Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Славный малый

Архив
автор : Сергей Токарев   13.10.2003

Этот графический редактор широким массам, мягко говоря, почти не известен. Зато те, кому доводится познакомиться с ним, становятся его горячими поклонниками.

Этот графический редактор широким массам, мягко говоря, почти не известен. Зато те, кому доводится познакомиться с ним, становятся его горячими поклонниками. Поработав с третьей версией программы Expression, я понял, что ее создатель, известная своим новаторским подходом к компьютерной графике компания Creature House, решила и дальше идти своим, особенным путем, никуда не сворачивая. Expression 3 без тени сомнения отвергает все законы развития векторных редакторов. Ни тебе трехмерности, ни теней и сияний, никаких переходов между объектами и никаких сетчатых градиентов. Попраны все каноны и образцы для подражания! Вместо этого продолжают совершенствоваться оригинальные приемы и эффекты, многие из которых просто не имеют аналогов. А некоторые настолько оригинальны, что вызывают ощутимый скрежет шестеренок в голове.

Конек программы

Так что же такое Expression и чем он прославился? Прежде всего, редактор создавали для рисования в «естественном» стиле. Отец и идейный вдохновитель программы, некто Алекс Чжу, несомненно, был гигантом мысли. Еще в 1991 году он задумался над революционной для тех лет идеей: рисовать на компьютере не с помощью линий, а с помощью «кистей» — произвольно заданных изображений, размещенных вдоль линии.

«Кисти» в программе имитируют действие натуральных кистей, которые веками верой и правдой служили художникам. Но кроме того, с их помощью легко создаются новые, невиданные ранее эффекты — ведь в качестве исходных изображений можно использовать что угодно, вплоть до фотографий.

Особенность Expression в том, что он — векторный графический редактор. А это значит, что миниатюра, нарисованная для почтовой марки, может быть без потери качества растянута хоть на всю Великую Китайскую стену. И второй факт, вытекающий из векторной природы рисунка: каждый отдельный мазок является отдельным объектом, который можно переместить или изменить.

Сегодня многие графические редакторы имитируют рисование с помощью кистей. Но Expression по-прежнему является неоспоримым лидером. Он был первым, кто открыл миру векторные «кисти». И до сих пор остается первым, реализуя все новые и новые приемы работы с ними.

Как, например, вы будете изменять толщину штриха в любом другом редакторе? Искать нужную панельку и вколачивать необходимое количество миллиметров с клавиатуры? В Expression же у каждого выделенного объекта есть специальный рычажок, «дернув» за который, вы сможете моментально изменить не только толщину, но и угол скоса кисти (рис. 2).

Expression поддерживает полупрозрачные кисти с «мягкими» краями. Это позволяет делать рисунки с натуральной игрой красок, которые на глаз неотличимы от выполненных на холсте или в растровых редакторах, если уж на то пошло.
В последней версии Expression добавилось несколько свежих идей, о которых я и хочу рассказать.

Тысячи штрихов в минуту

В Expression 3 так и не появился инструмент для создания блендов — переходов между объектами. Обычно он используется для генерации множества повторяющихся объектов, и странно, что в векторном редакторе отсутствует столь важная функция.

Но оказалось, что разработчики программы уже думали над этим и предложили собственное решение — оригинальный прием Effect Lines, который позволяет создавать тысячи штрихов в минуту. Штрихов — то есть линий, а не объектов. Такова особенность этого эффекта, и она вполне оправданна: ведь в Expression главными действующими лицами являются не замкнутые геометрические фигуры, а свободные и раскрепощенные контуры.

Возьмите одну кривую, возьмите вторую и щелкните по единственной активной кнопке на панели Effect Lines. Вы получите набор отрезков, вписанных в фигуру, образованную первоначальными кривыми (рис. 3). Сами исходные кривые при этом станут невидимыми. Сначала отрезки, все как один, прямолинейны. Это можно изменить, добавив специальный шаблон кривизны — в виде еще одной кривой линии. Всего лишь три кривые в качестве исходного материала — а какое разнообразие вариантов (рис. 4)! Чтобы нарисовать, скажем, цветок, достаточно взять в качестве исходников две окружности: одну — чтобы обозначить центр, другую — для обозначения края лепестков.

Полученные штрихи можно разбивать на произвольное количество групп — кластеров. Можно задавать случайный разброс кластеров и штрихов. Каждый штрих может отличаться от своего соседа, расстояния между ними могут быть абсолютно разными. И вдобавок их можно произвольно распределять вдоль какой-то траектории. В общем, рай для тех, кому нужно быстро получить тысячи штрихов.

Сами создатели Expression заявляют, что механизм штрихов очень эффективен в работе над произведениями в модном нынче стиле «манга». К сожалению, я не большой знаток этого направления, но готов поверить на слово — кому, как не тайваньским и китайским дизайнерам разбираться в манге?

