есть несколько способов разбивать сады: лучший из них — поручить это дело садовнику.
Карел Чапек


Мы уже не можем представить офис без компьютера — он и хорошая печатная машинка, и калькулятор, и «почти карманная» записная книжка. Профессии, выигравшие от появления ПЭВМ, можно разделить на три группы.

1 Потребители/производители данных
Эта группа самая многочисленная. Она включает в себя всех, чья деятельность с появлением компьютера принципиально не изменилась. Инженер, бухгалтер, верстальщик, писатель и многие другие стали работать быстрее и продуктивнее. Но топор, будь он хоть с титановым напылением или атомарным лезвием, топором быть не перестанет.

2 Технологи от информации
В эту группу — продолжая аналогию — входят производители топоров. Они разрабатывают новые, более надежные модели с дружественной рукояткой, раскрашивают их в приятные глазу цвета, красиво упаковывают, объясняют юзерам, почему надо выбрать именно этот топор и прикрутить к нему Очень Нужное Дополнение. Это, конечно, правильно. Если бы мой топор не мог делать двести взмахов в секунду, переливаясь при каждом взмахе шестнадцатью миллионами цветов, не имел настраиваемой рукоятки и большого выбора лезвий — жизнь была бы серой и безрадостной (некоторые могут сказать, что у них топор больше, и смеются над теми, у кого меньше двух тысяч взмахов… Фрейд им судья). Однако попытка взглянуть на «топорное дело» со стороны неизменно вызывает в памяти анекдот про автолюбителя, который хвастался тем, сколько дел он успел сделать при помощи четырехколесного друга: съездить на заправку, в автомастерскую, в автомагазин, на рынок за запчастями и так далее.

3 Менеджеры информации
Эта группа — самая немногочисленная. О ее появлении давно говорили… нет, не большевики, а писатели-фантасты. Например, еще в 1961 году Ф. Ж. Фармер в романе «Любовники» описал общество, в котором люди делились на спецов (имеющих широкие познания в узкой специальности) и широкопрофильников, собирающих и систематизирующих все знания по смежным проблемам. И сейчас люди, чей род занятий связан с принятием решений на основе полученной информации, медленно, но верно становятся все более востребованными. Уже в 90-х годах прошлого века появляется новое направление прикладной статистики — интеллектуальный анализ данных (Data Mining). Его адепты проникают во все сферы бизнеса. Так, например, Data Mining может применяться для прогнозирования потребительской активности, выявления мошенничества в банках и страховых компаниях, анализа риска капиталовложений. На методах анализа данных основано передовое направление медицины — доказательная медицина.

Таким образом, в связи с совершенствованием технологий записи, хранения и передачи данных на людей обрушились колоссальные объемы «информационной руды». Без продуктивной переработки они образуют никому не нужную свалку. Методы переработки данных, включающие многомерную статистику, нейронные сети, генетические алгоритмы и многое другое — имеются. Прикладные программы, позволяющие применять интеллектуальный анализ данных на практике — создаются. Узким местом в решении проблемы обработки данных остается человеческий фактор. К слову сказать, в США уже возник устойчивый спрос на специалистов по переработке и анализу информации — в частности, по прикладной статистике и анализу данных, информационных координаторов. При этом предлагаемая зарплата ненамного меньше той, которую получают юристы и нейрохирурги, — не последние по тамошним меркам люди.

Питер Друкер (профессор общественных наук и менеджмента в школе бизнеса Университета Клермонт, специалист в области управления)7 проводит аналогии между изменениями, происшедшими в обществе после изобретения печати и происходящими в настоящее время: «Самый важный урок предыдущей информационной революции состоит в судьбе ее технологов. <…> Роль специалистов по ИТ в ней сыграли первопечатники. До 1455 года их не существовало даже в воображении, но через двадцать пять лет они процветали по всей Европе и стали героями своего времени… Однако их место вскоре оказалось занято теми, кого мы сегодня называем издателями (хотя этот термин появился гораздо позже), людьми и фирмами, чьей главной задачей в ИТ была не Т, а И». Он же приводит любопытный прогноз: человечество разделится на две основные категории: работники знаний (интеллектуальная, культурная и бизнес-элита) и работники услуг (все остальные). Интересная аналогия прослеживается в произведениях С. Лукьяненко: на смену хакерам и компьютерным гуру в виртуальной реальности всемирного масштаба приходят дайверы — люди, зачастую очень далекие от вершин компьютерной грамотности. Однако они, обладая способностью не зависеть от навязываемых подсознанием образов, могут смотреть на виртуальные миры по-своему, находя в них скрытые взаимосвязи и неочевидные ловушки. Их мало, но, вследствие возможности критического восприятия и всестороннего анализа поступающей информации, они — элита.


1 imcs.dvgu.ru/lib/eastprog/revolutions_and_technologies.html.
2 Первой информационной революцией принято считать изобретение письменности, второй — книгопечатания, третьей — телефона и телеграфа.
3 Первым двум писателям мы обязаны появлением терминов «виртуальная реальность», «киберпанк» и созданием образа постиндустриального (информационного) общества; создатели «Матрицы» братья Вачовски популяризовали этот образ, сделав его доступным и понятным миллионам зрителей. А Лукьяненко… столько всяких отражений намешано в лабиринтах его книг, что его нужно просто читать.
4 Стихийные, на взгляд постороннего, сборища называют по-разному: «умная толпа» или «внезапная толпа», «смарт-моб» и «флэш-моб» соответственно. На www.komok.ru приводится версия, что это «имитация общения в век, когда люди не отрываясь сидят перед компьютерами и улыбаются друг другу не вживую, а смайликами».
5 Нюкер — программа, реализующая nuke-атаку, то есть атаку на порты удаленных компьютеров, приводящую к краху операционной системы или к разрыву Интернет-соединения.
6 Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы (www.iis.ru/glossary).
7 Оригинал статьи находится на сервере журнала Forbes ASAP (http://www.forbes.com/asap/98/0824/046.htm).

