Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Постшаблонное мышление

Архив
автор : Александр Амзин   09.09.2003

Изучая шаблоны, легче понять, какие стандарты работают в заданном секторе рынка, а какие — нет. Даже один только ценовой просмотр галерей чрезвычайно помогает при переговорах с дизайнерами и придает уверенности заказчику.



Сколько всего сказано про наполнение и дизайн сайтов! Как нынешние монстры убеждают новичков — мол, главное в сайте — не дизайн, а содержание. Любят, мол, за чистую информацию, а не за способ ее подачи. Посмотрите на lib.ru, говорят нам.

Но то, что имеет смысл для «чистых» Интернет-проектов, занятых поглощением, сортировкой и переработкой информации, для всех этих поисковых систем, электронных библиотек, форумов, — не работает, когда речь заходит о проекте, в основе которого лежит вполне материальный прототип. Вы продаете автомобили — вам нужна система, создающая в сознании пользователя атмосферу автосалона; вы продаете музыкальные файлы — пользователю будет приятно видеть диск-жокея1; ведь приятно же пользователям по ту сторону океана смотреть на Ананову2. Способ подачи информации играет решающую роль — открытия совершаются в никому не известных лабораториях, но узнаем мы о них на новостных сайтах, которые так похожи один на другой, что даже Сами-Знаете-Кто отметил это в своем руководстве3.

А что же делать обычным проектам? Делать дизайн руками. Перечеркивать, ругать, резать картинки ломтиками поменьше и снова рисовать. Однажды я провел целую неделю в поисках человека, который мог бы сделать качественный редизайн весьма посещаемого проекта. Слова «редизайн» и «посещаемый» здесь — ключевые. Нельзя выдавать полмегабайта на каждую страницу, если посещаемость проекта превышает пять тысяч хитов в сутки.

Потребители

Ведущий специалист технического отдела Межрегиональной Интернет-торговой сети Половнева Екатерина
Вы используете шаблоны для создания сайтов?
— У нас немного другая структура. Мы не заказываем дизайн, а чаще нанимаем дизайнеров. Но шаблоны нам регулярно пытаются продать.
Успешно?
— Для главных серьезных проектов — нет. Наша позиция по этому вопросу состоит в следующем: если в организации есть ставка Интернет-специалиста, то за умеренную сумму можно нанять человека, который сделает сайт и будет его поддерживать. Если же такой должности не предусмотрено, то организации проще заплатить деньги и заказать более приемлемое решение. Те же шаблоны.
Я сторонница мини-сайтов. Шаблоны нужно использовать только для облегчения работы программиста внутри конторы-разработчика, а пользовательские интерфейсы, построенные дизайнером на стороне, обычно малофункциональны и не предусматривают юзабилити, характерной для данного конкретного проекта. От шаблона до рабочего сайта не всегда короткий путь.

Устраивающего меня подрядчика я так и не нашел. Но со временем мне стали присылать такие красивые «болванки» для дизайна, что казалось, будто рисовал их один и тот же человек. Этого быть не могло. Можно было бы зацепиться за предложенные шаблоны (двухстраничный вариант из заглавной и внутренней страницы стоил в среднем около 300 долларов) и сделать на их основе свой собственный дизайн, однако самостоятельные игры с цветовой гаммой успехом не увенчались.

Первым сайтом, торгующим шаблонами, для меня стал www.1stthebest.com. На западном рынке его продвигает дизайнер Дмитрий Хаустович; а вот в России о нем знают немногие. У нас вообще мало распространены такие шаблоны — стоимость до пятидесяти долларов, полная настройка, профессионально выполненная верстка. Как правило, покупателями подобной продукции являются дизайнеры, которые впоследствии перепродают ее в несколько измененном виде — как готовые сайты.

Самое плохое в этой ситуации то, что дизайнер старается не произносить слова «шаблон», так как заказчик зачастую боится этого термина и не готов платить за сайт, изготовленный «на конвейере». Хотя слова «корпоративный сайт» — уже не пустой звук, это на самом деле индустрия, облик которой сложился в той же мере, в какой сложился облик индустрии печатных изданий. «О компании», «Наши проекты», «Контакты», верхняя треть экрана отходит уже не под рекламу, а под презентацию компании, обыгрывая логотип. Если компания крупная, можно разверстать заголовки новостей и пресс-релизов в несколько колонок или использовать блочную структуру, как, например, сделал Артемий Лебедев с www.mts.ru. Это как раз тот случай, когда удачный шаблон становится стандартом хотя бы в одном домене первого уровня.

Изучая шаблоны, легче понять, какие стандарты работают в заданном секторе рынка, а какие — нет. Даже один только ценовой просмотр галерей чрезвычайно помогает при переговорах с дизайнерами и придает уверенности заказчику.

Сайты, содержащие шаблоны, начали попадаться мне на глаза один за другим. www.templateheaven.net — тут торгуют не только шаблонами, но и спецэффектами, красивыми заставками на Flash и т. п.). На www.templatemonster.com очень красивые и недорогие шаблоны. Особенно мне понравился пункт Unique price. Он показывает, что и цены на рынке приличные, а вовсе не демпинговые — за эксклюзивное право использовать шаблоны из двух страниц («передовица» и «внутренняя страница») придется заплатить 550 долларов против сорока, а уже готовый и безумно красивый сайт стоит две тысячи.


1 (назад)Тезис не то чтобы сомнительный, но как минимум не универсальный. Так, выбирая между двумя музыкальными сетевыми магазинами с одинаковой ценовой политикой, пользователи наверняка выберут тот, который удобней, не особенно обращая внимание на наличие диск-жокея. — Прим. ред.
2 (назад) www.ananova.com/video.
3 (назад)  www.artlebedev.ru/kovodstvo2/sections/65.

