Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Интернет как арена политического протеста

Архив
автор : Борис Кагарлицкий   13.08.2003

Предстоящие зимой выборы в Государственную Думу станут первыми, в ходе которых Интернет будет серьезным фактором политической борьбы.

Предстоящие зимой выборы в Государственную Думу станут первыми, в ходе которых Интернет будет серьезным фактором политической борьбы. И дело не только в том, что партии наконец обратили внимание на Сеть. И даже не в том, что численность пользователей Сети возросла достаточно, чтобы информация, размещенная там, начала становиться значимой в масштабах страны. Дело даже не в выборах как таковых. Российский Интернет постепенно политизируется, повторяя западную траекторию.

Разумеется, есть и отечественная специфика. В сегодняшней России не так важно, сколько народу подключено к Сети. Гораздо важнее — что это за люди, каково их место в обществе и что они будут делать в ближайшее десятилетие.

Не надо проводить сложных исследований, чтобы выяснить, что изрядная доля пользователей Рунета — молодые люди с относительно высоким уровнем образования, живущие в крупных городах и принадлежащие к отечественной разновидности среднего класса.

Эта часть населения, с которой политики и государственные мужи в своих речах неизменно связывают надежды на «возрождение России», редко ходит на выборы, политикам не доверяет, лояльности к действующим политическим партиям не испытывает. Но отсюда нельзя сделать вывод, будто это совершенно аполитичные люди. Отнюдь нет. Они просто знают цену отечественной политике. И современной политике вообще.

Политический «окрас» российского Интернета меняется вместе с эволюцией настроений «низшего среднего класса» и молодежи вообще. Как и всё, пришедшее с Запада, Сеть на первых порах заинтересовала именно либералов. Правые политики первыми завели веб-сайты. Борис Немцов и Ирина Хакамада торжественно объявили о создании своих виртуальных органов (www.nemtsov.ru и www.hakamada.ru соответственно). За ними пошли чиновники-реформаторы: административный ресурс вовсю заявил о себе в виртуальном пространстве. Пожалуй, из всех политически окрашенных сетевых ресурсов именно сайты разного рода начальства — от президента РФ до местных администраторов — пользуются наибольшей популярностью. Например, Интернет-орган президента В. В. Путина www.kremlin.ru сразу же стал одним из лидеров по посещаемости. Другое дело, нашли ли здесь посетители что-то новое или полезное? И главный вопрос: имеют ли подобные сайты политическое влияние? С точки зрения пропаганды или в качестве средства организации среды их эффективность близка к нулю.

Сетевая пресса в России на первых порах была почти исключительно правой, неолиберальной. Пока Интернет оставался роскошью, иначе и быть не могло. Подобно тому, как мобильный телефон был привилегией «новых русских», так и политическая пропаганда и дискуссия в Сети была доступна лишь немногим людям, вполне довольным таким порядком вещей. Но так продолжалось недолго. Вместе с техническим прогрессом происходит и своеобразная «технологическая демократизация». На первых порах плоды прогресса доступны лишь избранным и используются ими либо как предмет роскоши, либо как средство укрепления своего социального положения. Затем они становятся доступны более широкому кругу людей и понемногу превращаются в орудие борьбы против сложившегося порядка. Так было с книгопечатанием, телефоном, автомобилем, магнитофоном и видео. То же самое происходит на наших глазах с мобильной связью и Интернетом. По мере того, как Рунет становился все более массовым, он, повторяя историю Интернета, стал «леветь».

В Сеть теперь вышли все — от консерваторов до радикалов и от анархистов до фашистов. Все основные партии «висят» в Интернете: «Яблоко» — www. yabloko.ru, Союз правых сил — www. sps.ru, «Единая Россия» — www.edinros.ru, Народная партия РФ — www.narod-party.ru, и так далее.

