Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Вам на какой?..

Архив
автор : Денис Коновальчик   10.10.2003

В ходе оживленных дискуссий на прошедшей 12–15 сентября в Санта-Фе второй ежегодной конференции по подъемным устройствам в космосе группа из семидесяти экспертов всерьез обсудила технические детали проекта лифта для вывода грузов на околоземную орбиту.

Испокон веку человеческий разум будоражили различные идеи по преодолению пут земного притяжения. Ввиду явного отсутствия знаний в области реактивной динамики наши предки выдумали лестницу в небо, бобовый стебель, пронзающий облака, а чуть позже — и космический лифт.

Впрочем, даже в разгар триумфа ракетной техники в XX веке идея космического лифта не оставляла писателей-фантастов. К примеру, Артур Кларк (Arthur Clarke) уделил ей немало места в романе «Фонтаны рая» («Fountains of Paradise»), написанном в 1979 году.

И вот — долгожданный прорыв: в ходе оживленных дискуссий на прошедшей 12–15 сентября в Санта-Фе второй ежегодной конференции по подъемным устройствам в космосе (www.isr.us/ spaceelevatorconference) группа из семидесяти экспертов всерьез обсудила технические детали проекта лифта для вывода грузов на околоземную орбиту. Символично, что с приветственным словом к делегатам конференции из своего дома в Шри-Ланке по спутниковой связи обратился сам Кларк.

Нынче сотрудникам NASA не до смеха: февральская катастрофа Columbia заставила руководителей агентства срочно искать новые, альтернативные пути достижения земной орбиты. В их числе — и предложенный делегатами конференции проект, не имеющий аналогов в истории человечества.

По мнению конструкторов, основой грандиозного сооружения станет сверхпрочный трос длиной около 100 тысяч километров, одним концом закрепленный на поверхности Земли, а другим прикрепленный к зависшему на высоте 35 800 километров геостационарному спутнику, поддерживающему его в натянутом состоянии. Вероятнее всего, платформа для лифта будет покоиться на воде в районе экватора, при этом океан в ее окрестностях не должен отличаться бурным нравом. За сохранность космической части троса поручиться гораздо сложнее — крошечный метеорит способен вывести из строя всю конструкцию. Впрочем, отнюдь не это является самой большой преградой: дело в том, что науке пока не известен материал для изготовления троса такой длины. Робкие надежды в этом направлении сейчас подают успехи в области нанотехнологий. По оптимистичному заявлению Брайана Лобшера (Brian Laubscher) из компании Los Alamos Space Instrumentation, «теперь, благодаря открытию углеродных нанотрубок с поразительными прочностными характеристиками, до космического лифта рукой подать».

Как отметил в своем докладе глава Institute for Scientific Research Брэд Эдвардс (Brad Edwards), подъемные устройства смогут передвигаться по тросу при помощи гусеничной тяги, а получать энергию от передаваемого с Земли лазерного луча. Впрочем, в Санта-Фе публика подобралась что надо: компании Эдвардса был пожалован от имени NASA солидный исследовательский грант.

По подсчетам экономистов, грандиозная космическая затея обойдется недешево — в общей сложности в шахту будущего лифта канет не менее 7 млрд. долларов. Тем не менее, подобные вложения окупятся, ведь новое транспортное средство обещает сильно удешевить доставку грузов в космос. Если вывод на орбиту килограмма багажа по нынешним «челночным» расценкам составляет от 25 до 100 тысяч долларов, то багажный билет на «грузовой космический лифт» обойдется примерно в 250 «зеленых» за килограмм полезной массы.

К концу следующего года «лифтеры» из NASA пообещали выступить с новым, более совершенным проектом и определили примерные сроки осуществления своей затеи — по их словам, опытный образец подъемника суточной производительностью до пяти тонн сможет появиться уже в течение ближайших пятнадцати лет. Так что всем нам остается лишь запастись терпением и дождаться того времени, когда для попадания на «космический этаж» будет достаточно войти в кабину и нажать на панели вожделенную кнопку. Вот только бы нанотехнологи не подвели…

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.