Растровый допинг

Что нужно для того, чтобы нарисовать фотографическое изображение гусеницы бесконечной длины? В Expression 3 — лишь три вещи: хвост, голова и один сегмент тела. Вы уже догадываетесь, о чем идет речь? Да, именно об этом — о новом типе кистей, которые используют в качестве фрагментов фотореалистичные изображения. Нужно задать только начало, конец и повторяющийся кусок из серединки, и можете создавать фотографические объекты произвольной длины. Веревки, гусениц, деловито снующих жучков (рис. 5)… Такая фотокисть отлично имитирует изгибы объекта, создавая иллюзию реальности. И при этом результаты работы можно редактировать, как обычный векторный контур.

Далее — любой векторный объект по вашему желанию теперь может получить заливку в виде повторяющегося растрового изображения. Изображение может содержать и прозрачные фрагменты (рис. 6). Растровые заливки по умолчанию хранятся в папке Images, но в принципе файл можно выбирать из любой папки — в процессе задания свойств. Чтобы добавить прозрачность любому фото, просто сохраните файл в формате PSD, а прозрачность — как альфа-канал.

Этот же принцип используется для создания эффекта «потрепанных» краев. Черно-белый рисунок с профилем для краев сохраняется в папке Expression\ Textures\Fringes в формате BMP. И готово — можете назначить выбранному объекту произвольную растрепанность по краям — от облачного пуха до болотной тины (рис. 7).

Очень остроумно в Expression 3 решена проблема «естественности» псевдообъемных объектов. Теперь им можно назначать текстуры, имитирующие отражение от того или иного типа материала — металла, пластика, дерева и т. д. Я было подумал, что программисты внедрили в пакет полноценный трехмерный трассировщик, обсчитывающий угол падения и отражения лучей. Но все оказалось проще — текстуры отражения хранятся в виде готовых фотографий в папке Expression\Images\Envmaps. Каждая фотография изображает шар, сделанный из соответствующего материала, а для конкретного объекта проводится ряд несложных хирургических операций, превращающих шар, к примеру, в прямоугольник или звезду.

Шапка-невидимка

Всё гениальное просто. Как можно усовершенствовать привычные инструменты, например ластик или маску прозрачности? —Превратить их в «шапку-невидимку».

Представьте себе векторный объект, который выполняет роль шапки-невидимки для всех объектов, лежащих под ним (рис. 8). Его можно свободно перетаскивать с места на место, редактировать, изменять форму. А все дело в особом режиме наложения под названием Eraser. В Expression все объекты могут иметь различные режимы наложения, как слои в Photoshop. Само по себе это не ново — новой является идея режима «живого ластика», который позволяет «просвечивать» объекты и делать коллажи гораздо легче, нежели в любом другом редакторе.

На первый взгляд этот режим не очень удобен, так как делает прозрачными все объекты, лежащие под «шапкой-невидимкой». Какой смысл делать прозрачный объект, если под ним ничего не видно, так как всё тоже стало прозрачным? На самом же деле Expression поддерживает слои в документе, и такая «шапка-невидимка» действует только внутри текущего слоя. Фоновый рисунок можно размещать в слоях, лежащих ниже.

Атака клонов

Наметанный глаз может найти в Expression ряд аналогий с другими графическими пакетами. Так, инструменты и горячие клавиши напоминают Adobe Illustrator. Плавающие панели как будто выполнены в стиле продуктов Macromedia MX (хотя Expression появился на свет задолго до первых MX-версий от Macromedia). Есть некоторые аналогии и с Corel Draw. Одна из них — клоны.

Клоны — это копии какого-либо объекта. При изменении оригинального объекта моментально изменяются и все его клоны, что очень удобно для создания бесшовных текстур или для разработки оригинальных повторяющихся рисунков в стиле Эшера. Разместим клоны вокруг исходного объекта так, чтобы полностью закрыть доступ к любой его стороне. А затем начнем изменять форму объекта, стараясь, чтобы клоны и объект не пересекались. В результате получится забавная геометрическая фигура, на основе которой можно бесконечно тиражировать узор (рис. 9).

Славный малый с улыбкой, в которой сквозит легкое нахальство. А как еще назвать пакет, который при первом запуске самостоятельно находит все установленные на компьютере плагины к Фотошопу и включает их в свое меню? Его создатели не скрывают, что векторная графика, подготовленная в пакете, малопригодна для печати на больших и мощных принтерах с поддержкой PostScript или без оной. Мол, перед печатью лучше всю эту красоту растрировать, записав ее в формате TIF или подобном. И ничего — поклонники не смущаются. А может, так и надо? Может, действительно стоит открыто говорить, что программа берет на себя, а от чего отказывается? Вот создатели CorelDraw как-то стесняются рекомендовать пользователям растрировать сложные эффекты перед выводом на печать. И что хорошего? Одни шишки от недовольных результатами печати. Сказали бы честно: «Растрируйте!» — глядишь, и обрели бы благодать.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.