Закат солнца вручную
АрхивВ настоящее время правовая ситуация с GPS-приемниками неопределенная. Как известно, в нашей стране существуют ограничения на точность определения координат.
В начале мая случилось неожиданное и радостное событие. Государственная комиссия по электросвязи (ГКЭС) при Минсвязи рекомендовала снять часть ограничений на использование GPS-приемников. Как и в случае с Bluetooth, на конечных потребителях это разрешение практически никак не отразится. Однако радует, что российские чиновники постепенно приобщаются к мировой культуре, читают «Маленького принца» и постепенно приходят к выводу, что запрещать восходы и закаты нецелесообразно. Целесообразно закаты и восходы разрешать. Пусть будут.
Невольное беззаконие
В настоящее время правовая ситуация с GPS-приемниками неопределенная. Как известно, в нашей стране существуют ограничения на точность определения координат. Правда, найти упоминания об этом в каком-либо законодательном акте непросто. Если оставить за скобками письма ГТК и нормативные акты Роскартографии, которые не могут запрещать гражданским лицам использование GPS-навигаторов, то остаются лишь ссылки на некий секретный документ, запрещающий определение координат земной поверхности точнее 30 метров1. Очевидно, что после отмены Соединенными Штатами селективного доступа в мае 2000 года любой плохенький навигатор определяет координаты с погрешностью меньше 30 метров. Об этом ограничении знают все, но даже название этого документа широкой публике неизвестно. Начинающих пользователей зачастую беспокоят возможные последствия эксплуатации своих GPS-приемников.
С юридической точки зрения невозможно нарушать закон, который не был опубликован, то есть простым смертным фактически негде с ним ознакомиться. Правда, им доступно законодательство, регламентирующее порядок ввоза, сертификации и продажи приборов для определения координат, но оно написано в расчете на геодезические GPS-приемники. Поясню: обычный навигатор отличается от геодезического приемника, как школьная линейка от логарифмической.
Юридическое лицо обязано получить разрешение на ввоз в Россию приемников с целью сертификации, а после ввоза — предоставить уполномоченной организации всю партию приемников для сертификации. Согласно букве закона проверяется каждый экземпляр. Если все в порядке, оформляется разрешение на продажу2. Чтобы приобрести и эксплуатировать геодезический приемник, организация должна иметь право на работу с данными, представляющими государственную тайну. Оформляется разрешение на эксплуатацию приемника. В нашумевшей истории с арестом в 1997 году в Ростовской области гражданина США Р. Блисса, который использовал GPS для определения оптимального расположения станций сотовой связи, речь идет как раз о выполнении работ, которые, в соответствии с российским законодательством требуют наличия лицензии и обеспечения секретности. Использование GPS-навигатора для личных нужд в перечне геодезических и топографических работ не содержится и лицензии не требует.
Русский стандарт
В Москве GPS-приемники сегодня не продает только ленивый: помимо специальных фирм их можно найти в туристических магазинах, на Горбушке и в Митино. И все же простому гражданину ситуация по-прежнему неясна. Требуется ли разрешение на эксплуатацию навигатора? Процедуры оформления разрешения те же, что и для радиостанций. Самостоятельно обращаться в регистрирующий орган (ФГУП «Радиочастотный центр») практически бесполезно. Без дополнительных лицензий и разрешений соблюсти букву закона удастся лишь в случае, если прибор имеет сертификат соответствия, подтверждающий, что его точность определения координат хуже 100 м. Фирмы-продавцы иногда содействовали покупателю приемника в получении разрешения, однако такие прецеденты крайне редки, и львиная доля владельцев GPS-навигаторов — туристов, охотников, рыболовов — никаких бумаг, кроме инструкции, не имеет. Ситуацию хорошо описывает крылатая фраза про строгость законов и необязательность их исполнения: фактически никаких проблем владельцы GPS не испытывают, сотрудники правоохранительных органов претензий не предъявляют и лишь иногда интересуются, для чего этот навигатор нужен и как он работает3.
Так что инициативу Минсвязи РФ по отмене ограничений на использование индивидуальных GPS-приемников можно только приветствовать. Такое решение заполнило бы правовой вакуум и сняло бы массу вопросов. Ведь потенциально этот вакуум мешает не только покупателям карманных приемников. Навигаторы сегодня штатно устанавливаются в большинство представительских автомобилей и многие машины среднего класса (такой автомобиль легко узнать по антенне на багажнике или сзади на крыше — размерами и формой она похожа на компьютерную мышь и обычно окрашена в тот же цвет, что и вся машина). В ближайшем будущем ожидается, что GPS станет и неотъемлемым компонентом мобильного телефона.
Не стоит забывать, что речь пока идет только об инициативе Минсвязи. А режимы секретности определяются Генеральным штабом, и решающее слово остается за военными. Их позиция известна: не имея ничего против персональных навигаторов, они настаивают на сохранении существующих ограничений, а в качестве выхода предлагается создание системы контроля над оборотом и использованием аппаратуры спутниковой навигации. Очевидно, это такой же тупиковый путь, как приснопамятные разрешения на мобильные телефоны. Остается надеяться, что позиция Минсвязи отражает некое политическое решение, которое будет последовательно воплощено в жизнь.
1 (назад)Подробнее об этом документе можно прочитать в статье С. К. Кривоногова «Правовые основы использования GPS в России» (www.gisa.ru/9162.html).
2 (назад) Подробнее о порядке ввоза GPS-приемников см. статью Виктора Осипкова «О правовых основах секретности пространственных данных в РФ» (www.gisa.ru/9198.html).
