Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Новости

Архив
29.08.2003

Если боги хотят наказать-Терминатор-4: схватка за Калифорнию -Кликните-ка Буша!-In Google we trust -Взломать за 13 секунд-Кто в Инете всех страшнее-Красный клык против Синего зуба-Сфоткаемся? Напоследок?-Конвертируемый футбол -CD по осени считают-А зачем нам жесткий диск?-Цифруем все! -ОБЛОМ!-Bad idea -Не больно-то и хотелось!-Чё за ботва?! -Любые прихоти за наши деньги-Хронология желтого дьявола-Одиннадцатилетний чемпион -Парадокс подводной лодки-От улыбки станет всем светлей -А мне летать охота -Gillette: лучше для разборок нет…-Английский бы выучил только за то…-Мне сверху видно все

Если боги хотят наказать

Затеянная фирмой SCO Group кампания по дискредитации свободного ПО и битва с сообществом Linux (см. «КТ» ##495, 498) вступила в новую фазу. Терпение оппонентов, наконец, лопнуло, и началась череда встречных исков.

Сначала компания Red Hat затеяла тяжбу с SCO, обвинив последнюю «в семи смертных грехах» (по семи пунктам) и потребовав вынесения официального решения о том, что Red Hat не нарушала никаких авторских прав и не разглашала торговых секретов SCO. Комментируя свой иск, руководство Red Hat подчеркнуло: «Мы были терпеливы… Но когда наши клиенты и все сообщество открытых кодов начинают страдать от инсинуаций и слухов — пора действовать».

Спустя несколько дней аналогичные действия предприняла и IBM, адвокаты которой тоже подали в суд на SCO. Среди многих пунктов обвинения обращает на себя внимание следующий: поскольку SCO (под своим прежним именем Caldera) распространяла версию Linux на условиях открытой лицензии GPL, то она не может объявлять Linux своей собственностью. Кроме того, IBM требует судебного подтверждения своих законных прав на неотзываемую и вечную лицензию на Unix (что подтверждается двумя документами от Novell, наряду с SCO владеющей правами на эту ОС). Попутно Голубой гигант обвиняет SCO в нанесении ущерба бизнесу корпорации необоснованными заявлениями об отзыве Unix-лицензии и лишении IBM права продавать собственную версию Unix — AIX. Наконец, SCO обвиняется в посягательстве на четыре патента IBM. В итоге корпорация требует возмещения ущерба и судебного запрета на продажи программного обеспечения SCO (UnixWare, Open Server, SCO Manager, Reliant HA), затрагивающего патенты IBM.

Для всех остальных фирм, не обладающих мощью IBM и нервничающих от нападок адвокатов SCO, небольшая компания Aduva на базе своего главного продукта OnStage разработала и выпустила бесплатную программу SoundCheck (www.aduva.com/soundcheck), автоматически заменяющую в ОС те строки кода, для которых установлены конфликты технического или юридического свойства. Достигается это благодаря постоянной поддержке централизованной базы знаний. Программа запускается с консоли администратора локальной сети, сканирует на серверах, работающих под Red Hat или SuSE, код Linux и инсталлирует в нужных местах альтернативный код, разработанный и протестированный сообществом свободного ПО. Если суд вдруг решит, что определенные строки кода Linux действительно принадлежат SCO, программа SoundCheck обеспечит немедленную и автоматическую замену этих строк на «чистые» по мере их появления.

Тем временем SCO решила, что пора объявить лицензионные суммы, которые она на правах «владельца» намерена получать с пользователей ОС Linux с ядром версии 2.4 и выше. Начальная цена лицензии составляет 199 долларов — такую сумму планируется взимать за ПО, установленное на обычном настольном ПК. Для однопроцессорного сервера цена подскакивает до 699 долларов, но только до 15 октября, после чего она увеличится вдвое. Но и это не все. В SCO Group заявили, что желают получать по 32 доллара лицензионных отчислений с каждого электронного устройства, имеющего внутри встроенную версию Linux, будь то телевизионные приставки, КПК, часы или что-то еще. Воистину правы были древние, когда говорили, что боги отнимают разум у тех, кого хотят наказать. — Б.К.

Терминатор-4: схватка за Калифорнию

Политическая жизнь в Калифорнии бьет ключом — на носу внеочередные губернаторские выборы. Событие это, без преувеличения, исторического масштаба: единственный аналогичный случай произошел в Америке в 1921 году, когда жители Северной Дакоты отправили в отставку губернатора Линна Фрезье (Lynn Frazier). Пятнадцать лет назад подобная судьба едва не постигла «хозяина» Аризоны, но тогда проштрафившийся губернатор был смещен с поста законодательным собранием штата.

Одной из причин, из-за которых зашаталось кресло под нынешним калифорнийским губернатором-демократом Грэем Дэвисом (Gray Davis), переизбранным на второй срок лишь девять месяцев назад, чаще всего называют его ошибки в экономической сфере и развал энергетики штата. Шутка ли, за годы правления Дэвиса бюджетный дефицит самого богатого штата Америки достиг рекордной отметки в 38 миллиардов долларов, а перебои с электроснабжением в сердце мирового хайтека стали притчей во языцех. Несмотря на то что по результатам выборов Грэй в принципе может остаться на своем посту и провести на нем еще 39 месяцев, в это верят лишь закоренелые оптимисты.

Самым реальным претендентом на губернаторство является Арнольд Шварценеггер. Об этом свидетельствуют результаты недавних социологических опросов, показывающие, что, если бы выборы проводились сейчас, отрыв «Терминатора» от ближайшего конкурента составил бы внушительные 20 процентов голосов. Все-таки за могучей спиной 56-летнего культуриста — широкая популярность среди избирателей и немалый политический опыт (ему довелось поработать министром спорта еще при Джордже Буше-старшем). Правда, пока Шварценеггер не спешит делиться планами по выводу штата из кризиса и ограничивается критикой нынешнего губернатора-неудачника. Одним из немногих обещаний, данных «железным Арни» на встречах с избирателями, является финансирование избирательной кампании из своего кармана. В том, что он сдержит слово, мало кто сомневается: суммарные доходы за два последних года, декларированные Шварценеггером, составляют ни много ни мало — 50 миллионов долларов.

