Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Неважное искусство

Архив
автор : Сергей Вильянов   27.11.2003

На днях моя коллекция дисков пополнилась еще одним занятным экземпляром — новой энциклопедией кино от «Кирилла и Мефодия».

На днях моя коллекция дисков пополнилась еще одним занятным экземпляром — новой энциклопедией кино от «Кирилла и Мефодия». Первая версия энциклопедии вышла в памятном девяносто восьмом, после чего, по понятным причинам, последовала пауза. Сегодня же, если верить первому и второму телеканалам, жизнь наша налаживается с каждым днем, и вот вам подтверждение — очередная серия мультимедийного блокбастера.

Иногда кажется, что в России хорошо умеют делать только энциклопедии и словари. На игры местного розлива без слез не взглянешь; хлынувшие на рынок обучалки, за редким исключением, представляют собой плохо отсканированные учебники с «интерактивными курсами», написанными лаборантами ветеринарного техникума за бутылку теплого пива. На этом фоне действительно роскошные «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», семейство словарей Lingvo от ABBYY, электронный римейк энциклопедии Брокгауза и Ефрона от ИДДК выглядят волшебными фруктами, непонятно как вызревшими в нашем жестоком климате1.

Вот и энциклопедия кино сделана на совесть. Почти пять с половиной гигабайт информации, включающей 22 тысяч статей, 3700 фотографий, 120 видеофрагментов и трейлеров, 11 тысяч рецензий, а также массу тематических приложений Все статьи аккуратно проиндексированы, благодаря чему можно очень долго путешествовать по диску, переходя от рецензии на фильм к режиссеру, от режиссера к списку его работ, оттуда — к другому фильму и биографиям актеров. Практически идеальный справочник любителя кино — как TerraLab.ru и «Компьютерра-Adviser» в области компьютерной техники.

Только не вздумайте купить эту, равно как и любую другую новую энциклопедию, в CD-версии. Непрерывные требования сменить диск в приводе даже по такому невинному поводу, как увеличение картинки в статье, достанут кого угодно, поэтому я практически не пользуюсь энциклопедией Encarta. Потребность получить какую-то конкретную информацию возникает нечасто, а вот так просто, в удовольствие покопаться в энциклопедии под аккомпанемент выезжающего лотка почему-то не получается.

А еще выход энциклопедии кино — уверен, не по воле ее авторов — символизирует конец старого кинематографа. Компьютеры становятся все мощнее и мощнее не только на наших столах, и вот уже тысяч за сорок, по киношным меркам — сумму совершенно уморительную, можно соорудить систему посолиднее той, что «рисовала» второго «Терминатора» и стоила не один миллион. Раньше такую мощь удавалось использовать только известным и (обычно) талантливым режиссерам. Теперь же ее не жалко доверить даже дебютанту, и вот уже хлынул мутный поток кинолент, смотреть которые за пределами кинотеатра не имеет никакого смысла. «Пираты Карибского моря», «Матрица-2, 3», «Лига выдающихся джентльменов» — имя им легион. Пока сидишь в зале, вроде бы получаешь удовольствие. Сотня нарисованных агентов Смитов колошматит нарисованного Нео, по Венеции с шестиканальным грохотом и свистом плывет «Наутилус» капитана Немо, скелеты с заточками прыгают по мачтам, в общем — жизнь бьет ключом. Но выходишь на улицу и, хоть тресни, не можешь вспомнить сюжет картины. Ну нет у спинного мозга, на который все это великолепие воздействует, подкорки, так что и записывать воспоминания некуда. Сценарий же «неофильмов» находится на уровне балаганных приключений Петрушки, который лупит дубинкой жену, городового, губернатора, а потом сам себя по глупой башке. Народ в начале века наслаждался этой находкой ничуть не меньше, чем сейчас, вот и задумываешься — к чему тратить столько миллионов грина? Вывести на середину павильона мужика в черном плаще, престарелую девушку в коже, братьев-сценаристов и здоровенного негра, потом запустить туда ораву безработных программистов с бейсбольными битами, вот и получится «Матрица-4». Продолжительность этого натуралистичного кино будет порядка 15 минут (бейсбольная бита — не электромагнитная пушка, затвор не заклинит), так что в кинотеатрах можно устраивать по сорок сеансов в день, а на выходе продавать DVD с супербонусом: негр с бензопилой против программистов с ноутбуками.

Старик Ларри Флинт предсказывал подобный ход развития кино еще в семидесятых, но вряд ли он мог представить компьютер в роли проводника назад в прошлое, к примитивным ярмарочным балаганам. Единство и борьба противоположностей в действии: ядерная бомба — путь в каменный век, спецэффекты ради спецэффектов — привет от куклы, колошматящей всех подряд на радость почтенной публике.

Столетняя история «старого» кино со всевозможными бонусами уместилась на одном DVD, да еще и места осталось порядочно. Трудно сегодня строить предположения насчет количества носителей, необходимых для сохранения истории нового кинематографа (компьюматографа? компьютографа?), но, уверен, ведра для мусора стандартного типоразмера хватит с избытком.

…И каких только мыслей энциклопедией не навеет.


1 Здесь же стоит упомянуть и не имеющий аналогов по удобству Fine Reader.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.