Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Главное сейчас — астероидная безопасность

Архив
автор : Леонид Левкович-Маслюк   14.07.2003

Выступление российских школьников на интеловском Всемирном смотре научно-технического творчества ISEF2003 (Intel International Science and Engineering Fair, 11–19 мая, Кливленд, шт. Огайо) оказалось необычайно успешным.

Выступление российских школьников на интеловском Всемирном смотре научно-технического творчества ISEF2003 (Intel International Science and Engineering Fair, 11–19 мая, Кливленд, шт. Огайо) оказалось необычайно успешным. Об этом в унисон говорили представители Intel и профессора нескольких ведущих вузов Москвы 29 мая на пресс-конференции, посвященной чествованию юных дарований.

Хитом «нашей сборной» оказалось достижение одиннадцатиклассника Московского химического лицея № 1303 Дениса Малышева, который первым из российских участников сумел добиться двойного успеха, получив не только Главный приз (Grand Award) в номинации «Химия», но и премию «Лучший проект в категории». Всего же лауреатами стали десять российских школьников. Еще один рекорд нынешнего ISEF — из 27 основных наград 17 получили представители СНГ (среди них четверо из Беларуси и трое из Казахстана).

Любопытно, что в компьютерной номинации наши школьники с каждым годом выступают все лучше и лучше: на последних ISEF они занимали сначала 4-е, затем 3-е, а в этом году — 2-е место (Андрей Татаринов, Всеволод Устинов и Василий Федосеев из московского Лицея информационных технологий № 1533). Престижную первую премию IEEE Computer Society получил Сергей Старков из Вятской (хорошо бы успехи «регионов» стали традицией) гуманитарной (!!!) гимназии. В математике лауреатов целых пять (Евгений Амосов, Артем Викторов, Сергей Иванов и Евгений Лохару из питерской Лаборатории непрерывного математического образования и Алексей Баран из «колмогоровского интерната», называемого теперь СУНЦ МГУ). Правда, в физике, науках о Земле и космосе, экологии, медицине и биологии в финал попасть не удалось.

Для тех, кто не в курсе: ISEF — не олимпиада1! Здесь соревнуются настоящие научные и инженерные работы, выполненные школьниками в настоящих исследовательских коллективах. В применении к российским условиям один из присутствовавших на пресс-конференции преподавателей счел нужным уточнить — во «вменяемых» коллективах, то есть способных эффективно и интересно работать здесь и сейчас. Некоторые из работ уже опубликованы или приняты к публикации в ведущих научных журналах. Работы представляются в форме стендового доклада, и участники должны уметь объяснить суть своих достижений десятку представителей жюри, в котором заметна прослойка нобелевских лауреатов. Прекрасно, что появляется все больше школьников, способных делать работы такого уровня.

Однако там, где призы и места, неизбежно возникает некий дух соревновательности, со всеми сопутствующими обстоятельствами. Мой вопрос на эту тему попал в самую точку, вызвав оживленное обсуждение, продолжавшееся даже во время фуршета. Преподаватели (они же научные руководители) дружно и энергично высказались в том смысле, что темы работ выбирались исключительно по логике исследований, а всякие конкурсы — дело десятое. Ректор МИФИ Борис Оныкий даже произнес небольшую речь, коснувшись очень серьезных аспектов взаимодействия науки, образования, промышленности, научных поколений, и отнюдь не только в применении к ISEF, — что вполне естественно, ибо этот смотр, как уже говорилось, совсем не «игрушечный».

С моей точки зрения, его «настоящесть» заключается еще и в том, что молодежь учится не только «делать науку», но и делать карьеру — цивилизованным, продуктивным образом. Наверняка очень трудно было решить «обобщенную задачу Куратовского» — «именные» задачи простыми не бывают! — относящуюся к общей топологии, о которой процентов 90 профессиональных математиков знают лишь понаслышке. Но надо высоко оценить и то, что школьники сумели объяснить важность этой работы взрослым ученым и инженерам, продвинув тем самым не только свои достижения, но и значимость теоретической математики в глазах «смежников». Не будем забывать, что ISEF — все-таки не contest (состязание), а fair, переводя буквально, ярмарка, то есть — рынок, но веселый, интересный, даже развлекательный. Очень точная, на мой взгляд, метафора научно-прикладной деятельности, где ценны и безошибочность выбора задачи, за которую общество (в конечном счете) готово платить, и внешний блеск.

Всем этим параметрам идеально соответствуют, кстати, темы работ трех девушек из США и Канады, ставших абсолютными чемпионками: «Точное определение расстояний до астероидов» (Лайза Глуховски), «Интерфейс между мозгом и компьютером» (Елена Глассман), «Лечение рака с помощью РНК» (Анила Мадираджу).


1 (назад)  По остроумному замечанию одного московского педагога, «олимпиады по предметам — тот же бег в мешках: побеждает не тот, кто лучше бегает, а тот, кто лучше бегает в мешке». Не могу с этим согласиться полностью, но… — Л.Л-М.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.