Однако дорожка к губернаторскому креслу для политического «тяжеловеса» отнюдь не усыпана розами — конкурентов у него хоть отбавляй. Избирательный бюллетень грозит превратиться в увесистую брошюру — в предвыборную гонку втянулось около двух сотен кандидатов. Среди самых колоритных фигур — скандально известный порномагнат Ларри Флинт (Larry Flynt), популярный актер Гэри Коулмен (Gary Coleman) и даже некая столетняя старушка, чья заявка на участие в выборах была оплачена любимой сетью магазинов. Впрочем, это не мудрено, если учесть простоту процедуры регистрации: от любого желающего «засветиться» в списке кандидатов требуется лишь уплатить 3500 «зеленых» и собрать всего 65 подписей земляков-калифорнийцев. Поскольку выборы носят экстренный характер, их финиш уже недалек: «Судный день» назначен на 7 октября. — Д.К.,Т.Б.

Кликните-ка Буша!

Газета The New York Times решила проверить, насколько президент США стал близок к народу в киберпространстве (а точнее сказать, в Интернет-резиденции Белого дома, www.whitehouse.gov) после представления в середине июля новой схемы отправки сообщений первому лицу Штатов. Выяснилось, что процедура многократно усложнилась, превратившись из простой отсылки электронного письма на адрес president@whitehouse.gov в сложнейшие танцы с бубном по страницам сайта. Теперь, чтобы отправить сообщение, посетителю необходимо просмотреть как минимум девять страниц и заполнить на них подробнейшие формы и анкеты, одна из которых, например, содержит вопросы о том, поддерживает ли посетитель проводимую Белым домом политику или имеет «неправильную» точку зрения.

В процессе написания письма страждущего донести свои мысли до президента ожидают не менее серьезные испытания. На странице отправки необходимо ввести тему и текст письма, указать полное имя, место работы (либо организацию, интересы которой представляешь), домашний адрес и адрес электронной почты. После того как форма заполнена и отослана, на указанный адрес приходит запрос, действительно ли вы хотите послать президенту США письмо. Текст отправляется в приемную Буша только после получения личного подтверждения с электронного ящика.

Официальный представитель Белого дома Джимми Орр (Jimmy Orr) назвал представленную систему «усовершенствованием, предназначенным для улучшения качества обратной связи». Однако критики считают, что новинка была введена для сокращения потока писем от посетителей сайта. И кто может сказать, что судьба письма не определяется еще на стадии заполнения анкеты «А ты согласен или чем-то недоволен?»…— Т.Б.

In Google we trust

«Opinion: Is Google God?» («Мнение: является ли Google Богом?»). Статья с таким названием появилась 29 июня в респектабельной The New York Times. Стремясь завлечь читателей головокружительными возможностями современных Интернет-технологий, ее автор — колумнист Томас Фридман (Thomas Friedman) — процитировал мнение одного из провайдеров о том, что популярный поисковик действует подобно Богу, поскольку «все видит и все знает».

Реакция на провокационную статью не заставила себя ждать: сразу после ее выхода в свет в почтовые ящики редакции, а также на форум газеты хлынули отклики от взбудораженных читателей. Среди доводов против авторской идеи чаще всего упоминался тезис о том, что Бог не имеет возраста, тогда как Google был создан лишь пять лет назад. В ход пошло и то обстоятельство, что Бог теоретически вездесущ, а Google «прописан» в Калифорнии. Наконец, кое-кто из недоброжелателей поисковика напомнил журналистам, что Бог-де незаменим, а Google, вполне возможно, через пяток лет будет выброшен на свалку истории. Свой голос «против» подали и многие фанаты компьютерного «железа», искренне убежденные в том, что в поисковом движке нет ничего сверхъестественного, а сам Бог находится «в машине». Ретивые «гуглепоклонники», в свою очередь, развивали авторскую мысль о божественности системы, сравнивая запрос к Google с молитвой и приходя к выводу, что поисковик не в пример полезнее Господа.

Статья вызвала такой резонанс, что к началу августа число ссылок, выдаваемых самим «канонизированным» поисковиком по запросу «Google is God» перевалило за две тысячи и продолжает расти. Что ж, говоря словами Артура Кларка, «любая достаточно развитая технология неотличима от магии». Или, как заметил ехидный обозреватель с сайта GlobeTechnology.com, «если Google когда-нибудь и превратится в Бога, то место его первого пророка, вероятно, займет редактор The New York Times». — Д.К.

Взломать за 13 секунд

Ненадежность средств защиты паролей в Windows давно стала притчей во языцех, но, видимо, нет пределов несовершенству. В конце июля ученые швейцарского Федерального технологического института в Лозанне перевернули все представления о скорости взлома буквенно-цифровых Windows-паролей, сократив среднее время вскрытия с 1 минуты 41 секунды до 13,6 секунды.

Их метод основан на использовании очень больших просмотровых таблиц (lookup tables), которые устанавливают соответствие между буквенно-цифровыми паролями, вводимыми пользователями, и их сжатыми и зашифрованными (с помощью хеш-функции) версиями, хранящимися в памяти машины. Гигантские просмотровые таблицы позволяют заранее провести основную часть вычислений, требующихся при взломе пароля. На языке криптографов это называется «балансировка время-память», поскольку большие затраты на объем памяти позволяют существенно сократить время вскрытия и наоборот.

Для операционных систем Microsoft этот метод вскрытия особенно эффективен, поскольку оба варианта защиты паролей в Windows — старый LANManager и новый NTHash — не предусматривают подмешивания случайной информации в процесс хеширования. А значит, один и тот же пароль в зашифрованном виде на всех машинах будет выглядеть одинаково, то есть для эффективного взлома можно изготовить универсальную таблицу большого, но в то же время приемлемого размера. Что, собственно, и сделали швейцарские исследователи, сгенерировав на основе всевозможных буквенно-цифровых паролей просмотровую таблицу объемом 1,4 Гбайт. Используя компьютер с CPU AMD Athlon 2500+ и 1,5 Гбайт оперативной памяти, им удалось взломать 99,9% всех паролей из тестируемого массива. В ОС Linux, Unix и Mac OS X при шифровании паролей в вектор инициализации подмешиваются 12 случайных бит, поэтому опробование всевозможных вариантов занимает в 4096 раз больше времени либо требует во столько же раз больше памяти.

Для повышения стойкости пароля швейцарцы рекомендуют использовать в последовательности спецсимволы — это сильно затруднит взлом, хотя и не сделает его невозможным. — Т.Б., Б.К.

Кто в Инете всех страшнее

Иногда создается впечатление, что вирусописатели задались целью заставить пользователей плюнуть на Windows и пересесть на другую операционную систему. В последнее время атаки на детище Билла Гейтса участились настолько, что Microsoft порой не успевает выпускать патчи, а вирусы уже лезут через новые бреши.