Продавцы

Дэвид Браун (David Braun) — вице-президент по маркетингу Inverse Logic.
Templatemonster.com — проект американской компании Inverse Logic. Штаб-квартира расположена в Нью-Йорке. Эксклюзивным представителем компании на территории СНГ является проект www.templater.ru.
Насколько хорошо продаются шаблоны?
— На рынке шаблонов самая высокая степень конкуренции в мире. Два года назад на рынке было двадцать компаний, предлагающих подобные услуги. Сегодня их больше двух тысяч. Это делает невозможным получение прибыли, достаточной для развития, в связи с доминированием предложения над спросом. Вы спросите, почему же мы до сих пор занимаемся подобной деятельностью? Тому есть несколько причин.
Во-первых, наш проект оказался в числе первых и поэтому стал крупным. Но даже сейчас мы зарабатываем в основном на сопутствующих услугах — программирование, хостинг и редизайн.
Во-вторых, в проект были вложены крупные суммы. К примеру, рекламный бюджет за прошлый год составил 0,5 млн. долларов, что позволило получить высочайшие рейтинги в ведущих поисковых системах.
И в-третьих, за годы работы у нас развилась дистрибьюторская сеть из более чем 8500 партнеров. Это очень важно для продвижения шаблонного бизнеса.
В каких случаях вы считаете целесообразным применение шаблонов?
— За годы работы мы выявили три основных сегмента наших потребителей.
Вебмастеры, создающие свой сайт для бизнеса или просто домашнюю страничку. Использование шаблонов экономит время и позволяет сосредоточиться на наполнении контента сайта.
Freelance-дизайнеры и студии, занимающиеся малобюджетным дизайном. Использование шаблонов в работе не только существенно облегчает процесс общения с клиентами, но и значительно экономит ресурсы.
IT-компании и Интернет-представительства. Не имея собственных дизайнеров, они зачастую используют шаблоны как источник качественного недорогого дизайна для своих проектов и проектов клиентов.
Оправдана ли экономия за счет использования шаблонов?
— Это решение подходит многим, но не далеко не всем. На мой взгляд, использование шаблонов оправдано в следующих случаях:
- бюджетные или временные ограничения на разработку проекта;
- отсутствие проверенных исполнителей;
- наличие собственных профессиональных навыков, которые позволят, пользуясь шаблоном как заготовкой, создать индивидуальный, отличный от всех дизайн.
Не отнимет ли появление шаблонов в Рунете хлеб у дизайнеров?
— Думаю, ответ на предыдущий вопрос показывает, что шаблоны ни в коем случае не заменяют услуг дизайнеров.

Сначала я не обратил внимания на то, что у большинства этих проектов есть двойники, а вернее, партнеры — affiliates. Люди покупают шаблоны там, где им удобно; на том же www.templatemonster.com трудно сделать покупку — он для расчетов использует PayPal, а в PayPal Россию не любят. Недавно и у нас стали появляться партнеры западных дизайнеров — среди многочисленных «сборников» я нашел и эксклюзивного представителя «монстра» — www.templater.ru, — где с удивлением обнаружил, что могу расплатиться даже карточкой МТС.
К сожалению, в тот раз я так и остался со старым дизайном, но сам процесс поиска принес мне бесценный опыт. Теперь я знаю три вещи:
- контент — необходимое и достаточное условие для развития проекта;
- хороший дизайн — необходимое, но недостаточное условие для развития проекта;
- хороший дизайн — не значит дорогой.
- А вы знаете четвертую: шаблоны — это не ругательство.

В статье упомянут всего один российский сайт, торгующий шаблонами. На самом деле, у него довольно много конкурентов. Во-первых, шаблонами приторговывают многие дизайнерские студии и особенно дизайнеры-одиночки. Во-вторых, существуют и специализированные сайты, живущие исключительно за счет торговли шаблонами.
- www.template.ru (он же www.shablon.ru).Создателям сайта Шаблон.ру удалось застолбить себе хорошее доменное имя, но дальше этого дело (пока?) не пошло. На сайте представлено всего пятнадцать шаблонов, причем возможности покупки онлайн не предусмотрено. Графического представления тоже нет. После этого тот факт, что все ссылки внутреннего меню ведут на главную страницу, уже не удивляет.
- www.mydream.ru. Проект Павла Анисимова. Шаблонов меньше, чем на www.templater.ru, но и цены поскромнее. Интересен также тем, что дает возможность не только покупать, но и продавать шаблоны. Правда, непонятно, каким образом авторам гарантируется выплата 80 процентов от стоимости их продукции (возможно, такой механизм и существует, но на сайте об этом ни слова). Также совершенно очевидно, что никакой ответственности за качество произвольных шаблонов создатель сайта не несет — он в данном случае выступает не как производитель, а как посредник между продавцом и клиентом.
Также стоит отметить, что в Сети достаточно и бесплатных шаблонов (см., например, www.elated.com/pagekits). Классическое ограничение заключается в том, что их можно применять для построения собственного сайта, но нельзя на их основе делать сайты на продажу.
Кроме того, многие CMS (системы управления контентом) предполагают кастомизацию дизайна и поставляются с готовыми «темами», которые можно выбрать при установке CMS на сайт (или предоставить выбор пользователю, если CMS это позволяет). Если CMS достаточно популярна, то никакого труда не составит найти в Сети еще как минимум несколько десятков вариантов дизайна для нее.

Владимир Гуриев
[vguriev@computerra.ru]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.