Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Объемная ничья

Архив
автор : Тимофей Бахвалов   27.11.2003

В нью-йоркском Atletic Club состоялось очередное шахматное сражение человека и компьютера: Гарри Каспаров, 40 лет, рейтинг 2830, против программы X3D Fritz, 12 лет, приблизительный рейтинг 2807.

В нью-йоркском Atletic Club состоялось очередное шахматное сражение человека и компьютера: Гарри Каспаров, 40 лет, рейтинг 2830, против программы X3D Fritz, 12 лет, приблизительный рейтинг 2807.

На сей раз лучшему шахматисту мира пришлось соперничать с программой, работающей на сервере с четырьмя процессорами Intel Xeon 2,8 ГГц и четырьмя гигабайтами оперативной памяти. Но поединок был интересен не только благодаря внушительным техническим характеристикам кремниевого соперника, способного просчитывать до 3 млн. комбинаций в секунду — шахматное сражение стало зрелищным, поскольку впервые происходило в «виртуальной реальности». Программа Fritz обзавелась объемной графической оболочкой и интерфейсом, разработанными компанией X3D Technologies (X3D.com). Технологии объемного изображения X3D Display и X3D PC могут использоваться в самых разных сферах — от игр и просмотра DVD до хирургии и обучения. Каспарова же «виртуальность» поединка заставила сидеть перед экраном с шахматной доской в специальных очках, создающих объемное изображение (3D-очки получили также зрители и комментаторы), а управление фигурами осуществлялось голосом.

Именно непривычный вид доски и некоторое неудобство управления программой Каспаров назвал основной причиной того, что первая партия закончилась вничью. Гроссмейстер, несмотря на стремительное начало и постоянный перевес по ходу игры, так и не смог реализовать позиционное преимущество, полученное после взятия ладьи Фрица в обмен на слона и пешку. После 3 часов 20 минут, на 37-м ходу операторы программы и шахматист согласились на ничью.

Во второй партии Каспаров также имел явное преимущество, постоянно навязывал свою игру и провел острейшую атаку по королевскому флангу. Однако компьютер выстоял и дождался-таки проявления «человеческого фактора». Сдерживая Фрица на ферзевом фланге, гроссмейстер для усиления атаки начал перегруппировывать сдвоенные ладьи, с вертикали f, на вертикаль g, и с помощью пешек, поддерживаемых ладьями, намеревался атаковать испытывавшего сильнейшее давление короля белых. Но на 32-м ходу человек допустил грубейшую ошибку, двинув не ту ладью. В результате компьютер взял пешку и получил очень выгодную позицию. Через семь ходов Каспаров сдался. Обидное поражение — по признанию самого Каспарова, проигранная партия была одной из лучших в его карьере.

Третья партия закончилась, как и ожидалось, победой человека. С самого начала Гарри Кимович начал разворачивать крайне сложную позицию. Уже через дюжину ходов он выстроил стену из пяти пешек на одной из центральных диагоналей и получил преимущество в одну пешку. Фриц не смог соперничать с человеком по развитию фигур — как известно, именно такие закрытые позиции труднее всего поддаются компьютерному анализу. В результате Каспаров свободно передвигал фигуры со своей стороны «стены», а компьютер так и не нашел достойного ответа — и уже на 40-м ходу победа Каспарова не вызывала сомнений. Операторы Фрица выбросили белый флаг. Счет сравнялся — 1,5:1,5.

Как и предсказывало большинство экспертов, решающая партия, а с ней и поединок, завершилась вничью. Играя белыми, Фриц начал с консервативного хода вперед королевской пешки, предопределив, таким образом, характер дальнейшей борьбы. В свою очередь, гроссмейстер принял ферзевый гамбит, за которым последовал планомерный размен фигур.

Похоже, ничьи становятся закономерностью в поединках между человеком и машиной. Год назад противостояние Владимира Крамника и Deep Fritz, громко названное «Умы в Бахрейне», тоже не выявило победителя — 4:4 («КТ» ##465, 467). А в минувшем феврале Каспаров провел в Нью-Йорке шесть партий с Deep Junior с аналогичным результатом — 3:3.

За участие в матче Каспаров получил 175 тысяч долларов. В случае выигрыша вознаграждение составило бы 200 тысяч, в случае проигрыша — 150 тысяч. Стоит отметить, что ставки в шахматно-компьютерных турнирах мельчают. Напомним, что тот же Крамник за участие в «Умах» получил 800 тысяч долларов.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.