Подтверждением этой тенденции стал новый сетевой червь с романтическим именем Lovesan (он же Blaster). Его плодовитости и изощренности можно только позавидовать: всего за несколько часов с момента появления он возглавил список самых распространенных вредоносных программ. А всё из-за бреши в системе безопасности Windows, точнее в интерфейсе DCOM (Distributed Component Object Model) протокола RPC (Remote Procedure Call).

Комичность ситуации заключается в том, что RPC как раз и предназначен для удаленного выполнения программ. Около месяца назад польская исследовательская группа The Last Stage of Delirium обнаружила в нем брешь, которая позволяет удаленно запускать код с любого компьютера. Причем в перечень уязвимых систем попали лишь «самые безопасные» Windows NT, 2000, XP, а также Windows Server 2003. Интересно, что Lovesan уже второй по счету червь, питающий слабость к новообнаруженной бреши: неделей раньше его предшественник Autorooter заставил экспертов предположить, что в будущем можно ожидать продолжения. Увы, будущее настало.

Lovesan ищет в Интернете компьютеры, на которых не установлен патч для DCOM RPC и через 135-й порт выполняет классическую атаку переполнения буфера. Таким образом, на компьютер передается код, открывающий порт 4444: через него червь закачивает файл-носитель MSBLAST.EXE, прописывает его в ключе автозагрузки системного реестра и запускает на выполнение. Вдобавок к вышеописанным коварствам 16 августа червь проводит массированную DDoS-атаку на сайт Windowsupdate.com, где находятся заплатки к Windows, в том числе и для DCOM RPC.

Нельзя не отметить, что автор Lovesan проявил поистине завидное человеколюбие. Дело в том, что в программе заложена 1,8-секундная задержка между очередными попытками распространения по Интернету. По сути дела, лишь благодаря этому Сеть не распалась на отдельные сегменты: объем избыточного трафика, генерируемого червем, оказался не настолько велик, чтобы переполнить каналы передачи данных (у червя Slammer, потрясшего мир в январе, подобного лага не было).

По статистике «Лаборатории Касперского», около 90% всех вирусных инцидентов происходят ныне по сценарию «вирус-дыра», где роль человеческого фактора минимальна. Последний случай подтверждает опасную тенденцию. Причем если раньше вредоносные программы отставали от латания дыр на год-два, давая пользователям время установить патч, то сейчас этот срок сократился до считанных недель. Очевидно, угроза в этой ситуации не сводится лишь к потере данных на отдельных машинах. Серьезная опасность заключается в возможности создания огромной распределенной сети, которая может аккумулировать до нескольких сотен тысяч зараженных компьютеров и при достижении критического размера банально «завалить» Интернет. — Д.З.

Красный клык против Синего зуба

По оценкам американской исследовательской компании Gartner в нынешнем году будет продан 161 млн. устройств, оборудованных средствами беспроводной связи Bluetooth. Незабвенный Остап Бендер в свое время говаривал: если в стране ходят денежные знаки, значит, должны быть люди, у которых их много. Применительно к новейшим технологиям это присловье можно перефразировать так: если устройств становится много, то непременно должны быть и такие, где содержится ценная информация. Следовательно, будут и попытки ее изъять с помощью столь удобных каналов Bluetooth.
Эту нехитрую истину подтверждает внимание, которое было уделено на прошедшей в Лас-Вегасе «хакерской» конференции Defcon теме скрытного прощупывания Bluetooth-коммуникаций. Системы для поиска и извлечения данных из «голубозубых» устройств представили сразу несколько коллективов, специализирующихся на вопросах информационной безопасности. Одна из самых интересных разработок выполнена сотрудником компании @Stake Олли Уайтхаусом (Ollie Whitehouse. Напомним, что @Stake создали в свое время хакеры сетевого андерграунда, решившие заняться вполне легальным бизнесом компьютерной безопасности).

Программное обеспечение, получившее название Red Fang (Красный клык), позволяет дистанционно прощупывать ноутбуки, мобильные телефоны или КПК, имеющие интерфейс Bluetooth, и незаметно выкачивать из них представляющую интерес информацию. Конечно, это возможно лишь в том случае, если злоумышленник находится рядом с жертвой (дальность действия Bluetooth-связи в большинстве случаев не превышает 15 метров) и если настройки системы безопасности оставили устройство незащищенным. Но последнее, надо заметить, бывает часто, поскольку большинство изготовителей по умолчанию оставляет систему защиты неактивированной, а огромное количество пользователей даже не догадывается о ее существовании. А близко подобраться к жертве нетрудно, например в кафе, поезде или на борту авиалайнера.

Суть демонстрации-предупреждения Уайтхауса весьма проста. Людям, пользующимся компьютерными гаджетами и владеющим ценной информацией, следует тщательно разобраться в настройках безопасности Bluetooth. Многолетний опыт эксплуатации другой беспроводной технологии — Wi-Fi — свидетельствует, что беспечность пользователей и даже сетевых администраторов в подобных вопросах безгранична. Сохраняющуюся актуальность этой давней проблемы подтверждает другая представленная на Defcon оригинальная разработка, предназначенная как раз для выявления уязвимостей в защите Wi-Fi-сетей. Пол Холман (Paul Holman) и Эрик Йохансон (Eric Johanson) показали прототип самоходного робота-ищейки (на фото), способного раскатывать по вверенной ему территории и вынюхивать незащищенные Wi-Fi-коммуникации. 16-килограммовый аппарат ездит со скоростью пешехода и может работать от аккумуляторов около трех часов. Пока для управления роботом используется внешний компьютер с адаптером 802.11b, но со временем разработчики планируют реализовать возможность автономного патрулирования. Холман и Йохансон рассчитывают, что их детище заинтересует многие компании и правительственные ведомства, пекущиеся о своей информационной безопасности. — Б.К.

Сфоткаемся? Напоследок?

Крупнейший в мире участник фотографического рынка — компания Eastman Kodak — намерена уволить от 4,5 до 6 тысяч своих сотрудников — 6–9% всего 70-тысячного рабочего коллектива. Сокращения коснутся производственного, административного и R&D-департаментов фирмы. В январе компания намерена избавиться еще от пары тысяч сотрудников.

