Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Потемнело синее море

Архив
автор : Георгий Башилов   20.10.2003

Наибольшей угрозой для развития американского рынка IP-телефонии, по оценкам Джо Хилла (Joe Hill), аналитика Eagle Asset Management, может стать государственное регулирование.

Согласно сентябрьским исследованиям аналитической компании UBS, телефонные компании США ждут очень нелегкие времена, если они в ближайшее время не начнут внедрять услуги IP-телефонии. По мнению Джона Ходулика (John Hodulik), аналитика UBS, влияние VoIP (услуги передачи голоса в пакетных сетях) на операторов телефонии сопоставимо с тем, которое оказывают пиринговые сети на медиа-индустрию.

Потери музыкального бизнеса от функционирования P2P-сетей, по оценкам Ходулика, достигают семи миллиардов долларов в год. С учетом гораздо больших масштабов телекоммуникационной отрасли убыток телефонистов наверняка будет выше. В качестве примера аналитик приводит Японию, где с распространением широкополосного доступа широкое признание получила IP-телефония. Экономия на междугородних звонках достигает 90%, а внутрисетевые звонки не тарифицируются. То есть часть услуг японские пользователи получают бесплатно. Вдобавок, стремясь захватить большую часть рынка, операторы дотируют и стоимость подключения, и расходы на трафик; в результате стоимость широкополосного доступа в Японии во много раз дешевле, чем в США.

Правда, в США IP-телефония, по оценкам UBS, будет внедряться медленнее. Стоимость телефонной связи здесь ниже, чем в Японии, а значит, меньше и выигрыш для пользователей от перехода на новую услугу. Не последнюю роль играет и отсутствие сильных брэндов, таких как японская Yahoo Broadband.

Наибольшей угрозой для развития американского рынка IP-телефонии, по оценкам Джо Хилла (Joe Hill), аналитика Eagle Asset Management, может стать государственное регулирование. Пока что передача голоса в IP-сетях не рассматривается в Штатах как услуга связи, в результате операторы IP-телефонии освобождены от отчислений в Фонд универсальных услуг (Universal Service Fund) и некоторых других обязательств традиционных операторов связи. Вместе с тем, по оценкам UBS, качество услуг очень высоко, и в большинстве случаев трудно определить разницу между обыкновенным и VoIP-вызовом.

Интересно, что практически одновременно с публикацией отчета UBS организация DSL Forum приняла две спецификации — TR-058 и TR-059, в которых четко прописано, какие программные и аппаратные изменения должны быть произведены в DSL-сетях, дабы обеспечить гарантированный QoS и предоставление новых услуг: пакетную телефонию, потоковое видео и аудио, видео по заказу и видеоконференцсвязь.

Появление спецификаций стало результатом объединенных усилий… все тех же традиционных телефонных операторов: BellSouth, Verizon Communications и SBC Communications — получается, что «телефонисты» осведомлены об угрозах, исходящих от пакетной связи, не хуже, а то и лучше аналитиков из UBS.

Спецификация TR-059 определяет требования к новому поколению серверов широкополосного доступа (B-RAS — broadband remote access server), которым, наряду с традиционными для них задачами — агрегацией трафика и управлением доступом пользователей, теперь придется обеспечивать QoS, биллинг и динамическое управление полосой пропускания на уровне пользователей.

Финансовый потенциал предоставления новых услуг, как сообщает соответствующий релиз, огромен и оценивается миллиардами долларов. По мнению TeleChoice, даже десятидолларовая разница в цене между Premium и базовым пакетами DSL-услуг может принести операторам (во всем мире) дополнительно 970 миллионов долларов в год (из которых около 200 миллионов придется на США). Кроме того, еще 810 миллионов долларов заработают производители оборудования (и это лишь на начальном этапе внедрения новых спецификаций). Правда, оценки почему-то не включают потерь, которые понесут операторы от предоставления (вернее — непредоставления) голосовых услуг.

Общая тенденция, видимо, такова, что голосовой трафик в новых, пакетных сетях становится бесплатным, а акцент переносится на предоставление других сервисов — видео, телевидения, видеоконференцсвязи и пр. Операторы оказываются заложниками обстоятельств: они просто вынуждены осваивать новые услуги, иначе их предоставит кто-то другой. Вот только не дает покоя вопрос: насколько будут востребованы новые сервисы? И не окажутся ли операторы в результате всей этой замечательной, общеукрепляющей и общевдохновляющей гонки технологий у разбитого корыта, подобно старухе из известной сказки?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2021
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.