На этом фоне сенсацией стал успех сайтов www.pravda.ru и www.kprf.ru. В то время как бумажная «Правда» умирает на глазах (не спасает даже раскрученный большевиками брэнд), электронная газета набирает обороты. Объяснение этому, впрочем, лежит за пределами Интернета. Две газеты делаются двумя совершенно разными редакциями, не имеющими между собой почти ничего общего. В период кризиса 1990-х газета «Правда» раскололась на несколько частей. Потом ее кое-как собрали вместе, но электронная версия ушла в свободное плавание. В отличие от традиционной бумажной газеты, она не является органом компартии и вообще не связана с какой-либо политической организацией. Результат сказался немедленно. «Правда.РУ» заняла почетное место на «Рамблере» рядом с раскрученными и высокозатратными либеральными изданиями. Команда, создавшая «Правду.РУ», настолько вошла во вкус, что даже выкупила еще один сайт — www.forum.msk.ru. Созданный при поддержке Фонда Сороса, он теперь стал дискуссионной трибуной для оппонентов либеральных реформ.

Надо, однако, помнить, что коммунист, который пошел в Сеть, — совсем не такой коммунист, к которым мы привыкли. Потому история www.kprf.ru заслуживает особого упоминания. Это был один из самых бессмысленных и кондовых сайтов в Сети. По существу, он выполнял функции «заглушки», даже несмотря на то, что регулярно обновлялся. Никто, посетивший его хоть раз, не испытывал желания туда вернуться. Лишь партийные функционеры, подключенные к Интернету, обязаны были посещать это место. Да и они предпочитали переваливать подобную заботу на помощников. Старшее поколение начальников КПРФ вообще боялось компьютеров. Некоторые депутаты от партии, которым компьютер полагается по должности, так и не научились работать с электронной почтой.

И вдруг www.kprf.ru стремительно врывается на вершины рейтингов. Произошло это потому, что сетевой ресурс попал в руки профессионала, ранее в компартии не работавшего, — молодого Ильи Пономарева, который сделал карьеру отнюдь не в коридорах Думы, а в компьютерной компании IBS. Он превратил сайт в источник информации, полезный всякому, кто интересуется политикой. Даже для противников партии там всегда найдется что-то интересное. В этом, кстати, его позитивное отличие от большинства «партийных» сайтов, которые пишут только о себе и только хорошо.

Правда, пользоваться КПРФ.Ру по-прежнему очень трудно: чудовищный интерфейс вводит неопытного посетителя в состояние ступора. По сравнению с прежними временами ситуация даже ухудшилась: чем больше интересных текстов на сайте, тем труднее их найти. Впрочем, это наследство прошлого, как и изрядная часть политики партии. Поскольку в Сети избежать серьезного разговора на эти темы невозможно, на сайте появляется специальный раздел «КПРФ и новые левые». В общем, здесь все то же, что и в случае с интерфейсом: через старую форму пытается пробиться новое содержание. Пробьется ли? Посмотрим.

Чем больше разговоров о предстоящем обновлении КПРФ, тем сильнее интерес к Сергею Глазьеву, с которым, хоть он сам в партии и не состоит, связывают надежды на появление у нее нового облика. Окружение Глазьева создало собственное информационное агентство «Товарищ» (www.atvr.ru). Однако пока сайт выглядит довольно бедно, а главное, на нем вряд ли удастся найти ответ на интересующий всех вопрос о дальнейших перспективах оппозиции и Глазьева как самостоятельного политика. Может быть, потому, что ответ неизвестен до конца и самому Сергею Глазьеву.

У новых левых нет проблем ни с интерфейсом, ни с политической цензурой. А потому именно они развернули в Сети сразу несколько информационных проектов. Сначала появился www.left.ru. Этот сайт, обновляемый раз в месяц, некоторое время привлекал весьма разных по взглядам авторов и довольно пеструю, хотя не слишком многочисленную аудиторию. Затем начались типичные для крайне левых сектантские дрязги, и произошел раскол, плодом которого стал www.kommunist.ru. Тот, кто думает, что это еще один орган Компартии РФ, будет разочарован: команда сайта как раз ведет яростную борьбу против «оппортунистов» из официальной партии.