В условиях кризиса мировой экономики и затянувшегося падения спроса на фотопленку и фотобумагу компании не остается ничего иного, как использовать все возможные пути уменьшения расходов. Помимо цифровой фотографии, на которую переходит все больше потребителей, главным виновником падения популярности традиционной фотографии и услуг, с нею связанных, в Kodak называют эпидемию атипичной пневмонии — люди стали гораздо меньше путешествовать и покупать меньше пленки. Во втором квартале 2003 года чистая прибыль от пленочного и фотобумажного бизнеса фирмы сократилась более чем на 60% и составила 112 млн. против 284 млн. долларов за тот же период прошлого года.

Kodak надеется, что, несмотря на кризис «старой доброй» фотографии, потребители вскоре обратят свои взоры на предлагаемые фирмой сопутствующие услуги по обработке и хранению цифровых фото. Также компания делает ставку на то, что раскрученный брэнд поможет удержаться на плаву и постепенно сместить акценты на производство профессиональных и любительских фотопринтеров, а также бумаги для них.

Проблемы традиционной фотографии закономерны. Во втором квартале 2003 года объемы мировых поставок цифровых камер выросли почти на 30% и составили 9,5 млн. штук. Одни только японские производители выпустили с начала года около 17 млн. цифровиков — на 85% больше, чем за тот же период прошлого года. Большинство фирм (Casio, Canon, Nikon, Olympus, Sony) объявили о лучших, чем ожидалось, продажах и планируемом увеличении объемов производства. Интересно, что самыми популярными сейчас являются камеры начального уровня — «мыльницы» с разрешением менее трех мегапикселов, которые пришли на смену «мыльницам» пленочным. Их продажи по сравнению с прошлым годом выросли более чем в 2,5 раза. — Т.Б.

Конвертируемый футбол

Национальная футбольная лига США (NFL) и корпорация IBM объявили о начале совместного проекта по переводу 80 лет истории американского футбола в цифровую форму. Соглашение, которое предусматривает сотрудничество сроком на три года, заключено в рамках договора о спонсорской поддержке. IBM получает титул официального информационно-технологического партнера NFL, право использовать логотипы NFL и Super Bowl, а также упомянутые спонсорские обязанности, воплотить которые под силу, пожалуй, только Голубому гиганту с его техническими возможностями. Логотипы IBM будут красоваться на всех мероприятиях и трансляциях NFL, в том числе и на подписном канале лиги на DirecTV. Финансовая сторона и подробности соглашения не раскрываются, но учитывая, что право использования логотипа NFL стоит несколько миллионов долларов в год, речь, скорее всего, идет о взаимозачетах.

В архиве NFL хранится более 30 тысяч километров пленки, которую (как и огромный архив фотографий) планируется оцифровать. Цифровая антология американского футбола будет использоваться не только в коммерческих целях — для продажи фанатам, но и для изучения игр и разработки стратегии тренерами. Хотя, что греха таить, в планах NFL, прежде всего, — продажа видеозаписей футбольных матчей. Не исключено, что IBM займется также разработкой подписных Интернет-сервисов, благодаря которым любители футбола смогут ознакомиться почти со столетней историей лиги. — Т.Б.

CD по осени считают

Компания Philips объявила, что преемник Super Audio CD — формат SA CD II — будет представлен уже в сентябре. Его основные отличия — расширенная поддержка видеоконтента и усиленная защита от копирования.

Напомним, что возможность добавления на диск подборок фотографий предусмотрена и нынешним форматом SACD, однако она не нашла широкого применения и поддержки среди аудиофилов и звукозаписывающих компаний. Первые уверены, что какие-то там картинки «в звуке» — это от лукавого. Звукозаписывающие лейблы, в свою очередь, озабочены сроками выпуска дисков со всякого рода «экстрами» — ведь это не просто дополнительные расходы на контент, но и дополнительное время на оформление отношений с правообладателями. Уже были случаи, когда DVD-Audio-проекты не успевали к назначенной премьере именно из-за неразберихи с правами на добавочный контент.

Что же касается улучшенной защиты от копирования, то тут SACD II станет настоящим бальзамом на душу правообладателей, которые усилиями пиратов за последние несколько лет превратились в самых настоящих параноиков. Информационный DSD-поток обычного SACD и так неплохо защищен, новый же формат позволит еще лучше «закрыть» контент. Впрочем, судя по всему, новая защита не будет задействована до 2007 года, чтобы обеспечить обратную совместимость носителей SACD II с существующей аппаратурой.

Фактически с внедрением новых возможностей технические характеристики SACD и конкурирующего формата DVD-Audio становятся очень похожими друг на друга. Так что пользователям придется решать, какому из стандартов отдать предпочтение, уже не с оглядкой на спецификации, а руководствуясь собственным вкусом и доступностью релизов в том или ином формате. — Т.Б.

А зачем нам жесткий диск?

Разработчик операционной системы Lindows — компания Lindows.com в конце июля представила персональный компьютер для домашнего/офисного применения WebStation с невероятно низкой ценой в 170 долларов (без монитора). Машина содержит процессор AMD Duron 1,1 МГц, 256 Мбайт памяти PC2100 DDR, встроенное видео/аудио, дисковод CD-ROM, флоппи-привод, интерфейсы 10/100 Ethernet и USB, клавиатуру, мышь и колонки. В этом наборе «железа» отсутствует жесткий диск — ПК загружается с прилагающегося загрузочного компакта с LindowsOS 4.0. Ожидать здесь вершин производительности было бы наивно, но за эти деньги «тормоза» в работе можно и простить. Если клиента не устраивает загрузка с CD, за 67 долларов WebStation можно доукомплектовать 20-гигабайтным винчестером. В пакет приложений входит OpenOffice, Интернет-пейджер, e-mail-клиент, браузер и медиа-плейер.

Вряд ли это чудо техники можно порекомендовать среднему пользователю, однако новый ПК может прийтись впору институту или библиотеке в качестве веб-терминала или учебной машины. — Т.Б.

Цифруем все!

Швейцарская фирма Assy (г. Невшатель) начала продажи робота-суперсканера, оцифровывающего книги и печатные издания любого формата — от крошечных буклетов до полноформатных газет и старинных фолиантов толщиной 15–25 сантиметров. Автоматическое сканирование осуществляется с завидной скоростью — 1200 страниц в час. Это примерно в четыре раза быстрее ручного сканирования, причем гарантируется бережное отношение к книге, поскольку манипуляторы робота снабжены пневматическими присосками, а склеившиеся страницы разъединяются струей сжатого воздуха.