3 (назад) Дискуссии на эту тему не прекращаются на протяжении последних лет. Высказываются различные мнения — сравните различные трактовки действующего законодательства: М. Трусков, «Правовые вопросы получения разрешения на использование приемника GPS» (www.gisa.ru/8938.html), и С. Романовский, «О правовых вопросах получения разрешения на использование приемника GPS — мнение профессионального продавца».
Закат солнца вручную
Даже при благоприятном исходе остаются ограничения, которые до сих пор представляют большую проблему и для граждан, и для организаций. Ведь для навигации необходимо не столько знание текущих координат, сколько ответ на вопрос «как проехать?». А картографические материалы в нашей стране находятся под строгим контролем законов. Ограничение на точность определения координат влечет за собой недоступность подробных карт. В магазинах можно купить карты масштаба 1:200 000 (два километра в одном сантиметре), а издатели атласов километрового масштаба, получивших широкое распространение в последние годы, вынуждены печатать их без сетки координат, характеристик рельефа и ландшафта, дорог и населенных пунктов, что вызывает недоумение у туристов, которым такая информация необходима. Заметьте, речь не идет о каких-либо военных объектах; даже на популярных у туристов генштабовских картах, которые можно в изобилии найти на публичных западных сайтах — библиотеках картматериалов, — нет ни единого военного городка, дороги, находящейся в ведении военных, или аэродрома, существование которого — секрет Полишинеля. Поговорка про обратную зависимость строгости закона и его исполнения работает и здесь. Путешественники пользуются всеми доступными материалами, которые часто могут подпадать под действие закона о государственной тайне и ограничения Генштаба и Роскартографии, однако для получения таких карт вовсе не обязательно заниматься шпионской деятельностью и подкупать лиц, допущенных к работе с этими материалами: «все уже украдено до нас».
На грани закона о секретности находятся программные продукты, предназначенные для использования с GPS-приемниками, — ведь по этим картам можно довольно точно узнать координаты всех содержащихся на них географических объектов. А к таким объектам, координаты которых являются государственной тайной, можно отнести и дорогу (проехали по ней с навигатором — в нем автоматически записался трек), и АЗС (точку на которой вы сохранили для будущих поездок).
В то же время в США можно получить (бесплатно или за деньги, но без намека на бюрократию) практически любые данные. Тамошняя политика отдает социалистическими идеями: раз картографические материалы создаются государственными организациями на деньги налогоплательщиков, значит, они должны быть доступны простым гражданам. Даже подробные спутниковые снимки почти всей планеты лежат в свободном доступе на сайтах НАСА, а в обычном атласе можно найти военную базу. В нашей же стране сотруднику, работающему с такими материалами, приходится ставить соответствующую галочку в анкете ОВИРа.
По сравнению с Россией даже Украина достигла вершин либерализации: там армейские топографические карты масштаба 1:100 000 без купюр, с координатной сеткой и полной номенклатурой объектов издают и продают гражданским лицам, а использованию GPS-навигаторов не ставится никаких препон.
Производители GPS-навигаторов обеспечивают их картографическими материалами. И для карманных, и для автомобильных приемников пользователи приобретают карты (чаще — на CD-ROM), предназначенные для конкретного семейства навигаторов. В зависимости от региона, для которого производится навигатор, производители предлагают карты Америки, Европы, Азии. Как правило, они содержат служебную информацию для автоматической прокладки маршрута, путевые точки на все случаи жизни — от аптек и театров до заправочных станций и гостиниц. Увы, страны СНГ на этих картах — белое пятно. Тому есть несколько причин, и большинство из них обусловлено законодательством РФ. Во-первых, западные компании просто не имеют необходимых картографических материалов. Покупать их они не торопятся — уж слишком много сложностей, вызванных секретностью карт. Если для резидентов порядки весьма строгие4, про зарубежные компании и говорить нечего. А потенциально невысокие прибыли на российском рынке не дают иностранцам стимула преодолевать эти баррикады. Туманна и судьба готового картографического продукта. Ведь он по определению будет привязан к сетке координат, и пользователь сможет легко узнать координаты любого объекта на карте. А карта, загрубленная до необходимой погрешности или не имеющая ряда топографических объектов, пользоваться спросом не будет.
Так что российские владельцы Mercedes и BMW пока могут лишь точно узнать расстояние до Гамбурга и надеяться на усилия российских энтузиастов. С карманными навигаторами дела обстоят получше. К примеру, для самой распространенной у нас марки Garmin есть и коммерческие продукты российских фирм, и программное обеспечение, с помощью которого можно самостоятельно изготовить карты в нужном формате. Это, кстати, лучший способ на собственной шкуре узнать многие нюансы, связанные с созданием и использованием картографических материалов. Впрочем, без поддержки заокеанского производителя нашим компаниям трудно противостоять пиратству, которое делает их бизнес бесприбыльным: добропорядочные владельцы приемников картами уже обзавелись, а небольшой ручеек новых покупателей часто не оправдывает затрат на поддержание качества продукта.
До тех пор пока будут сохраняться нынешние ограничения, картография в нашей стране будет деградировать из-за недостатка финансирования. Задумываясь о выпуске нового продукта — на бумаге или CD-ROM, — инвестор вынужден учитывать не только количество потенциальных покупателей и их платежеспособность, но и препятствия, которые он будет преодолевать задолго до начала продаж и которые повлияют на качество конечного картографического продукта или даже сделают его реализацию невозможной. А ведь создание новых карт требует использования дорогостоящей техники, современных технологий и привлечения высококвалифицированных специалистов. К сожалению, на либерализацию этой сферы надеяться не приходится. Со времен перестройки сломано немало копий, за снятие ограничений высказываются высокопоставленные сотрудники различных организаций, в том числе и государственных, а воз и ныне там.
4 (назад) В. В. Симахин «Кому нужны секретные карты?» (dvfo.ru/archive/2/217).