Информация — зло?

Есть люди, которые все время проводят в обществе, потому что боятся остаться наедине с самим собой.
Эдгар По


Как и все новое, информационная революция воспринимается неоднозначно. И часто за одной крайностью — дифирамбами в адрес «нового чу,дного мира» в окружении разумных помощников-машин, следует другая — обвинение технологического прогресса во всех бедах. Так было во время прошлых ИР, так остается и сейчас. Нас пугали эффектом 25-го кадра, электромагнитным излучением, действующими на подсознание компьютерными вирусами, тотальным воровством информации. Часть из этих и многих других страшилок не подтвердилась, часть с повышением компьютерной образованности у населения обрела четкие контуры, превратившись не в угрозу человечеству, но в данность, с которой надо научиться сосуществовать. А человек, как известно, может приспособиться почти ко всему. Да, электромагнитное излучение у компьютера есть (как у любого электрического прибора), значит, надо расставить мебель так, чтобы рабочее место не находилось позади ЭЛТ-монитора, где излучение наибольшее. Да, от долгой работы устают глаза и кисти рук, но только если не соблюдать режима труда и отдыха (почему-то махать лопатой по 6–8 часов никому в голову не приходит). Да, вирусы и хакеры представляют серьезную угрозу, но кто мешает обезопасить себя с помощью антивирусов и брандмауэров8?

Однако помимо проблем технических существуют проблемы психические. Во всем мире психологи и психиатры все чаще регистрируют случаи компьютерной зависимости, причем иногда оценивают ее тяжесть как высокую, приводящую к полной социальной дезадаптации (утрате способности какого-либо общения в реальной жизни). Неспособность к деятельности вдали от электронного друга — болезнь очень серьезная, лечить ее порой труднее, чем снимать пристрастие к алкоголю или наркотикам. Ведь последние представляют собой действующие на организм вещества, выведение (детоксикация) которых — первый шаг на пути к снятию зависимости. В случае с пристрастием к компьютерному общению (или общению с компьютером) зависимость только психическая, а найти общий язык с человеком, которому хорошо только в своем, виртуальном мире, — задача очень сложная. Однако все виды пристрастия имеют общую причину: человек пытается найти свой, иллюзорный мир, когда не может наладить жизнь в мире реальном. Эта проблема возникает не сразу, она может наблюдаться на протяжении всей жизни, свидетельствуя о предрасположенности к «поломке» социальной адаптации. Если человеку плохо с окружающими, вероятность любой зависимости почти одинакова (отличия обусловлены воспитанием, образом жизни и более позитивным отношением общества к увлечению компьютерами, чем наркотиками). Виноват же в этом не компьютер и не Интернет, по большому счету виновато общество, вовремя не оказавшее человеку помощь и не сумевшее «переключить» его на столь же интересную, но не приводящую к уходу в виртуальный мир деятельность.

Заключение

Набивайте людям головы цифрами, начиняйте их безобидными фактами, пока их не затошнит, — ничего, зато им будет казаться, что они очень образованные. У них даже будет впечатление, что они мыслят, что они движутся вперед, хоть на самом деле стоят на месте. И люди будут счастливы, ибо «факты», которыми они напичканы, это нечто неизменное.
Рэй Брэдбери. «451° по Фаренгейту»


Какой вывод можно сделать из сказанного выше? Период кардинальных изменений в развитии информационных технологий закончился. Однако «главная беда революций в том, что они редко проходят, как было задумано» (журнал Economist). Если на первых порах большинство публикаций на тему ИР подавалось «со знаком плюс», то впоследствии на первое место вышли рассуждения о негативных сторонах информационно-технического прогресса. Следующий шаг, который, по опыту предыдущих революций, должно сделать общество — нахождение золотой середины. Ведь и печатное слово, едва появившись, «развращало молодежь», обесценивало книги (каждый мог писать, что ему вздумается), зачастую портило зрение. Однако это не привело к объявлению книг злом и повсеместному их уничтожению (хотя попытки, конечно, были). Для привыкания общества к новым технологиям, ко всем достоинствам и недостаткам ИТ необходимо время. Этот процесс, вероятно, будет идти поэтапно: сначала ИР должна принести плоды в бизнесе (и уже начала делать это, выводя в бизнес-элиту профессии, тесно связанные с добычей полезной информации и принятием на ее основе решений). Успех руководителей, наиболее полно использующих имеющиеся данные, приведет к популярности умения искать и анализировать данные, структурирования знаний и целей (многие хотят владеть компьютером, зачастую плохо представляя себе — зачем). И, наконец, медленное изменение общественного сознания и компьютерной образованности приведет к более реалистичной оценке влияния ИТ на человека, в первую очередь — на его психику. Вот такое IMHO. Кто тут в дайверы последний?


8 Большинство последних эпидемий компьютерных вирусов в виде приложений к электронным письмам связано с «человеческим фактором» — невнимательностью и легкомыслием.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.