Робот получил название 4DigitalBooks (www.4digitalbooks.com); один из его экземпляров уже установлен в библиотеке Стэнфордского университета (США), где переводит в цифру восемь миллионов книг библиотечного фонда. Увидев машину в действии, представители многих учебных заведений и библиотек пожелали приобрести или арендовать такую чудо-технику, однако компания Assy не спешит публично объявлять цену, поскольку оборудование не серийное, а выпускается под конкретные заказы и в количестве не более пяти штук в год. Для оценки стоимости робота сказано лишь, что 4DigitalBooks, подобный стэнфордскому, окупает себя после 5,5 млн. отсканированных страниц. — Б.К.

ОБЛОМ!

Рон Дурнинк (Ron Doornink) — президент Activision (паблишера, под крылом которого уже несколько лет работает id Software), на пресс-конференции, посвященной финансовому положению компании, помимо отчета за прошедший квартал (у них все в порядке), огласил ужасную весть, обернувшуюся поклонникам 3D-Action психическими расстройствами и массовой истерией. Дурнинк заявил, что в настоящее время id Software перевела проект DOOM III в разряд «как только — так сразу» («when it’s done»), в связи с чем работы над издательством нового тайтла стоят в расписании Activision лишь в четвертом квартале 2003 финансового года. И все бы ничего, да только финансовый год заканчивается у паблишера в марте 2004-го…

Несмотря на многочисленные слухи о выпуске игры нынешней осенью и даже принятии предварительных заказов GameStop и Amazon, до марта следующего года поиграть в продолжение DOOM не удастся. За это время разработчики видеоподсистем и процессоров как раз успеют представить новое «железо», заточенное под прожорливые игры, а особо расторопные юзеры — проапгрейдить свои суперхардкор-ПК.

На самом деле, если разобраться, особой трагедии здесь нет — ждали девять лет, подождем еще полгода-год… Как раз получится десятилетие — а там и Quake IV обещают, и переиздание DOOM 2, быть может, забацают. Пока же остается довольствоваться выходящим осенью Half-Life 2. — Т.Б.

Bad idea

В июле на сайте Kinematic.org появилась общая концепция игры 9-11 Survivor по мотивам событий 11 сентября 2001 года. Разработчики намеревались виртуально воссоздать башни Всемирного торгового центра и поместить туда главного героя, цель которого — выжить в короткий отрезок времени с момента, когда небоскребы уже протаранили самолеты и до падения башен. Играть можно было бы от лица бизнесменов, полицейских, пожарных и детей, а также выходить в режим стороннего наблюдателя — следя за управляемыми компьютером ботами, которые пытаются выбраться из здания в независимом от геймера режиме. Игрокам предстояло выбираться из-под обломков, используя в качестве источника света сотовые телефоны (по которым нельзя звонить) и зажигалки, мастерить маски из подручных средств, чтобы не задохнуться в дыму, а также делать нелегкий выбор — сгореть в огне или выпрыгнуть из окна и разбиться. И все это под ужасающий саундтрек — треск рушащихся стен, вой пожарной сигнализации и крики пострадавших…

Неудивительно, что тихо и без проволочек, буквально через неделю после появления, сайт проекта был закрыт под предлогом смены хостинга и, скорее всего, больше никогда не появится в Сети. — Т.Б.

Не больно-то и хотелось!

31 июля завершился тянувшийся с февраля прошлого года («КТ» #431) процесс, на котором рассматривалась законность использования mod-чипов на территории Австралии. Компания Sony Computer Entertainment Australia лишь в апелляционной инстанции смогла добиться запрета продаж технических средств, предназначенных для обхода региональной защиты игровой консоли PlayStation 2.

Sony смогла убедить суд и Австралийскую комиссию по конкуренции и потреблению в том, что если не запретить продажи mod-чипов, компания понесет серьезные убытки, а это в конце концов скажется не только на ценах на игровые тайтлы, но и приведет к повышению цен на музыкальные CD.

Окончательное решение суда выглядит довольно странным и похоже на банальную отписку в стиле «нате, только отвяжитесь». Суд запрещает продавать mod-чипы (не только для приставок Sony, но и других производителей) на территории Австралии, однако… их использование по-прежнему абсолютно легально. То есть фактически австралийцам придется покупать mod-чипы за границей. Если учесть, что большинство чипов и до «эпохального» судебного решения покупалось в азиатских и европейских онлайновых магазинах, то ничего, если не считать морального удовлетворения, Sony от затянувшегося процесса не получила. — Т.Б.

Чё за ботва?!

Бывший борец рестлинга Дэррил Петерсон (Darryl Peterson) подал в суд на разработчиков игры Max Payne — Rockstar Games, 3D Realms Entertainment, Gathering of Developers и Remedy Entertainment, обвинив их в незаконном использовании его боевого псевдонима. С 1988 года Дэррил выступал под именами Maximum Payne, Max Pain, Lucifer Payne и т. п. Теперь рестлер в отставке (как написано на его сайте — «актер, режиссер, писатель, музыкант и пацифист») хочет ни много ни мало 10 млн. долларов за то, что «компьютерные черви нагло использовали его псевдоним»…

Юрист Петерсона уверен, что победа в кармане. Но это вряд ли. Сходства между борцом и главным героем игры никакого, и уж точно никто в компьютерной индустрии слыхом не слыхивал про Петерсона. А вот Max Payne уже давно зарегистрирован в качестве торговой марки. Как известно, кто успел — тот и съел. Так что гуляй, Вася, раньше нужно было обращаться к юристам, а не есть все эти годы в голову…— Т.Б.

Любые прихоти за наши деньги

Правительство Франции объявило о запуске национальной программы поддержки разработчиков игр. 4 млн. евро получит фирма, чей проект будет признан Министерством культуры и образования самым перспективным. Таким способом на родине Infogrames/Atari намерены помочь разработчикам игр пережить трудные времена. Получив поддержку государства, небольшие компании, которые до сих пор не оправились от краха доткомов, смогут противостоять гигантам вроде Electronic Arts.

Судя хотя бы по объемам продаж приставок, игровая индустрия во Франции переживает не лучшие времена — консолей в этой стране продается гораздо меньше, чем, например, в Германии или Великобритании. Французское правительство видит в индустрии развлечений большие деньги для бюджета и старается привлечь в эту сферу как можно больше талантливых людей. То же самое некоторое время назад было со сферой коммуникаций и Интернета — государственную поддержку находили самые привлекательные информационные проекты…

Чтобы получить обещанные миллионы, компания-разработчик должна быть со стопроцентно французским капиталом, все работы должны производиться исключительно на территории Франции, и игра не должна содержать элементов насилия или порнографии. У претендентов еще есть время до 1 сентября. — Т.Б.

