Архивы: по дате | по разделам | по авторам

История и кризис

Архив
автор : Вадим Иванченко   17.06.2003

Впервые аэрофотосъемка была использована в военных целях аж в 1862 году, во время Гражданской войны в США. В дальнейшем ее роль выросла во много раз.

Впервые аэрофотосъемка была использована в военных целях аж в 1862 году, во время Гражданской войны в США. Тогда северяне фотографировали с аэростата оборонительные сооружения южан. В Первую мировую появились уже специальные разведывательные самолеты, оснащенные разработанными именно для этих целей фотокамерами. В Великую Отечественную фоторазведка активно использовалась и для добывания сведений об объектах противника, и для контроля результативности артиллерийских и бомбовых ударов. В 1942 году британские военные обнаружили с помощью аэрофоторазведки немецкий ракетный испытательный полигон в Пенемюнде. Но лишь через год они смогли квалифицированно дешифровать полученные снимки и проникнуть в одну из строжайше охраняемых тайн нацизма — производство ракетного оружия.

В самый напряженный период холодной войны произошло несколько заметных событий в истории IMINT. Во-первых, в августе 1960 года США запустили первый в мире спутник-шпион KH-1, созданный по программе CORONA. Космические аппараты этой серии имели невысокое пространственное разрешение на местности, но с их помощью удалось обнаружить на территории СССР от 15 до 25 объектов, идентифицируемых как базы межконтинентальных баллистических ракет, в то время как американские военные считали, что этих баз должно быть от 100 до 250. Во-вторых, 25 октября 1962 года представитель США в ООН Стивенсон представил Совету Безопасности дешифрованные аэрофотоснимки, которые доказывали наличие советских баллистических ракет на Кубе.

Незадолго до этого агентура донесла, что в одном из районов Острова Свободы наблюдается организованный отток местных жителей. Для проведения фотосъемки снарядили самолет-шпион U-2, один из «собратьев» которого годом ранее был сбит над Уралом. На полученных пленках дешифровщики Национального центра интерпретации фотоснимков ЦРУ (National Photographic Interpretation Center) обнаружили несвойственные для аграрной Кубы объекты: однотипные вытянутые тенты, тяжелую автомобильную технику, подготовленные площадки. Определив длину тентов, которая совпала с длиной баллистической ракеты средней дальности SS-4 (их фотографии были сделаны во время парада на Красной площади), американцы отсняли всю территорию Кубы, нашли еще несколько ракетных баз и получили козырную карту в военно-политическом противостоянии сверхдержав.

1944 год. На авиасборочном и ремонтном заводе Фокке-Вульф в Мариенбурге около 500 иностранных рабочих под контролем немецких инженеров и администрации ([1] — городок, где они живут) собирают, испытывают и ремонтируют истребители.
Авиация союзников уже бомбит Германию. Поначалу бомбежки редкие, немцы засыпают воронки грунтом [2].
Линия фронта все ближе к территории завода. Новые воздушные налеты разрушают ограждение [3], производственные корпуса [4] и коммуникации. На полное восстановление уже нет сил. Новое ограждение не возводится. На его разрушенных участках [5] оборудуются окопы [6]. По периметру завода копается ров [7]. На территории предприятия от завалов расчищаются лишь самые важные для производства элементы инфраструктуры, главным образом — внутризаводские дороги [8] к сборочным и ремонтным корпусам [9]. После разрушения сборочного корпуса [10] сохранившееся оборудование и самолеты выведены на площадку [11] и в поле [12], работа идет под открытым небом…
Дисциплина и «немецкий порядок» разваливаются. Иностранные рабочие уже не ходят в столовую строем по дорогам, — от каждого барака [13] протоптана своя тропинка [14] прямо по газонам.
Самолетов выпускается все меньше. Квалифицированных летчиков практически не осталось. Все реже садятся самолеты на взлетно-посадочную полосу авиазавода. Малоопытные летчики сажают машины «с  подскоком» после первого касания ([15] — следы на ВПП). Испытания навигационного и иного оборудования уже практически не проводятся. Несмотря на засыпанную воронку дорога к девиационному кругу [16] используется редко.
Завод продолжает работать. Главное — выпустить как можно больше самолетов.

 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.