Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Невыносимая гуманность бытия

Архив
автор : Сергей Вильянов   28.07.2003

В Москве снова рвануло. Рвануло не так сильно, как могло бы, но все же четырнадцать невинно убиенных и двадцать раненых — слишком много для десяти? пятнадцати?.. двадцатимиллионной столицы.

В Москве снова рвануло. Рвануло не так сильно, как могло бы, но все же четырнадцать невинно убиенных и двадцать раненых — слишком много для десяти? пятнадцати?.. двадцатимиллионной столицы. Мои приятели из Саратова, специально приехавшие на фестиваль в Тушино, оказались у касс через двадцать минут после «главного» взрыва. Удачно съездили, теперь будет о чем рассказывать детям и внукам. Когда Смерть проносится совсем рядом, холодок на лице запоминается и о нем интересно вспоминать. Это же нечто настоящее, а не какой-то суррогат, вроде тоскливо бодрящегося на сцене «Крематория».

Мне не раз приходилось видеть, как действуют в подобных ситуациях израильские спецслужбы, и могу с уверенностью сказать: наши научились работать не хуже. Мгновенно отключенные сотовые телефоны (их все чаще используют в качестве взрывателя), грамотные меры предотвращения паники — все это признаки печального, но профессионализма. Правда, с обезвреживанием бомбы на Тверской-Ямской происходила какая-то ерунда. «Недоловленную» террористку весь день вылавливали по сотовым телефонам, лишенных на сутки защиты от прослушивания, шли по пятам и таки схватили, но сумку с очередным сюрпризом она обронила. К сумке послали робота, он не справился (батарейки сели? манипуляторы проржавели?), тогда решили отправить майора, который руками в бронированных перчатках (!) стал щупать сумку с бомбой, и последняя тут же взорвалась — якобы от радиопомех, созданных милицейскими рациями (?!) в округе. В точно такой же ситуации, обезвреживая подозрительную сумку на центральной автобусной станции Иерусалима, полицейский на моих глазах обошелся тремя веревками и телескопическим крюком — уже через пять минут из сумки посыпались ручки, губная помада и щетка для волос, но если бы даже там пряталась бомба, риск для пассажиров и самого полицейского не вернуться домой исчислялся в сотых долях процента.

С другой стороны, счастье великое, что обезвреживание бомб на улицах дело для нашей милиции новое и непривычное. Не хотелось бы лишиться пусть и призрачной, но все же приватности в разговорах по сотовому1, при входе в магазин или кинотеатр — иметь дело с металлодетектором, а оцепленные кварталы и спецтехнику на улицах — наблюдать со странным удовлетворением, равнодушно говоря самому себе: «И еще раз пронесло…»

Научные достижения и высокие технологии могут дать нам все, что угодно, — кроме покоя и уверенности в завтрашнем дне. Путешествия в прошлое, о возможности которых писал Эйнштейн, уже реальность; я поверил в это, когда увидел в кино удивительно свеженького, несмотря на солидный возраст, Шварценеггера, разбивающего унитаз о голову нехорошей блондинки-киборга. Приехал домой, а там — недавно купленная антология «Битлз» на пяти DVD — с шестиканальным звуком и полным эффектом присутствия в начале шестидесятых прошлого века. Чума, холера и туберкулез из убийц с миллионным послужным списком превратились в солидные заболевания с известными каждому первокурснику мединститута анамнезом и методикой лечения. Со знанием дела прорисованные на экране компьютера женские прелести иных мужчин волнуют почище натуральных. Наконец, невидимые и лишенные запаха электронные деньги, носящиеся по свету с умопомрачительной скоростью, оказываются ничуть не хуже привычных бумажек зеленого цвета.

Но никто и никогда не отыграет назад революцию семнадцатого и Вторую мировую войну — не помогут даже тысячи удивительно реальных игр на эту тему. Никто не оживит Джона Леннона и Джима Моррисона, а от их виртуальных копий вряд ли стоит ожидать новых «Imagine» или «L.A.Woman». На смену чуме, холере и туберкулезу пришли СПИД, рак и синтетические наркотики, и далеко не факт, что от них помирать приятнее. Отношения между людьми становятся все мимолетнее, и виртуальные красавицы иногда кажутся куда более надежными спутниками, чем «исходники» из плоти и крови. И лишь деньги, к их чести, несмотря на внешние метаморфозы, даже не стремятся скрыть свою примитивную натуру.

И я пробую поверить, что все эти взрывы — лишь фейерверк в честь победителей, помогающий части из них остаться в Победе навсегда, а остальным напоминающий о ее суетности.

There’s nothing you can make that can’t be made.
No one you can save that can’t be saved.
Nothing you can do but you can learn
how to be you in time.
It’s easy.
All you need is love.

P.S. Следующий номер журнала выйдет 19 августа.


1 (назад)Идея отключать шифрование разговоров очень понравилась спецслужбам, и они пообещали непременно воспользоваться ею в дальнейшем. 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.