Хронология желтого дьявола

В конце октября в Денвере (столице американского штата Колорадо) пройдет международная конференция «Будущее денег» (www.futureofmoneysummit.com). Среди структур, готовящих конференцию, видное место занимает финансово-консалтинговая компания DaVinci Institute, сотрудники которой провели любопытное исследование и опубликовали перечень «Десяти главных изобретений XX века в области денежных технологий». Правда, поскольку компания американская, то и почти все изобретения оказались сделаны в США. Впрочем, может, так оно и есть. Вот как выглядит топ-десятка в хронологическом порядке.

1 В 1906 году Чарльз Франклин Кеттеринг (изобретатель автомобильной системы зажигания и стартера) создал первый электрический кассовый аппарат.
2 В 1918 году Федеральный резервный банк США впервые переслал деньги по телеграфу, положив начало электронным трансферам.
3 В 1920 году в г. Сент-Пол, Миннесота, появился первый коммерческий броневик для перевозки денег, что избавило банки от необходимости держать большой резерв наличных. Первое ограбление такого броневика, кстати, произошло в 1927 году в Пенсильвании.
4 В 1937 году была создана национальная Ассоциация кредитных бюро США, положившая начало индустрии кредитования.
5 В 1939 году изобретатель по имени Лютер Джордж Симджан (Luther George Simjian) создал и запатентовал первый банкомат, не вызвавший у банков ни малейшего интереса. Реально банкоматы начали использоваться лишь в 1970-е годы, причем за последние шесть лет их установлено больше, чем за предыдущую четверть века.
6 В 1950 году основатель сети Diners’ Club Фрэнк Макнамара (Frank McNamara) изобрел первую универсальную кредитную карточку для использования в 27 ресторанах Нью-Йорка. В 1958 году идею подхватила компания American Express.
7 В 1952 году Норман Вудленд и Бернард Силвер (Norman Woodland, Bernard Silver) запатентовали технологию штрих-кода для автоматизации расчетов в супермаркете. Идея была реализована лишь в 1970-е годы.
8 В 1974 году «отец микрочипа» (и единственный европеец в этом списке) Ролан Морено (Roland Moreno) оформил первый патент на смарт-карту.
9 В 1978 году Дэн Бриклин (Dan Bricklin) создал первый работающий прототип программы электронных таблиц VisiCalc для автоматизации расчетов в матрице размером 5 колонок на 20 строк. Электронные таблицы не только произвели революцию в бухгалтерском деле, но и стали первым «убойным приложением» для персональных компьютеров.
10 Коммерческий запуск в 1983 году криптотехнологии с открытым ключом RSA Encryption (изобретенной в 1970-е Райвестом, Шамиром и Адлеманом) преобразил электронную коммерцию. Криптотехнология обеспечила всем сторонам надежно защищенную связь и избавила от обременительной потребности в центральном органе, генерирующем и рассылающем криптографические ключи.

Авторы топ-листа подчеркивают, что умышленно не упомянули несколько новейших, набирающих обороты технологий (сетевые микроплатежи, мобильные системы расчета и т. д.), поскольку их время — скорее XXI век, а не оставшееся за спиной столетие. — Б.К.

Одиннадцатилетний чемпион

Горячим выдался последний июльский уик-энд в местечке Клэфем Коммон, расположенном в южной части Лондона, где прошли соревнования первой британской Мобильной олимпиады (Mobile Phone Olympics). «Скрестить трубки» пожелало больше десяти тысяч человек. В роли спонсоров выступили местный ритейлер сотовых аппаратов Phones 4U и компания Sony Ericsson, предложившая в качестве «официального снаряда» олимпиады свою недавнюю модель T310 (на фото). Так что участникам соревнований поневоле пришлось выступить в роли тестеров новых мобильных телефонов.

Следует заметить, что кроме «мобилометания», уже получившего широкое распространение в странах Скандинавии и Восточной Европы, в программу британских Игр были включены еще три «вида спорта», которые позволили участникам продемонстрировать более традиционные навыки обращения с сотовым телефоном. «Бытовое» троеборье состояло из скоростного набора и отправки SMS с заданным текстом, отсылки мультимедийного сообщения с фотографией, а также двухминутный сеанс безумных гонок на скейтборде в «мобильной» игре Hawk’s Pro Skater 4. Каждый из четырех элементов программы оценивался по 10-балльной шкале, а победитель определялся по сумме набранных баллов.

Как и следовало ожидать, самым «сильным звеном» нынешних Игр оказалась молодежь: во всех соревнованиях, где сотовый телефон использовался по прямому назначению, первенствовали технически «продвинутые» тинейджеры. Представителям старшего поколения, безоговорочно положенным на лопатки своими детьми и внуками, удался лишь утешительный реванш на метательном поле.

Абсолютным чемпионом Игр стал одиннадцатилетний Рис Прайс (Reece Price) из Эссекса. Юному чемпиону удалось за 56 секунд безошибочно набрать и отправить заковыристое сообщение из 80 символов, а на MMS у него ушло и того меньше — 21 секунда. Свой успех Рис закрепил впечатляющим достижением в 11365 очков, набранных в «мобильном» игровом туре, а в качестве завершающего аккорда метнул «мобильник» на 34 с половиной метра. Хотя до мирового рекорда (57 метров) триумфатору пока далеко, с учетом его возраста можно сказать, что лиха беда начало. По словам юного чемпиона, победа стала для него неожиданностью: «Я не был до конца уверен, что все делаю правильно», — признался Рис. В интервью прессе он также пообещал, что обязательно примет участие в следующей Олимпиаде, где твердо намерен отстоять свой титул. — Д.К.

Парадокс подводной лодки

Джорджу Матсасу (George Matsas), физику из университета Сан-Пауло (Бразилия), удалось решить известный парадокс специальной теории относительности о подводной лодке, который вот уже почти сто лет никто не мог толком объяснить.

Мысленно представим себе подводную лодку, плывущую со скоростью, близкой к скорости света. Тогда, согласно специальной теории относительности, с точки зрения наблюдателя на берегу, длина лодки должна уменьшиться, плотность — увеличиться, и лодка начнет тонуть. Но с точки зрения капитана лодки, наоборот, сжимается и становится более плотной вода, а лодка должна всплывать на поверхность.