Настоящий «взрыв» левого Интернета начался, однако, в 2002–03 годах под влиянием антиглобалистского движения на Западе. Легендарная «Индимедия» — альтернативная информационная сеть, работающая на многих языках сразу, пришла и в Россию. Ее английский вариант вы найдете по адресу www.indymedia.org, а русский — на www.russia.indymedia.org.

Здесь, правда, тоже не обошлось без раскола. Создатель первого варианта русской «Индимедии» Владимир Ведеман сейчас делает собственный сайт www.imperativ.net. Многочисленные анархистские и полуанархистские проекты создали свою сетевую субкультуру. Троцкисты появились в двух конкурирующих вариантах: www.socialism.ru и www.1917.ru. В Воронеже появился антиглобалистский сайт www.resist.ru. А поклонники американского радикального мыслителя Ноама Хомского (Noam Chomsky) создали www.chomsky.narod.ru.

Особое место в этой картине занимает «Глобальная альтернатива» — www. aglob.ru. Сделанный на весьма скромные средства, сайт сумел быстро занять достойное место в «Рамблере». Он ежедневно обновляется, содержит много ссылок на политические и академические ресурсы. В нем есть хорошо сделанная английская часть (что и предопределило его популярность среди западных левых), через него можно заказать книги: магазин «Фаланстер» (www.falanster.ru), открывшийся примерно в одно время с сайтом, специализируется на философской, исторической и левой литературе. Многие предпочитают смотреть рецензии в «Глобальной альтернативе» и затем уже делать заказ.

В Интернете есть и правые радикалы, но их адреса здесь не приводятся по вполне понятным причинам: популяризировать расистские и антисемитские сайты не входит в задачу автора.

Наступление радикалов в Сети совершенно естественно. Еще лет пять-семь назад выяснилось, что Сеть уравнивает шансы. Сайт большой газеты или мощной телекомпании вынужден конкурировать на равных со страничкой провинциального анархиста. Разумеется, у «больших» и здесь преимущество. Они могут вложить больше денег в дизайн, в раскрутку сайта, рекламировать его по телевидению, платить авторам, чтобы получать лучшие имена и тексты. Но все равно перевес будет несравненно меньшим, чем в традиционной прессе. Чтобы раскрутить общенациональную газету, нужен капитал. Хороший сайт можно сделать за гроши, при наличии таланта и опыта. К тому же Сеть имеет тенденцию к самоорганизации. Люди посылают друг другу ссылки, обмениваются баннерами. Точно так же мы и в обычной, «досетевой» жизни рассказывали друг другу, что надо обязательно прочитать какую-то книгу, посмотреть фильм. Но в Интернете этот процесс приобретает характер стремительный и лавинообразный. Достаточно набрать адрес и нажать кнопку.

Первое политическое применение Интернета в России относится к избирательной кампании 2000 года, когда именно в Сети велась пропаганда за голосование «против всех» на президентских выборах. Другой альтернативой стала осознанная неявка на выборы. Из всей печатной прессы только «Новая газета» решилась дать слово сторонникам этих позиций. На практике же «господин Против Всех» и «товарищ Бойкот» спорили между собой преимущественно в виртуальном пространстве. Однако эффект спора был настолько велик, что первый канал телевидения — так и не давший слова ни той ни другой стороне, в последние дни перед выборами вынужден был признать существование этой сетевой дискуссии.

В общем, Интернет создает в информационном пространстве такую же возможность, что и голосование против всех в пространстве политическом. Через него выражают протест, несогласие, критику, презрение к системе. И именно в этом качестве он оказывается эффективен политически. Однако «официальные» политические структуры вовсе не отказываются от того, чтобы попытаться привлечь на свою сторону часть «протестного электората». И борьба за него — именно за него — будет сейчас вестись в Сети.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.