Этот парадокс неразрешим в рамках специальной теории относительности, которая не учитывает действие гравитации. Обобщить почтенный закон Архимеда на околосветовые скорости можно лишь в рамках общей теории относительности, сложные уравнения которой и удалось решить Матсасу.

Его решение показывает, что субмарина начнет тонуть, поскольку, несмотря на увеличение плотности воды относительно быстро движущейся лодки, эффект от искривления пространства движущимся гравитационным полем оказывается сильнее.

Разумеется, подводные лодки так быстро не плавают, но новое решение, как надеется автор, поможет лучше понять, например, как ведет себя материя, которая быстро вращается вокруг черных дыр. Кроме того, решение ведет к новым обобщениям второго начала термодинамики, которые давно не дают покоя ученым, предсказывая тепловую смерть Вселенной. — Г.А.

От улыбки станет всем светлей

Конференция SigGraph (www.siggraph. org/s2003) в этом году проходила в последних числах июля в Сан-Диего (Калифорния) и по традиции собрала самых видных специалистов, работающих в области компьютерной графики и интерактивных систем. По единодушному мнению участников, гостей и журналистов, центральной темой нынешнего форума стала компьютерная 3D-анимация. На этом направлении сейчас работают, вероятно, основные силы профессионалов, именно в этой области продемонстрированы самые впечатляющие результаты. Главным образом, конечно, в индустрии развлечений, о чем регулярно пишет пресса, но также и в других областях (фундаментальных и прикладных науках, инженерии, спорте и т. д.) — что обычно находит отражение лишь в специальных изданиях. Возможно, это несправедливо. Поэтому расскажем подробнее об одной из работ, представленной на SigGraph и ориентированной на применение в судебно-медицинской экспертизе.

Йорг Хабер и Коля Кэлер (Jorg Haber, Kolja Kаhler), исследователи из Института компьютерной науки им. Макса Планка (Саарбрюккен, Германия), разработали программное обеспечение, которое восстанавливает лицо человека по черепу, а также придает лицу эмоциональные выражения разного рода — улыбки, нахмуренность, удивление. Сейчас, когда полиции нужно опознать личность по обнаруженному скелету или черепу, художники-криминалисты вручную воссоздают предположительную внешность человека. По черепу изготовляется гипсовый слепок, на который из глины накладывается имитация лицевых мышц. Их размеры и толщина вычисляются по специальным стандартным таблицам, составленным экспериментально за многие десятилетия замеров (цифры зависят от этнической принадлежности, пола, возраста и комплекции тела). Процесс восстановления занимает недели, а результатом, как правило, оказывается физиономия, начисто лишенная эмоций. В то же время известно, что люди (и компьютеры, кстати) легче опознают лица, выражающие какую-либо яркую эмоцию.

Новое ПО немецких ученых решает практически все упомянутые проблемы. Программа Хабера и Кэлера сначала сканирует череп для изготовления точной 3D-модели, затем вычисляет толщину тканей для всех областей лица и автоматически наращивает мышцы в соответствии с предполагаемой этнической принадлежностью и полом, оставляя эксперту-художнику возможности для ручной коррекции. Для реалистичного воспроизведения эмоций с помощью анимационных технологий исследователи создали «универсальную виртуальную голову», где анимированы 24 основные мышцы лица, отвечающие за мимику. Параметры лицевых тканей восстанавливаемой модели можно проецировать на эту универсальную голову, что несколькими кликами мышки позволяет воспроизводить нужные гримасы при сохранении портретного сходства. По рекомендации сотрудников Института судебной медицины Университета Саарланда сейчас программа оснащается возможностями добавления формы прически, цвета волос и текстуры кожи, после чего она станет рабочим инструментом для криминалистов и судмедэкспертов. — Б.К.

А мне летать охота

Лавры покорителей Атлантики до сих пор не дают покоя людям, хотя эта водная преграда уже пересекалась самыми разными способами. На сей раз в героях ходит 77-летний Мейнард Хилл (Maynard Hill). Нет, он не стал старейшим пилотом, перелетевшим через Атлантику, — инженер на пенсии из штата Мэриленд построил модель самолета The Spirit of Butts Farm, которая за 38 часов 23 минуты покрыла расстояние от острова Ньюфаундленд до западного побережья Ирландии.

Двухметровая модель со взлетной массой около пяти килограмм преодолела расстояние почти в 3,5 тысячи километров. За полетом, который проходил в автоматическом режиме, позволяла следить телеметрическая аппаратура, и наблюдатели в контрольном центре пережили несколько неприятных минут, когда приборы показали, что самолет неожиданно потерял высоту, после чего контакт с ним был утерян. Позже связь восстановилась, но вся команда до последнего момента пребывала в напряжении, поскольку топлива по расчетам должно было хватить лишь на 37 часов полета. К счастью, расчеты оказались ошибочными. После того как 12 августа оператор на ирландском побережье посадил самолет вручную, выяснилось, что в баке еще осталось горючее.

Если заявка, поданная в Международную федерацию аэронавтики, будет принята, этот перелет, задуманный еще десять лет назад, станет рекордом дальности и продолжительности полета для авиамоделей. — В.К.

Gillette: лучше для разборок нет…

Немецкий автомобильный концерн Audi отстоял свое право на использование доменного имени Audi.ru. Еще в начале 2000 года с московским представительством фирмы связался киберсквоттер — некая компания «Джемини Лимитед», зарегистрировавшая это доменное имя в РосНИИРОС в 1999 году и предложившая выкупить его за 150 тысяч долларов. В Audi ответили отказом и обратились в Арбитражный суд Москвы с иском о прекращении незаконного использования товарного знака «Audi» третьими лицами.

Компания «Джемини Лимитед» зарегистрирована в популярном центральноамериканском офшоре — Белизе. В результате процесс затянулся на два года: о месте и времени судебного разбирательства киберсквоттера дважды уведомляли по дипломатическим каналам. В суд представители «Джемини» не явились ни разу, однако не преминули подать апелляцию на вынесенное в пользу Audi решение первой инстанции. Впрочем, безрезультатно: домен пришлось отдать.

В июле разгорелся небезынтересный спор по поводу еще одного доменного имени — Gillette.ru. В Арбитражный суд Москвы обратилась американская компания Gillette, которая потребовала признать регистрацию и использование доменного имени незаконными. Несмотря на то что нынешний владелец домена — компания «Камео» — находится в Москве, иск вряд ли будет рассмотрен быстрее, чем в случае с Audi. Дело в том, что «Камео» занимается оптовыми поставками парфюмерии, косметики и бритвенных принадлежностей, а также входит в клуб десяти ведущих поставщиков самой Gillette — в так называемую «Группу Жиллетт» — и имеет право использовать торговую марку компании Gillette для продвижения продукции последней на российском рынке.

По утверждению ответчика, в «Камео» о притязаниях американской компании узнали, лишь получив уведомление из арбитража, то есть Gillette даже не пыталась связаться и урегулировать вопрос во внесудебном порядке. Ввиду сложности дела процесс должен быть очень любопытным и стать одной из вех в российской судебной практике по доменным и киберсквоттерским делам. — Т.Б.

Английский бы выучил только за то…

За последние месяцы редкий пользователь Рунета хотя бы раз в неделю не получал приглашения посетить «Центр Американского Английского». В «удачные» дни количество таких посланий в почтовых ящиках переваливало за десяток. В середине июля нескончаемый поток спама от сего неуважаемого заведения наконец прервался, но, увы, ненадолго.

Благодаря установленным фильтрам, ЦАА-спам перестали получать пользователи нескольких крупнейших почтовых служб. Одновременно была предпринята контратака на спаммера совместными усилиями провайдера РОЛ и информационного портала Рамблер с благословения первого заместителя министра связи РФ Андрея Короткова. Незадолго до начала «боевых действий» на Rambler-Аудио появилось интервью с Коротковым, в котором замминистра заявил, что сам стал жертвой ЦАА — его почтовый ящик буквально завалили приглашениями выучить американский английский. Пожелавший обойтись знаниями «английского английского» (в совершенстве изученного на факультете журналистики МГУ), Коротков связался с ЦАА и попросил не беспокоить его подобного рода предложениями. Просьба дала обратный эффект, и количество спама в рабочем почтовом ящике Короткова не только не уменьшилось, но и многократно возросло. Более того, к замминистра начали обращаться по имени и фамилии. В интервью Коротков потребовал от ЦАА немедленно прекратить «незаконную деятельность» и пригрозил привлечь спаммеров к ответственности.

Обращение руководителя программы «Электронная Россия» было донесено до ЦАА весьма оригинальным способом. РОЛ выделила часть своих линий под дозвон до ЦАА: подняв трубку, операторы спаммера вместо голосов страждущих приобщиться к английскому в течение рабочего дня слышали речь Короткова. После этого ЦАА слегка модифицировала рассылку, добавив в текст лишние апострофы, запятые и пробелы — благодаря этому рекламный текст превратился в неудобочитаемую кашу, но таки прорвался через фильтры защиты…

РОЛ и Rambler уже договорились поставить на поток использование многоканальной системы дозвона, посредством которой компании-спаммеры будут заваливаться телефонными звонками (несмотря на сомнительную законность подобной практики). Сам Коротков уверяет, что российских спаммеров в ближайшее время ждут нелегкие времена, поскольку уверения, что рассылки производятся «в соответствии с Конституцией РФ», абсурдны. Конституционное право спаммера на свободу распространения информации не порождает обязанности пользователей получать такую информацию, поскольку речь идет о так называемых консенсуальных коммуникациях — то есть право спаммера не может реализовываться без согласия (на вступление в информационные отношения) пользователя. С уверенностью можно говорить, что почти в ста процентах случаев такое согласие отсутствует, что, в свою очередь, нарушает ст. 23 Конституции РФ, гарантирующей право на неприкосновенность частной жизни. Замминистра также заявил, что уже этой осенью Госдума рассмотрит пакет законопроектов, направленный на борьбу с нежелательной электронной корреспонденцией.

Письма от ЦАА, между тем, продолжают поступать во многие почтовые ящики с завидной регулярностью. — Т.Б.

Мне сверху видно все

Группа израильских исследователей из университета им. Бен Гуриона (Негёв) экспериментально подтвердила, что с помощью микроволновых радаров-сканеров на самолетах или спутниках можно отыскивать различные скрытые под землей объекты природного и рукотворного происхождения.

Фактов в подтверждение данной идеи накоплено довольно много. Еще в 1980-е годы результаты микроволновых сканирований земной поверхности с космического шаттла принесли неожиданное открытие — под слоем песка в восточной Сахаре лежит, судя по всему, русло большой, пересохшей в древности реки с системой ирригационных сооружений. Причем в привязке к существующим доныне оазисам и временно пересыхающим озерам, вокруг которых селятся жители пустыни. Затем были и другие интересные находки, например, крупные кольцевые структуры подо льдом Антарктиды, похожие на метеоритные кратеры или следы вулканической активности. К сожалению, подтвердить на месте существование найденных из космоса объектов очень сложно и дорого, а потому остается вероятность, что радар просто зафиксировал некие случайные флуктуации свойств горных пород.

Лишь недавно, чтобы убедиться, наконец, на практике в работоспособности перспективного метода исследований, израильские ученые Дэн Блумберг и Джулиан Дэниэлс (Dan Blumberg, Julian Daniels) организовали экспериментальную проверку. На разной глубине от поверхности они зарыли в пустыне Негев квадратные мишени-отражатели из решетчатого алюминия площадью около 1 кв. м каждая, после чего над этой местностью поднялся самолет с радаром-рефлектометром, сканирующим подповерхностные слои песка. Сравнив результаты сканирования с известным местоположением мишеней, исследователи показали, что радар действительно обнаруживает находящиеся под землей объекты. А значит, имеет смысл всерьез заняться поисками археологических объектов с воздуха и из космоса.

Пока что, правда, эксперименты проводились с мишенями, зарытыми на небольших глубинах — до 40 сантиметров. Но теперь, убедившись, что технология работает, ученые готовят более детальные исследования с проникновением на гораздо большие глубины. Используемый ими рефлектометр работает в длинноволновом диапазоне микроволн с частотой 441 МГц, что теоретически позволяет проникать на глубину до 9 метров. Орбитальные спутники используют микроволны более высокой частоты, поскольку уменьшение длины волны дает лучшее разрешение картинки. Однако при первичном поиске местоположения археологических объектов первостепенную важность приобретает именно глубина «проникновения» радара под землю, а уточнить подробности можно и на месте, с помощью уже освоенных приборов другого рода, вроде сканеров-магнитометров. К сожалению, метод работоспособен лишь при незначительном содержании в почве и породах воды, так что для исследований наиболее благоприятны засушливые регионы планеты. — Б.К.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2022
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.